Скачать 145.95 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет философииКафедра наук о культуре Программа дисциплины Философия театра в эстетике Серебряного века для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра) Автор Вострова Галина Александровна mail: galinus@list.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедрыфакультета философии наук о культуре Председатель Зав. кафедрой Е.Г. Драгалина-Черная В.А. Куренной «30» июня 2009г. «14» мая 2009 г. Утверждена УС факультета философии Ученый секретарь И.В. Макарова «30» июня 2009 г. Москва Пояснительная записка Программа курса охватывает хронологически краткий, но принципиально значимый период, определивший эстетические основы театральных исканий ХХ века в целом. Курс представляет собой опыт теоретического описания театральной философии Серебряного века в ее методологическом единстве. Задача лекций состоит в обзорном ознакомлении с многообразием эстетических программ, рассматривающих театральность как видовую субстанцию, разбирающих структурообразующие элементы сценического искусства, выявляющих типологию актерского творчества, исследующих проблему синтеза искусств. Задача семинаров состоит в ознакомлении и освоении теоретического материала по рекомендуемой литературе. Курс читается на отделении культурологи философского факультета, имеет междисциплинарный характер. Тематический план учебной дисциплины
Базовые учебники:
Формы контроля: Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: Работа на семинарских занятиях (доклады, выступления, обсуждения) Домашнее эссе (4-5 тыс. слов) Устный зачет (в билет входят два вопроса: первый – по лекциям и учебной литературе, второй – по семинарам и текстам). Содержание программы Тема 1. Введение в дисциплину. Проблема «искусство и жизнь» как экзистенциальное переживание деятелей русской культуры начала ХХ века. Попытка преодолеть отчуждение театра от бытия как одна из основ театральной революции. Преломление в театральном самосознании религиозно-мифологических исканий времени. Связь с идеей ретеатрализации театра как проблем художественного языка и эстетики, так и философских и антропологических аспектов. Многообразие концептуальных подходов в актуализации проблемы соотношения «театра» и «жизни».
- Белая Г.А. Введение. Проблема «искусство и жизнь» как экзистенциальное переживание деятелей русской культуры ХХ века // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века: Антология / Сост. Г.А. Белая. М.: РГГУ, 2003. С. 7-27. - Иванов В.В. От ретеатрализации театра к театральной антропологии // Театр ХХ века. Закономерности развития / под ред. А.В. Бартошевича. М.: Индрик, 2003. С. 125-144.
- Вислова А.В. На грани игры и жизни (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века») // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 28-38. - Зингерман Б.И. Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра ХХ века // Зингерман Б.И. Связующая нить. Писатели и режиссеры. М.: ОГИ, 2002. С. 391-428. Тема 2. Театральная теория С.М. Волконского Первые шаги к «положительному» театроведению: анализ природы художественного наслаждения, обоснование роли сознательного элемента в творчестве, поиски оснований построения научной эстетики и художественной критики. Критическое отношение В.С. Соловьева к «эстетическому сепаратизму» Волконского («Первый шаг к положительной эстетике»). У истоков русской театральной семиотики: позиция теоретика и позиция критика.
- Волконский С.М. Выразительный человек. СПб.: 1913. - Волконский С.М. Быт и бытие, Из прошлого, настоящего, вечного. Берлин, 1924.
- Бачелис Т.И. О Волконском // Князь Сергей Волконский. Мои воспоминания. В 2-тт. М.: Искусство, 1992. Т. 2. С. 357-382. - Вострова Г.А. Семиотический метод исследования актерского творчества в эстетике С.М. Волконского // Метафизика креативности. Вып. 3. М.: РФО, 2008. С. 67-80. - Гринер В., Трофимова М. Ритмика Далькроза и свободный театр в России 20-х годов // Мнемозина. Документы и материалы по истории русского театра ХХ в. / Сост. В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С. 124-148. - Почепцов Г.Г. Русская семиотика. Идеи и методы, персоналии, история. М.: , 2001. С. 110-111, 260-261. Тема 3. Театральная теория Ф.А. Степуна Основная тематика исследований: философское осмысление природы творческого акта; отношение творчества к жизни и культуре, способы его реализации («Жизнь и творчество»). Конкретизация антропологических моментов философии творчества: культурологический анализ актерства как типа души. Проблемы артистизма, типология актёрского творчества, теория перевоплощения. Трагическое искусство как устремленность к «метафизическому просветлению жизни». Романтическое мироощущение философии трагедии: трагедия как высшая форма осознания и преображения жизни.
- Степун Ф.А. Природа актерской души. Основные типы актерского творчества. Театр будущего (Трагедия и современность) // Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000, С. 150-198.
- Кантор В.К. Артистическая эпоха и ее последствия. По страницам Федора Степуна // Вопросы литературы. 1997. № 2. С. - Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: РОССПЭН, 2001. С.579-621. - Степун Ф.А. «Принцесса Турандот». В.Ф. Комиссаржевская и М.Н. Ермолова // Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998. С.83-89, 198-203. Тема 4. Пантеатральное мышление Н.Н. Евреинова Основные положения концепции «театрократии» и тотальной «театрализации жизни»; создание «театра для себя», система «театротерапии». Переоценка понятия театральности: воля к театру как всеобщий принцип бытия и положительное начало жизни. Принцип преображения «Я» как проявление приобщения личности к общечеловеческому театральному началу. Идея монодрамы как выражение принципа театральности в действии. Концепция происхождения театра из эшафотной практики и эстетики. Пьесы Евреинова как отражение этапов эволюции концепции театральности. Евреинов-теоретик, Евреинов-драматург, Евреинов-режиссер: точки соприкосновения.
- Евреинов Н.Н. Введение в монодраму. Театр как таковой. Театр для себя // Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб: Летний сад, 2002. - Евреинов Н.Н. Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института // Мнемозина. Документы и материалы по истории русского театра ХХ в. / Сост. В.В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С. 14-44.
- Джурова Т.С. Николай Евреинов: театрализация жизни и искусства // Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах. М.: Совпадение, 2005. - Джурова Т.С. Маскарад жизни и его разоблачение // Евреинов Н.Н. Двойной театр. Самое главное. Корабль праведных. Театр вечной войны. М.: Совпадение, 2007. - Иванов В.В. От ретеатрализации театра к театральной антропологии // Театр ХХ века. Закономерности развития / под ред. А.В. Бартошевича. М.: Индрик, 2003. С. 125-144. - Максимов В.И. Философия театра Николая Евреинова // Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб: Летний сад, 2002. Тема 5. Театральные искания символистов Теоретические источники русского символизма: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Р. Вагнер, В. Соловьев. Общий смысл полемики «декадентов» и «теургов». Д.С. Мережковский: символизм как идейно-художественное направление и как тип сознания. Вяч. Иванов о двух течениях в русском символизме. Театральное самосознание о глубоком кризисе сценического искусства, «футуристическая» направленность театральной мысли (сборники: «Театр. Книга о новом театре», «Кризис театра», «В спорах о театре»).
- В спорах о театре: Сборник статей. М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. - Иванов Вяч. И. Две стихии в современном символизме // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 143-162. - Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 158-172. - Театр. Книга о новом театре: Сборник статей. М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.
- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В Брюсов. М.: Республика, 1997. - Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. - Сиривля Н. Становление театральной эстетики русского символизма (по материалам журнала «Мир искусств») // Театральная критика: история и теория. Сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1989. - Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007. Тема 6. Идея «соборного театра» в эстетической системе Вяч. Иванова Театральная теория в контексте религиозно-философских взглядов поэта. Эволюция театральных воззрений. Р. Вагнер как провозвестник нового дионисийского творчества и предтеча вселенского мифотворчества. Философия трагедии. От «эстетической нормы» соборного театрального действия к концепции «театра будущего». О «футурологической» направленности театра. Проблема синтеза искусств. Особенности дионисийского мировосприятия А.Н. Скрябина.
- Иванов Вяч. И. Вагнер и Дионисово действо. О существе трагедии. Эстетическая норма театра. Предчувствия и предвестия. Скрябин и дух революции // Иванов Вяч. И. Предчувствия и предвестия. Сборник. М.: ГИТИС, 1991.
- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - Лобанова М.Н. «Экстаз» и «безумие»: особенности дионисийского мировосприятия А.Н. Скрябина // Вопросы философии. 2007. № 3. С. 159-170. - Стахорский С.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала ХХ века: Лекции. М.: ГИТИС, 1991. - Степанова Г.А. Идея «соборного театра» в поэтической философии Вячеслава Иванова. М.: ГИТИС, 2005. Тема 7. Театральные воззрения В.В. Розанова Энергетические линии и интеллектуальные ходы розановского эстетического сознания. Пространство эстетического опыта. Розанов о могуществе театра как «самом живом выражении жизни» в искусстве. Тенденция к религиозно-мифологическому пониманию театра. Актерский театр – единственное искусство, которое может конкретизировать религиозные и нравственные понятия. Модернистская легенда о зарождении актерского типа. Амбивалентное отношение к таинству перевоплощения магической природы актерства. Видение в обостренной чувственности актерского организма спасение от кризиса культуры.
- Розанов В.В. «Ипполит» Еврипида на Александринской сцене. Гоголь и его значение для театра. Актер. Театр и юность // Розанов В.В. Среди художников. М.: Республика, 1994. С. 202-211, 298-302, 311-316, 331-338.
- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - Галковский Д. Розанов и русский театр // Континент. 1993. № 76. - Синявский А.Д. «Опавшие листья» В.В. Розанова. Очерки русской культуры. Париж: Синтаксис, 1982. - Руднев П.А. Театральные взгляды В.В. Розанова. М.: Аграф, 2003. Тема 8. Теория театрального искусства М.А. Волошина Научные контексты, сообщающие основной для эстетики Волошина категории «творческое сновидение», конкретный смысл: психоанализ З. Фрейда, антропософия Р. Штейнера, эстетика Ф. Ницше. Убежденность в жизнестроительных возможностях искусства («Магия творчества», «Индивидуализм в искусстве»). Перенос категории эстетического сновидения в анализ современного театрального процесса. Метафорический смысл призыва обратить сцену в сновидение. Значение зрительского восприятия как главной составляющей бытия спектакля. Прогноз о возникновении в будущем подлинной стихии русского театра – трагедии.
- Волошин М.А. Разговор о театре. Организм театра, Театр как сновидение. Достоевский и русская трагедия // Волошин М. Лики творчества. Ленинград: Наука, 1989. С. 112-119, 349-361, 362-374.
- Бонецкая Н.К. Эстетика М.А. Волошина // Вопросы философии. 2007. № 1. С.115-130. - Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007. Тема 9. Театральные темы в эстетическом наследии П.А. Флоренского Духовная интерпретация художественного творчества в эстетике Флоренского. Разработка понятий прямой и обратной перспектив как конкретно-исторических типов художественного изображения. Трактовка проблемы театра в связи с классификацией искусств как способов организации пространства. Причины критической оценки возможностей театра: ограничения, налагаемые на художника театральной формой; жесткость актерского материала; наименьшая активность зрителя и наименьшее многообразие восприятия. Идея преодоления актера как самоцельной величины. Проблема художественного синтеза искусств в применении к театру.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - Флоренский П.А. Обратная перспектива. Храмово действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. С. 175-305.
- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - Иванов Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна. Священник Павел Флоренский: символический взгляд // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. М.: «Языки русской культуры», 1999. - Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007. Тема 10. Теория драматического искусства Г.Г. Шпета Развитие философии искусства в духе гегелевской эстетики. Определение театра как эстетического феномена и самостоятельного искусства. Созидание театральным искусством отрешенной действительности, воссоздающей ее смысл через эстетическую идею. Анализ символической природы актерской экспрессивности.
- Шпет Г.Г. Театр как искусство // Из истории советской науки о театре. 20- годы. Сборник трудов. М.: ГИТИС, 1988. С. 32-52.
- Денн М. Логика творческого акта в философии Густава Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М.: Языки славянских культур, 2006. - Митюшин А.А. Творчество Г. Шпета и проблема истолкования действительности // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 93-107. - Свасьян К. Г.Г. Шпет // Свасьян К. Растождествления. М.: evidentis, 2006. Тематика эссе
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ Подпись обязательна. |
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009 | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | ||
Министерство Министерство Экономического развития образования и торговли... Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения... | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | Министерство экономического развития Российской Федерации Государственный... Охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных ценных бумаг и рынок... | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Дисциплина входит в перечень дисциплин федерального компонента Государственного стандарта (Индекс опд. Ф. 10). Утверждено 14. 03.... | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-... | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... История России” и “История политических учений”. Знания по курсу “История России” необходимы для компаративного анализа материалы... |