Урок русского языка по теме "Собирательные числительные"
Учитель Обысова Н.В., МОУ «Милославская СОШ»
Цель урока для учителя: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; воспитывать нравственный потенциал учащихся; формирование готовности к личностному самоопределению, уважение к мнению одноклассника при совместной работе в паре.
Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно определять разряд числительных.
Обучающий аспект: обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными.
Цели урока для учащихся:
после урока учащиеся смогут понимать, чем отличаются собирательные числительные от других разрядов;
учащиеся будут знать грамматические признаки собирательных имён числительных, особенности их сочетаемости с существительными;
учащиеся сумеют правильно употреблять собирательные числительные в речи; приобретут навыки универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные (в общении и сотрудничестве), познавательные и регулятивные.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: исследовательский, эвристический, интерактивный.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: медиапроектор, экран, учебники для 6 класса (уч. компл. В.В. Бабайцевой: «Практика», «Теория»), раздаточный материал; фломастеры, бумага.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация.
- Ребята, какие вы знаете пословицы, где употребляются числительные?
III.Активизирующий этап. Пробное действие.
- Не случайно начнем сегодня мы наш урок с пословиц, потому что в каждой пословице заложен поучительный смысл, каждая пословица-это кладезь народной мудрости.
На слайде:
(2) пашут – (7) руками машут.
Один дома горюет, а (2) в поле воюют.
В полплеча работа тяжела, а (оба, обе) подставишь – легче справишь.
У (7) нянек дитя без глазу.
(7) с ложкой – один с сошкой.
Задания:
– Прочитайте и объясните смысл каждой пословицы.
- Назовите орфограммы в окончаниях глагола.
- Какие числительные вы употребили? Почему? К какому разряду количественных числительных они относятся?
- Какие затруднения были в употреблении числительных?
Примерные ответы:
-Трудности в употреблении собирательных числительных. Оказывается, нужно знать алгоритм, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.
- Запись темы урока в тетрадь: «Собирательные числительные».
Постановка проблемы: почему не всегда собирательными числительными можно заменить количественные?
Гипотеза: Можно предположить, что собирательные числительные не сочетаются с существительными женского рода.
- Работа с таблицей ( Малюшкин. Учебные таблицы, с. 61).
– Назовите все разряды имён числительных.
- Сформулируйте цель урока. Чему мы сегодня на уроке сможем научиться? ( Цель: познакомиться с разрядом «собирательные числительные», научиться отличать их от других числительных и правильно употреблять с существительными).
IV. Изучение темы “Собирательные числительные”.
Слово учителя: На уроке нам предстоит ответить на несколько вопросов.
(Вопросы на экране)
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
1.Что обозначают собирательные числительные? 2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? 3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные? 4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
Найдите ответ на первый вопрос в учебнике «Теория», П.113. (Ответы учащихся).
- Ответы на остальные вопросы вы будете добывать сами в ходе самостоятельной исследовательской работы.
Работа в парах. Таблица на экране и на столах.
1
| 2
| Образуются
| Сочетаются
| Два
| Двое
| Мужчин
| ?Телят
| ?Ворот
| Три
| ?
| ?Воин
| ? Котенок
| ? Ножницы
| Четыре
| ?
| ? Студент
| ?Медвежонок
| ? Брюки
| Пять
| ?
| ? Сестра
| ? Мышонок
| 7 Очки
| Шесть
| ?
| ?Друг
| ?Волчонок
| ?Сани
| Семь
| ?
| ?Одноклассник
| ?Лисенок
| ?Сутки
| Заполните самостоятельно первую колонку.
Задания по рядам. Заполните колонки, работая в парах.
Сделайте вывод: с какими существительными употребляются имена существительные?
Сверьте свои ответы с материалами учебника («Теория», П. 113, 3 абзац).
В каких случаях вы употребили не собирательные, а количественные числительные, обозначающие целые числа?
Самостоятельная работа.
Учебник «Практика», упр. 492, письменно.
Склонение словосочетания:
ТРОЕ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ (на слайде)
? Какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах? (Ребята самостоятельно делают вывод: те же окончания, что и у прилагательных во множественном числе).
Найдите информацию в учебнике: с какими существительными сочетаются собирательные числительные ОБА, ОБЕ?
Упр. 497 . Задание: вставьте нужные числительные на месте пропуска карандашом.
V. Закрепление изученного.
Задание на экране, запись на доске и в тетради: укажите номера предложений, в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их. (Такое же в учебнике упр. №498).
1. Трое подруг живут в одном дворе 2. А за ним едва поспевали двое жеребят. 3. На столе стояло четверо стаканов 4. Трое котят забрались в папину шляпу.
? Почему в некоторых предложениях нельзя употребить собирательные числительные?
VI. Обобщение пройденного. Рефлексия.
Задание: в работе в парах составьте КЛАСТЕР (рисунок, схему), где будет показано, с какими сущ. употребляются собирательные имена числительные.
VII. Контроль знаний и умений (задание на экране)
(Задание выполняется на листочках)
Выберите и подчеркните нужную форму
а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах. б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья. в) Недоставало (трех – троих) ножей. г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор. д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки. е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
VIII. Подведение итогов урока.
-Ребята, что для вас осталось непонятным из изученного материала на уроке?
-Вспомните цели урока. Достигли мы с вами поставленной цели?
-Были ли у вас трудности и разногласия в совместной работе? Смогли ли вы прийти к общему решению? Как эти трудности преодолеть?
IX. Домашнее задание
Составить предложения на тему “Дружба”, используя собирательные числительные, или упр. 493 письменно (на выбор). |