Философия





Скачать 408.08 Kb.
НазваниеФилософия
страница1/2
Дата публикации07.12.2014
Размер408.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки

035700 – Лингвистика


Квалификация выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2012
Философия: рабочая программа / авт.-сост. Ю. П. Роговой – СПб.:

ИВЭСЭП, 2012. – 27с.

Утверждена на заседании кафедры философии,

протокол № 1 от 28. 08. 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 05. 09. 2012 г.

Автор-составитель




кандидат философских наук, доцент Ю.П. Роговой

Рецензент



доктор философских наук, профессор В.А. Родин

1. Цели и задачи дисциплины
Целями преподавания учебной дисциплины «Философия» являются:

- освоение содержания философии как гуманитарной области знания,

составляющей основу для формирования мировоззрения личности;

- формирование представлений о философии как интегративной области

знания, занимающей важное место в системе высшего образования;

- выявление и осознание междисциплинарных связей философии с другими

областями знания (как гуманитарного, так и естественнонаучного);

- формирование понимания важной методологической роли философии при

взаимодействии с другими науками;

- осознание важнейших особенностей: универсальность, рефлексивность,

критичность и функций философского знания: мировоззренческой,

социальной, гносеологической, эвристической, методологической,

гуманистической;

- определение особой роли философии в формировании общекультурных

компетенций, необходимых для успешной профессиональной

деятельности.
Задачи изучения дисциплины:

- уяснить структуру философии, ее предмет, место и роль в области

духовной культуры, в жизни человека и общества;

- освоить важнейшие философские методы, понятийно-категориальный

аппарат, основные принципы и законы;

- достичь достаточно глубокого понимания важнейших философских

вопросов и проблем, их глубинной связи с жизнью социума, с социально-

историческим контекстом соответствующей эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Философия» является дисциплиной базовой части «Гуманитарного, социального и экономического (ГСЭ) цикла» дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта.

Философские требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на базе основных образовательных программ среднего общего и профессионального образования по социально-гуманитарным и естественным наукам.

Для успешного овладения учебным материалом студенту необходимо обладать базовыми знаниями по дисциплинам: история, культурология.

Изучение дисциплины «Философия» в рамках ГСЭ цикла с одной стороны выполняет систематизирующую и обобщающую функцию, а с другой стороны, служит базой для дальнейшей подготовки студентов по дисциплине: культурология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные:
- ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

- обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

- готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

- владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

- умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

- способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

- стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные этапы мирового и отечественного историко-философского

процесса;

- понятийно-категориальный аппарат, принципы, законы и методы

философского мышления;

- основы всеобщей взаимосвязи процессов и явлений; всеобщие

закономерности развития природы, общества, человеческого мышления

и истории.
Уметь:

- использовать накопленные философские знания и понятийно-

категориальный аппарат философии при анализе, осмыслении,

интерпретации сложных естественных, технических, социальных систем;

- осуществлять на основе достоверного знания философский дискурс в

современных науках;

- использовать философскую культуру мышления в оценочных практиках

настоящего и будущего социумов;

- применять философские методы и средства познания для своего

интеллектуального развития,

повышения культуры мышления, формирования общекультурной основы

профессиональной компетентности;
Владеть навыками:

- достаточно развитого философского мышления для выработки целостного,

системного представления о природных, социальных, научно-технических

процессах в современном обществе;

- философского дискурса, создания текстов, отвечающих общим

требованиям философского и научного характера на основе достоверного

знания и строгой логической аргументации.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры




4







Аудиторные занятия (всего)

54




54







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18




18







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

36




36







Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

90




90







В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

8




8







Другие виды самостоятельной работы

82




82

























Вид промежуточной аттестации (экзамен)
















Общая трудоемкость

зачетные единицы

144




144







4




4









5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Модуль 1. Роль философии в жизни общества и этапы ее развития.

Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

Разделы: 1. Предмет философии. 2. Специфика и функции философии.

Мировоззрение, его сущность и структура. Знания, ценности, нормы, идеалы, убеждения как основные составляющие мировоззрения. Общественно-исторический характер мировоззрения. Влияние философии на формирование мировоззрения человека и общества.

Любовь к мудрости как стремление познать всеобщее. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. Становление философии в качестве самостоятельной науки. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества.
Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

Разделы: 3. Генезис философии. 4. Русская философия.
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского, европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Софисты. Творчество Сократа. Платон. Аристотель. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность и универсальность античной философии, ее уникальная роль в историко-культурном развитии человечества.

Теоцентризм философии Средневековья. Основные этапы ее развития: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Философия Фомы Аквинского. Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в средние века.

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм философии Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Э. Роттердамский, Б. Телезио). Н. Кузанский. Натурфилософская ориентация в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Политическая философия Н. Макиавелли. Утопии Т. Мора, Т. Кампанелла.

Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь онтологии и гносеологии: монизм, дуализм, плюрализм. Монадология Лейбница, пантеистический монизм Спинозы. Философия эпохи Просвещения.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, нравственность. Принцип тождества бытия и мышления. Философия Канта. Объективный идеализм Гегеля. Система и метод в его учении, философия истории.

Модернизация антропологизма (Фейербах, Къеркегор) и натурализма (Шопенгауэр, Конт). Новые типы философствования: консервативно-тради­ционные (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционные (марксизм), антиклассические (иррационалистические и сциентические).

Конец ХIХ – ХХ вв.: трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. «Первый» позитивизм Конта и Спенсера. Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Витгенштейн, Рассел), философия науки (Поппер), постпозитивизм (историческая школа – Кун, Лакатос). Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Герменевтика (Дильтей, Гадамер). «Философия жизни» – Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Феноменология Гуссерля. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (Ясперс, Сартр). Психоанализ (Фрейд, Юнг, Фромм).

Особенности русской философии XIX века: славянофилы и западники. Философия русских просветителей, революционеров-демократов. Философия «народничества». Сфера интуитивно-под­сознательного в философских концепциях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Религиозная философия человека XIX-XX веков. «Философия всеединства» В.С. Соловьева. Персонализм Н.А.Бердяева. Русский космизм в философских учениях Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Развитие марксистской философии в трудах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Развитие русской философии в советский период.
Модуль 2. Бытие, развитие, познание.

Тема 3. Учение о бытии и развитии.

Разделы: 5. Концепции бытия. 6. Картины мира. 7. Движение, пространство, время. 8.Диалектика бытия.
Учение о бытии. Основные аспекты философской проблемы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

Понятия материального и идеального. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии. Диалектико-материалистическое определение материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Основные свойства, характеристики материи.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Пространство и время – объективные формы существования материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства, времени. Современная наука о структуре, строении, свойствах материального мира. Материя и материальное единство мира. Обыденные, религиозные, философские, научные картины мира.

Учение о развитии. Идея развития, ее исторические изменения. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Две концепции развития: диалектика и метафизика. От идеалистической диалектики Гегеля к материалистической диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как научная система и метод мышления. Принципы, законы, категории диалектики. Закон и закономерность. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности. Хаос и порядок. Самоорганизация. Всеобщие основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Категории диалектики как формы мышления, ступени познания природы, человека и общества, их значение для практической деятельности человека.
Тема 4. Философское учение о познании (гносеология, эпистемология).

Разделы: 9. Сущность и природа познания. 10. Познавательные способности человека. 11. Проблема истины. 12. Научное познание.

Идеалистическая и материалистическая философия о сущности и возможностях познания. Сознание и познание. Вера и знание. Разновидности агностицизма.

Диалектический характер процесса познания. Субъект и объект познания, диалектика их взаимосвязи. Структура познавательного процесса. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Единство чувственного и рационального в познании. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Несостоятельность сенсуализма и рационализма.

Познание, творчество, практика. Постановка и решение проблемы практики в философии. Практика как форма человеческой жизнедеятельности и ее отличие от поведения животных. Структура, социальные формы и функции практики. Практика как способ познания и отношения к миру. Принцип определяющей роли практики в познании. Практика как основа, цель и движущая сила познания. Понимание и объяснение.

Проблема истины. Идеалистическая и материалистическая философия об истине. Объективность и конкретность истины. Истина как процесс: диалектика абсолютной и относительной истины. Проблема критерия истинности знания и ее диалектико-материалистическое решение. Философские течения: скептицизм, релятивизм.

Научное познание. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания. Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Критерии научности.


Модуль 3. Человек, общество, история, цивилизация.

Тема 5. Человек, его природа и сущность. Смысл человеческого бытия.

Разделы: 13. Происхождение и сущность человека.
Проблема человека как центральная философская проблема. Представления о происхождении и сущности человека с позиций материализма и идеализма. Проблемы антропосоциогенеза. Человек как носитель сознания. Происхождение, природа и сущность сознания. Роль труда, речи и общения в становлении человека и его сознания. Сознание как форма отражения действительности. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Природа идеального. Сознание и самосознание, их структура и функции. Сознание и «искусственный интеллект».

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», их связь и различие. Сущность, структура, типология личности. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Сущность идеологии индивидуализма и конформизма.

Проблема свободы личности. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Личность и народные массы. Роль личности в истории. Личность и ее ценностные ориентации. Материальные и духовные ценности. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности и свобода совести. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода вероисповедания. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Философия о смысле человеческого бытия, о смерти и бессмертии.

Тема 6. Философское учение об обществе (социальная философия).

Разделы: 14. Человек и природа. 15. Человек и культура. 16. Ценности и смысл жизни. 17. Общество и его структура.
Человек и природа: природные предпосылки и условия возникновения и существования человека и общества. «Естественная» и «искусственная» среда обитания («первая» и «вторая» природа). Общество и его структура. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества. Материальное производство как определяющий фактор общественного развития. Способ производства материальных благ. Производительные силы и производственные отношения. Базис и надстройка.

Социальная сфера жизни общества, ее сущность, структура и содержание. Социальные общности, слои и группы. Этнические, политические, возрастные, половые, региональные и др. общности и группы. Социальные классы и страты. Семья как исходная ячейка общества. Социальные отношения как стержень социальной сферы. Отношения равенства и неравенства, сотрудничества и борьбы.

Политическая сфера жизни общества как сфера реализации властных отношений. Политическая система общества. Государство, политические партии и движения, другие общественно-политические организации. Государство и гражданское общество. Политические интересы и отношения. Политическая деятельность. Насилие и ненасилие. Политическое насилие.

Сфера духовной жизни общества: сущность, структура и основное содержание. Духовное производство. Формы и уровни общественного сознания, их единство и взаимосвязь. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое сознание. Религиозное и атеистическое сознание. Общественная психология и идеология.
Тема 7. История, культура, цивилизация.

Разделы: 18. Развитие общества. 19. Человек и общество. 20. Глобальные проблемы современности.

Философское понятие культуры. Человек, общество, культура. Материальная и духовная культура. Развитие культуры: традиции, новаторство, творчество. Диалектический подход к культурному наследию. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре.

Культура и цивилизация. Изменение представлений о содержании понятия цивилизации в истории общественной мысли. Объективные предпосылки, закономерности и этапы формирования всемирной человеческой истории. Постижение истории, ее смысл. Философия истории.

Цивилизационная и формационная концепции общественного развития. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Проблема кризиса цивилизации и пути выхода из него.

Глобальные проблемы современности, их философско-социо­логии­ческий аспект. Происхождение глобальных проблем, их взаимосвязь и иерархия, возможные пути их разрешения. Проблемы насилия, войны и мира как глобальные проблемы современности.

Будущее человечества. Необратимость прогресса. Ускорение ритма истории. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с

обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




























1.

Культурология

15

16

19




















5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины


Лек-ции

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-нары

СРС

Все-го




Модуль 1. Роль философии и этапы ее развития.



















1.

Предмет философии

1










2

3

2.

Специфика и функции философии













2

2

3.

Генезис философии

7







10

18

35

4.

Русская философия










2

4

6




Всего по модулю 1.

8







12

26

46




Модуль 2. Бытие, развитие, познание.



















5.

Концепции бытия.

1







1

4

6

6.

Картины мира.










2

2

4

7.

Движение, пространство, время.










2

4

6

8.

Диалектика бытия.










1

4

5

9.

Сущность и природа познания.

1







1

4

6

10.

Познавательные способности человека.

1







2

2

5

11.

Проблема истины.










2

2

4

12.

Научное познание.

1







1

4

6




Всего по модулю 2.

4







12

26

42




Модуль 3. Человек, общество, история, цивилизация.



















13.

Происхождение и сущность человека.

2







2

4

8

14.

Человек и природа.










2

2

4

15.

Человек и культура.

1







2

4

7

16.

Ценности и смысл жизни.

1







2

2

5

17.

Общество и его структура.

1







1

4

4

18.

Развитие общества.










2

4

6

19.

Человек и общество.

1







1

4

6

20.

Глобальные проблемы.













2

2




Всего по модулю 3.

6







12

26

44




Подготовка к написанию реферата













8

8




Подготовка к письменной

контрольной работе













2

2




Подготовка к тестированию













2

2




Всего по дисциплине

18







36

90

144

* Примечание.

Контроль по модулю 1. – реферат

Контроль по модулю 2. – письменная контрольная работа

Контроль по модулю 3. – тестирование.
6. Семинарские занятия

Семинар 1. Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

План:

1. Мировоззрение, его виды, сущность, структура.

2. Место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества.

3. Структура философского знания, его функции и специфика.

4. Предмет философии. Методы классической философии: диалектика,

метафизика, софистика, эклектика.
Семинар 2. Тема 2. Основные этапы исторического развития

философии.

План:

1. Мыслители милетской школы.

2. Пифагор и пифагорейцы. Гераклит Эфесский.

3. Философские идеи элеатов.

4. Древнегреческие атомисты.

Семинар 3. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Софисты.

2. Сократ и Платон.

3. Аристотель.

4. Эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики.

Семинар 4. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Апологетика (Тертулиан), патристика (Августин), схоластика (Абеляр).

2. Учение Фомы Аквинского.

3. Философские идеи Авиценны и Аверроэса.

4. Философские учения Н.Кузанского, Д.Бруно, политическая философия

Н.Макиавелли.

Семинар 5. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Эмпиризм Ф.Бэкона.

2. Дуализм и рационализм Декарта.

3. Пантеистический монизм Спинозы.

4. Монадология Лейбница.

5. Учение Гоббса.
Семинар 6. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Сенсуализм Дж. Локка.

2. Субъективно-идеалистическое завершение сенсуализма: Дж. Беркли, Д.Юм.

3. Философские идеи Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция.

«Философия истории» Гердера.
Семинар 7. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Теоретическая философия и этика Канта.

2. Диалектический метод и система объективного идеализма Гегеля.

3. Антропологический материализм Фейербаха.
Семинар 8. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Философские идеи Маркса и Энгельса.

2. Философские идеи позитивизма и постпозитивизма.

3. Философия науки и герменевтика.

4. «Философия жизни» и экзистенциализм.

Семинар 9. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

План:

1. Философские взгляды славянофилов и западников.

2. Философские идеи Герцена и Чернышевского.

3. «Философия всеединства» В.С.Соловьева.

4. Персонализм Бердяева и русский космизм.

5. Философские взгляды Плеханова и Ленина.
Семинар 10. Тема 3. Учение о бытии и материи.

План:

1. Основные аспекты проблемы бытия.

2. Развитие взглядов о материи и ее основных свойствах.

3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения

материи.

4. Пространство и время как объективные формы существования материи.

5. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. Материальное

единство мира. Понятие о картине мира.
Семинар 11. Тема 3. Учение о бытии и материи.

План:

1. Идея развития в истории философии.

2. Диалектика как учение о развитии, исторические формы диалектики.

Диалектика объективная и субъективная.

3. Принципы, законы, категории диалектики.

4. Детерминизм, системность, самоорганизация.
Семинар 12. Тема 4. Философское учение о познании.

План:

1. Идеалистическая и материалистическая философия о сущности и

возможностях познания.

2. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и

рационального познания.

3. Проблема истины в философии.

4. Проблема критерия истинности знания.


Семинар 13. Тема 4. Философское учение о познании.

План:

1. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

2. Язык, мышление, логика. Понимание и объяснение.

3. Познание , творчество, практика. Основные виды практики и их функции.

4. Структура, формы и методы научного познания. Научные революции и типы

рациональности.

Семинар 14. Тема 5. Человек, его природа и сущность. Смысл человеческого бытия.

План:

1. Проблема человека в истории философии.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Сознание как форма отражения действительности. Проблема идеального.

4. Сознание и самосознание. Сознание и искусственный интеллект.

Семинар 15. Тема 5. Человек, его природа и сущность. Смысл

человеческого бытия.

План:

1. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология

личности.

2. Человек в системе социальных связей и отношений. Индивидуализм,

конформизм, коллективизм.

3. Проблема свободы и ответственности. Проблема отчуждения.

4. Ценностные ориентации личности. Представление о смысле человеческого

бытия, о совершенном человеке.
Семинар 16. Тема 6. Философское учение об обществе.

План:

1. Понятие общества в истории философии.

2. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества и их

взаимосвязь.

3. Экономическая сфера жизни общества. Материальное производство как

определяющий фактор общественного развития.

4. Способ производства материальных благ. Соотношение базиса и надстройки.
Семинар 17. Тема 6. Философское учение об обществе.

План:

1. Социальная сфера жизни общества, ее сущность, структура и содержание.

2. Группы, общности, страты, классы. Социальные отношения. Отношения

равенства и неравенства, сотрудничества и борьбы.

3. Политическая сфера жизни общества.

4. Сфера духовной жизни общества.
Семинар 18. Тема 7. История, культура, цивилизация.

План:

1. Философское понимание культуры. Материальная и духовная культура.

2. Развитие культуры. Культура и цивилизация.

3. Философское осмысление исторического процесса. Философия истории.

4. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

5. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрена.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Философия iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Философия iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск