Скачать 49.56 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык». Цель: показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; развивать умение сопоставлять, анализировать; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей. Ход урока
Учитель обращает внимание на эпиграф, записанный на доске: Язык всем знаниям и всей природе ключ. Г.Р. Державин. Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь и пытаются объяснить его смысл. Учитель вновь обращается к термину «эпиграф». 1). Что такое эпиграф? 2). Выразительно вслух прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? 3). Зачем человеку нужен язык? Можно ли обойтись без языка в жизни? 3. Работа по теме урока. 1).Слово учителя. С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком. Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать. Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного американского писателя Киплинга Маугли. Но ведь это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года. На земном шаре насчитывается более двух тысяч языков. Все они отличаются друг от друга. Есть, например, такие, в которых всего два гласных звука и восемьдесят согласных. Встречаются языки, где насчитывается пятьдесят два падежа, а бывают такие, где нет ни одного. Разные языки. И всё-таки у каждого из них есть языки-родственники. Ближайшими братьями русского являются украинский и белорусский языки. Тесная связь наших народов отражается и в языках, где встречается множество общих слов и выражений Задание. Выделить главные мысли рассказа учителя: - люди задумываются над загадкой, откуда появился язык; - язык делает человека человеком; - без языка не было бы общества людей. 2). Дискуссия по вопросам: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» или «Для чего людям нужен язык?» - Язык позволяет людям думать. Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». Думают, и именно с помощью слов и предложений. Только они не могут их произнести. И лиса, наверное, может себе представить, как она схватит петуха и побежит с ним в лес. Но эта воображаемая картина еще не мысли! Сообразить: шестью шесть - тридцать шесть, или: после вторника следует среда - лиса (настоящая, а не сказочная) сообразить не может. Отвлеченная мысль, когда думают не об одном случае, не об одной лисе, а обо всех предметах, действиях, качествах, возможна только у человека. Владеть такой отвлеченной мыслью, управлять ею, понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка. Задание. Серьезное дело требует настойчивости. Но подумав без слов, следите, чтобы мысль «думалась», а в уме не было никак слов, никаких предложений. Постарайтесь. Получилось? Какой вывод вы сделали из этого опыта? 2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. Курица как закудахчет - цыплята бегом к ней. Это она коршуна увидела и сказала цыплятам: «Быстрее ко мне». Сказала? Нет, у нее это врожденное поведение. Она не сказала, она не пользовалась языком. Пользоваться языком - значит думать, то есть выбирать мыс находить для них нужные слова. Свои мысли передавать другому, кудахтать, а сознательно что-то сообщать. С помощью языка можно передавать свои наблюдения, свои переживания, можно фантазировать, рассуждать, предполагать, обнять, т.е. обмениваться друг с другом мыслями. Задание. Маша Белянская сказала Володе Шевцову: - На! - и дала ему румяное яблоко. Вова сказал Маше: - На! - и дал ей большую душистую грушу. Можно ли сказать, что они высказывали мысли? Что они noльзовались языком? Что они разговаривали? - Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. Люди работают, помогают друг другу. Иначе говоря: действуют сообща. Представьте себе завод, где рабочие, мастера вдруг потеряли способность разговаривать друг с другом. Завод работать не будет. Жить в человеческом обществе без языка нельзя. - Язык позволяет людям радоваться его красоте. Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное. Красота заключается не только в книгах, в песнях, в игре артистов. Мы встречаем людей, которые прекрасно умеют шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою щедрость. Ученый читает лекцию ... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к её сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную форму, которая трудную мысль сделает ослепительно яркой и ясной. И таких случаев много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив. Задание. Попробуйте доказать, что язык - ваш друг. Ответьте письменно на вопрос: «Когда язык становится врагом?» При подготовке ответа пользуйтесь планом: 1 )Небрежная речь, засоренная пустыми, бессмысленными словами. 2)3лая речь, жестокая и оскорбительная для других. 3) Невежливая, неуважительная речь. 4) Неграмотная речь. 4.Итог урока. Учитель:Вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с высказыванием Г. Р. Державина? Обоснуйте ответ. Домашнее задание. |
1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп | Урок русского языка в 1 классе. Тема урока : Сочетания жи и ши Минутка чистописания в тетради «Русский язык» №2 (Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина) с. 6 | ||
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Конспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки... Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла» На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся» | Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | Урок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии | ||
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
План урока: первый урок немецкого языка в классе Тема урока: Знакомство... Дать учащимся краткую информацию о стране изучаемого языка: географическое положение и страны, граничащие с ней | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы |