Пояснительная записка
Речь играет определяющие и в психическом становлении ребенка, является также важнейшей социальной функцией, для развития которой требуется значимая для ребенка речевое общение
Планирование и распределение тем по развитию речи также зависит от уровня индивидуальной готовности учащегося. Основное внимание обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые соответствуют его коммуникативным потребностям. Немаловажным фактором является обучение и понимание учеником жестов, выразительных движений, особенно мимики, и эмоциональных состояний педагога и сверстников. Для развития и совершенствования регулирующей и исполнительской функции речи проводится работа по формированию и отработке предварительного замысла, и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами и пр.
Уроки развития речи тесно связаны с уроками литературы и природоведения, на которых продолжается формирование навыка языкового анализа и синтеза; работа над формированием лексико-грамматических средств языка учащегося, формированием предикативного и качественного словаря, формированием навыка словообразования. А также, работа над формированием самостоятельной фразы, умению отвечать на вопросы.
Количество уроков, отведенных определенной теме, может варьироваться в зависимости от речевых возможностей учащегося и степени усвоения материала.
Для этого предусматриваются критерии оценивания, также представленные в индивидуальной программе.
Главными формами учебных занятий являются ознакомительные и практические уроки. Проводятся 2 раза в неделю.
Настоящая программа разработана в связи с уточнениями, внесёнными в тематику уроков развития речи, количества часов, отведенных на изучение отдельных тем, с введением дополнительного материала на основе учета регионального и школьного компонентов.
Она составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании типовой программы для I отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи для 3 класса // Сборник программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи . Подготовительный, 1-5 классы.- М.: Просвещение, 1987.
Программа составлена на 100 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения и является программой для классов КРО(коррекционно-развивающего обучения).
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
Формирование, развитие и активизация словарного запаса
Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи
Обучение связной речи
Развитие наблюдательности, умения анализировать и обобщать
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
«Работа над словом»
«работа над предложением»
«Развитие связной речи»
Программа составлена с опорой на лексические темы.
Содержание, его структура и объём настоящей программы полностью соответствует структуре и объёму содержания авторской программы. Основные содержательные линии:
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).
| в процессе ежедневной
работы
| Обучающиеся должны уметь:
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова;
пользоваться толковым словарем, словарем синони мов, антонимов.
| Текст. Развитие связной реч и.
|
|
| Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.
Подробное и краткое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану).
Сочинение-повествование по картине; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.
Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
| в
течение
всего года
| Обучающиеся должны уметь:
писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения.
|
Календарно-тематическое планирование развитию речи 3 «А» класса на I полугодие.
I Четверть 18 часов.
II четверть 14 часов
Учитель: Горшкова А.В.
№
| Тема
| Количество часов
|
| I четверть
|
| 1
| Слово. Значение слова
| Закрепить представление учащихся о слове, как единице речи.
| 2
| 2
| Многозначные слова
| Познакомить учащихся с многозначными словами.
| 2
| 4
| Прямое и переносное значение слов.
| Познакомит учащихся с прямым и переносным значением слов.
| 2
| 6
| Употребление глаголов.
| Повторить и закрепить употребление глаголов в речи.
| 2
| 8
| Употребление сравнительных прилагательных
| Повторить и закрепить употребление сравнительных прилагательных в речи.
| 2
| 10
| Наречия способа действия
| Познакомить учащихся с наречиями способа действия.
| 2
| 12
| Наречия места действия
| Познакомить учащихся с наречиями места действия.
| 2
| 14
| Наречия времени действия
| Познакомить учащихся с наречиями времени действия.
| 2
| 16
| Обобщение наречий способа, места и времени действия
| Дифференциация наречий способа, места и времени действия.
| 2
|
| II четверть
|
| 1
| Обобщение наречий способа, места и времени действия
| Дифференциация наречий способа, места и времени действия.
| 1
| 2
| Синонимы
| Познакомить учащихся с понятием «синоним». Развивать умение подбирать синонимы к словам.
| 2
| 5
| Антонимы
| Познакомить учащихся с понятием «антоним». Развивать умение подбирать антонимы к словам.
| 2
| 7
| Дифференциация синонимов и антонимов
| Дифференцировать слова-антонимы и слова-синонимы.
| 1
| 8
| Составление вопросительного предложения со словами куда, где.
| Учить составлять вопросительное предложение со словами куда, где.
| 1
| 10
| Составление вопросительного предложения со словами какой, чей
| Учить составлять вопросительное предложение со словами какой, чей.
| 2
| 12
| Фразеологизмы
| Познакомить учащихся с понятием «фразеологизм».
| 2
| 14
| Составление предложения с однородными членами с союзами и/а
| Учить составлять предложения с однородными членами с союзами и/а.
| 2
| 16
| Дифференциация предложений с однородными членами с союзами и/а
| Дифференцировать предложений с однородными членами с союзами и/а
| 1
| Календарно-тематическое планирование развитию речи 3 «А» класса на II полугодие.
III четверть - 20 часов
IV четверть - 18 часов
Учитель: Горшкова А.В.
№
| Тема
| Количество часов
|
| III четверть
|
| 1
| Составление сложного предложение с союзом «который» (-ая, ое, ые)
| Учить составлять сложное предложение с союзом «который» (-ая, ое, ые).
| 2
| 3
| Составление сложных предложений с союзом «когда»
| Учить составлять сложное предложение с союзом «когда».
| 2
| 5
| Составление сложных предложений с союзом «что»
| Учить составлять сложное предложение с союзом «что».
| 2
| 7
| Составление сложных предложений с союзом «где»
| Учить составлять сложное предложение с союзом «где».
| 2
| 9
| Составление сложных предложений с союзом «потому что»
| Учить составлять сложное предложение с союзом «потому что».
| 2
| 11
| Устное изложение повествовательного текста «Алешина яблоня» (По В. Бочарникову)
| Закрепить умение устно излагать повествовательный текст.
| 2
| 12
| Пересказ описательного текста «Загадочная находка»
| Продолжить учить пересказывать описательный текст.
| 2
| 13
| Составление рассказа по картинке « Февральская лазурь»
| Продолжать учить составлять рассказ по картинке.
| 1
| 14
| Устное изложение по картинке «Февральская лазурь»
| Продолжать составлять устное изложение по картинке.
| 2
| 16
| Составление предложения с союзными словами когда, чей, что
| Учить составлять предложения с союзными словами когда, чей, что.
| 1
| 17
| Составление предложения с союзными словами где, куда, откуда
| Учить составлять предложения с союзными словами где, куда, откуда.
| 2
|
| IV четверть
|
| 1
| Составление текста-описания «Дикое животное»
| Продолжать учить составлять текст-описание.
| 2
| 3
| Составление текста-описания «Домашнее животное»
| Закреплять умение составлять текст-описание.
| 2
| 5
| Пересказ сказки – притчи «Позарившись на чужое – потеряешь свое»
| Закреплять умение пересказывать сказку.
| 2
| 6
| Изложение повествовательного текста «Жадный купец»
| Продолжать учить излагать повествовательный текст.
| 2
| 7
| Изложение повествовательного текста « Верный помощник»
| Закреплять умение излагать повествовательный текст.
| 2
| 8
| Пересказ повествовательного текста «Весенний паводок»
| Продолжать учить излагать повествовательный текст.
| 1
| 9
| Употребление сложных предложений с союзами прежде чем, перед тем, как
| Учить употреблять сложные предложения с союзами прежде чем, перед тем, как.
| 2
| 11
| Употребление сложных предложений с союзом «когда».
| Учить употреблять сложные предложения с союзом «когда».
| 2
| 13
| Высказывание. Виды высказываний.
| Познакомить учащихся с высказыванием и видами высказываний.
| 1
| 14
| Высказывание: сообщение, обобщение.
| Учить определять виды высказываний.
| 2
|
Литература:
1.Сборник программ специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи . Подготовительный, 1-5 классы.- М.: Просвещение, 1987.
Концепция и программы для начальных классов. Школа России – М.: Просвещение, 2008 //, которая является рекомендованной ФЭС Минобразования России
2. Тикунова Л.И. Учимся писать изложения и сочинения. Учебник. 3 класс, в двух частях. М.: РОСТкнига . 2009 3. Тикунова Л.И. Пишем сочинения по картинам художников. 3 класс в двух частях. . М.: РОСТкнига . 2009 4. Соколова Т. Н. Школа развития речи. 3 класс. В двух частях. М.: РОСТкнига . 2009. |