В. А. Ащеулов " " 2011 г





Скачать 226.12 Kb.
НазваниеВ. А. Ащеулов " " 2011 г
страница1/2
Дата публикации10.07.2013
Размер226.12 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Философия > Программа курса
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная геодезическая академия»

Кафедра гуманитарных наук

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по Учебной работе

В.А. Ащеулов

"_____"__________________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Философские проблемы в науке и технике

Направление подготовки

120100 Геодезия и дистанционное зондирование

Профиль подготовки

Геодезия

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная

Новосибирск, 2011

  1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цели освоения курса «Философские проблемы в науке и техники» являются:

  • содействие формированию всесторонне образованного, методологически вооруженного специалиста;

  • углубленное изучение философии и методологии науки и техники;

  • понимание науки, как системы естествознания, техникознания, человекознания;

  • формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности и профессиональной деятельности.

Задачи:

  • дать представление о науке, как виде духовной деятельности, способе существования знания и социальном институте;

  • сформировать представление о феномене техники, как объекте междисциплинарного анализа;

  • выявить место науки и техники в культуре и показать специфику философского осмысления науки и техники в социокультурном аспекте;

  • ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки и философии техники;

  • дать представление о научной и технической рациональности, структуре и методах научной и технической рациональности, структуре и методах научного познания и технико-проективной деятельности;

  • дать представление о научной и технической рациональности, нормах и ценностях научной и технико-проективной деятельности.

  1. Место курса в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Философские проблемы в науке и технике» относится к циклу «Профессиональный цикл. Базовая часть»

Связь с предшествующими дисциплинами.

Курс предполагает знаний по философии, социологии, культурологи, а также ожидаетсязнание всего комплекса естественнонаучных и технических дисциплин, изученных за предшествующие четыре года обучения.

Программа курса позволяет глубже понять феномен науки и техники в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной и духовно-практической деятельности как социокультурные институты.

Связь с последующими дисциплинами.

Знания и навыки, полученные магистрантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написанием выпускной квалификационной работы. Дает возможность магистранту осмыслить состояние, можно и социокультурную значимость избранной специальности и решать задачи в конкретной области на современном уровне.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций (ОК):

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектульный и общекультурный уровень;

ОК-2 – спосбность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-3 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Общепрофессиональных компетенций (ОПК):

ОПК-1 способность использовать методологию науки для объяснения этапов развития цивилизации, соотношений науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем, ценностей научной рациональности и диалектики (историзма) ее развития;

ОПК-2 способность к изучению и моделированию процессов в области геодезии и технике;

ОПК-3 – способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских работ;

ОПК-4 – готовность использования и применения базовых навыков принятия решений в области техники и технологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • философские проблемы естественных и технических наук, пути их решения;

  • основные научные направления, концепции, источники знания;

  • методологию научных исследований;

  • основные методы научного познания;

  • прграммно-целевые методы решения научных и технических проблем;

  • понятийный аппарат принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки и техники;

уметь:

  • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной специальности;

  • самостоятельно исследовать факты и концепции, выявить тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессиональной деятельности;

  • использовать знания в выбранном направлении;

владеть:

  • основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;

  • методологией решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;

  • владеть культурой философской дискуссии, философского обоснования своей жизненной позиции.

  1. Структура дисциплины «Философские проблемы в науке и технике»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы 180 часов.

Трудоемкость дисциплины 5 ЗЕ

Форма обучения

очная

Курс/ семестр

1/1

Всего

180

Лекции, ч

34

Семинарские занятия, ч

-

Практические занятия, ч

-

Самостоятельная работа, ч

110

Курсовая работа, семестр

-

Форма промежуточной аттестации

Экзамен (36)



  1. Матрица состояния тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

Темы, разделы дисциплины

Ко-во часов

Компетенции

1

2

3

4

5

6

7

Общее ко-во компетенций

Раздел1. Философия науки.

Тема1. Предмет современной философии науки

16

Ок1




Ок2

Опк2







Опк1

4

Тема 2. Особенности научного познания

16




Опк1







Ок3




Ок1

3

Тема 3. Функции наук в жизни общества.

16




Ок1







Ок2




Опк4

3

Тема 4. Структура научного знания.

16




Ок1

Ок3




Опк2







3

Тема 5. Методология научного познания.

16

Опк1







Ок1







Опк4

3

Раздел 2. Тема 6. Философия техники: предмет, пробелы. Философское понимания сущности техники

16




Опк1

Ок1




Ок1







3

Тема 7. Особенности механического знания. Специфика предмета и методологии технических наук.

16

Опк1




Ок1

Опк2







Опк2

4

Тема 8. Особенности неоклассических научно-технических дисциплин

16

Опк1







Опк4







Опк2

3

Тема 9. Социальная оценка техники

16

Опк4




Ок2




Опк4







3

итого

144

5

4

5

4

5




3






  1. Содержание дисциплины.

    1. Лекционные занятия

      Неделя семестра

      Раздел дисциплины, темы лекций, их содержание

      Объем в часах

      1,2, 3,4, 5,6, 7,8, 9,10

      1. Философия науки




      1

      1.1 Предмет современной философии. Бытие науки. Наука как познавательная деятельность: социологический и когнитивные аспекты. Наука как система знаний. Наука как социальный институт, как академическая система. Наука как особая сфера культуры.

      2

      2,3

      1.2 Особенности научного познания. Понятия знания и познания. Познание как взаимодействие объективных и субъективных структур.

      Знание как репрезентация и реконструкция объективных структур в субъекте. Субъективная обусловленность познания: филогенетическая, социогенетическая, онтогенетическая.

      Основные формы донаучного и вненаучного знания. Неявное знание. Знание и умение. Обыденное знание. Особенности обыденного знания.

      Паранауки. Проблемы демаркации науки и паранауки. Многообразие парадисиплин: алхимия, астрология, парафизика, парапсихология и пр.

      Паранаука и феномен культуры.

      Многообразие научного знания. Проблема единства науки и проблема демаркации науки и ненауки. Критерии научности и их функции: демаркационная и регулятивная.

      Универсальные критерии научности: многообразие вариантов. Идеалы научного знания. Идеал научности как комплекс познавательных ценностей и норм. Научность и истинность. Структура идеала научности.

      Классический идеал научности и его основания. Критика классического идеала научности.

      Основные тенденции формирования нового идеала научности: антифундаментализация, плюрализм, экстернализация в истолковании научного знания.

      4

      4,5

      1.3 Функции жизни общества. Наука как важнейший социальный институт современного общества. Зависимость науки от социокультурной среды, формы их взаимодействия. Внутренние закономерности функционирования и развития науки.

      Цели и ценности научного познания. Это науки и амбивалентность его реализации. Наука

      Как производительная и социальная сила. Познавательный горизонт и культурные ресурсы научного исследования.

      Наука как имманентаная часть инновационной деятельности. Интеллектуальная собственность, ее виды, формы, методы оценки и механизм реализации. Основные организационные структуры современного национального НТП (национальные исследовательские программы, государственные научные центры и лабаратории, университеты, регионы науки, технополисы, технопарки, кооперативные исследовательские и инновационо-технологические центры и др.) и особенности их функционирования.

      Роль науки в современном образовании и формирования личности.

      4

      6,7

      1.4 Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

      «Вертикальный срез»: уровни научного познания. Эмпирический уровень и его особенности. Формы представления знаний на эмпирическом уровне: описания, классификация, эмпирические закономерности. Методы эмпирического познания: эксперимент, наблюдение и пр.

      Проблема теоретическойнагруженности факта. Теоретический уровень и его особенности. Понятие идеализированного объекта. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Структура научной теории. Типы научных теорий.

      Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.

      Идеалы о нормы исследования и их социокультурная размерность. «Горизонтальный» срез научного знания. Понятие локальной исследовательской области.

      Особенности «переднего края» научных исследований. Комплексный характер современных научных проблем.

      4

      7,8

      1.5 Методология научного исследования. Понятие метода и методологии. Онтологические и гносеологические аспекты и методы. Классификация научных методов. Роль методологии в структуре научного знания. Философия как методология научного познания. Типы и уровни методологического анализа в науке. Историческая смена типов научной рациональности. Рациональность как целесообразность. Научная и иные виды рациональности в человеческой деятельности мира человеком. Идеалы и нормы научного исследования. Идеал научности как объект исследования.

      Научные традиции и научные революции. Структура научной революции. Типология научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

      4

      11,12, 13,14, 15

      1. Философия техники




      9,10

      2.6 Философия техники: предмет, проблемы. Философское понимание смысла и сущности техники. Феномен техники как объект междисциплинарного анализа.

      Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

      Философские концепции взаимоотношения науки и техники.

      Философские концепции взаимоотношения науки и техники. Наука и техника: модели взаимодействия. Научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неоклассическом естествознании

      4

      10,11

      2.7 Особенности технического знания. Специфика предмета и методологии технических наук. Первые технические науки как прикладноеестествознвние.

      Основные типы технических наук. Структура технического знания. Научные законы и технические правила. Истинность и эффективность.

      Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках – техническая теория. Абстрактно-теоретические – общие и частные – схемы технической теории. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника. Особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

      4

      12,13

      2.8 Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Различия современных и классических научно-технических дисциплин. Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) дисциплинами. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования.

      4

      14,15

      2.9 Социальная оценка техники. Научно-техническая политика и проблемы управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

      Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. Социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование. Междисциплинарность, рефлективность и проектная направленность исследований последствий техники.

      Этика ученого и социальная ответственность проектировщика. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизациисовременной техники.

      Социально экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

      4
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведено заседаний (даты): 10. 09. 2010; 13. 10. 2010; 24. 11. 2010; 18. 01. 2011; 01. 03. 2011; 27. 04. 2011; 18. 05. 2011; 02....
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
МОин РФ №100-3977 от 12. 08. 2011 об учебных планах на 2011-2012 уч год от 12. 08. 2011 с учётом учебного плана мбоу сош №3, утвержденного...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бурятия от 14 марта 2011 года n 1907-iv "о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 2015 годы" за 2011...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconРоссийские сми о мчс мониторинг за 11 апреля 2011
Наиболее сложная паводковая ситуация ожидается в 2011 году в Якутии. (Информационное агентство «PrimaMedia», 08. 04. 2011) 12
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПрограмма «охрана окружающей среды на территории кудымкарского муниципального...
Кудымкарского муниципального района от 23. 07. 2010 года №450 (в ред от 14. 10. 2010 г. №702, 06. 04. 2011 №263, 06. 10. 2011 №931,...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconИсенбаев В. Р./ /Исанаева Е. А. / / Дмитриева Э. А./ Протокол № от...
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconИнформационный бюллетень методической деятельности оу нпо курска...
Внимание! Просим сообщить о дополнениях, правках по данному проекту на кафедру профобразования кинпо до 10 сентября 2011 года
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconКалендарно-тематический план самостоятельной работы для студентов...
Сроки контроля: ноябрь 2011 г и декабрь 2011 г в соответствии с расписанием на кафедре
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПриказ от 28 февраля 2011 г. N 158н об утверждении правил обязательного...
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 74 "О правилах обязательного медицинского...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconЗаключительное коммюнике Организации Исламская конференция от 8 марта...
Резолюция 1973 (2011), принятая Советом Безопасности на его 6498-м заседании 17 марта 2011 года
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconОтчет категории сми: Газеты, Журналы, Информагентства, Интернет,...
Всего упоминаний: 129, экспортировано 38 сообщений без перепечаток на основные темы
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconОтчет о самообследовании негосударственного образовательного учреждения...
На основании решения Ученого совета Института (протокол №1/18 от 02. 11. 2011г.) в период с 02. 11. 2011 по 15. 11. 2011 комиссией,...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconКлючевые даты с 30 сентября 2011 г. – регистрация участников до 25...
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Москвы в 2011-2012 учебном году", Письмом Минобрнауки от 15. 08. 2011 г. N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПостановление От 3 октября 2011 г. N 460-пп об утверждении государственной...
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
В. А. Ащеулов \" \" 2011 г iconПамятка первокурсника 2011 Братск 2011 Памятка первокурсника 2011:...
От всей души поздравляю вас с началом нового, яркого и важного этапа вашей жизни. Искренне рад, что пройдет он в стенах Братского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск