Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье?





Скачать 120.5 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье?
Дата публикации20.07.2013
Размер120.5 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос
Национальная образовательная программа

«Интеллектуально-творческий потенциал России»

Конкурс исследовательских работ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Секция: философия

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Выполнила:

Прокофьева Алёна

МОУ-СОШ № 21, 3 класс, г. Белгород

Научный руководитель:

Горелова Д.В.

г. Белгород, 2010/2011 учебный год

Содержание:

1. Введение стр. 1

2. Что такое счастье? стр. 2

3. Категории и характеристики счастья стр. 2-3

4. Как впустить счастье в свой дом? стр. 3-4

5. Зарубежные исследования стр. 4

Вывод

Список используемой литературы стр. 5

Приложения стр. 6-8


  1. Введение

Актуальность исследования. Не так давно я прочитала книгу, в которой главный герой – больной мальчик Витя – чувствовал себя счастливым от того, что мог видеть рассветы и закаты, общаться с единственным преданным другом, попугаем Кешей, рисовать необычные картины, загадывать самые несбыточные желания. И я подумала, что же такое счастье? Как его удержать в руках? Как сделать так, чтобы окружающие всегда были счастливы. И возможно ли это вообще?

Гипотеза: Счастье – это понятие относительное, каждый человек понимает его по-своему.

Объектом исследования является человек.

Предмет теоретического исследования: чувство человека.

Цель данного исследования: определить смысл слова «счастье» чтобы помочь быть счастливыми другим.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мной были поставлены следующие задачи:

  1. определить условия для возникновения состояния счастья;

  2. сравнить состояния, при которых люди счастливы, у младших школьников и у взрослых.

Методы исследования: анкетирование, опрос, наблюдение, анализ сведений, полученных из разных источников (литература, Интернет)

- 1 -



  1. Что такое счастье?



Что такое счастье? И в чем оно заключается? Этот вопрос веками волновал философов и мыслителей. В современном мире он не утратил своей актуальности.

С научной точки зрения, счастье – это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние полного удовлетворения жизнью.[2] То есть счастье – абсолютное отсутствие всех желаний. Так или иначе, все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, а внутреннее. То есть человек счастлив, если он внутренне на это способен. Счастье – это довольство собою.[4] По еще одной версии, счастье есть отсутствие несчастья.[1] В древней мифологии счастье изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее очень легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет. [5]

Счастье - это когда у тебя есть все, чтобы быть удовлетворенным жизнью, когда ты любишь и в этом не сомневаешься, когда тебя любят и тебе хочется чего-то, но просто лень встать и взять это, когда нет проблем с жильем, питанием, одеждой. Самые необходимые вещи у тебя под рукой, и нет проблем с учёбой, и нравится она тебе, и ты с удовольствием бежишь домой, где тебя ждут близкие и родные люди. Вот это счастье!

Попытки дать определение счастью похожи на фотографии экрана кинотеатра, на который проецируется кино. Причём для каждого зрителя свое, а название фильма - жизнь. Время состояния счастья мгновенно. Оно происходит в момент какого-то открытия. Мгновение прошло, оно уже в прошлом. Чем больше открытий, тем больше мгновений счастья.

Каждый человек счастлив. Счастье есть у всех, оно в каждом, оно внутри. Всё, что нужно – это уметь видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить. Оно кругом, оно в нас! Его нельзя продать, нельзя купить, нельзя выиграть в лотерею, его можно только вырастить в себе… Вырастить из приятного слова; случайной улыбки прохожего; из звонка старого друга, из пения птиц…Счастье всегда разное, разное для каждого, разное по восприятию и по сути, но все одинаково желают его найти.


  1. Категории и характеристики счастья


Я бы разделила понятие счастья на несколько категорий: «природное», невидимое, мирское.

«Природное» счастье:

• Счастье – просыпаться от яркого солнца, ловить на себе его лучи, брать от него всё тепло, а потом отдавать его своим любимым. Слушать пение птиц и петь вместе с ними…

• Счастье – просыпаться в грозу. Можно спрятаться в подушки и одеяла, прислушиваться к шёпоту дождя, раскатам грома и ощущать всю полноту счастья…

• Счастье – просыпаться в снегопад. За окном все чистое, белое, серебряное. Дворовые мальчишки и девчонки играют в снежки и катают снеговика. Они смеются, они счастливы, и ты вместе с ними…

• Счастье – осенний листопад, сиреневый туман…

- 2 -

Невидимое счастье:

• Счастье – любить свой дом, любить каждый его уголок. Любить связанные бабушкой носки, мамин сервиз и папины книги. Любить детские игрушки, разбросанные по полу и фиалки на подоконниках…

• Счастье - лежать под одеялом, вспоминать, как мама в детстве пела тебе песни на ночь и читала книжки…

• Счастье – мечтать, строить воздушные замки, загадывать самые несбыточные желания и обязательно верить в то, что они сбудутся.

• Взять любимую книгу, удобно сесть в кресло и улететь далеко-далеко в сказку.

• Любить родителей крепко-крепко, стараться их не огорчать по пустякам.

Мирское счастье:

• Делать подарки и помогать людям.

• Радовать родителей, звонить им, творить открытки своими руками.

• Смотреть на огонь в костре.

• Иметь много хороших преданных друзей.

• Уметь радоваться самому малому в жизни.

В иерархии ценностей счастье стоит на вершине пирамиды.

Ценности (обычно называемые людьми - любовь, деньги, успех, гармония, знание, сила, посмертное спасение, талант, здоровье, привлекательная внешность, свобода, гармония с природой, согласие в семье, работа, друзья, обеспеченность и т. д.) - могут быть классифицированы: «материальные» — деньги, обеспеченность; «физиологические» — здоровье, внешность; «социальные» — свобода, работа, друзья — и т. д. Однако все эти группы нужны лишь для одного, главного, — ощущения счастья. Счастье — конечная цель деятельности любого субъекта.

По моему мнению, счастье обладает следующими характеристиками:

1) всеобщность (его переживают все люди);

2) непрерывность (абсолютно всё время жизни человека заполнено счастьем);

3) вечность (это состояние не прерывается смертью);

4) полноправие (достижение счастья за свой счёт или с добровольной помощью близких);

5) полнота ( интенсивность переживания счастья).


  1. Как впустить счастье в свой дом?


Мне кажется, что счастье – для каждого своё. Каждый определяет сам критерии, по которым он может считать себя счастливым человеком. Но, когда со страниц газет и с экрана телевизора на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах и т.д., любой может впасть в депрессию и начать воспринимать жизнь в чёрном свете. Как исправить эту ситуацию? Как впустить счастье в свой дом? Думаю, что сделать это под силу каждому. Авторы многих книг по психологии пишут: «Человек сам хозяин своей судьбы». А раз мы сами создаём свою жизнь, то давайте думать о чём-нибудь хорошем. И как бы ни было нам плохо, не нужно отдаляться от близких и друзей. Они нуждаются в нашем внимании, им так нужно чувствовать нашу любовь и заботу. Поделитесь с ними своими радостями или расскажите о своих проблемах и, поверьте, вам станет значительно легче. Если у вас никого нет, тоже не стоит отчаиваться. Заведите себе

- 3 -

кошку, собаку или же волнистого попугайчика, они помогут скрасить ваш досуг. Глядя на весело резвящегося котёнка или маленького щенка, с любопытством изучающего мир, вы забудете о своей грусти. Нужно стараться ценить разные моменты жизни. Ведь это так просто. Посмотрите в окно! Вы увидите, какая красота окружает нас. Летняя синева небес, весенняя капель и весело шумящие ручейки, осенний золотой листопад или белоснежные сугробы зимы.

Понятие «Счастье» различно у разных социальных групп. Для одних кусок хлеба и крыша над головой – это «Счастье»; другим нужен комфорт, материальные блага. Кому-то достаточно интересной книги или билета в театр. У кого-то счастье заключается в благополучии родственников и близких. Все это верно! Человек ставит перед собой цель, достигает ее и счастлив.


  1. Зарубежные исследования



Изучая литературу и Интернет-сайты, я задалась вопросом, а что же думают о счастье за рубежом. И вот какие данные смогла найти. Оказывается, учёные Гарвардского университета на основе 72-летнего исследования попытались сформулировать, что такое счастье. [8] Так вот, счастливыми считают себя люди, получившие образование, имеющие крепкую семью и хорошие социальные связи. Ощущение счастья добавляет здоровый образ жизни, включающий минимальный набор физических упражнений, а также отсутствие вредных привычек таких, как курение и злоупотребление алкоголем. Ощущение счастья не гарантируют ни деньги, ни слава, ни красота.

Исследование, проведённое на основе анализа судеб 150 выпускников двух престижных университетов, обнаружило, что те, кто добились известности, влияния и создали капитал, чаще чувствуют неудовлетворенность жизнью и более склонны к депрессии, чем их менее удачливые сокурсники. Более счастливыми ощущают себя люди, не ставившие перед собой карьерных целей, но имеющие крепкие социальные связи - хорошую семью, надежных друзей.
Проанализировав полученную информацию, я решила попытаться найти ответ на вопрос «Что же такое счастье?», узнать, что вкладывают в это понятие взрослые и дети, которые меня окружают. Таким образом, мной был проведён опрос родственников, соседей, знакомых моих родителей, учителей общеобразовательной и музыкальной школ (Приложение №2), составлена и апробирована анкета в 3 классе (Приложение №1).

В ходе исследования мы выяснили, что у взрослых материальные блага составляют 20%, духовные ценности - 80%; у детей наблюдаем соотношение 45% к 55% (Приложение № ).

Таким образом, я пришла к следующим выводам:

1) Счастье – это образное понятие, описывающее состояние человека. Не смотря на разные мнения ученых об определении счастья, единого определения счастья не существует.У каждого человека понятие счастья своё. Оно подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем быстрее оно ускользает. Это подтверждают результаты анкетирования и опроса.

2) И для взрослых, и для детей духовные ценности гораздо важнее материальных.
- 4 -

Список литературы:



  1. Карин С.Х. В мире мудрых мыслей. – М.: Знание, 1975

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989

  3. Соболев А.И. Умное слово. – М.: Московский рабочий, 1966

  4. Чанышев А.Н. Аристотель. – М.: Мысль, 1987

  5. http://briefly.ru/chernyshevskij/russkij_chelovek_na_randevu/

  6. http://webotvet.ru/articles/opredelenie-schaste.html

  7. http://www.myjane.ru/articles/text/?id=853

  8. http://www.newsru.com/world/04jun2009/happy.html



- 5 -

Приложение 1

Результаты анкеты

Было опрошено 20 учащихся третьего класса.

Вопрос: «Что такое счастье?»

СЧАСТЬЕ – это…




Ответы одноклассников

1

рисовать с утра до вечера

2

есть шоколад и мороженое

3

быть рядом с мамой

4

играть в компьютерные игры целую неделю

5

когда хочется летать и стать Пегасом

6

когда всё складывается хорошо

7

когда приезжают родные

8

компьютер

9

живой кот

10

радость, когда я выигрываю

11

мама

12

я живу в России

13

рай, в котором живут люди

14

когда мамочка здорова

15

когда сижу дома и делаю, что хочу

16

День рождения, Новый год

17

исполнение заветных желаний

18

красота

19

каникулы

20

исполнение мечты, к которой стремилась



- 6 –

Приложение 2

Результаты опроса

Было опрошено 25 взрослых.

Вопрос: «Что такое счастье?»

СЧАСТЬЕ – это…



Ответы взрослых

1

быть рядом со своей семьёй (4 ответа)

2

иметь много денег

3

быть рядом с теми, кого любишь (2 ответа)

4

когда мои ученики достигают хороших результатов, я могу ими гордиться

5

когда что хочешь – у тебя есть

6

когда у родных всё хорошо (2 ответа)

7

когда я могу побыть один на природе

8

покупка квартиры

9

удачная рыбалка

10

когда тебя окружают преданные друзья (2 ответа)

11

любовь друзей и близких (3 ответа)

12

встреча с внуками (2 ответа)

13

отдых

14

путешествовать по миру

15

когда видишь, что твоим детям хорошо и они счастливы (2 ответа)



- 7 -

Приложение 3

Тук – тук!

- Кто там?

- Это Счастье твое! Дверь скорей открывай!

- Счастье? Ко мне?

- Да, быстрее встречай!

- Счастье моё! Заходи же в мой дом!

И будь ты не гостем, будь хозяином в нём!

Расскажи мне о том, где ты долго так было?

Почему ты меня стороной обходило?

- Я тебя стороной обходило?! Ну, знаешь!..

Я рядом всегда, а ты не замечаешь…

Я – в улыбке ребёнка,

Я – в ласковом слове,

Я – в песенке звонкой,

Я - в ночи, в покое.

Я в том, что работа кипит,

В том, что мама здорова,

Что тебе помогло чьё-то мудрое слово…

По жизни с тобой я шагаю всегда!

Но ты ведь считаешь, что я - лишь мечта!
- Да, верно! Как же я ошибалась,

Когда на тебя иногда обижалась!

Прости меня, Счастье! Как же я не права!

Так, значит, я все это время счастливой была? [6]


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconРоссийские образовательные программы: Национальная образовательная...
Российский заочный конкурс «Интеллектуально творческий марафон» XXVII этап (г. Обнинск)
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconБакшаева Анна Александровна Учитель начальных классов 2013 Аналитическая...
Этот конкурс проводится в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОбразовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее». Москва, 15-18. 10. 2013
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Почтовый ящик: 161300, Вологодская область, г. Тотьма, Почтамт, До востребования
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОбразовательная программа «интеллектуально творческий потенциал россии»
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconПоложение о третьем городском Интернет-педсовете 5
Что такое творческий потенциал ученика (обсуждение на форуме наиболее важных вопросов, обмен мнениями). Творческий потенциал и почему...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconКонспект урока по теме: «Население России»
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconОсновные организаторы Программы: Общероссийская Малая академия наук...
Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconСистема работы с одаренными детьми
Помочь в этом может образовательная программа, выстроенная таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconКонкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012»
Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconКалендарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь” ” класс
Календарно – тематический план разработан на основе рабочей программы по внеурочной деятельности “Юный исследователь”, составленной...
Образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Конкурс исследовательских работ «юный исследователь» Секция: философия что такое счастье? iconКонкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы»
Краевой конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» (в рамках шестого Всероссийского исторического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск