Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения





Скачать 87.01 Kb.
НазваниеПриемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения
Дата публикации27.09.2014
Размер87.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Меленчук Любовь Федоровна,

учитель трудового обучения

Ханты-Мансийской специальной

(коррекционной) общеобразовательной

школы VIII вида


Приемы развития связной речи у старшеклассников

с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения
Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках швейного дела (работа в парах, тройках, группах).

Социальная адаптация и трудовая реабилитация учащихся с нарушением интеллекта является одним из ведущих направлений коррекционной педагогики.

Важную роль в решении этих задач играют уроки трудового обучения, которые призваны обеспечить формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения содержания программного материала, адаптацию к жизни в обществе.

Работа Ханты-Мансийской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на коррекцию недостатков речи учащихся и тех особенностей (дефектов моторики и развитие психических процессов), которые мешают социальной адаптации школьников. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь сотрудничать, дать адекватную оценку, быть ответственным, самостоятельным – вот с чем ученику необходимо войти в социум. Необходимо так строить свою педагогическую деятельность, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить мыслить в силу своих психофизических возможностей.

Необходимо отметить, что нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья вторичны. Они связаны с недоразвитием познавательной сферы. У них в той или иной степени не формируются все операции речевой деятельности. Речь учащихся школы VIII вида характеризуется системным недоразвитием, крайней бедностью словаря, однотипными грамматическими структурами. В.Г. Петрова указывает на проблему понимания и употребления в собственной речи умственно отсталыми школьниками смысловых развёрнутых высказываний (логически сочетающихся предложений)[4]. В данном контексте проблема развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта приобретает особую актуальность, так как связная речь является средством речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя, выполняет главную её функцию – коммуникативную. Поэтому проблема развития связной речи является неотъемлемым компонентом обучения и воспитания умственно отсталого школьника, в том числе в процессе трудового обучения. Этому могут способствовать разные формы и методы обучения.

Уроки труда, при определённых условиях, могут служить не только обучению трудовым навыкам, но и развитию речи, причём непосредственные задачи этих уроков осуществляются успешнее, если старшеклассники работают под девизом « Помогая другим, учимся сами». Эффективность уроков значительно возрастёт, если учитель формирует у старшеклассников не только элементарные умения и навыки, но и более сложные речемыслительные процессы, которые постепенно начинают играть ведущую роль в развитии учащихся. Большое значение имеет выработка у учащихся с нарушением интеллекта умения спрашивать, отвечать, выслушивать советы. Необходимо направить свои усилия на создание ситуаций, при которых старшеклассники будут с интересом общаться, обмениваться своими мыслями и впечатлениями, т.к. работа по развитию речи в старших классах используется недостаточно.

Среди методов, используемых в процессе трудового обучения, широкое распространение получил метод обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве – это метод, состоящий из совокупности приёмов, объединённых общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, в котором реализуются принципы личностно – ориентированного подхода [2].

Идея обучения в сотрудничестве развиваются усилиями многих педагогов во всём мире. Чтобы понять эту идею, авторы метода советуют к определению слова «ошибка» добавить фразу: «что указывает на необходимость дополнительной практики и большой тренировки. Чтобы овладеть необходимым умением и знанием». Следовательно, нам нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причём в таком объёме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере.

Разработчики данного метода убеждены, что, для того, чтобы ученики активно участвовали в познавательном процессе, необходимо разбивать их на небольшие группы. Работая в небольших группах и отвечая за успехи каждого, учащиеся учатся помогать друг другу. Хорошо, когда можно спросить, если что – то непонятно, или обсудить решение очередного задания. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты можешь не осознать ответственность и за свои успехи, и за успехи товарища.

На уроках труда можно предложить несколько постепенных шагов в обучении умению сотрудничать:

  • помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

  • организовать практику;

  • стимулировать учащихся в том, чтобы они помогали друг другу;

создавать ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительных результатов.

Всевозможные варианты обучения в сотрудничестве на уроках швейного дела можно начинать с небольших фрагментов урока.

Например, учащимся групп (в каждой по 3 человека) даётся задание описать последовательность изготовления изделия (ночная сорочка). Выполняя задание по группам, учащиеся общаются между собой, каждый ученик аргументирует своё решение. На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учеников и помогать любой группе. В речи в это время отрабатываются средства межфразовой связи, с помощью которых определяется последовательность выполнения операций, слова типа - «дальше», «затем», «после этого».

Также для помощи в полном связном высказывании учащихся рекомендуется использование предметной карты. Это обусловлено тем, что планирование предстоящей работы на уроках швейного дела является высшей формой словесной регуляции поведения. Планирование предлагает достаточно высокий уровень развития практического опыта и речи. Построение кратких схематических планов для учениц старших классов не представляет сложной задачи. Это обусловлено тем, что ученицы многократно выполняют однотипные задания. Однако, составление плана новой работы, которая прежде никогда не выполнялась, представляет собой объективно сложную задачу[1]. Благодаря использованию предметной карты на уроке, составление плана работы над изделием и рассказывание, положительно сказывается на развитии речи у учениц с отклонениями в развитии. После составления плана, учитель переходит к закреплению [4].

Класс делится на группы, каждая получает задание на составление плана по пошиву прямой юбки. На доске даны опорные слова: срез, сметать, стачать, застёжка, обработать. После составления плана, один представитель от группы знакомит с планом работы. Причём важно, чтобы отвечающий аргументировал свой ответ. Ошибка исправляется после того, как ученица поймёт причину допущенной ошибки.

Особое внимание уделяется отчёту о проделанной работе. Работая в группах, учащиеся помогают друг другу, используют усвоенные слова, технические термины, переходят к связному самостоятельному высказыванию. Оценка ставится одна на всю группу. На такие упражнения не должно уходить много времени; вместе с тем они необходимы, так как даже при правильном понимании значения слов у учащихся обнаруживается неумение строить высказывание последовательно и логически правильно рассказывать о своей работе. Умению устанавливать последовательность выполняемых действий и рассказывать о них. Обучая этому, прибегаем к вопросам, которые заставляют осмыслить технологический процесс в целом. Если задание предполагает ответы на вопросы, то каждой ученице в группе даётся вопрос:

Какой материал ты использовала в изделии?

Какие швы применяла при пошиве изделия?

Какими инструментами и приспособлениями пользовалась?

Для чего служит это изделие?

Каждая ученица готовит ответ на свой вопрос. Она может обратиться за помощью ученицам своей группы. На уроке девочки учатся слушать ответы своих товарищей, поправлять, помогать, если это нужно. Вслушиваясь в слова товарища и оценивая их, девочки работают над улучшением собственной речи. Важно подчеркнуть, что переход к составлению связного высказывания не труден, если работа ведётся в этом направлении планомерно и систематически. Учитель правильно организует работу в группах, где каждый отвечает за свою работу и вносит вклад в общее дело. Необходимо каждый раз подчёркивать, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это работа в сотрудничестве, групповая работа, где успех всех зависит от успеха каждого. Этому способствует доброжелательная обстановка, создаваемая учителем в классе. Ученицы, не отвечающие на вопросы правильно, не должны теряться, испытывать чувство неуверенности, ведь идёт учёба – процесс узнавания, постепенного приобретения знаний. Обучение в сотрудничестве даёт возможность научиться помогать друг другу, задавать вопросы, отвечать громко, чётко. У девочек появляется чувство уверенности в себе, в своих возможностях, возрастает уровень самостоятельности в выполнении трудового задания, повышает качество его выполнения.

Большое значение для старшеклассников с нарушением интеллекта при развитии речи, имеет диалог. Диалог, который ведётся на уроке, направлен на то, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность учениц, они легче справляются с практическим заданием, осознанней относятся к собственным действиям и бывают более способны оказать помощь друг другу. Диалог проводится в течение нескольких минут. Стимулом для диалога служит желание что – то узнать о способах изготовления изделия, о его назначении и т.д. Поскольку для данной категории детей характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник, роль которого выполняет учитель или успевающий ученик. Следует создать такие ситуации, которые побуждали бы учениц к беседе, высказываниям. Особое внимание обращается на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других, слушать окружающих. Например, каждой группе даётся задание на составление нескольких вопросов к прочитанному тексту. Группы составляют свои вопросы и задают их друг другу, отвечающие отстаивают свою точку зрения. На другом этапе урока вопросы каждой группе задаёт учитель. Он предлагает свой вариант ответа на него, а учащиеся либо соглашаются с высказанным мнением, либо опровергают его. Ученицы охотно вступают в диалог с учителем, пытаясь доказать свою правоту. Оживляя урок, учитель может задать группам загадки или пословицы.

Класс разбивается на пары. Каждой паре учениц предлагается начало пословицы. Конец пословицы даётся в двух вариантах. Девочки выбирают один из них, объясняют, почему этот вариант они считают верным.

Например:

большие всходы дают.

Талант и трудолюбие…………………всходы не дают.

Делай работу так,……………………..

чтобы не переделывать.

чтобы можно переделать.

Сильные ученицы помогают своим партнёрам исправить ошибки. В случае, если пары не справляются на помощь приходит учитель. Таким образом, девочки знакомятся с народной мудростью, им сообщается поучительная мысль, которая заключается в лаконичную, отточенную форму. « Семь раз отмерь, один раз отрежь» - учит пословица; действуй обдуманно, сориентируйся в задании, прежде чем начать работу. Интерес к работе и обстановка товарищества способствуют активности речевого общения друг с другом и учителем.

Можно создать много ситуаций, которые побудили бы учениц высказываться, задавать вопросы, вступать в диалог друг с другом. Вопрос парам.

Может ли складка заменить вытачку на изделии?

Почему срезы швов необходимо обрабатывать?

Какие виды отделки применяются в швейных изделиях?

Для детей с нарушением интеллекта очень важно, чтобы вопросы были чёткими, направленными на выявление различных признаков изделия.

В результате работы по развитию речи ученицы старших классов без посторонней помощи справляются с составлением плана пошива изделия, возрастает уровень ориентировки и самостоятельности, повышается качество выполнения трудового задания. Об этом свидетельствуют результаты самостоятельных работ. Сказывается работа по развитию речи при экзаменационных работах. Ученицы вполне осознанно отвечают на вопросы, дают оценку своей работе, речь чёткая и эмоциональная.

Таким образом, успешное развитие речи у старшеклассников может быть обеспечено на основе материала по швейному делу с использованием метода сотрудничества.

Литература

1.Кирилова А.Г. Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения //Дефектология. – 1996. – С.27 – 33.

2. Педагогические технологии в системе коррекционно – развивающего обучения: учебно – методическое пособие для учителей и специалистов коррекционно – развивающего обучения / сост. Беткер, Л.М., О,В. Булатова. – Ханты – Мансийск:РИО ИРО, 2011. – 96с.

3.Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

4.Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников // Дефектология. – 1999. - №6. – С.27 – 33.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconМбдоу «Детский сад №4 «Ивушка»
Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconПояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена...
Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения icon«Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие»
Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconОсобенности развития связной речи дошкольников в соответствии с федеральными...
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconИспользование приемов мнемотехники в развитии связной речи
Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи стр. 6
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconРабочая программа и календарное планирование По предмету «Устная речь»
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconИгра как способ развития социального интеллекта учащихся на уроке иностранного языка
Проблема развития социального интеллекта продолжает демонстрировать актуальность, а также прочно утверждает свои позиции как неотъемлемый...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способы развития детей с нарушением интеллекта заключаются в системе коррекционно-развивающей работы
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconУроках математики и трудового обучения
П. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconТема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconПриемы развития речи на уроках литературы
И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность,...
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения iconИспользование на уроках письма и развития речи педагогических средств...
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск