Скачать 103.04 Kb.
|
Социализация и воспитание. Урок обществознания в 8-х классах, проведенный Масаловой Т.А. Цель: Познакомить учащихся с процессом социализации личности в обществе, показать роль воспитания в формировании личности, симметрию и асимметрию этого процесса, разъяснить сущность не которых моделей поведения ребенка. После изучения темы учащиеся должны: — знать, что такое социализация и какие стадии жизненного цикла человека ею охвачены; — знать, что представляет собой процесс воспитания человека, какую роль он оказывает на дальнейшую судьбу, жизнь личности; — уметь анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников; — научиться понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать; — давать определения следующим понятиям: социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы. План урока: 1.Что такое социализация и какое отношение она имеет к каждому из нас?
1. Урок организован в форме комбинированного типа занятий. После опроса, в основу которого положены задания к § 6, учитель выясняет уровень усвоения предыдущей темы, при необходимости закрепляет понимание отдельных понятий. В одном из своих произведений уже знакомый нам немецкий ученый К. Маркс, анализируя жизнь человека в обществе, заметил: «Между борзой и легавой собаками не такие же различия, как между философом и каменщиком». Вопрос к ребятам: «Как вы думаете, что имел в виду Маркс, когда пытался провести такие сравнения?» Так мы концентрируем внимание детей на изучении темы. В процессе беседы выясняется, что в человеческом обществе каменщика всегда можно сделать философом, а философа каменщиком, а вот превратить одну породу собак в другую нельзя. Каждый человек ведет себя в жизни в соответствии с социальной ролью. Это модель поведения человека в зависимости от его положения в обществе. На уроке все ребята играют роль учеников, а дома — сыновей или дочерей своих родителей, на улице — пешеходов и т. д. Освоение этих социальных ролей, усвоение тех требований, которые накладывает общество на человека, и есть процесс социализации. Представив наглядно обучаемым основные фазы социализации личности, учитель предлагает выполнить следующие задания. Задания выполняет каждый ученик индивидуально:
Были ли у вас периоды изменения взглядов на отдельные стороны жизни, события? Под влиянием каких обстоятельств они происходили?
Главная идея этого разговора должна завершиться мыслью о том, что обучение жизни происходит всю жизнь и только в реальных жизненных условиях. 2. Особую роль в жизни человека играет воспитание — целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. Однако воспитание может носить и стихийный характер. В таком случае оно происходит неосознанно через подражание образцам поведения других людей. В чем заключается смысл народной мудрости: «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? Психологи совместно с медиками доказали, что в жизни людей есть особые временные промежутки, когда происходит очень быстрое и легкое формирование определенных качеств личности, обучение конкретным видам деятельности и т. д. Такой период называют сенситивными зонами развития человека. Человек должен хорошо об этом знать, ибо, пропуская такой период, он подвергает себя на большие трудности в освоении нового в дальнейшем. Например: — сенситивная зона формирования речи — до 3-летнего возраста человека; — сенситивная зона формирования пластики движений для занятий художественной гимнастикой — 6—8 лет; « — лыжного спорта — 18—19 лет; « — математики — до 10 лет и т.д. В данной схеме показаны формы, в которых выражается воспитание. Процесс воспитания изучали еще наши далекие предки. Обозначив эту идею, учитель предлагает ребятам для самостоятельного анализа идеи и практические советы о воспитании известных педагогов и общественных деятелей. Ученики должны разъяснить:
Карточка 1. Ян Амос Коменский (1592—1670) — выдающийся чешский философ и ученый, педагог. Он считал, что в формировании личности принимают участие особые закономерности, связанные с законами природы. По его мнению, воспитанник должен быть самостоятелен в освоении мира. Из книги «Великая дидактика» (1657г.): «Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить... Человек и дерево сходны. Ведь плодоносное дерево (яблоня, груша) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но, как дикое растение, принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал. Хотя человек сам приобретает свой образ, без дополнительной прививки черенков мудрости, нравственности, благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым... В человеке первые впечатления устойчивы, было бы чудом, если бы они изменились. В детском возрасте все побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается. Если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний... Подростки — это молодые люди, вышедшие из детства, но все еще не достигшие полного роста, рассудительности и развития сил. Здесь должен тщательнее всего развиваться разум...» Карточка 2. Джон Локк(1632 — 1704) — английский философ, педагог. Он настаивал на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности. На первый план выдвигались идеи воспитания нравственных качеств. Из книги «Мысли о воспитании» (1693г.): «Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук. Тот, чей дух — неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути, а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути. Кто ставит своей целью управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей. Если детей держать в строгости с самого начала, то они будут послушны и спокойно подчинятся строгостям, как будто никогда не знали другого обращения. По мере того, как они будут подрастать и подрастут настолько, чтобы руководствоваться своим разумом, строгость управления будет мало-помалу смягчаться, обращение отца будет становиться все более мягким и расстояние между ним и детьми уменьшится, но его прежняя строгость только усилит их любовь. Метод воздействия розгой, побоями является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания… Дети, которым нравились те или другие вещи, начинают их ненавидеть, видя, что из-за этих вещей они подвергаются побоям и мучениям! С другой стороны, нужно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Детей нельзя учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все усваивать путем необходимой практики, приурочивая это к каждому подходящему случаю, или сами создавайте эти случаи». Карточка 3. Жан-Жак Руссо (1712—1778) — известный писатель, философ. Он считал, что общество оказывает огромное воздействие на человека. Если общество безнравственно, оно может изуродовать человека. На ребенка воздействуют природа, люди и общество. Природа развивает его способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, а предметы и явления обогащают опыт. Лишь к 25 годам человек накапливает жизненный опыт и может стать полноправным членом общества. Из книги «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.): «В 13 лет силы ребенка развиваются гораздо быстрее потребностей... Это самое драгоценное время жизни — время, которое приходит только раз... Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным... Ребенком нужно руководить, но руководить очень умело, незаметным для него образом. Если он ошибается, оставьте его в покое, не исправляйте ошибок, ждите молча, пока он сам не будет в состоянии увидеть их и исправить... Облекайте все ваши уроки молодым людям в форму поступков, а не речей. Пусть они не учат по книгам того, чему может научить их опыт». Приведите конкретные примеры проявления воспитания со стороны родителей, учителей, близких людей. В каких формах это проявлялось? Вызывало ли оно сопротивление с вашей стороны? Почему? 3. Беседа о проблеме воспитания плавно переходит в рассмотрение вопроса о противоречиях воспитательного процесса. Как преодолеть противоречия в следующих ситуациях. Проблема 1. К 9 классу Иванов Коля стал очень плохо учиться. Ему не хотелось тратить время на выполнение домашних заданий. Исчез интерес ко многим школьным предметам, увеличилось количество прогулов в школе. У учителей возникло негативное отношение к двоечнику. Родители попытались предпринять жесткие меры, однако реакция оказалась обратной ожидаемой. Сын констатировал, что образованные родители не смогли добиться успехов в жизни и обеспечить себя материально. В отношениях между сыном и родителями возник конфликт. Проблема 2. Николаев Константин рос в довольно богатой семье. С самого детства родители выполняли любые его капризы. Однако вскоре в семье произошел кризис. Организация, которую возглавлял отец, потерпела крах, родители Константина разорились. Увидев, что теперь они не смогут ничем помочь сыну, он решает чем-то заняться сам. Но, выросший в тепличных условиях, парень оказывается неспособным ни на какие самостоятельные шаги. Он впадает в депрессию и пытается уйти из жизни. С родителями возникают многочисленные конфликты. Пытаясь найти выходы из возникших проблем, ребята должны представить себя в роли различных сторон воспитательного процесса, разъяснив такие понятия, как воспитание детей взрослыми и воспитание взрослых детьми. Чем различаются эти процессы между собой? Почему? В конце урока подводятся итоги. (В процессе жизни человек усваивает культурные нормы, осваивает социальные роли. При этом большую роль играет воспитание, носящее как целенаправленный, так и стихийный характер.) Ученикам предлагается провести исследование, результаты которого нужно оформить в таблицу.
Почему процесс воспитания столь важен для человека? Что общего у воспитания с различными видами трудовой деятельности? Чем различаются такие понятия, как воспитание, наставления, убеждения? Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к теме. Те задания, которые носят исследовательский характер (№ 3, 4, 7, 8), целесообразно индивидуализировать и предложить для выполнения либо группам ребят, либо конкретным ученикам. Учитывая, что некоторые аспекты задания могут носить конфиденциальный характер, выводы по результатам исследования можно представить в обобщенном виде. Практикум к § 7 из печатной тетради Хромовой. |
Урок-презентацию в 7 классах по теме: «Социальная среда подростка» Фигурина Н. Н., учитель истории и обществознания, провела урок-презентацию в 7 классах по теме: «Социальная среда подростка» | Рабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила... Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы.... | ||
Урок 17 50 18 35 6 урок 18 45 19 20 1 смена 2 смена 55 ч40 40 • 25... Начальник мку «Управление образования Администрации Таштагольского муниципального района» Е. А. Голощапов | Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках... | ||
Декада правовых знаний Ойдет много интересных мероприятий, направленных на повышение правовой культуры учащихся. В этом году много мероприятий посвящено... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок геометрии «Решение геометрических задач 4 урок 11. 30-12. 15 Симонова Л. В. 7 Урок обществознания «Права человека» | ||
Мку отдел образования администрации Дружба в жизни старших и младших членов семьи 3-4 класса. Урок мужества, посвящённый битве на Курской дуге 5-7 классы. Урок мужества,... | Рабочая программа по обществознанию в 8, 9 классах учитель Настоящий курс Обществознания предназначен для учащихся, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) школах VIII вида | ||
Урок в занковских классах Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итоги входного контроля по математике в 5-х, 8а, 10а классах, по физике в 7-х классах, по природоведению в 5-х классах, по химии... | ||
Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» г. Энгельса Саратовской области | Урок-путешествие, урок-игру. На тему: «Состав чисел 6 и Вычитание из 6, из » Особенно это касается учителя начальных классов, т к в начальных классах уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-исследования и другие... | ||
Отчет по мо «Технология-искусство» В состав мо входит 5 учителей. По технологии работают Шифрина Н. Л. в 5 «А», 5 «Б»,5 «В»,6 «А», 6 «Б», 6 «В», 7 «А»,7 «Б», 8 «А»,... | Урок №5 «познай самого себя» урок разработан Медведевой С. Е. учителем... Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 6 класс под редакцией Л. Н.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока: урок обществознания в 9 классе, пятый урок в разделе «Человек и его права» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Политология» в 10 классе, «Право» в 10-11 классах, и по географии: «Коммерческая география России», «Углубленный курс географии»... |