Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция»
страница1/4
Дата публикации16.10.2014
Размер0.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал


Кафедра философии и культурологии


Нагой Ф.Н.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

Философия

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки
030900 «Юриспруденция»

(код специальности) (наименование направления подготовки ).


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2 от «23» сентября 2011 г.

Подпись заведующего кафедрой

…………………… /Д.Р. Яворский/



Волгоград 2011
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Философия»

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. ДЕ 1.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. ДЕ 2.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. ДЕ 4.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. ДЕ 5.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. ДЕ 3.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ДЕ 5.
1.2. Содержание курса философии

Философия - базовая дисциплина в подготовке специалистов в области экономики, направлена на отражение роли философии в жизни человека и общества; дает представление о философской, религиозной и научной картине мира; раскрывает смысл исторических типов философии как форм социального и духовного опыта; рассматривает вопросы природы человека, возможностей и границ познания, общества как развивающейся системы; исследует перспективы и проблемы личности в современном мире.

Целью преподавания курса философии является формирование у студентов умения на основе полученных знаний об этапах развития и современном звучании философских вопросов ориентироваться в пространстве духовных ценностей. В целом, безусловной составляющей знаний современного человека является понимание смысла духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке; знание условий формирования личности, ее свободы и характера ответственности; наличие представления о сущности сознания.

Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов целостного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов. Курс философии предполагает знакомство с основными концепциями человека и общества, взятыми в историческом развитии социально-политической и культурной жизни.

Целью является также формирование уровня теоретического мышления, освоения интеллектуального и духовного опыта человечества, использование этого опыта в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки специалиста является также обучение умению ориентироваться в сложных проблемах современности, формирование гуманитарной гуманистической культуры мышления и поведения.

Основными задачами данного учебного курса являются:

  • Формирование представления о предмете философского знания, его структуре, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении философии, ее методологических и культурных основаниях, как в истории, так и в современном обществе.

  • Демонстрация методологических, методических, и практических возможностей философии в решении научных, социальных и экзистенциальных проблем человека и общества. Использование методологического арсенала классической и современной философии для решения практических и научных задач.

  • Выработка навыков самостоятельного мышления, формируемого на знакомстве с мировыми философскими традициями.

  • Развитие способностей к исследовательской деятельности.

  • Передача студентам комплекса знаний и умений по практическому применению философского знания.


Изучение дисциплины «Философия» предусматривает включение следующих вопросов.

  • Специфика философского знания. Основные этапы становления философии, ее исторические типы. Особенности восточной и западной философских традиций.

  • Связь философии и других форм духовной деятельности: науки, религии, искусства, политики и т.д.

  • Основные проблемы, направления и школы классической и современной философии.

  • Философская онтология и метафизика как учение о природе и сущности бытия и его первоосновах.

  • Гносеологические проблемы классической и современной философии. Становление научного метода в истории философии. Классические и современные методы научного и философского исследования: гипотетико-дедуктивный, аналитико-синтетический, диалектический, герменевтический, феноменологический, структуральный.

  • Методологические и теоретические проблемы современной философии. Философия как методология частных наук.

  • Природа человека. Классические и современные концепции человеческой природы. Сущность и существование человека. Человек в современном мире. Смысл человеческого бытия.

  • Социальная философия. Основные социальные оппозиции в интеллектуальной и политической истории. Глобальные проблемы современного мира, подходы к их решению.

  • Динамика исторического процесса. Целостность и единство истории, перспективы развития человечества.

  • Роль, задачи и функции философии в современном обществе.


1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Философия» студент должен знать:

  1. Основные философские подходы к проблемам природы и общества в их отношении к человеку. Особенности западной, восточной и русской философских традиций.

  2. Основные философские категории и термины.

  3. Основные философские направления и школы

  4. Основные типы и стили мышления.

  5. Особенности и специфику современного этапа развития философии.

  6. Методологические программы классической и современной философии, особенности философского анализа проблем.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  1. Выявлять основные проблемы, которые подлежат философскому анализу и выделять в них философские аспекты

  2. Увидеть проблемы взаимодействия личности и общества в различных типах социальных систем.

  3. Рассматривать любую проблему конкретно. То есть во взаимосвязи всех ее сторон.

  4. Использовать методы философского анализа для решения частных задач.

Студент должен приобрести следующие навыки (владеть):

  1. Разработки программ философского и социально-философского исследования.

  2. Работы с текстами, использования методов герменевтики для чтения научных и философских текстов.

  3. Поиска нужной информации в печатных текстах, Интернете, обработки информации, содержащейся в текстах.

  4. Обобщения, анализа и представления философского знания.

  5. Самостоятельного мышления в соответствии с правилами логики и техники мыслительной деятельности.

Дисциплина «Философия» находится на стыке гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин, опирается на знания студентов по истории, математике, истории естественных наук, экономике, информатике, лингвистике. Междисциплинарные связи курса философии осуществляются при анализе исходных принципов, форм и методов научных исследований природы и общественных отношений, их преломлении и конкретизации в социальной практике Результатом освоения курса философии должно стать системное видение исторической и теоретической составляющей философского знания как знания человека о мире и о самом себе, овладение культурой теоретического мышления, приемами ведения дискуссии и приобретение способности выражения собственной позиции по интересующему вопросу.

Успешное изучение философии предполагает изучение ряда философских дисциплин, таких как логика, культурология, концепции современного естествознания, этика; а также является необходимой основой освоения курсов профессиональной образовательной программы - экономическая теория, теория организации, социология, история и теория государства и права, социальная психология и др.

Курс включает лекционный материал, различные формы проведения семинарских занятий, написание курсовых работ, ориентирует студента на необходимость дополнительной и самостоятельной работы, завершается экзаменом, соответствует государственному стандарту по философии.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»

на 2012 – 2013 уч. год для студентов БкЮ –200.
Тематический план

(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану – 108 часов,

из них 46 аудиторных часов)







Темы


Лекции

Семи-нары

Самостоя-тельная работа


1.

Философия, ее предназначение и роль в жизни человека и общества. Истоки, предмет и основные разделы философского знания.

1

2




2.

Предфилософские и философские традиции: история философии как история самосознания человеческого духа. От мифа к логосу.

1

2




3.

Понимание мира и образ человека в ранней греческой философии.

1

2

2

4.

Античная классическая философия.

1

2

2

5.

Основные направления эллинистической философии.

1

4




6.

Средневековая философия и философия эпохи Возрождения.

1

2

2

7.

Картина мира и представление о сущности человека в философии Нового времени.

1

2

2

8.

Философия Просвещения о человеке и социальном прогрессе. Французский материализм 18 века.

1




2

9.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

1

2

2

10.

Немецкая классическая философия.

1

2

2

11.

Философская ситуация второй половины 19 века. Классическая традиция и общая характеристика философии ХХ века.

1

2

2

12.

От философии Гегеля к диалектическому материализму. Марксистская философия: теория исторического и диалектического материализма.

1

2

2

13.

Иррационалистическая философия. От философии жизни к герменевтике.

1

2

2

14.

Проблема сознания и человека в современной философии: проблемы развития философии психоанализа и экзистенциальное измерение бытия.

1




2

15.

Философская антропология: природа человека и смысл его существования. Человек как субъект духа и проблемы личности.

2

2

2

16.

Человек как субъект научного познания. От позитивизма к аналитизму.







2

17.

Философия общества и истории: образ будущего.

2







18.

Философия Древнего Востока







2

19.

Основные этапы развития русской философии







3

20.

Изменение понятия «истина» от Аристотеля до современности







2

21.

Функции социальной философии в современном мире







2

Экзамен

Итого по курсу: 3 ЗЕТ

18

28

35



1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Тема 1. Философия, ее предназначение и роль в жизни человека и общества. Истоки, предмет и основные разделы философского знания.

Философия как миропредставление (теоретическая рефлексия), как эстетическое отношение к действительности, как герменевтическое освоение мира и как практическое действие. «Вечные» мировоззренческие вопросы как истоки возникновения философии. Общая характеристика истории предмета философии. Взаимоотношение философии и науки, критерии философичности проблем. Сущность, специфика, разделы и функции философского знания.
Тема 2. Предфилософские и философские традиции: история философии как история самосознания человеческого духа. От мифа к логосу.

Основные философские традиции: восточная и западная философия. Предфилософские традиции – мифы как первая ступень самосознания человеческого духа – общие и специфические черты в мифологическом творчестве народов мира. Возникновение философского мышления (от мифа к логосу), отличительные характеристики философского сознания от мифологического, генезис философии. История философии, ее предмет и принципы построения. Основные этапы развития европейской философии.

Тема 3. Понимание мира и образ человека в ранней греческой философии.


Демифологизация античного мировоззрения через поиск первоначал бытия представителями Милетской школы философии. Поиск количественных закономерностей мира в размышлениях пифагорейцев. Гераклит и элеаты: понимание смысла философии и характер представления о мире. Философские построения атомистов. Этический рационализм Сократа, понимание диалектики как взаимопроникновения иронии и майевтики. Проблематика софизма.

Основные понятия: социокультурная детерминация, философская традиция, логическая структура мифа, бытие, онтология, досократики, элейцы, огонь - логос, апейрон, аэр, небытие, милетцы, Космос и хаос, первоначало.
Тема 4. Античная классическая философия.

Философия Платона: природа идей; сопричастность идей и вещей (понимание идеи как предела становления и как порождающей модели вещи); иерархия идей и космология. Гносеология, антропология и социальная теория Платона. Философия Аристотеля: материя и эйдос (форма), учение о сущностях (критика платоновской теории идей), учение о причинах. Логика и методология Аристотеля. Учение о человеке, об обществе и этические представления Аристотеля.

Основные понятия: перводвигатель, эйдос, элементы мира, Демиург, мир идей, форма и материя, сущность и явление, метафизика, этика, этические и дианоэтические добродетели, душа-колесница, уровни души, «золотая середина», «мудрец», истина и добродетель, пайдейа, апатия, атараксия, гедонизм.
Тема 5. Основные направления эллинистической философии.

Общая характеристика эллинистической философии: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм о человеке и мире; онтология неоплатоников. Эллинистическая философия о мире и об идеале мудрого человека. Отличительные черты античной философии по этапам развития и в целом. Идеи античной философии в философском развитии последующих эпох.

Основные понятия: неоплатонизм, Единое, Благо, детерминизм и индетерминизм, патристика, апологетика, схоластика, стоицизм, эпикуреизм, реализм и номинализм, универсалии, рационализм, эмпиризм, натурализм, платонизм и аристотелизм
Тема 6. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения.

Основные этапы развития и идеи Средневековой философии в персоналиях. Теоцентризм средневекового мышления: идея творения и идея откровения; двойственность природы человека, проблема души и тела; откровения и веры; сакральность исторического бытия; средневековая герменевтика и символизм. Реализм и номинализм, платонизм и аристотелизм в философии Средневековья.

Философские, научные (возникновение нового типа мышления – «традиции Галилея») и гуманистические идеи эпохи Возрождения (натурфилософия, пантеизм и гелиоцентризм). Открытие природного человека, поиск совершенных форм во всех сферах человеческого творчества, возрожденческий индивидуализм и свобода воли. Основные принципы: антропоцентризм, приоритет эстетического понимания действительности и др. Кризис гуманизма: переход от представления органического типа к представлениям о механистическом типе человека.

Основные понятия: природа человека, свобода воли, благодать, антропология, греховность, томизм и неотомизм, августинианство, добро и зло, духовное и телесное, гуманизм, антропоцентризм, протестантизм, психофизическая проблема, моральный субъект, антропология, воля к разуму, воля к власти, «война всех против всех», власть.
Тема 7. Картина мира и представление о сущности человека в философии Нового времени.

Общая характеристика и основные принципы философии 17 века: эмпиризм и рационализм. Философия Фр.Бэкона: идея «великого восстановления наук» и учение о методе. Философия Р.Декарта: утверждение реальности мыслящего субъекта; принцип методического сомнения; разрешение сомнений интеллектуальной интуицией и далее дедукцией; поиск рационального порядка; дуализм. Учение о субстанции в философии 17 века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Материалистический и идеалистический сенсуализм (Фр.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм.). Проблема свободы воли (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Дж. Локк). Правовые идеи в воззрениях Т.Гоббса и Дж.Локка.

Основные понятия: натурфилософия, сенсуализм, идеализм. Материализм, субстанция, дуализм, монада, модус, атрибут, материя и движение, картина мира, общественный договор, естественное право, социальная структура, функции государства, разделение властей, «левиафан» и «бегемот», гражданское общество

Тема 8. Философия Просвещения о человеке и социальном прогрессе.

Французский материализм 18 века.

Идея прогресса в истории человеческого разума. Критика средневековой схоластики и религии. Учение о материи и единстве природы (П.Гольбах). Диалектика живой и неживой материи (Д.Дидро, П.Гольбах). Теория познания. Сенсуализм (Кондильяк). Идея социального прогресса. «Естественные законы» (Монтескье) Понятие человека (Руссо). Концепция детерминизма. Проблема необходимости и свободы человека. Критика средневекового проведенциализма и телеологии. Концепция социального равенства.

Основные понятия: просветительство, энциклопедисты, социальная революция, исторический прогресс, философия истории, критерии прогресса, идея всеобщего мира, принципы международного права
Тема 9. Немецкая классическая философия.

Развитие естествознания и философии в конце 17 – середине 19 века. Возникновение нового типа философского мышления. Основные представители немецкой классической философии. Переход от метафизики субстанции к теории субъекта. Теоретические источники философии Канта. «Критика чистого разума» как суд разума над самим собой, как критика способности разума вообще по отношению ко всякому познанию, три ступени познания. Пространство и время – априорные формы чувственного созерцания, «понятийная» форма рассудочного мышления. Сущность "«трансцендентального идеализма"» Канта. Различия между «вещью в себе» и явлением. Антиномии Канта. Моральная философия Канта. Идея тождества понятия и предмета в философии «объективного идеализма» Гегеля. Философия как философия самосознания, как мыслящее рассмотрение предметов; философский способ мышления – познание действительности в форме понятия. Единство субъекта и объекта, практической и теоретической деятельности, жизни и познания в абсолютной идее. Идеалистическая диалектика как философский метод. Проблема человека в немецкой классической философии. Человек как мыслящее существо: человек как «всеобщее для всеобщего» (Гегель); двойственная природа человека (Кант); деятельная природа человека (Фихте, Шеллинг). Проблема свободы и необходимости. Проблема отчуждения. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Влияние идей немецкой классической философии на развитие философии Х1Х-ХХ века.

Абсолютная Идея, диалектика и метафизика, субъективный дух, объективный дух, абстрактный Основные понятия: Вещь-в-себе, явление, антиномии, категории, идеи, «Я», «не-Я», Абсолют дух, Абсолютная Воля, Трансцендентальный Субъект, трансцендентализм, феноменология, максимы и императивы, категорический императив, этика долга, долг и свобода, «господин» и «раб», «герой» и «толпа», личность, индивид, субъект, человек.
Тема 10. Философская ситуация второй половины 19 века. Классическая традиция и общая характеристика философии ХХ века.

Кризис классической философии, исторический и теоретический контекст возникновения неклассического философского стиля мышления (характеристики); общая и обзорная характеристика основных философских направлений ХХ века; позитивистская и иррационалистическая тенденции в философском мышлении. Учение о бытии – философская, религиозная и научная картины мира; учение о человеке – природа человека и смысл его существования; учение о познании – гносеология, эпистемология; учение о развитии – классическая и неклассическая диалектика; социальная философия ХХ века.

Тема 11. От философии Гегеля к диалектическому материализму. Марксистская философия: теория исторического и диалектического материализма.

Гегелевский идеализм: система и метод. Достоинства и проблемы гегелевского спекулятивного стиля мышления. Теория исторического и диалектического материализма Маркса и Энгельса: метод восхождения от абстрактного к конкретному; понимание идеального; распространение диалектики на мир единично-материального; уяснение природы социально-общего; материалистическое понимание истории. Проблемы практики, революционная сторона марксизма. Неомарксизм; судьба марксизма в России.

Основные понятия: научная социальная философия, классовая структура, общественно-экономическая формация, цивилизация, революция и эволюция, модерн, постмодерн, «социальная инженерия», историцизм, коммунизм, экономический базис, надстройка, способ производства, производительные силы и производственные отношения, констеллятивное мышление, рациональное действие
Тема 12. Иррационалистическая философия. От философии жизни к герменевтике.

Рационалистическая и иррационалистическая философия; классическая и неклассическая философия. Философия А.Шопенгауэра. Интуитивизм А.Бергсона. Философия Ф.Ницше. Экзистенциализм как преодоление психологизма философии жизни. Феноменология Гуссерля. Интенциональность сознания; чувственно-смысловая структура самосознания. Герменевтика: различие наук о природе и наук о духе. Метод вчувствования Дильтея. Истолкование Хайдеггером понимания как языковой интерпретации, как выделения феноменологических смыслов. Интерпретация понимания Гадамером. Представление о герменевтическом круге; соотношение понимания и объяснения.

Тема 13. Проблема сознания и человека в современной философии. Проблемы развития философии психоанализа и экзистенциальное измерение бытия.

Проблема сознания в истории философии: от понятия души к категории сознания, проблема сознания в философии Нового времени; проблема сознания в современной философии. Две стороны сознания: объективная и субъективная. Творчество, интуиция; сознательное и бессознательное. Философия о природа человека. Проблемы развития философии психоанализа. Проблема человека в истории философии и в современной философии. Экзистенциализм: бытие человека в мире; истолкование проблемы существования человека. Атеистический и религиозный экзистенциализм; основные экзистенциалы. Основные идеи, философские построения и представители. Является ли экзистенциализм гуманизмом (Сартр и Хайдеггер)?

Основные понятия:структура и функция, практика, Бытие и Ничто, Бытие и время, символ, трансценденция, эпохе, интенция, современность и постсовременность, знак
Тема 14. Философская антропология: природа человека и смысл его существования. Человек как субъект духа и проблемы личности.

Проблемы философской антропологии; типы антропологических учений; связь проблем онтологии и гносеологии с философской антропологией; аксеология как философская теория ценностей. Понятие человека; проблема сущности и существования; человек как микрокосм и макрокосм; о человеческом (М. Шелер и др. представители). Человек как существо космическое, биологическое, духовное и социальное; душа человека, любовь человека.

Тема 15. Человек как субъект научного познания. От позитивизма к аналитизму.


Понятие гносеологии, метода и методологии научного познания. Философское пространство и общая характеристика «первого позитивизма». О.Конт: закон трех стадий познания, классификация наук. «Второй позитивизм» Э.Мах, Р.Авенариус: утверждение ощущений в качестве фундамента науки. Неопозитивизм: логический анализ и анализ высказываний; принцип верификации; проблема демаркации ненаучного, научного и философского знания. Постпозитивизм: критический рационализм К.Поппера, методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса, методологический плюрализм П.Фейерабенда, концепция научных революций Т.Куна. Лингвистический поворот в философии 20 века Л. Витгенштейна. Аналитизм в философии конца 20 века: «новая» рациональность; история науки как необходимое звено философского анализа, стремление к целостным воззрениям и т.д.

Основные понятия: позитивизм, позитивная наука, аналитическая философия, логический атомизм, лингвистический анализ, семантика и семиотика, фреймы знания, дескрипция, денотат и коннотат, логический синтаксис и логическая семантика, истина как конвенция, парадигма, «жесткое ядро», постпозитивизм, верификационизм и фальсификационизм, фаллибилизм, рациональность, матрица, «науки о духе» и «науки о природе», реконструкция, деконструкция
Тема 16. Философия общества и истории. Человек в системе культуры и цивилизации: философия и образ будущего.

Пути понимания природы общества, социальная философия ХХ века. Философское понятие общества; гражданское общество и государство. Свобода воли и историческая необходимость. Философия истории: смысл истории, концепции многообразия цивилизаций и культур (идеи О.Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса и др.). «Традиционная» и современная культура диалог или подавление? Судьба техногенной цивилизации: цена прогресса. Проблема гуманизма в современном мире: идеалы и реальность. Философия как проект возможных вариантов общественного развития.

Основные понятия: информационная культура, техногенность, структура, постструктура, технократизм, сциентизм, смысл существования, конфликты, агрессивность, «бунтующий человек», типы развития, «конец истории», сценарии развития, цивилизационные перспективы, глобализм, локализация, постиндустриальное общество, информационное общество.
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
Учебники и учебные пособия:

Марков Б.В. Философская антропология: Уч. пос. – Спб: Питер, 2008

История философии: учебник для высших учебных заведений – Ростов н/Д, 2008

Философия: учебник для вузов /под общей редакцией В.В.Миронова.- М.:Норма,2008.

История мировой философии: учебн. пособие/ А.И.Алешин, К.В.Бандуровский, В,Л,Губин и др.- М.:Аст:Астрель:Хранитель.2008.

Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность.Кн.1 – М.: Юнити –Дана, 2009

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд.- СПб: Питер, 2007

Философия: Ч.1.: История философии – М., Юристъ,2006

Философия: Ч.2: Основные проблемы философии: уч. пособие – М, 2006

Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА – М,2008

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник – М.: Проспект, 2009

Губин В.Д. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009

Марков Б.В. Философия: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2009

Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс – СПб.: Питер, 2009

Орлов С.В. История философии – СПб.: Питер, 2009

СЕМИНАР 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. 4 час.

  1. Мифология и первая философия: сравнительные характеристики.

  2. Философия элейцев и Гераклита Эфесского.

  3. Античный атомизм.

  4. Софисты и Сократ: проблема истинного знания.

  5. Теория идей Платона как учение об истинном бытии.

  6. Метафизика Аристотеля.

Рефераты и доклады.

  1. Теория познания Платона.

  2. Теория общества и государства у Платона.

  3. Теория познания Аристотеля.

  4. Соотношение материи и формы в философии Аристотеля.

  5. Доклад по произведению философа этого периода.


Литература.

Кун Н.А. Боги Древней Греции. М., 1992

Платон и его эпоха.– М. 1978.

Рожанский И. Анаксагор.– М. 1983. Приложение: фрагменты Анаксагора.

Фрагменты ранних греческих философов – М. 1989.

Чанышев А. Курс лекций по античной и средневековой философии – М. 1991.

Аристотель. Собр. соч. в 4 т.т.– М. 1975 и др. издания.

Ахутин А. Понятие «природа» в античности и Новое время.– М. 1989.

Брамбо Р. Философы древней Греции. – М. 2002.

Васильева Т. Афинская школа философии.– М. 1985.

Вернан Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли.– М. 1988.

Виндельбанд В. История философии.– М. 1997

Виндельбанд В. Платон.– М. 1992.

Виц. Б. Демокрит. М. 1979. Приложение: фрагменты Демокрита.

Гомперц Т. Греческие мыслители.– М. 1999.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.– М. 1979 и др. издания

Доброхотов А. Учение досократиков о бытии.– М. 1980.

Кессиди Ф. От мифа к логосу.– М. 1972 и др. издания.

Лосев А. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон.– М. 1969., 2000 г.

Лосев. А. Философия. Мифология. Культура.– М. 1991.

Петров М. Античная культура.– М. 1986.

Рассел Б. История западноевропейской философии –1997 и др. издания

Семушкин А. Эмпедокл.– М. 1985. Приложение: фрагменты Эмпедокла.

СЕМИНАР 2. ОТ АНТИЧНОСТИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

(ПРОБЛЕМЫ И ИХ РАЗВИТИЕ). 6 час.


  1. Основные философские направления эпохи эллинизма.

  2. Понимание природы и образ человека в философии Средневековья и Возрождения (сравнительные характеристики).

  3. Философские истоки ренессансного гуманизма.

  4. Учение о субстанции и теория познания в философии Нового времени.

  5. Философия Просвещения и французский материализм 18 века.

Рефераты и доклады.

  1. Понимание природы и материи в философии Средневековья и Возрождения (сравнительный анализ).

  2. Идея пантеизма в философии Возрождения и Нового времени (сравнительный анализ).

  3. Теория общественного договора в философии Просвещения.

  4. Онтология эмпириков и рационалистов (сравнительный анализ).

  5. Доклады по произведениям философов этого периода.

Литература.

Канке В.А.Основы философии. М., Логос, 2002.

Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.

Чанышев А. Курс лекций по античной и средневековой философии – М. 1991.

Ахутин А. Понятие «природа» в античности и Новое время. –М., 1978.

Бибихин В. Новый ренессанс.– М. 1998.

Бэкон Ф. Новый Органон.// Бэкон Ф. Соч. –, М. 1978. Т. 2.

Вольтер Философские сочинения. М., 1988.

Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб, 1993 и др. издания, Кн. 1,

Гоббс Т. Избранные произведения в 2 т.т. М. 1964.

Декарт Р. Метафизические размышления. // Декарт Р. Избранные произведения. М. 1950 и др. издания.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.– М. 1979 и др. издания.

Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. 1986.

Зубов В. Развитие атомистических представлений до начала 19 века. М. 1965.

Лейбниц Г. Монадология// Лейбниц Г. Соч. М. 1982. Т.1

Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г. Соч. М. 1983, т.2, кн.1,4

Локк Д. Опыты о человеческом разумении // Локк Д. Соч. М. 1960 т.1

Рассел Б. История западноевропейской философии 1997 и др. издания.

Соколов В. Средневековая философия. М., 1983.

Соколов В. Европейская философия 15-17 в.в. М. 1994 и др. издания.

Чанышев А.Н. Курс лекция по древней и средневековой философии. М., 1991.

СЕМИНАР 3. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 4час.

  1. Онтология Канта. «Вещь в себе» и явление. Моральная философия Канта.

  2. Философская система и диалектический метод Гегеля.

  3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Реферат и доклады.

Проблема свободы в немецкой классической философии.

Доклады: Этика Канта: Можем ли мы руководствоваться ее принципами?

Гегель: «Все действительное разумно и все разумное действительно». Так ли это?

Литература.

Быкова М. Ф. Кричевский А.В. Абсолютная Идея и Абсолютный Дух в философии Гегеля.– М. 1993.

Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. –М. 1997.

Канке В.А. Основы философии. М., Логос, 2002.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 1999.

Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. –М. 1975. Т.1-3

Гегель Г. Работы разных лет. –М. 1972. Т.1,2

Гегель Г. Наука Логики в 3 т.т. –М. 1970.

Гулыга А. Немецкая классическая философия –М. 1988.

Д. Юм, И. Кант, Гегель, Шопенгауэр, О. Конт: биографические очерки.– СПб 1998.

Кузнецов В. Немецкая классическая философия 2 половины 18- нач. 19 века.– М. 1989.

Реале Дж., Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней.– СПб, 1994., 2002. Кн. 1,2.

Скирбек Г. Гилье Н. История философии.– М. 2000 г.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Фейербах Л. Сочинения в 2-х тт. М., 1995., т.1.
СЕМИНАР 4. Философская ситуация конца XIX века. Философия ХХ века. 4ч.


  1. Кризис классической философии. Общая характеристика направлений и постановка проблем философии в конце ХIХ века.

  2. Этапы развития и основные проблемы философии позитивизма. Постпозитивизм как философия науки.

  3. Марксистская социальная философия.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Аликиева А. М. Земельное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62 направления «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б в правоохранительные органы...
Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция) для заочной формы обучения....
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов
Краснова Т. В. Семейное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов бакалавров по направлению...
Учебно-методический комплекс для студентов – бакалавров по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов бакалавров по направлению...
Учебно-методический комплекс для студентов – бакалавров по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»
Банковское право: комплекс учебно-методических материалов для студентов заочного обучения – Калининград: 2013. 37с
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030900 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для магистрантов направления подготовки 030900. 68 «юриспруденция»
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры теории и истории права и государства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск