Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент





НазваниеСоставитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент
страница1/6
Дата публикации13.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Печатается по решению учебно-методической комиссии

экономического факультета КГУ

Рекомендовано к изданию методическим советом

экономического факультета КГУ

Составитель

кандидат философских наук, доцент Сайкина Г.К.

Рецензент

кандидат философских наук, доцент кафедры философии ИЭУП

Галанова Г.Э.


Сайкина Г.К. Философская антропология: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. - 50 с.
Учебно-методический комплекс по курсу “Философская антропология” предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020100 “Философия”. Комплекс составлен в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу СД.Ф.06 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий, темы рефератов и рекомендуемая литература.

Методический комплекс подготовлен на кафедре философии экономического факультета КГУ.


СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методические указания

  1. Распределение курса философской антропологии

по темам и видам работ

III. Содержание курса

IV. Планы семинарских занятий

V. Рекомендуемая литература:

Основная литература

Дополнительная литература

VI. Тематика рефератов

VII.Экзаменационные вопросы

VIII. Тесты


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

В предлагаемом курсе философской антропологии человек анализируется прежде всего со стороны его сущности и рассматривается как целостное существо в единстве его природных, социальных и духовных качеств. Такой подход позволяет одновременно раскрыть специфику философской антропологии в отличие от других видов антропологического знания. В задачи курса входят анализ специфики человеческого бытия, причин его трагизма, обоснование метафизической, свободной сущности человека, рассмотрение основных экзистенциалов человека: жизни и смерти, страдания, мышления, любви, творчества, веры. Антропогенез рассматривается как незаконченный, до конца не свершившийся процесс, а сущность человека как становящаяся. Целостность человека рассматривается как противоречивая, как цель и продукт усилий человека, направленных на преодоление своей раздробленности, частичности, недостаточности.


  1. Цель курса:

освоение основных понятий философской антропологии; знакомство с проблематикой, методами и идеями философской антропологии; формирование представлений о становящейся родовой сущности человека, о человеке как противоречивой целостности, нераздельном единстве души и тела.


  1. Задачи курса.

Освоение курса должно содействовать:

- пониманию сущности собственно философского подхода к человеку;

- знанию истории философско-антропологических учений;

- освоению понятийного аппарата философской антропологии;

- знанию специфики человеческого бытия;

- овладению приемами анализа важнейших философско-антропологических текстов, оценки антропологических теорий;

- развитию умения логично излагать, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
3. Место курса в системе социогуманитарного образования.

Курс философской антропологии входит в ранг дисциплин специализации для студентов философского отделения. Философская антропология - составная часть современного корпуса философского знания; занятия по данному курсу углубляют общую философскую подготовку студентов. Курс представляет собой анализ истории и основных категорий философской антропологии, принципов и способов обоснования гуманистических ценностей.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- иметь четкое представление о месте, содержании и роли философской антропологии в системе философского и гуманитарного знания;

- выработать взгляд на человека как на целостное существо в единстве его природных, социальных и духовных качеств, как на метафизическую сущность;

- обладать теоретическими знаниями об основных идеях человека в истории духовной мысли, специфике и смысле человеческого бытия;

- ориентироваться в основных подходах в решении проблемы антропогенеза и перспектив человеческого существования, в современном проблемном поле антропологического знания;

- приобрести навыки философствования, всеобщего, предельного осмысления человека, логически верного и последовательного изложения своих мыслей сквозь призму самосознания.
Форма итогового контроля: 7-й семестр - зачет, 8-й семестр - экзамен


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Разделы

Всего

часов

Лекции

Семин.

Самост. работа

Раздел I. Введение в философскую антропологию

14

6

2

6

Раздел II. Человек глазами самого себя: из истории философских взглядов на человека. Идеи (образы) человека в истории.

40

6

14

20

Раздел III. Философская антропология о природе, сущности и сущностных проявлениях человека

Темы. 1.Проблема возникновения человека: методологические принципы, основные гипотезы решения.

146
14

48
5

26
2

72
7

2. Понятие человеческой природы

4

2




2

3. Философия в поисках человеческой сущности: проблема о-пределения человека.

16

6

2

8

4. Драма родовой человеческой универсальности. Человек - между Богом и зверем.

16

4

4

8

5 Онтологическое ли существо человек? Онтология и метафизика человека.

12

4

2

6

6. Человек как социальное существо. Социальный организм человека.

8

2

2

4

7. Проблема человеческой личности.

10

4

2

4

8. Антропологический смысл вещи

4

2




2

9. Составляющие Человека: дух, душа, тело.

16

6

2

8

10. Человек как половое существо

8

2

2

4

11. Экзистенциалы человека

14

5

2

7

12. Трагизм человеческого бытия

8

2

2

4

13. Философия о жизни, смерти и бессмертии человека. Смысл человеческой жизни.

8

2

2

4

14. Перспективы человека и проблема человеческой будущности

8

2

2

4

ИТОГО

200

60

42

98



III. Содержание курса

3.1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ДС.Ф.01

Философская антропология

Предмет и место философской антропологии в системе философского знания; определение человека; его бытие: жизнь и смерть, судьба и свобода, смысл жизни, человеческие страсти, вера, надежда, любовь, страх, стыд и вина; пространство и время человеческого бытия; человек и история; человек и социум; трагизм бытия; мужество жить и принцип надежды.

200


3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Введение в философскую антропологию

Тема. Философская антропология, ее предмет, задачи и статус.

Сущность современного “антропологического бума”, “антропологического ренессанса”. Современное антропологическое знание: множество отраслей (региональных антропологий) и насущная необходимость интеграции имеющегося знания о человеке. Антропологические тенденции в гуманитарном знании. Религиозный, художественный, научный, философский способы мышления о человеке.

Теоретические дискуссии о статусе философской антропологии. Философская антропология и другие виды антропологий. Предмет, задачи, функции философской антропологии. Основные проблемы философской антропологии.

Тема. Человек как философская проблема.

Человек как предмет осмысления сугубо философским дискурсом. Понятие “человек” в науке и в философии. Человек и философствующий человек. Философия как зеркало и самосознание человека. Забота о человеке как фундаментальная задача философии. Философская антропология как единственно возможная форма учение о человеке (осмысление сущности, противоречивой целостности, свободной, становящейся, универсальной, вечной природы человека). Антропологический принцип в философии. Философская антропология в широком и узком смысле слова. Человек как первоначало в философской антропологии. Двойственный смысл принципа “познай самого себя”: познание себя через познание мира и познание себя в себе. Рефлексия в философской антропологии. Постоянная внутренняя поставленность исследователя-философа под вопрос в философской антропологии.

Становление философской антропологии: осознание человеком собственной проблематичности. Кант об антропологии с физиологической и прагматической точки зрения. Философская антропология в системе философского знания. Философская антропология как направление ХХ века. Современное состояние философской антропологии.

Антропологизм, антропоцентризм, антропоморфизм, гуманизм как методологические и мировоззренческие позиции и принципы и “идолы человеческого рода”. Сущность антропологического подхода (к бытию, познанию, обществу). Кризис гуманизма.

Раздел II. Человек глазами самого себя: из истории философских взглядов на человека. Идеи (образы) человека в истории.

Образ и идея человека. Продуктивность обращения к историческим образам человека. Поиск всеобщей природы человека. “История реальна только в человеке”. Жизненность образов. Образ мира и образ человека. Образ и идея человека как ценностно-смысловое единство, Идея человека и идеал.

Шелер об основных идеях человека в истории. Человек религиозный, человек разумный, человек природный, человек декаданса, сверхчеловек. Роль данных идей в развитии человечества. Ограниченность каждой идеи. Кризис идеи человека как кризис человека вообще. Невозможность выработки единой и универсальной идеи человека.

Человек Востока и Запада. Интенсивный путь восточного человека и экстенсивный путь западного человека. Традиции и древневосточный человек. Стертость, растворенность и невидимость человека Востока. Идея отсутствия на Востоке антропологии (возможная связь с идеей отсутствия на Востоке личности). Учитель и ученик - одна личность на двоих. Человек глазами древневосточной мысли. Древневосточные практики человека. Идеалы человека. Гуманизм и человеколюбие. Антропоморфность, но не антропоцентричность восточного космоса. Онтологическое назначение человека. Человек как путь. Идея перерождения. Недеяние. Желание, страдание, нирвана.

Формирование антропологической устремленности философии в античной философии (в споре с натурфилософией). Антропоцентризм античной философии. Человек как разумное существо, как микрокосм, как совершенное существо (эстетизм). Образы человека древнегреческой античности: политическая, трагедийная и философская формы существования человека. Природа и порода человека. Гражданин и идиот. Публичность грека. “Забота о себе” как онтологическая и пайдейтическая задача. Мудрец как идеал человека. Основные идеи античной философии человека. Роль софистов в выделении человека как предмета философии. Человек как мера всех вещей. Сократ: “Познай самого себя”, демон и моральное сознание человека. Антропология под соусом гносеологии. Платон и его учение о душе, Эросе. Аристотель: человек - политическое, общественное животное. Учение о душе Аристотеля. Антропологическое измерение этических проблем (счастье и удовольствие как приземление, очеловечивание добра и зла). Антропологизм в этике как способ преодоления понимания добра и зла как космических величин и прихода собственно к их моральному содержанию. Идеальное государство.

Теологическая идея человека в средние века. Религиозно-философская антропология средневековья как теория его спасения. Бог как предел человека в средневековой философии. Бог как абсолютная Личность. Человек как образ и подобие божье. Идея божественной (трансцендентной) сущности человека и его падшей (грешной) природы. “Царство Божие внутри нас”. Идея первородства и ее значимость для утверждения единой и универсальной человеческой природы. Первородный грех. Родовой крест. Искупление. Христос как соединение двух природ: божественной и человеческой. Открытие человеческой души и исторического измерения человеческого существования. Душа и плоть. Тело как храм Божий. Внешний и внутренний человек. Самопознание как путь к богопознанию. Исповедь и молитва в жизни средневекового человека. Божественное предопределение и свобода. Августин: внутреннее раздвоение человека на праведника и грешника. Память как основа самотождественности человека. Вера, воля, любовь, надежда в жизни человека. Душа как субстанциональная форма тела в учении Фомы Аквинского. Теодицея. Человек как источник зла в мире (отрицательный онтологический смысл человека). Грешный человек как небытийствующий. Карнавал и рыцарская честь в средневековье. Учение Боэция и Абеляра о личности.

Становление возрожденческого гуманизма как нового типа мировоззрения. Средневековый и возрожденческий гуманизм. Возрожденческий гуманизм: его историческая значимость и ограниченность. Гуманист как “специалист по культуре вообще” (Баткин). Риторика в жизни человека. Концепция “универсального человека”: достоинства и недостатки. Обожествление человека (антропотеизм) в философских учениях возрожденцев. Узурпация человеком творческого принципа у Бога. Человек и Абсолют. “Обратная сторона титанизма”. Достоинство и свобода как категория философии эпохи Возрождения. Проблема человеческой индивидуальности. Реформация как гуманизация религиозного сознания.

Основные антропологические идеи Нового времени. Частный интерес и права человека. Ученый как очищенная от субъективного субъективность (объективность). Науки о человеке в научном корпусе знания. Гносеологическая робинзонада. Автономия мыслящего субъекта в нововременской философии как логическое следствие идей возрожденцев. Проблема субъекта познания. Учение о человеческой природе. “Человек-гражданин”, “человек моральный” и “человек исторический” как три концепта человека в Новом времени. Механицизм в воззрениях на человека как форма осуществления идеи его целостности. Разум и страсти как основная дилемма в философии человека 17 вв. Принцип “когито”. Мышление как удостоверение моего существования. Учение о страстях Декарта. Врожденные идеи. Человек как “мыслящая тростинка” (Паскаль).

“Естественный человек” в эпоху Просвещения. “назад к природе”. Естественное право. Культ разума. Идея равенства. Теории общественного договора. Природа и воспитание. Человек - продукт обстоятельств. Человек-машина. Идея отчуждения. Кризис просветительского идеала человека.

Определение статуса антропологии в немецкой классической философии. Кант: антропология в физиологическом и прагматическом смысле слова. “Что такое человек?” - основной вопрос философии по Канту. Идея человека как родового существа в немецкой классической философии. Область свободы как область специфически человеческого. Человек как самоценность. Человек как историческое существо. Кант и идея распластанности человека на два мира: мир природы и мир свободы. Учение о Я. Идея взаимостановления человека и рода Гегеля. Человек как орган самопознания Абсолютной идеи. Антропология в общественном сознании. Философия Духа. Опредмечивание в человеческой жизни. Антропологический материализм Фейербаха: достоинства и недостатки. Фейербах: человек как единственный, универсальный и высший предмет философии, а антропология как универсальная наука. Бог как отчужденная сущность человека. Атеизм Фейербаха и новая религия человека. Чувственная природа человека. Я и Ты. Мужчина и женщина как род. Эвдемонизм Фейербаха.

Марксизм о родовой сущности человека и его универсальности. Человек как ансамбль (носитель) общественных отношений. Марксизм о происхождении человека. Человек как чувственное, активное, предметно-деятельностное существо. Человек как товар. “Рабочая сила” как выражение всеобщей природы человека. Органическое и неорганическое тело человека. Человек, природа и общество. Предметный мир как “раскрытая книга сущностных сил человека”. Диалектика опредмечивания и распредмечивания. “Реальный гуманизм” марксизма. Человек как субъект истории. Отчуждение.

Кьеркегор: эстетический, этический, религиозный человек как этапы развития человека. Шопенгауэр о воле, страдании. Вклад философии жизни в философскую антропологию. Жизнь как боль и страдание. Ницше: человек как существо, которое необходимо преодолеть, идея Сверхчеловека. Слова Ницше “Бог умер” и антропологические последствия этого. Нравственный нигилизм Ницше. Человек-толпа. Воля к власти. Дильтей. Бегрсон.

Метафизика человека в русской философии. Идея богочеловечества. Исключительное положение человека. Русский космизм о человеке. Понятие личности в русской философии. Экзистенциальные и персоналистические идеи в русской философии. Свобода и творчество. Антроподицея. Онтология пола. Бердяев о реальном состоянии и перспективах антропологического знания. “Наука о человеке” Несмелова. Несмелов: философия как специальная наука о человеке; предназначение философии - развитие человеческой природы по идеалу человечности. Русская философия о жизни, смерти, бессмертии и смысле жизни человека.

Антропологический поворот в философии ХХ века, его совпадение с онтологическим поворотом. Конституирование философской антропологии в качестве самостоятельного направления. Предметное самоопределение философской антропологии как области знания. Идея философской антропологии как некой метафилософии. Проблема отсутствия единой идеи человека. Шелер об основных идеях человека в истории. Кризис идеи человека. Специфика подхода Шелера к человеческой сущности: анализ положения человека в космосе. Двойственность человеческого акта в учении Шелера: инстинктивность и духовность. Дух и личность. Человек - место встречи порыва и духа (Шелер). Человек как вечный аскет, протестант против действительности. Шелер о любви. Этика Шелера. Эксцентричное существо Плеснера. Основные антропологические законы Плеснера. Неспециализированность человека (Гелен).

Экзистенциализм: новое соотношение сущности и существования человека, индивидуального и социального. Основные понятия экзистенциализма: экзистенция, трансценденция, пограничная ситуация. Человек как проект. Время и человек. Одиночество человека. Абсурдность человеческого бытия. Человек бунтующий. Человек - “пастух бытия”. Человек в просвете бытия. Присутствие - Dasein. Das Man. “Бытие-в-мире”. “Бытие-в-себе” и бытие-для-другого”. Бытие к смерти. Ничто как суть человеческой реальности. Сознание как особый род бытия. Я и Другой. Заброшенность в свободу. Кризис гуманизма. “Экзистенциализм - это гуманизм”. Хайдеггер о видах гуманизма. Человек и люди. Категория “жизненного мира” в философии ХХ века. Психоанализ: фундаментальные влечения человека. Человек - больное существо. Бессознательное в человеческой структуре. Персонализм. “Личностный универсум”. Личность как центр переориентации объективной вселенной” (Мунье). Структурная антропология. Ценности, обычаи, нормы. Индивидуальное и социальное в философском учении Х. Ортеги-и-Гассета. “Мужество быть” Тиллиха. Разработка идей гуманизма в учении Маритена. Категория “Другой” в философии и культуре ХХ века. Бубер: Я, Ты, Оно - диалогическое отношение к миру. Бубер о принципе развития антропологического знания: эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Кассирер: человек как символическое животное; драматизм развития антропологии. Левинас о лице, теле, любви. Критика “проекта Просвещения” в постмодернизме. Идея исчезновения человека и “смерти субъекта” в постмодернизме. “Герменевтика субъекта” Фуко. Шизоанализ в постструктурализме. Человек-шизоид. Человек как машина желания. Человек как текст. Проблема “конца истории”. Феминизм и его роль в переворачивании “бинарных оппозиций”. Проблема соотношения человека и власти в постмодернизме. Философия тела. Основные антропологические темы современной философии.
Раздел III. Философская антропология о природе, сущности и сущностных проявлениях человека

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconГригорий сковорода сочинения в двух томах том 1
Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconРабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология»
Рецензент: А. Ю. Оборский, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат философских наук
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Составитель: В. Е. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconСлободин В. П., к и. н. Белое движение в годы гражданской войны в...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconФгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент icon«Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconIsbn 978-5-89118-479-4 А. А. Ветров, В. И. Пересыпкин
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconУвлечённые небом братья Кузьмины. Бекенева Олеся Александровна Россия,...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Астрахани
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconПроблемы функционирования рыбохозяйственного комплекса ханты-мансийского...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Составитель кандидат философских наук, доцент Сайкина Г. К. Рецензент iconмеждисциплинарный экзамен по Политологии
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск