Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык»





Скачать 49.56 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык»
Дата публикации08.10.2014
Размер49.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Зачем человеку нужен язык».

Цель: показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; развивать умение сопоставлять, анализировать; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей.

Ход урока

    1. Оргмомент.

    2. Работа с эпиграфом.

Учитель обращает внимание на эпиграф, записанный на доске:

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Г.Р. Державин.

Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь и пытаются объяснить его смысл. Учитель вновь обращается к термину «эпиграф».

1).     Что такое эпиграф?

2).      Выразительно вслух прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл?

3).      Зачем человеку нужен язык? Можно ли обойтись без языка в жизни?

3. Работа по теме урока.

1).Слово учителя.

С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!

Одни доказывают, что  язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации. 

Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком. 

Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать. 

Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного американского писателя Киплинга Маугли. Но ведь это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.

Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в  темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года.

На земном шаре насчитывается более двух тысяч языков.  Все они отличаются друг от друга. Есть, например, такие,  в которых всего два гласных звука и восемьдесят согласных. Встречаются языки, где насчитывается пятьдесят два  падежа, а бывают такие, где нет ни одного. Разные языки.  И всё-таки у каждого из них есть языки-родственники.

Ближайшими братьями русского являются украинский и белорусский языки. Тесная связь наших народов отражается и в языках, где встречается множество общих слов и выражений

Задание. Выделить главные мысли рассказа учителя:

- люди задумываются над загадкой, откуда появился язык;

- язык делает человека человеком;

- без языка не было бы общества людей.

2). Дискуссия по вопросам: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» или «Для чего людям нужен язык?»

- Язык позволяет людям думать.

Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». Думают, и именно с помощью слов и предложений. Только они не могут их произнести.

И лиса, наверное, может себе представить, как она схватит петуха и побежит с ним в лес. Но эта воображаемая картина еще не мысли! Сообразить: шестью шесть - тридцать шесть, или: после вторника следует среда - лиса (настоящая, а не сказочная) сообразить не может.

Отвлеченная мысль, когда думают не об одном случае, не об одной лисе, а обо всех предметах, действиях, качествах, возможна только у человека. Владеть такой отвлеченной мыслью, управлять ею, понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка.

Задание. Серьезное дело требует настойчивости. Но подумав без слов, следите, чтобы мысль «думалась», а в уме не было никак слов, никаких предложений. Постарайтесь. Получилось? Какой вывод вы сделали из этого опыта?

2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

Курица как закудахчет - цыплята бегом к ней. Это она коршуна увидела и сказала цыплятам: «Быстрее ко мне». Сказала? Нет, у нее это врожденное поведение. Она не сказала, она не пользовалась языком. Пользоваться языком - значит думать, то есть выбирать мыс находить для них нужные слова. Свои мысли передавать другому, кудахтать, а сознательно что-то сообщать. С помощью языка можно передавать свои наблюдения, свои переживания, можно фантазировать, рассуждать, предполагать, обнять, т.е. обмениваться друг с другом мыслями.

Задание.

Маша Белянская сказала Володе Шевцову:

- На! - и дала ему румяное яблоко.

Вова сказал Маше:

- На! - и дал ей большую душистую грушу.

Можно ли сказать, что они высказывали мысли? Что они noльзовались языком? Что они разговаривали?

- Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.

Люди работают, помогают друг другу. Иначе говоря: действуют сообща. Представьте себе завод, где рабочие, мастера вдруг потеряли способность разговаривать друг с другом. Завод работать не будет.

Жить в человеческом обществе без языка нельзя.

- Язык позволяет людям радоваться его красоте.

Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет

неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

Красота заключается не только в книгах, в песнях, в игре артистов. Мы встречаем людей, которые прекрасно умеют шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою щедрость.

Ученый читает лекцию ... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к её сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную форму, которая трудную мысль сделает ослепительно яркой и ясной.

И таких случаев много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив.

Задание. Попробуйте доказать, что язык - ваш друг. Ответьте письменно на вопрос: «Когда язык становится врагом?»

При подготовке ответа пользуйтесь планом:

1 )Небрежная речь, засоренная пустыми, бессмысленными словами.

2)3лая речь, жестокая и оскорбительная для других.

3) Невежливая, неуважительная речь.

4) Неграмотная речь.

4.Итог урока.

Учитель:Вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с высказыванием Г. Р. Державина? Обоснуйте ответ.

Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» icon1. Тема: зачем человеку нужен язык цели урока
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №180 эк /сп
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема урока : Сочетания жи и ши
Минутка чистописания в тетради «Русский язык» №2 (Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина) с. 6
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconКонспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУчитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы...
...
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconПлан урока: первый урок немецкого языка в классе Тема урока: Знакомство...
Дать учащимся краткую информацию о стране изучаемого языка: географическое положение и страны, граничащие с ней
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Зачем человеку нужен язык» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск