Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики





Скачать 320.11 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики
страница1/4
Дата публикации07.07.2015
Размер320.11 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > География > Самостоятельная работа
  1   2   3   4

Министерство


экономического развития

и торговли

Российской Федерации

Министерство

образования
Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины


«Политический анализ-2»

для направления 520900 – Политология

(вторая ступень высшего профессионального образования)

/ 2-й курс

Автор: доцент, кандидат социологических наук

Цыганков Даниил Борисович (datsygankov@hse.ru)




Рекомендовано секцией «Политология» Одобрено на заседании кафедры

УМС прикладной политологии



Председатель секции, проф. Е.С. Шомина Зав. кафедрой проф. Л.Г. Ионин
_______________________ ________________________
"17" июня 2004 г. "17" июня 2004 г

Утверждено УС факультета прикладной политологии
Ученый секретарь И.А. Халий
____________________________
«23» июня 2004 г.
Москва, 2004
I. Тематический план учебной дисциплины

Дисциплина входит в перечень дисциплин федерального компонента Государственного стандарта (Индекс ОПД.Ф.10). Утверждено 14.03.2000 г. № госрегистрации – 50 гум/бак.




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия






Представление курса. "Технократические" и "гуманитарные" подходы в ПА


8

2

0

6



Понятия «politics», «polity» и «policy». Policy-cycle и policy-making


12

4

0

8



Политические решения

и политическое планирование


16

4

2

12



Реализация политик и использование научного знания


14

2

2

10



Оценивание программ и политик

14

2

2

10



Политическое моделирование


18

4

4

10



Сетевой подход в политанализе


12

2

2

8



Политическое прогнозирование

и сценариотехника


20

4

4

12



Особенности применения количественных и качественных методов в ПА


18

6

4

8



Использование данных геополитики, политической и электоральной географии в ПА


14

4

2

8



Использование данных анализа СМИ в ПА


14

4

2

8




Итого

162

38

24

100

Подпись автора:

II. Формы контроля знаний студентов
Данная программа, рассчитанная на 38 часа лекций и 24 часов семинарских занятий (4 модуль: 18 + 9 часов, 5 модуль: 20 + 15 часов), предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий и подходов политического анализа. Во-вторых, начиная с 4 недели занятий, лекционные часы чередуются с семинарскими часами, на которых студенты выступают с докладами, которые представляют из себя групповые рефераты по темам курса. После докладов предполагается дискуссия и вопросы со стороны других студентов группе докладчиков, которые должны продемонстрировать умение защищать свою позицию. В-третьих, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках. В-четвертых, на заключительном семинаре 4-го модуля предусмотрена контрольная, ставящий целью проверку усвоенных знаний.
В качестве основного результата работы по курсу «Политический анализ-2» студенты должны быть способны:


  • владеть знанием базовых подходов, моделей и принципов политического анализа;

  • уметь разрабатывать программу прикладного политического исследования и «сконфигурировать» адекватные объекту методики;

  • уметь работать в группе

  • владеть основными методами сбора и обработки данных при проведении политического анализа;

уметь оформить и представить результаты прикладного политического исследования в виде аналитического доклада (записки), реферативного обзора, биосправки и т.д.

  • уметь презентовать собранный материал в виде доклада.


Формы контроля:

- текущий контроль – вопросы на семинарах для проверки усвоения материала;

- промежуточный контроль – доклады, эссе, контрольная работа.

- итоговый контроль – экзамен (в 5-м модуле), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:


Элемент

Вес, Σ = 1,0

Посещаемость семинаров

0.10

Доклад (групповой)

0.20

Контрольная

0,25

Индивидуальное эссе

0.45

Экзамен в форме собеседования по письменным работам

0.00


Посещаемость

Явка на семинарские занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость семинаров вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех семинарских занятий (12) мультипликатор составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  – 6, пяти занятий  –  5, шести занятий  – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины мультипликатор равен 0.
Доклад

Тема доклада соответствует темам 3-11 программы данного курса и должна быть заранее конкретизирована по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). Deadline для выбора темы – за неделю до первого семинара; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.
За надлежащий вклад в доклад студент получает максимально 10 баллов, при этом:

  • Доклад готовится в форме презентации (MS Power Point);

  • Доклад оценивается максимально в 10 баллов (4 - содержательная полнота и структурная четкость/логика, 2 - "привязка" к политанализу/"монтаж" со смежными методами, 4 – собственно презентация и ответы на вопросы аудитории);

  • Примерная продолжительность доклада – 35-40 минут (два докладчика) или 45-50 минут (три докладчика);

  • Скачать образец оформления раздаточных материалов к докладу можно на сайте.


Эссе

Тему эссе студенты определяют из примерного списка, с условием, что оно является самостоятельным прикладным анализом того или иного аспекта политического процесса на базе методологии, изложенной в докладе. Тему необходимо "зарегистрировать" (на консультации или по эл. почте); эта информация публикуется на сайте и другой студент/ка не может уже взять такую же тему. С другой стороны, тема может быть конкретизировна (видоизменена, предложена другая) по соглашению с преподавателем. Deadline для выбора темы эссе – один месяц до последнего срока сдачи эссе; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.
Эссе должно продемонстрировать умение студента/ки сравнивать и анализировать различные аспекты политического процесса, реконструировать сегменты полей политики, экономики и власти, взаимодействия коллективных и индивидуальных актеров и т.д. За своевременно (исключение составляют лишь докладчики, "выступающие" на семинарах установленного срока: они сдают эссе в день доклада) сданное эссе - максимум 10 баллов, при этом:

  • Аналитическое эссе оценивается максимально в 10 баллов (6 баллов - аналитическая убедительность, 3 балла - структурная четкость и логика, 1 балл - оформление).

  • Примерный объем - 2-3 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. 

  • В форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF; рекомендуется использование архиватора ZIP. Проверяться будет только версия, представленная в печатном виде (скачать образец оформления эссе можно на сайте).

  • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данное эссе выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, банального перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа  автоматически приравнивается к несданной, то есть проставляется оценка "0".

  • Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки. "Льгота" для докладчиков действует только в том случае, если доклады будут фактически сделаны. В противном случае (независимо от причины), отсчет deadline будет вестись от общего последнего срока.


Контрольная работа

Проводится по-группно, в каждой группе как минимум два различных варианта по три вопроса различной сложности, которые требуют развернутых ответов.
Экзамен

Итоговая экзаменационная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...

• Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (пятерка)

• Оср = 6, 7, то – «хорошо» (четверка)

• Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (тройка)

• Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (двойка)
Экзамен и первая пересдача экзамена проводятся в форме собеседования по письменным работам. Комиссия проводится по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим темам данного курса. "Попадание" на комиссию не освобождает студента/ку от обязанности представить письменные работы не менее чем за 24 часа до её начала, если это не было сделано до того.
III. Базовый учебник и ридеры

В связи с отсутствием учебника, который покрывал бы содержание данной программы, будет использоваться учебно-методический комплекс, включающий:

1) книги - Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. (М.: Весь мир, 1997); Симонов К.В. Политический анализ. (М.: Логос, 2002); Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии (М.: Аспект-Пресс, 2001), Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction, 3d Edition, Englewood Cliffs, 2003.

2) Англоязычный ридер к мастер-классу проф. Хельмута Вольманна (университет им. Гумбольдта г. Берлина, Германия), проведенному весной 2004 г. на факультете прикладной политологии - "Policy analysis and public policy research in and on Modern Government and public sector reform".

IV.Содержание программы
Тема 1: Представление курса. Технократические" и "гуманитарные" подходы в ПА

Методические рекомендации: дизайн исследования, правила подготовки научного текста, логика публичного выступления.
Политанализ как анализ решений государственных органов (Public Policy Analysis). Cуммирующие, оценивающие (еx-post) и прогнозирующие, планирующие (ex-ante) подходы. Политанализ как социоанализ решений/мероприятий, направленных на сохранение или трансформацию отношений силы в поле власти (Political analysis).

Раздел I: "Технократические" подходы в политанализе
Тема 2: Понятия «politics», «polity» и «policy». Policy-cycle и policy-making

Polity - политические рамки действия. Politics - политика как процесс. Policy - содержательный аспект политики. Policy-making (Ласуэлл).
Аналитическая дифференциация типовых этапов политико-управленческого цикла (policy-cycle): problem perception, agenda setting, policy formilation, decision making, implementation, evaluation, policy reformulation / termination.
Тема 3: Политические решения и политическое планирование

Принятие политического решения. Принцип обратной связи в процессе принятия политических решений. Наиболее известные схемы процесса принятия политических решений. Попытки классификации политических решений.
Экспертные методы в принятии решений. Очные и заочные. Совещания. Мозговой штурм. Метод Дельфи. Метод ПАТТЕРН.
Тема 4: Реализация политик и использование научного знания

Реализация политик (implementation) как этап policy cycle. Происхождение implementation research. Проблемы реализации федеральных программ на различных уровнях управления (intergovernmental problem).
«Просачивание» информации, концепций и аргументов в процесс принятия политических решений. Модели взаимодействия политика и ученого – инструментализация, просвещение, взаимное обучение. Research as data, research as ideas, research as argumentation.
Тема 5: Оценивание программ и политик

Оценивание и оценочные исследования программ и политик. Реформистские программы в области жилищной сферы, здравоохранения, борьбы с бедностью, регионального выравнивания как условие институализации policy evaluation. Подходы: экспериментальный, квази-экспериментальный, количественный, case study.
Три волны в развитии оценивания политики: время реформ, оптимизация бюджетных расходов, внедрение new public management.
Политическое оценивание и политическая диагностика.
Тема 6: Политическое моделирование

Понятие модели. Процесс моделирования. Виды моделей: физические, математические, аналоговые. Формальные и содержательные модели.
Отдельные примеры политических моделей – модель политического пространства, модель административного рынка, модель гонки вооружений Ричардсона, модель голосования Даунса, модель «воронки причинности», модель «Колеса Тихомирова», одно-субъектные и многосубъектные платежные матрицы. Модели политических процессов (рациональный выбор, democratic transit).
Тема 7: Сетевой подход в политанализе

Основные методологические установки сетевого анализа и понятие политической сети. Основные элементы сетей: число и тип агентов, функции сетей, структура, институализация, правила поведения, отношения власти, стратегии агентов. Анализ сетей и политических полей.

Качественные и количественные методы при анализе сетевых структур и функциональных социальных полей. Диалектическая модель политической сети. “Governance without government”: концептуальные подходы к современному политическому руководству.
Тема 8: Политическое прогнозирование и сценариотехника

Понятие политического прогноза. Различие политических прогнозов и политических проектов. Классификация политических прогнозов по различным основаниям. Глобальное политическое прогнозирование vs. прогнозирование на микроуровне.
Нормативные, поисковые и целевые прогнозы. Долго-, средне- и краткосрочное, оперативное прогнозирование политического процесса. Этапы и методы прогнозирования. Факторы, определяющие тип и способы прогнозирования.
Сценарный метод, его достоинства и области применения. Методика построения сценариев. Сценариотехники и политические решения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-...
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-...
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
История России” и “История политических учений”. Знания по курсу “История России” необходимы для компаративного анализа материалы...
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Формирование общего представления о системе и понятиях публичного права, места избирательного права в процессе политического воспроизводства...
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации национальный...
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск