МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная геодезическая академия»
Кафедра гуманитарных наук
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по Учебной работе
В.А. Ащеулов
"_____"__________________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Философские проблемы в науке и технике
Направление подготовки
120100 Геодезия и дистанционное зондирование
Профиль подготовки
Геодезия
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Новосибирск, 2011
Цели и задачи освоения дисциплины.
Цели освоения курса «Философские проблемы в науке и техники» являются:
содействие формированию всесторонне образованного, методологически вооруженного специалиста;
углубленное изучение философии и методологии науки и техники;
понимание науки, как системы естествознания, техникознания, человекознания;
формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности и профессиональной деятельности.
Задачи:
дать представление о науке, как виде духовной деятельности, способе существования знания и социальном институте;
сформировать представление о феномене техники, как объекте междисциплинарного анализа;
выявить место науки и техники в культуре и показать специфику философского осмысления науки и техники в социокультурном аспекте;
ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки и философии техники;
дать представление о научной и технической рациональности, структуре и методах научной и технической рациональности, структуре и методах научного познания и технико-проективной деятельности;
дать представление о научной и технической рациональности, нормах и ценностях научной и технико-проективной деятельности.
Место курса в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Философские проблемы в науке и технике» относится к циклу «Профессиональный цикл. Базовая часть»
Связь с предшествующими дисциплинами.
Курс предполагает знаний по философии, социологии, культурологи, а также ожидаетсязнание всего комплекса естественнонаучных и технических дисциплин, изученных за предшествующие четыре года обучения.
Программа курса позволяет глубже понять феномен науки и техники в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной и духовно-практической деятельности как социокультурные институты.
Связь с последующими дисциплинами.
Знания и навыки, полученные магистрантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написанием выпускной квалификационной работы. Дает возможность магистранту осмыслить состояние, можно и социокультурную значимость избранной специальности и решать задачи в конкретной области на современном уровне.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций (ОК):
ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектульный и общекультурный уровень;
ОК-2 – спосбность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности;
ОК-3 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
Общепрофессиональных компетенций (ОПК):
ОПК-1 способность использовать методологию науки для объяснения этапов развития цивилизации, соотношений науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем, ценностей научной рациональности и диалектики (историзма) ее развития;
ОПК-2 способность к изучению и моделированию процессов в области геодезии и технике;
ОПК-3 – способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских работ;
ОПК-4 – готовность использования и применения базовых навыков принятия решений в области техники и технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
философские проблемы естественных и технических наук, пути их решения;
основные научные направления, концепции, источники знания;
методологию научных исследований;
основные методы научного познания;
прграммно-целевые методы решения научных и технических проблем;
понятийный аппарат принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки и техники;
уметь:
осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной специальности;
самостоятельно исследовать факты и концепции, выявить тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессиональной деятельности;
использовать знания в выбранном направлении;
владеть:
основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;
методологией решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;
владеть культурой философской дискуссии, философского обоснования своей жизненной позиции.
Структура дисциплины «Философские проблемы в науке и технике»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы 180 часов.
Трудоемкость дисциплины 5 ЗЕ Форма обучения
| очная
| Курс/ семестр
| 1/1
| Всего
| 180
| Лекции, ч
| 34
| Семинарские занятия, ч
| -
| Практические занятия, ч
| -
| Самостоятельная работа, ч
| 110
| Курсовая работа, семестр
| -
| Форма промежуточной аттестации
| Экзамен (36)
|
Матрица состояния тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций
Темы, разделы дисциплины
| Ко-во часов
| Компетенции
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Общее ко-во компетенций
| Раздел1. Философия науки.
Тема1. Предмет современной философии науки
| 16
| Ок1
|
| Ок2
| Опк2
|
|
| Опк1
| 4
| Тема 2. Особенности научного познания
| 16
|
| Опк1
|
|
| Ок3
|
| Ок1
| 3
| Тема 3. Функции наук в жизни общества.
| 16
|
| Ок1
|
|
| Ок2
|
| Опк4
| 3
| Тема 4. Структура научного знания.
| 16
|
| Ок1
| Ок3
|
| Опк2
|
|
| 3
| Тема 5. Методология научного познания.
| 16
| Опк1
|
|
| Ок1
|
|
| Опк4
| 3
| Раздел 2. Тема 6. Философия техники: предмет, пробелы. Философское понимания сущности техники
| 16
|
| Опк1
| Ок1
|
| Ок1
|
|
| 3
| Тема 7. Особенности механического знания. Специфика предмета и методологии технических наук.
| 16
| Опк1
|
| Ок1
| Опк2
|
|
| Опк2
| 4
| Тема 8. Особенности неоклассических научно-технических дисциплин
| 16
| Опк1
|
|
| Опк4
|
|
| Опк2
| 3
| Тема 9. Социальная оценка техники
| 16
| Опк4
|
| Ок2
|
| Опк4
|
|
| 3
| итого
| 144
| 5
| 4
| 5
| 4
| 5
|
| 3
|
|
Содержание дисциплины.
Лекционные занятия
Неделя семестра
| Раздел дисциплины, темы лекций, их содержание
| Объем в часах
| 1,2, 3,4, 5,6, 7,8, 9,10
| Философия науки
|
| 1
| 1.1 Предмет современной философии. Бытие науки. Наука как познавательная деятельность: социологический и когнитивные аспекты. Наука как система знаний. Наука как социальный институт, как академическая система. Наука как особая сфера культуры.
| 2
| 2,3
| 1.2 Особенности научного познания. Понятия знания и познания. Познание как взаимодействие объективных и субъективных структур.
Знание как репрезентация и реконструкция объективных структур в субъекте. Субъективная обусловленность познания: филогенетическая, социогенетическая, онтогенетическая.
Основные формы донаучного и вненаучного знания. Неявное знание. Знание и умение. Обыденное знание. Особенности обыденного знания.
Паранауки. Проблемы демаркации науки и паранауки. Многообразие парадисиплин: алхимия, астрология, парафизика, парапсихология и пр.
Паранаука и феномен культуры.
Многообразие научного знания. Проблема единства науки и проблема демаркации науки и ненауки. Критерии научности и их функции: демаркационная и регулятивная.
Универсальные критерии научности: многообразие вариантов. Идеалы научного знания. Идеал научности как комплекс познавательных ценностей и норм. Научность и истинность. Структура идеала научности.
Классический идеал научности и его основания. Критика классического идеала научности.
Основные тенденции формирования нового идеала научности: антифундаментализация, плюрализм, экстернализация в истолковании научного знания.
| 4
| 4,5
| 1.3 Функции жизни общества. Наука как важнейший социальный институт современного общества. Зависимость науки от социокультурной среды, формы их взаимодействия. Внутренние закономерности функционирования и развития науки.
Цели и ценности научного познания. Это науки и амбивалентность его реализации. Наука
Как производительная и социальная сила. Познавательный горизонт и культурные ресурсы научного исследования.
Наука как имманентаная часть инновационной деятельности. Интеллектуальная собственность, ее виды, формы, методы оценки и механизм реализации. Основные организационные структуры современного национального НТП (национальные исследовательские программы, государственные научные центры и лабаратории, университеты, регионы науки, технополисы, технопарки, кооперативные исследовательские и инновационо-технологические центры и др.) и особенности их функционирования.
Роль науки в современном образовании и формирования личности.
| 4
| 6,7
| 1.4 Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
«Вертикальный срез»: уровни научного познания. Эмпирический уровень и его особенности. Формы представления знаний на эмпирическом уровне: описания, классификация, эмпирические закономерности. Методы эмпирического познания: эксперимент, наблюдение и пр.
Проблема теоретическойнагруженности факта. Теоретический уровень и его особенности. Понятие идеализированного объекта. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Структура научной теории. Типы научных теорий.
Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории.
Идеалы о нормы исследования и их социокультурная размерность. «Горизонтальный» срез научного знания. Понятие локальной исследовательской области.
Особенности «переднего края» научных исследований. Комплексный характер современных научных проблем.
| 4
| 7,8
| 1.5 Методология научного исследования. Понятие метода и методологии. Онтологические и гносеологические аспекты и методы. Классификация научных методов. Роль методологии в структуре научного знания. Философия как методология научного познания. Типы и уровни методологического анализа в науке. Историческая смена типов научной рациональности. Рациональность как целесообразность. Научная и иные виды рациональности в человеческой деятельности мира человеком. Идеалы и нормы научного исследования. Идеал научности как объект исследования.
Научные традиции и научные революции. Структура научной революции. Типология научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
| 4
| 11,12, 13,14, 15
| Философия техники
|
| 9,10
| 2.6 Философия техники: предмет, проблемы. Философское понимание смысла и сущности техники. Феномен техники как объект междисциплинарного анализа.
Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.
Философские концепции взаимоотношения науки и техники.
Философские концепции взаимоотношения науки и техники. Наука и техника: модели взаимодействия. Научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неоклассическом естествознании
| 4
| 10,11
| 2.7 Особенности технического знания. Специфика предмета и методологии технических наук. Первые технические науки как прикладноеестествознвние.
Основные типы технических наук. Структура технического знания. Научные законы и технические правила. Истинность и эффективность.
Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках – техническая теория. Абстрактно-теоретические – общие и частные – схемы технической теории. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника. Особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
| 4
| 12,13
| 2.8 Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Различия современных и классических научно-технических дисциплин. Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) дисциплинами. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования.
| 4
| 14,15
| 2.9 Социальная оценка техники. Научно-техническая политика и проблемы управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. Социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование. Междисциплинарность, рефлективность и проектная направленность исследований последствий техники.
Этика ученого и социальная ответственность проектировщика. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизациисовременной техники.
Социально экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.
| 4
| |