Скачать 0.83 Mb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российский государственный медицинский университет КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Методические рекомендации по философии для студентов РГМУ выпуск 6 Москва 2008 Методические рекомендации по философии для студентов РГМУ. Выпуск 6. - М. - 2008. (Под ред. проф. И.З. Шишкова) Редакционная коллегия: проф. И.З. Шишков (председатель) доц. Е.А. Шумова ст. преп. Г.В. Моисеенко Авторский коллектив: проф. А.М.Блок, проф. М.Т. Рюмина, проф. И.З.Шишков, доц. А. И. Будов, доц. Т.Ф.Кораблева, доц. Н. В. Телегина, доц. Е.А.Шумова, ст. препод. О.М. Коськина, ст. преп. Г.В. Моисеенко, преп. А.С. Палто. Методические рекомендации по философии для студентов РГМУ включают в себя вопросы и литературу к семинарским занятиям по основным темам программы по философии для высших учебных заведений. Деление рекомендованной литературы на обязательную и дополнительную позволяет представить весь значительный спектр современных публикаций на предложенную тему, и предоставить студенту возможность выбора как учебного пособия, так и специальных монографий. В методические указания входят также вопросы для самостоятельной работы, которые могут служить ориентировочными темами для рефератов. Их целью является более глубокое усвоение вопросов основного цикла семинарских занятий. Раздел «ключевых понятий», выделенный в отдельную рубрику в конце каждого семинара, позволяет определить некоторый «минимум» информации, владение которой необходимо по данной теме. Методические рекомендации включают в себя также программы к экзамену и зачету по философии. Кафедра философии и культурологии РГМУ. 2008. Тема 1: Предмет философии. Семинар № 1. Как возможна философия? (2 часа). 1.Любомудрие – ключ к тайне природы и сущности философии. 2.Философия как метафизика знания. Трансцендентальная и рациональная природа философии. 3.Философия как самосознание культуры и история философии. История философии в зеркале двух стилей философствования – фундаментализма и критицизма. 4.Философия и наука: проблема их соотношения (основные концепции). 5.Философия и медицина. Философия как методологическая основа медицины Обязательная литература: 1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2001. Статьи: «Философия», «Наука», «История философии», «Метафизика», «Рациональность», «Рефлексия», «Культура». 2. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.11-20. 3. Лосев А.Ф. История философии как школа мысли. //Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.С.493-508. 4. Михайлов Ф.Т. О логике. О душе. О культуре. О медицине. Об образовании. //Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С.139-620. 5. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М.: Индрик, 2003. 6. Блок А.М. Философские проблемы медицины. //Лекции по философии и культурологии. – М., 2004. 7. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 8. Шишков И.З. Как возможна философия? //Философия – культура – медицина: история и теория. (Учебное пособие для медицинских вузов). – М., 2008. 9. Человек как субъект и «предмет» медицины. (Под ред. Ф.Т.Михайлова.) - М., 2002. Дополнительная литература: 1. Джеймс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. – М., 2000. 2. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001. 3. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. 5. Поппер К.Р. Как я понимаю философию. //Поппер К.Р. Все люди – философы. (3-е изд.) – М.: Едиториал УРСС, 2007. 6. Ясперс К. Введение в философию – Минск: Пропилеи, 2000. Вопросы для самостоятельной работы. 1. Какова связь философии и культуры? 2. Как можно истолковать мысль Сократа о том, что условием философствования является человеческое незнание? 3. В чем принципиальное отличие философии от науки? 3. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и его виды, ценностное отношение человека к миру, свобода и смысл жизни, человеческая жизнь как «бытие к смерти», что такое зло, почему человек должен быть добрым, что такое прекрасное, трагическое и др. 3. Как истолковать суждение Гиппократа о том, что «врач-философ подобен богу»? Медицина является наукой или искусством? 4. Как можно понять высказывание Платона о том, что «философия – это искусство умирать»? Ключевые понятия: любомудрие, мировоззрение, философия, метафизика, знание, незнание, культура, онтология, гносеология, методология, наука, методология науки, фундаментализм, критицизм, стиль мышления, стиль философствования, рациональность, рефлексия, история философии, медицина Семинар № 2. Как возможен человек? (2 часа). 1.Что такое человек? Отличие его способа жизнедеятельности от способов жизнедеятельности всех иных видов живого. 2. Культура как способ существования человека, как способ отношения человека к миру, к себе, к обществу, к истории. Культура и цивилизация. 3. Различные концепции антропогенеза: биологический эволюционизм, креационизм, деятельностный (трудовой) подход. Обязательная литература: 1. Биология. Под ред. В.Н. Ярыгина. М.,1984. Гл.VIII. 2. Введение в философию. В 2-х частях. М.,1989. Ч.2. Гл. IX, ХVI. 3. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.308-377. 4. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2000. С. 161-187. 5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 6. Михайлов Ф.Т. О душе. О культуре. //Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. С.183-400. 7. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М.,1976. 8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. 9. Человек как субъект и «предмет» медицины. (Под ред. Ф.Т. Михайлова.) М., 2002. Дополнительная литература: 1 . Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000 2. Ильенков Э.В. У истоков мысли: что же такое личность? //Философия и культура. М.,1991. 3. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. 4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер,1999. 6. Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995. 7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 8. Юнг К.Г. Проблема души современного человека. //К.Г. Юнг. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 9. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания. М.: Республика, 1998. 10. Скирбек Г., Гильс Н. История философии. М.: Владос, 2000. 11. Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. М.: Владос, 1998. Вопросы для самостоятельной работы. 1. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин о становлении человека, отличие их подхода от концепций сторонников современной синтетической теории эволюции. 2. Антропоцентристский подход к человеку как попытка раскрыть «тайну» человека через обращение к его психике, сознанию, головному мозгу. Можно ли создать мыслящую машину? 3.Основные стадии антропогенеза. Какие критерии предлагаются для различения прачеловека, древнего человека и человека современного типа? 4. В чем заключается уязвимость позиции биологического эволюционизма? 5. Отличие философского решения проблемы антропогенеза от естественнонаучного. Ключевые понятия: человек, личность, дух, душа, анима, разум, способ жизнедеятельности, цивилизация, антропогенез, эволюционизм, креационизм, история, общество, форма человеческой общности. |
Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет... | Методические рекомендации по курсу для студентов отделения социологии Екатеринбург 2004 Бухарцева Н. Г., Забара Л. И. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу истории философии для студентов отделения... | ||
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите Методические рекомендации предназначены для студентов, специализирующихся в области философии на социально-теологическом факультете... | Методические указания для студентов дневной формы обучения Кемерово 2008 Также даны рекомендации по тестированию, указаны адреса интернет-сайтов по проблемам философии, приведены вопросы к зачету и экзамену... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации... Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов... Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного... | Методические рекомендации для студентов 4 курса стоматологического факультета ... | ||
Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов... Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов | Методические рекомендации для студентов по специальности «Экономика... Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного отделения | ||
Методические рекомендации Самостоятельная работа студентов Методические рекомендации предназначены для студентов асф кемГУ. В рекомендациях описаны общие требования к оформлению рефератов | Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа |