Скачать 0.75 Mb.
|
Печатается по решению учебно-методической комиссии экономического факультета КГУ Рекомендовано к изданию методическим советом экономического факультета КГУ Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г.К. Рецензент кандидат философских наук, доцент кафедры философии ИЭУП Галанова Г.Э. Сайкина Г.К. Философская антропология: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. - 50 с. Учебно-методический комплекс по курсу “Философская антропология” предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020100 “Философия”. Комплекс составлен в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу СД.Ф.06 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий, темы рефератов и рекомендуемая литература. Методический комплекс подготовлен на кафедре философии экономического факультета КГУ. СОДЕРЖАНИЕ I. Организационно-методические указания
по темам и видам работ III. Содержание курса IV. Планы семинарских занятий V. Рекомендуемая литература: Основная литература Дополнительная литература VI. Тематика рефератов VII.Экзаменационные вопросы VIII. Тесты
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: В предлагаемом курсе философской антропологии человек анализируется прежде всего со стороны его сущности и рассматривается как целостное существо в единстве его природных, социальных и духовных качеств. Такой подход позволяет одновременно раскрыть специфику философской антропологии в отличие от других видов антропологического знания. В задачи курса входят анализ специфики человеческого бытия, причин его трагизма, обоснование метафизической, свободной сущности человека, рассмотрение основных экзистенциалов человека: жизни и смерти, страдания, мышления, любви, творчества, веры. Антропогенез рассматривается как незаконченный, до конца не свершившийся процесс, а сущность человека как становящаяся. Целостность человека рассматривается как противоречивая, как цель и продукт усилий человека, направленных на преодоление своей раздробленности, частичности, недостаточности.
освоение основных понятий философской антропологии; знакомство с проблематикой, методами и идеями философской антропологии; формирование представлений о становящейся родовой сущности человека, о человеке как противоречивой целостности, нераздельном единстве души и тела.
Освоение курса должно содействовать: - пониманию сущности собственно философского подхода к человеку; - знанию истории философско-антропологических учений; - освоению понятийного аппарата философской антропологии; - знанию специфики человеческого бытия; - овладению приемами анализа важнейших философско-антропологических текстов, оценки антропологических теорий; - развитию умения логично излагать, аргументировать и отстаивать собственную позицию. 3. Место курса в системе социогуманитарного образования. Курс философской антропологии входит в ранг дисциплин специализации для студентов философского отделения. Философская антропология - составная часть современного корпуса философского знания; занятия по данному курсу углубляют общую философскую подготовку студентов. Курс представляет собой анализ истории и основных категорий философской антропологии, принципов и способов обоснования гуманистических ценностей. 4. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: - иметь четкое представление о месте, содержании и роли философской антропологии в системе философского и гуманитарного знания; - выработать взгляд на человека как на целостное существо в единстве его природных, социальных и духовных качеств, как на метафизическую сущность; - обладать теоретическими знаниями об основных идеях человека в истории духовной мысли, специфике и смысле человеческого бытия; - ориентироваться в основных подходах в решении проблемы антропогенеза и перспектив человеческого существования, в современном проблемном поле антропологического знания; - приобрести навыки философствования, всеобщего, предельного осмысления человека, логически верного и последовательного изложения своих мыслей сквозь призму самосознания. Форма итогового контроля: 7-й семестр - зачет, 8-й семестр - экзамен
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
III. Содержание курса 3.1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы
3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. Введение в философскую антропологию Тема. Философская антропология, ее предмет, задачи и статус. Сущность современного “антропологического бума”, “антропологического ренессанса”. Современное антропологическое знание: множество отраслей (региональных антропологий) и насущная необходимость интеграции имеющегося знания о человеке. Антропологические тенденции в гуманитарном знании. Религиозный, художественный, научный, философский способы мышления о человеке. Теоретические дискуссии о статусе философской антропологии. Философская антропология и другие виды антропологий. Предмет, задачи, функции философской антропологии. Основные проблемы философской антропологии. Тема. Человек как философская проблема. Человек как предмет осмысления сугубо философским дискурсом. Понятие “человек” в науке и в философии. Человек и философствующий человек. Философия как зеркало и самосознание человека. Забота о человеке как фундаментальная задача философии. Философская антропология как единственно возможная форма учение о человеке (осмысление сущности, противоречивой целостности, свободной, становящейся, универсальной, вечной природы человека). Антропологический принцип в философии. Философская антропология в широком и узком смысле слова. Человек как первоначало в философской антропологии. Двойственный смысл принципа “познай самого себя”: познание себя через познание мира и познание себя в себе. Рефлексия в философской антропологии. Постоянная внутренняя поставленность исследователя-философа под вопрос в философской антропологии. Становление философской антропологии: осознание человеком собственной проблематичности. Кант об антропологии с физиологической и прагматической точки зрения. Философская антропология в системе философского знания. Философская антропология как направление ХХ века. Современное состояние философской антропологии. Антропологизм, антропоцентризм, антропоморфизм, гуманизм как методологические и мировоззренческие позиции и принципы и “идолы человеческого рода”. Сущность антропологического подхода (к бытию, познанию, обществу). Кризис гуманизма. Раздел II. Человек глазами самого себя: из истории философских взглядов на человека. Идеи (образы) человека в истории. Образ и идея человека. Продуктивность обращения к историческим образам человека. Поиск всеобщей природы человека. “История реальна только в человеке”. Жизненность образов. Образ мира и образ человека. Образ и идея человека как ценностно-смысловое единство, Идея человека и идеал. Шелер об основных идеях человека в истории. Человек религиозный, человек разумный, человек природный, человек декаданса, сверхчеловек. Роль данных идей в развитии человечества. Ограниченность каждой идеи. Кризис идеи человека как кризис человека вообще. Невозможность выработки единой и универсальной идеи человека. Человек Востока и Запада. Интенсивный путь восточного человека и экстенсивный путь западного человека. Традиции и древневосточный человек. Стертость, растворенность и невидимость человека Востока. Идея отсутствия на Востоке антропологии (возможная связь с идеей отсутствия на Востоке личности). Учитель и ученик - одна личность на двоих. Человек глазами древневосточной мысли. Древневосточные практики человека. Идеалы человека. Гуманизм и человеколюбие. Антропоморфность, но не антропоцентричность восточного космоса. Онтологическое назначение человека. Человек как путь. Идея перерождения. Недеяние. Желание, страдание, нирвана. Формирование антропологической устремленности философии в античной философии (в споре с натурфилософией). Антропоцентризм античной философии. Человек как разумное существо, как микрокосм, как совершенное существо (эстетизм). Образы человека древнегреческой античности: политическая, трагедийная и философская формы существования человека. Природа и порода человека. Гражданин и идиот. Публичность грека. “Забота о себе” как онтологическая и пайдейтическая задача. Мудрец как идеал человека. Основные идеи античной философии человека. Роль софистов в выделении человека как предмета философии. Человек как мера всех вещей. Сократ: “Познай самого себя”, демон и моральное сознание человека. Антропология под соусом гносеологии. Платон и его учение о душе, Эросе. Аристотель: человек - политическое, общественное животное. Учение о душе Аристотеля. Антропологическое измерение этических проблем (счастье и удовольствие как приземление, очеловечивание добра и зла). Антропологизм в этике как способ преодоления понимания добра и зла как космических величин и прихода собственно к их моральному содержанию. Идеальное государство. Теологическая идея человека в средние века. Религиозно-философская антропология средневековья как теория его спасения. Бог как предел человека в средневековой философии. Бог как абсолютная Личность. Человек как образ и подобие божье. Идея божественной (трансцендентной) сущности человека и его падшей (грешной) природы. “Царство Божие внутри нас”. Идея первородства и ее значимость для утверждения единой и универсальной человеческой природы. Первородный грех. Родовой крест. Искупление. Христос как соединение двух природ: божественной и человеческой. Открытие человеческой души и исторического измерения человеческого существования. Душа и плоть. Тело как храм Божий. Внешний и внутренний человек. Самопознание как путь к богопознанию. Исповедь и молитва в жизни средневекового человека. Божественное предопределение и свобода. Августин: внутреннее раздвоение человека на праведника и грешника. Память как основа самотождественности человека. Вера, воля, любовь, надежда в жизни человека. Душа как субстанциональная форма тела в учении Фомы Аквинского. Теодицея. Человек как источник зла в мире (отрицательный онтологический смысл человека). Грешный человек как небытийствующий. Карнавал и рыцарская честь в средневековье. Учение Боэция и Абеляра о личности. Становление возрожденческого гуманизма как нового типа мировоззрения. Средневековый и возрожденческий гуманизм. Возрожденческий гуманизм: его историческая значимость и ограниченность. Гуманист как “специалист по культуре вообще” (Баткин). Риторика в жизни человека. Концепция “универсального человека”: достоинства и недостатки. Обожествление человека (антропотеизм) в философских учениях возрожденцев. Узурпация человеком творческого принципа у Бога. Человек и Абсолют. “Обратная сторона титанизма”. Достоинство и свобода как категория философии эпохи Возрождения. Проблема человеческой индивидуальности. Реформация как гуманизация религиозного сознания. Основные антропологические идеи Нового времени. Частный интерес и права человека. Ученый как очищенная от субъективного субъективность (объективность). Науки о человеке в научном корпусе знания. Гносеологическая робинзонада. Автономия мыслящего субъекта в нововременской философии как логическое следствие идей возрожденцев. Проблема субъекта познания. Учение о человеческой природе. “Человек-гражданин”, “человек моральный” и “человек исторический” как три концепта человека в Новом времени. Механицизм в воззрениях на человека как форма осуществления идеи его целостности. Разум и страсти как основная дилемма в философии человека 17 вв. Принцип “когито”. Мышление как удостоверение моего существования. Учение о страстях Декарта. Врожденные идеи. Человек как “мыслящая тростинка” (Паскаль). “Естественный человек” в эпоху Просвещения. “назад к природе”. Естественное право. Культ разума. Идея равенства. Теории общественного договора. Природа и воспитание. Человек - продукт обстоятельств. Человек-машина. Идея отчуждения. Кризис просветительского идеала человека. Определение статуса антропологии в немецкой классической философии. Кант: антропология в физиологическом и прагматическом смысле слова. “Что такое человек?” - основной вопрос философии по Канту. Идея человека как родового существа в немецкой классической философии. Область свободы как область специфически человеческого. Человек как самоценность. Человек как историческое существо. Кант и идея распластанности человека на два мира: мир природы и мир свободы. Учение о Я. Идея взаимостановления человека и рода Гегеля. Человек как орган самопознания Абсолютной идеи. Антропология в общественном сознании. Философия Духа. Опредмечивание в человеческой жизни. Антропологический материализм Фейербаха: достоинства и недостатки. Фейербах: человек как единственный, универсальный и высший предмет философии, а антропология как универсальная наука. Бог как отчужденная сущность человека. Атеизм Фейербаха и новая религия человека. Чувственная природа человека. Я и Ты. Мужчина и женщина как род. Эвдемонизм Фейербаха. Марксизм о родовой сущности человека и его универсальности. Человек как ансамбль (носитель) общественных отношений. Марксизм о происхождении человека. Человек как чувственное, активное, предметно-деятельностное существо. Человек как товар. “Рабочая сила” как выражение всеобщей природы человека. Органическое и неорганическое тело человека. Человек, природа и общество. Предметный мир как “раскрытая книга сущностных сил человека”. Диалектика опредмечивания и распредмечивания. “Реальный гуманизм” марксизма. Человек как субъект истории. Отчуждение. Кьеркегор: эстетический, этический, религиозный человек как этапы развития человека. Шопенгауэр о воле, страдании. Вклад философии жизни в философскую антропологию. Жизнь как боль и страдание. Ницше: человек как существо, которое необходимо преодолеть, идея Сверхчеловека. Слова Ницше “Бог умер” и антропологические последствия этого. Нравственный нигилизм Ницше. Человек-толпа. Воля к власти. Дильтей. Бегрсон. Метафизика человека в русской философии. Идея богочеловечества. Исключительное положение человека. Русский космизм о человеке. Понятие личности в русской философии. Экзистенциальные и персоналистические идеи в русской философии. Свобода и творчество. Антроподицея. Онтология пола. Бердяев о реальном состоянии и перспективах антропологического знания. “Наука о человеке” Несмелова. Несмелов: философия как специальная наука о человеке; предназначение философии - развитие человеческой природы по идеалу человечности. Русская философия о жизни, смерти, бессмертии и смысле жизни человека. Антропологический поворот в философии ХХ века, его совпадение с онтологическим поворотом. Конституирование философской антропологии в качестве самостоятельного направления. Предметное самоопределение философской антропологии как области знания. Идея философской антропологии как некой метафилософии. Проблема отсутствия единой идеи человека. Шелер об основных идеях человека в истории. Кризис идеи человека. Специфика подхода Шелера к человеческой сущности: анализ положения человека в космосе. Двойственность человеческого акта в учении Шелера: инстинктивность и духовность. Дух и личность. Человек - место встречи порыва и духа (Шелер). Человек как вечный аскет, протестант против действительности. Шелер о любви. Этика Шелера. Эксцентричное существо Плеснера. Основные антропологические законы Плеснера. Неспециализированность человека (Гелен). Экзистенциализм: новое соотношение сущности и существования человека, индивидуального и социального. Основные понятия экзистенциализма: экзистенция, трансценденция, пограничная ситуация. Человек как проект. Время и человек. Одиночество человека. Абсурдность человеческого бытия. Человек бунтующий. Человек - “пастух бытия”. Человек в просвете бытия. Присутствие - Dasein. Das Man. “Бытие-в-мире”. “Бытие-в-себе” и бытие-для-другого”. Бытие к смерти. Ничто как суть человеческой реальности. Сознание как особый род бытия. Я и Другой. Заброшенность в свободу. Кризис гуманизма. “Экзистенциализм - это гуманизм”. Хайдеггер о видах гуманизма. Человек и люди. Категория “жизненного мира” в философии ХХ века. Психоанализ: фундаментальные влечения человека. Человек - больное существо. Бессознательное в человеческой структуре. Персонализм. “Личностный универсум”. Личность как центр переориентации объективной вселенной” (Мунье). Структурная антропология. Ценности, обычаи, нормы. Индивидуальное и социальное в философском учении Х. Ортеги-и-Гассета. “Мужество быть” Тиллиха. Разработка идей гуманизма в учении Маритена. Категория “Другой” в философии и культуре ХХ века. Бубер: Я, Ты, Оно - диалогическое отношение к миру. Бубер о принципе развития антропологического знания: эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Кассирер: человек как символическое животное; драматизм развития антропологии. Левинас о лице, теле, любви. Критика “проекта Просвещения” в постмодернизме. Идея исчезновения человека и “смерти субъекта” в постмодернизме. “Герменевтика субъекта” Фуко. Шизоанализ в постструктурализме. Человек-шизоид. Человек как машина желания. Человек как текст. Проблема “конца истории”. Феминизм и его роль в переворачивании “бинарных оппозиций”. Проблема соотношения человека и власти в постмодернизме. Философия тела. Основные антропологические темы современной философии. Раздел III. Философская антропология о природе, сущности и сущностных проявлениях человека |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,... | Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Рабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология» Рецензент: А. Ю. Оборский, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат философских наук | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Составитель: В. Е. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | Роль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Слободин В. П., к и. н. Белое движение в годы гражданской войны в... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Фгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | «Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года» Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Isbn 978-5-89118-479-4 А. А. Ветров, В. И. Пересыпкин Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Увлечённые небом братья Кузьмины. Бекенева Олеся Александровна Россия,... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Моу «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Астрахани Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Проблемы функционирования рыбохозяйственного комплекса ханты-мансийского... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | междисциплинарный экзамен по Политологии ... |