Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание





Скачать 214.73 Kb.
НазваниеИсследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание
Дата публикации14.07.2013
Размер214.73 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Философия > Исследовательская работа
Антонова Ирина,16 лет

с.Шаралдай, Мухоршибирского района

Республика Бурятия

ТЕМА: «Слова - «паразиты», или экология речи»

исследовательская работа

с. Шаралдай
2013 г
Содержание


Введение
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Шуточное стихотворение Э. Мошковской

Классические паразиты – те, которые в организме или в природе, живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих их слов и фраз, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон... Попробуйте еще раз прочитать эпиграф, — я уверена, что вы будете спотыкаться на каждой фразе, и смысл ее останется на заднем плане. Точно так же спотыкается мозг человека, который слушает вашу «обогащенную» паразитами речь, не осознавая важности мысли, которую вы хотите донести.

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Сегодня  все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону.  Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют «словами-паразитами» (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.

Этот класс слов мало изучен. В литературе нет  точного определения, что такое  «слова-паразиты» с научной точки зрения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Цель - изучение распространения «слов-паразитов» учащимися Шаралдайской средней общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

- установить, что такое «слова-паразиты», выяснить, какую функцию они выполняют;

- выявить наличие в речи учащихся Шаралдайской средней общеобразовательной школы «слов-паразитов» и определить наиболее употребляемые;

- выработать рекомендации по работе с речевыми «паразитами», выпустить – памятку «Рекомендации школьникам: способы избавления от «слов-паразитов».

Объект исследования: речь учащихся 6-11-ых классов школы.
Предмет исследования: «слова-паразиты» в речи учащихся МБОУ «Шаралдайская средняя общеобразовательная школа».
Гипотеза исследования: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять «слова-паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к речи собеседника.

Продукт исследования: составление словаря- комментария.

Новизна работы заключается в представлении  некоторых стратегий для снижения риска появления «слов-паразитов» в речи.
Методы исследования:

- эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг;

- теоретические – анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод.
Методы обработки материалов исследования:

  • Таблицы;

  • Диаграммы;

  • Словесное описание.



Общаясь со своими сверстниками, я заметила, что многие употребляют в своей речи, так называемые «слова-паразиты». И поэтому решила исследовать, насколько засорена речь учащихся нашей школы, потому что важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своим собеседникам.

Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Добавим, что смысл высказывания не представляет собой арифметическую сумму значений слов. Для правильного осмысления высказывания (текста), необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации, фоновые значения. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла высказывания. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

«Слова-паразиты» – слова, не несущие смысловой нагрузки. Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют семантически пустые лексические единицы.

Глава I. «Слова-паразиты», или экология речи

1. Причина появления «слов-паразитов»


Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Профессиональный оратор не задумывается над этим, для него не составляет проблемы высказаться. Сам переход мысли в речь для него естественен. Человек же, не привыкший говорить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят говорящему силы.

Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное – «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.

Частота употреблений «слов-паразитов» заставила взяться за их изучение психоаналитиков. Те выяснили, что люди, которые употребляют слово «как бы», - неуверенные в себе интроверты, которые во всем сомневаются. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», - экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту.

2. Классификация речевых «паразитов»



Наблюдая за употреблением «слов-паразитов» в речи школьников, отмечено, что одна группа слов  употребляется  для эмоциональной  окраски  речи, например, блин.

Другие слова служат для  замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».  

Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того,  как бы, вроде того.

«Слова-паразиты» могут быть разными частями речи. 
«Слова-паразиты» как части речи




Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется





3. Три пласта слов, загрязняющих нашу речь



Как часто на публичных выступлениях, докладах и лекциях, по телевизору мы слышим такие выражения, как «эмм», «то есть», «короче», «как бы», «в общем» и т.д. Узнали себя в этих словах? Задумывались, когда они возникают? Когда возникает пауза и наступает тишина. Вы пытаетесь заполнить тишину, вместо того, чтобы дать себе время подумать. К тому же, начинаете сильно волноваться. И впечатление о вас портится вмиг.

В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе я нашла определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.

Жаргон1 – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.

Арго2 - речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, арго – язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт – сленг (тусовка, слива, стукач).

Сленг3 – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).

К данным пластам примыкают и «слова-паразиты»3 – слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой»4.

Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, сам человек, имеющий в своей речи «слова-паразиты», их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.) , служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания .Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: Э-э-э, главной, п о н и м а е т е ли, основной чертой его, т а к с к а з а т ь, характера является, з н а ч и т, э т о, его любовь, с а м и п о н и м а е т е, к людям.

О том, что человек имеет привычку произносить «слова-паразиты», можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

К «словам-паразитам» не относятся так называемые «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию. Есть и индивидуальные слова-«паразиты», чаще произошедшие путем сокращения, например «ма», которое произошло от всеми известного слова-«сорняка» «е-мое».

В художественных произведениях слова-«сорняки» часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа (в речи автора они, безусловно, должны отсутствовать).

Хотя семантике различных пластов лексики уделяется в последнее время большое внимание, следует отметить, что класс слов, называемых обычно «словами-паразитами» остался довольно мало изученным. Отдельные попытки описания и классификации этих слов были весьма немногочисленными и продолжения не получили. Об этом свидетельствует уже сам термин – вернее, сам факт отсутствия устоявшегося «наукообразного» термина.

4. Работа лингвистов по изучению «слов-паразитов»


После того, как в конце 60-х – начале 70-х гг. повысился интерес к спонтанной речи и, в частности, к явлениям речевого колебания, в литературе появился ряд терминов, таких, как «незнаменательная лексика», «лишние слова», «вставные элементы», «слова-заменители» (имеются в виду заполнители пауз хезитации), однако термины эти не прижились.

Кроме того, они либо слишком широки, либо слишком узки. В отличие от простых слов, которые, так или иначе, связаны с содержанием высказывания, «слова-паразиты» связаны с самим процессом говорения и ничего нового в сообщаемое не вносят. Возможно, именно этому обстоятельству они и обязаны своей «дурной репутацией».

Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако, в большинстве случаев, возникает своего рода «мода». Потому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Некоторые люди намеренно употребляют в своей речи «слова-паразиты». Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит свои «видите ли», «понимаете», «такое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае «паразиты» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

5. Анализ некоторых «слов-паразитов»



Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. Мы все сталкиваемся с этим, например, в школе: пока твердим определение или формулу (в попытке заучить до автоматизма), начисто забываем, о чем идет речь: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Точно так же от бесконечного повторения утрачивается смысл диалогов и слоганов в рекламных роликах и предвыборных призывах. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту. Кстати, по тому, какой словесный сор преобладает в речи человека, можно многое узнать о нем самом.

Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся».

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – виньетка в речи интеллектуала.

Если по «словам-паразитам», преобладающим в языке, попробовать определить характер его носителя, то русскоговорящие граждане, увы, смотрятся людьми неуверенными, постоянно сомневающимися.

«Слова-паразиты», как вирус, может подхватить любой человек. Но выделяются три основные группы людей, особенно подверженных «заражению».

ПЕРВАЯ ГРУППА. Это те, кто опасается сора в своем лексиконе, поэтому всеми силами старается объясняться исключительно языком Тургенева. Но в попытке облагородить свою речь они начинают злоупотреблять эпитетами и крылатыми выражениями, которые от частого повторения все равно звучат как «слова-паразиты».

ВТОРАЯ ГРУППА. Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся и люди, в системе жизненных ценностей которых лидирующую позицию занимает определение «модно». Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.

ТРЕТЬЯ ГРУППА. Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.


6. Методы избавления от «слов-паразитов»


Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.

Если «слова-паразиты» присутствуют в вашей речи, и вы хотите побыстрее от них избавиться, используйте следующие методы.

  1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

  2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и «слова-паразиты».

  3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши «слова-паразиты».

  4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли «слова-паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

  5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

  6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

  7. Обретайте спокойствие. «Слова-паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

  8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять «слова-паразиты»!

  9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду» и тогда у вас не останется места для «слов - паразитов».

Глава II. Исследование употребления «слов-паразитов» в речи учащихся  Шаралдайской средней общеобразовательной школы

       



Практическая часть



Подростки все чаще стали вставлять в свои разговоры слова, называемые «словами-паразитами». Поэтому их речь становится грязной и непонятной.

Я решила исследовать, насколько распространены «слова-паразиты» среди учащихся МБОУ «Шаралдайская средняя общеобразовательная школа», и провела среди обучающихся 6-11 классов анкетирование, в котором приняло участие 78 школьников (см. приложение 1).

Вопрос

Ответы

1

8-10 лет

11-18 лет

Старше 19 лет




78




2

М

Ж

29

49

3

Да

Нет

63

14

4

Да

Нет

26

52

5

Не выступаю

Редко

Регулярно

Часто

23

48

4

3

6

Не люблю читать

Читаю по заданию учителя

Стараюсь читать регулярно

Много читаю

16

31

23

8

7

Да

Нет

32

46


По полученным данным построила диаграммы (см. приложение 2, 3). На основании анализа диаграмм можно сделать выводы:

  1. Независимо от возраста и пола люди часто употребляют «слова-паразиты».

  2. «Слова-паразиты» мешают им выражать мысли.

  3. Для борьбы со «словами-паразитами» надо чаще выступать публично и читать художественную литературу.

Заключение



В ходе данного исследования было выявлено, что 92,4% учеников достаточно часто употребляют  «слова-паразиты»,  68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи.  

Установлено, что «слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами,  могут быть разными частями речи.

       При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками «слова-паразиты» (см. приложение 4). Выпущен буклет – памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от «слов-паразитов» (см. приложение 5).

       На основании результатов данного исследования  можно сделать вывод, что «слова-паразиты» засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за скудности словарного запаса. Иногда  на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

      Данная исследовательская  работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет  обратить внимание школьников на  бережное отношение к родному языку.

Закончить свою работу я хочу словами Тургенева: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»

















Литература:





  1. Дараган Ю.В. Функции слов-паразитов в русской спонтанной речи.//

Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной

Лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы.

Противно. 2000. 67-73.

  1. Ипполитова Н.А, Князева О.Ю, Савова М.Р. Русский язык и культура речи, 2006. М. 2006. С. 21




  1. Милн А., Заходер Б. Вини-Пух и все-все-все. Изд-во «АСТ». М. 2007.




  1. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

5. http://www.philology.ru

http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

Приложение 1




Анкета


  1. Возраст 8-10 лет

11-18 лет

Старше 19 лет



  1. Пол

М Ж


  1. Употребляете ли Вы в своей речи «слова-паразиты», например: в общем, в общем-то, вообще, вот, в принципе, знаешь / ты знаешь / знаете / вы знаете, значит, как бы, ну, понимаешь / понимаете, такой, так сказать, там, это, это самое, этот, этот самый; э...э, м...м?

ДА

НЕТ


  1. Мешают ли вам слова-паразиты выражать свои мысли?

ДА

НЕТ


  1. Часто ли вы выступаете публично (с докладами, лекциями, уроками)?

Не выступаю

Редко

Регулярно

Часто


  1. Много ли Вы читаете?

Не люблю читать

Читаю по заданию учителя

Стараюсь читать регулярно

Много читаю


  1. Боретесь ли Вы с привычкой употреблять в речи «слова-паразиты»?

ДА

НЕТ

8. Какие «слова-паразиты» часто употребляют в речи твои сверстники?

Приложение 2



РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Большинство опрашиваемых женского пола.



Большинство опрашиваемых учащихся употребляют в своей речи «слова-паразиты».


Большинству опрашиваемых учеников «слова-паразиты» не мешают выражать свои мысли.



Приложение 3



Большинство опрашиваемых учеников редко выступают на публике.

Большинство опрошенных учеников читают только по заданию учителя.


Большинство опрошенных учеников не борются со «словами-паразитами».


Приложение 4



Самые распространенные «слова-паразиты» среди учащихся Шаралдайской средней школы


«Слова-паразиты»

Количество употребляющих

%

Ну

71 человек

91%

Короче

65 человек

83%

Как бы

63 человека

81%

Это

58 человек

74%

Чё

42 человека

54%

Ваще

37 человек

47%

Типа

33 человека

42%

Это самое

26 человек

33%

Блин

25 человек

32%

Ё-моё

16 человек

20%





Приложение 5


Буклет-памятка «Способы борьбы со словами-«сорняками»

Если «слова-паразиты» присутствуют и в твоей речи, и ты хочешь от них избавиться, используй следующие методы.

№1. Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. Этот способ мало применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» – часть выражения «короче говоря», совсем несложно. И если ты, произнеся «короче», действительно коротко и ясно сформулируешь свою мысль, это слово будет к месту и перестанет быть бессмысленным. Точно то же произойдет и с «как бы», если оно предшествует сравнению.

№2. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

№3. Наказывай себя штрафом. Сказала «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

№4. Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День Паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйся только с помощью слов-паразитов. Мало того что скажешь их за день столько, что самой надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.

№5. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».

№6. Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.

№7. Запишись на курсы ораторского искусства.



1 Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Москва, 2004 г.

2 «Большая советская энциклопедия» – электронный носитель.


3 Энциклопедия «Википедия» - электронный носитель.

4 Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004г



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconИсследовательская работа на тему «Пищевые добавки в моих любимых продуктах»
Выявить содержание и влияние пищевых добавок на самые употребляемые детские продукты
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconЖанры исследовательских работ школьников
Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа"....
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconИсследовательская работа «Использование экологически чистых природных...
Сборник "Классная работа" -2013/2014. Тертица Ирина Борисовна. — Москва, 2014. — 100 стр., ил
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconПриложение 15 Участие в ноу в 2013-14 уч году
Влияние учебных занятий на функциональное состояние зрительного анализатора, исследовательская работа
Исследовательская работа с. Шаралдай 2013 г Содержание iconМетодические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск