Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе





Скачать 340.85 Kb.
НазваниеСпецифика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер340.85 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Вотинцева Наталья Николаевна


СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ

В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ


специальность 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Пермь 2008
Работа выполнена на кафедре философии Пермского государственного педагогического университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Елена Михайловна Калашникова

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Кукьян Валентина Николаевна
доктор философских наук, доцент

Худякова Наталья Леонидовна


Ведущая организация: Пермская государственная медицинская

академия им. акад. Е.А. Вагнера


Защита состоится 24 февраля 2009 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.189.03 при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет им. А.М. Горького» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, корпус 1, Зал заседаний ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научных работников Пермского государственного университета.

Автореферат разослан 30 декабря 2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент В.В. Корякин
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования

Сегодня в центре внимания исследователей гуманитарных дисциплин находятся проблемы личности и общества. В нашей стране это связано со сменой типа общества (его экономики, идеологии и т.д.). Переходу к новому строю (эпохе, формации) сопутствуют ломка и кризис ценностей, т.е. проблемы, связанные с осознанием этого перехода. Падение нравов и девальвация традиционных ценностей, отсутствие позитивных ценностных ориентаций – показатель потери человеком себя. Научно-философское осмысление появившихся феноменов ценностного сознания является необходимым.

Осознание людьми опасности уничтожения всего человечества привело к необходимости поиска новой системы ценностей как основы нового типа мировоззрения. Нерешительность в выборе ценностей – проблема не только в нашей стране, но и во всем мире. Отсюда темы «заброшенности» человека, характерные для западной философии, «разорванности» человеческого сознания, которые акцентируют внимание на внутреннем мире человека и порождают эсхатологические, пессимистические и футурологические размышления.

Состояние ценностного сознания современного российского общества характеризуется как переходное, где смешались атеизм, религия, мистика, наука. Крушение прежней идеологии и системы общественных ценностей дезориентирует людей.

Актуальность данной темы в том, что в современном ценностном сознании культивируется «вещное» отношение к миру. Происходит понятийная подмена добра и зла в определении ценного и неценного. Часто достоинствами человека признаются те качества, которые воспринимались обществом как недостатки, а потому вместо того, чтобы стремиться к их исправлению или искоренению, их возвеличивают и вводят в ранг нормы и образца.

Это свидетельствует о коренном изменении в ценностном сознании трансформирующегося общества. Для теоретического осмысления сложившихся деформаций ценностного сознания необходим междисциплинарный подход и философский анализ.

С одной стороны, ценность есть то, с чем (кем) человек вступает в отношения (извне), а с другой – это и его личностные ценности, часть его внутреннего мира. Ценности существуют в разных формах: общественных идеалах, предметно воплощенных ценностях, личностных ценностях. Для определения столь сложного понятия необходимо привлечение ряда общественных наук: истории, политологии, культурологии, социологии, психологии и т.д. Ценности представляют собой разные типы: индивидуальные, коллективно-групповые и общечеловеческие ценности. Процесс становления личных ценностей, соотношение индивидуальных и общественных ценностей, их взаимодействие заслуживают особого внимания. Ценности личности и общества должны рассматриваться во взаимодействии. При трансформации общества (смена идеологии, ее крушение и пр.) происходит изменение всей системы ценностей, как индивидуальной, так и общественной. Этот процесс связан с противоречиями должного и сущего, внешнего и внутреннего, необходимого и возможного. Одной из важных проблем является неадекватная групповая идентификация, непонимание значения, роли и места группы в социальной структуре общества. В различных социальных группах идентификация имеет свои особенности, соответственно и проблема адекватности и неадекватности разрешается специфическим образом в каждой из них.

В условиях трансформации общества возникает необходимость научно-философского постижения смысла изменившихся понятий: ценность, ценностное сознание, система ценностей, иерархия ценностей, ценностные ориентации, норма, идеал, формы и способы их существования.

В нашей исследовательской работе осуществлено концептуальное решение, связанное с объективацией оценок, т.е. влиянием субъективно-ценностного мира человека на общество.

Степень разработанности темы

В философско-методологическом плане различные аспекты феномена ценности отражены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. В работах древних философов ценностная проблематика не была выделена, она включена в размышления о бытии и человеке.

В аксиологических концепциях XVIII в. ценность рассматривалась как экономическое, моральное, эстетическое и психологическое понятие, делались попытки рассмотреть его и как категорию социальную.

В XIX в. интенсивное развитие промышленности, науки и техники послужило толчком для развития новых экономических отношений, которые требовали переоценки прежних ценностей. Именно в этом веке понятие «ценность» стало рассматриваться как философская категория. Оно было введено в специальную философскую лексику в 60-е гг. XIX в. и соответствовало значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик (Р.Г. Лотце).

Ценностное отношение и попытки его осмысления отечественными философами обладают определенными особенностями. Памятники древнерусской письменности, фольклор, обычаи, обряды, архитектура храмов свидетельствуют о ценностном отношении наших предков к природе, ко всему, что создано руками человека, к самому человеку, олицетворяющему красоту телесную и духовную. Большое значение для формирования ценностного отношения имело принятие Русью христианства. Ценностные представления мыслителей допетровских времен отличаются синкретичностью, они не дифференцируются на нравственные, познавательные, религиозные.

В традициях русской философии наиболее развитыми аксиологическими подходами оказались неокантианский нормативизм (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский и др.), феноменолого-герменевтический смыслоанализ Г.Г. Шпета, совершенно оригинальная, не имеющая прямых «западных» аналогов концепция теории ценностей как «теории творчества» или «теории символизма» А. Белого, религиозно-ориентированная аксиология В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского и других мыслителей «русского религиозного ренессанса», выраженная в таких концептах, как «богочеловечество», «софийность», «соборность» и т.д.
Советская философия долгое время не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса к аксиологии связано с работами В.П. Тугаринова (в философии), О.Г. Дробницкого (в этике), Л.Н. Столовича (в эстетике), А.А. Ивина (в логике) и др. В 1966 г. вышел сборник «Проблемы ценности в философии»1, в 1978 г. – «Философия и ценностные формы сознания»2, издания, которые сыграли большую роль в становлении советской аксиологии.

Работами П.П. Гайденко, Б.Т. Григорьяна, Ю.Н. Давыдова, М.А. Киссель, Н.В. Мотрошиловой, И.С. Нарского, Э.Ю. Соловьева и других отечественных исследователей в научный оборот была введена основная проблематика европейской аксиологии (под рубрикой ее «критики»). Особая область аксиологических разработок – «реконструкция» марксистской аксиологии, давшая начало многим оригинальным концепциям. Аксиология развивалась через культурологические анализы С.С. Аверинцева, А.Я. Гуревича, Г.С. Кнабе, В.Л. Рабиновича, Н.З. Чавчавадзе, психологию Д.Н. Узнадзе, социологию В.А. Ядова. Хотя обсуждение аксиологических тем шло в рамках марксистской философии, медленно вводился принцип методологического плюрализма.

Н.З. Чавчавадзе различает ценности-цели и ценности-средства, которые он рассматривает с позиций культурно-творческой деятельности человека. А.Г. Здравомыслов, В.Н. Сагатовский рассматривают мотивационно-потребностную сферу личности, ее интересы как способы осознания, осмысления и формирования ценностей. А.Г. Здравомыслов рассматривает ценности как «обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства, интересы»3. С.Ф. Анисимов выделяет абсолютные ценности (жизнь, здоровье, знания, прогресс, справедливость, гуманность); антиценности (невежество, преждевременная смерть, болезнь, голод, мистика и т.п.)4.

На сегодня предложено множество определений, классификаций и типологий ценностей. Следует назвать таких авторов, как В.А. Василенко, Б.Г. Кузнецов, М.Г. Макаров, Л.С. Бургин, В.И. Кузнецов, В.А. Канке, Н.С. Розов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.К. Шохин и др. Тема ценностей занимает существенное место в их исследованиях.

М.С. Бургин, В.И. Кузнецов выделяют ценности с позиций системного подхода, исходя при этом из необходимости систематизации самих определений ценности в отечественной философии5.

М.Г. Макаров рассматривает ценности в широком и узком смысле слова. В первом случае это явления природы и общества, цели, идеалы, ценности культуры; во втором – регуляторы сознания (религиозного, социально-политического, нравственного), регуляторы отношений между людьми и регуляторы поведения человека. Н.С. Розов дает обоснование этики ценностного сознания как новой формы мировоззрения (вслед за мифологическим, религиозным и идеологическим сознанием), применяя к современной глобальной проблематике1.

В.К. Шохин предлагает концепцию, в рамках которой ценности отделяются от предпочтений и благ и трактуются как глубинные уровни индивидуальных значимостей, носящие не универсальный, а сингулярный характер2.

Можно констатировать, что к настоящему времени аксиология утвердилась как особая область знания не только в западной, но и в постсоветской традиции.

Социальные преобразования в современной России вызвали существенные изменения объекта аксиологического исследования: изменились условия жизни, общественная структура, пропагандируемые цели, установленные нормы, положение, поведение и убеждения большинства активных социальных субъектов. Возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система, достаточно непрозрачная для однозначной трактовки. Российские исследователи обратились к поиску «социальных фактов» и систематизации материалов прикладных исследований. Исследования таких авторов, как Н.Г. Багдасарьян, В.А. Попова, О.Ю. Кондратьева, Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, Г.Р. Хамзина, Р.З. Салиев, направлены на выяснение изменения ценностных ориентаций групп молодежи (студентов и учащихся). Ж.Т. Тощенко, А.И. Демидова, И.М. Клямкин, И.И. Кравченко, Н.А. Романович, В.В. Петухов рассматривают под разным углом политические ценности (демократические, либеральные и т.д.). Динамику ценностных ориентаций в период социальной трансформации отслеживают В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз (поколенный подход), Л.А. Гусейнова (гендерный аспект). А.П. Вардомацкий исследует сдвиги в ценностном измерении. Влияние и роль религиозных ценностей в обществе исследуют М.П. Мчедлов, Е.С. Элбакян, С.В. Медведко, В.В. Форсов. Е.М. Калашникова, С.Г. Климова изучают изменения ценностных оснований в социальной идентификации. Социокультурные ценности россиян представлены в исследованиях Е.М. Калашниковой, С.В. Утехиной, Н.И. Дряхловой, В.А. Давыденко, И.С. Семененко. В публикациях Р.И. Соколовой, С.М. Шалютина рассматриваются общечеловеческие ценности.

Усиление интереса исследователей к аксиологической проблематике вызвано рядом противоречий в социальной сфере. Общественные преобразования, с одной стороны, ведут к девальвации традиционных общественных ценностей, ценностных установок. С другой стороны, эти преобразования способствуют развитию нового, ценностного сознания и поведения, что вызывает необходимость разработки аксиологических подходов. В ситуации социокультурного и образовательного кризиса, ценностного вакуума изучение аксиологических оснований необычайно актуализируется. В многочисленных научных публикациях проблема социальных ценностей предстала в «осколочном» виде, требующем систематизации и своего теоретического обобщения.

В отечественной философской мысли были осуществлены попытки обобщения. Следует отметить глубокие многоаспектные исследования под руководством Н.И. Лапина, цикл статей Г.П. Выжлецова. Ряд самостоятельных авторских философских исследований аксиологической направленности содержатся в диссертациях Н.Л. Худяковой, И.Н. Степановой, Х.С. Вильданова, О.В. Бондаренко, Р.Р. Сакаева, Н.П. Медведева, А.Ш. Назаровой, А.Н. Есева, Т.В. Зайцевой и др.

Сложность объекта исследования, отсутствие целостных научных исследований этого объекта в трансформирующемся обществе потребовало теоретического осмысления феноменов ценностного сознания.

Целью исследования является анализ сущностных сторон ценностей и ценностного сознания (осознание социальных ценностей, их структуры и иерархии) в современной российской действительности.

Цель требует решения следующих основных задач:

– показать сущностную связь категорий диалектики: объективного и субъективного, абсолютного и относительного, общезначимого и условного, общечеловеческого и индивидуального, всеобщего и единичного – в понятиях «ценность» и «ценностное сознание»;

– выяснить роль объективных и субъективных факторов в формировании индивидуальных и общественных ценностей;

– исследовать социальные ценности и их осознание как основополагающие факторы (компоненты) современного развития общества;

– исследовать функционирование и значение социальных ценностей в микрообщностях: социальных группах, коллективах, а также роль ценностного сознания в стабилизации общества;

– рассмотреть особенности взаимодействия и соотношения групповых ценностей с индивидуальными и общественными ценностями.

Методологическая и теоретическая основы исследования

1. В работе применяются системный подход, структурно-функциональный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы историко-философского анализа, диалектика объективного и субъективного, диалектика единичного, особенного и всеобщего, реализуются принципы единства исторического и логического методов исследования.

2. Работа основывается на диалектико-материалистической концепции развития (разрабатываемой В.В. Орловым и его школой), теоретические принципы которой применяются нами к изучению ценностей.

3. Основой исследования являются аксиологические концепции диалектико-материалистического характера, которые представлены в исследованиях Н.З. Чавчавадзе, С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, Л.Н. Столовича, М.С. Кагана, Д.А. Леонтьева, В.П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого.

4. В исследовании применена постклассическая концепция ценностей западных направлений: аксиологический психологизм, аксиологический нормативизм.

5. Концепция среднего уровня, когда понятие нефилософского характера подвергается философскому анализу, в результате которого формируются новые понятия и новые смыслы, позволяет с помощью диалектического метода осуществить философский анализ нефилософских (психологических и социологических) понятий, в результате чего устанавливается новое, переосмысленное значение последних (Е.М. Калашникова).

6. На становление и направленность данного исследования заметно повлияли разработки аксиологической направленности философской школы Курганского университета С.М. Шалютина, Б.С. Шалютина, И.Н. Степановой, В.Г. Татаринцева, В.И. Корниенко и др.

Научная новизна исследования.

1. Предыдущие исследователи ценностной проблематики акцентировали внимание на влиянии общества и уже существующих ценностей на становление индивидуально-ценностного сознания. Мы же рассматриваем обратное влияние субъективно-ценностного мира человека на общество, что особенно значимо в современном обществе. Мы назвали этот процесс объективацией оценок.

2. Впервые ценностный подход рассматривается нами как «пронизывающий» такие подходы, как иррационалистический (Н. Гартман), феноменологический (Э. Гуссерль, М. Шелер), релятивистский (В. Дильтей), неокантианский (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), социологический (Э. Дюркгейм, М. Вебер), диалектико-материалистический (В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий).

3. Рассмотрены особенности трансформации ценностей в современных нестабильных объективно-исторических условиях России.

4. Впервые исследовано значение социально-психологического механизма идентификации в становлении ценностной ориентации индивидуального и общественного сознания в транзитивном обществе.

5. Выявлены такие характеристики ценностного сознания, как интегральность, конкретность, плюральность, уникальность, дуалистичность, антиномичность, абсолютность/относительность, историчность.

Положения, выносимые на защиту

1. Становление ценностной ориентации индивидуального сознания обеспечивается социально-психологическим механизмом идентификации, понимаемом как интегративный способ включения личности в общность.

2. Раскрытие субъективности индивидуально-ценностного сознания по отношению к общественно-ценностному сознанию происходит через экстериоризацию, которая указывает на приращение субъективного опыта необходимых для осуществления объективации оценок.

3. На основе диалектико-материалистического подхода (В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий) при учете исторического, экономического, социального развития общества определяется значимость ценности объекта для человека и общности через процессы опредмечивания и распредмечивания.

4. В диссертации предлагается использование некоторых методов и подходов для углубления различных сторон ценностного отношения человека к миру:

а) феноменологический метод (Э. Гуссерль, М. Шелер) помогает выявлять причины несовпадения и смыслового несоответствия индивидуально-ценностного сознания, отражаемому общественно-ценностному бытию;

б) разведению различных полюсов интенциональных и эмоционально-трансцендентных способствует обращение к иррационалистическому методу (Н. Гартман);

в) для определения и анализа индивидуальных целей и ориентиров обращаемся к социологическому подходу (Э. Дюркгейм, М. Вебер) и показываем, что смысл человеческого поведения задается соотнесением с ценностью.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты исследования могут быть полезными для дальнейшей разработки ряда фундаментальных проблем социальной философии: сущность человека, роль адаптационных процессов в период трансформации общества. Предложенный подход к разработке проблематики на основе понятия «ценность» дает возможность выделить новую плоскость анализа состояния категорий диалектики, он формирует новое направление в изучении общества и человека, ставит проблемы, связанные с определением места человека в мире, перспективами его существования, а также с формулированием и реализацией стратегии его деятельности.

Выдвинутые представления о феномене социальных ценностей имеют важное теоретическое и методологическое значение для постановки новых и решения уже существующих вопросов в социальной философии, этике, психологии, социологии, культурологии, искусствоведении, а также для постановки и решения пограничных проблем, возникающих на стыках этих наук.

Материалы диссертации можно использовать для решения дискуссионных проблем в области социальной философии, социальной психологии, а также при разработке общих и специальных учебных курсов по общей и социальной философии, истории философии, социологии, психологии, культурологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены на научных студенческо-аспирантских конференциях «Философия» (Пермь, 2003, 2006), научной конференции «Интеллигенция России и Запада в XX–XXI вв.: поиск, выбор и реализация путей общественного развития» (Екатеринбург, 2004), Российской конференции «Философия ценностей» (Курган, 2004), Международной научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2005), Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2004), IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Пермской государственной фармацевтической академии и на заседании кафедры философии Пермского государственного педагогического университета.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (первая включает четыре параграфа, вторая – два), заключения и библиографического списка.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconСодержание Введение Специфика философского подхода к проблеме сознания...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconПримерная тематика рефератов по биомедицинской этике для получения зачета
Специфика высших моральных ценностей в медицине. Здоровье и болезнь в контексте моральных ценностей
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconОбразовательная программа культурологической направленности
В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности,...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconЦель программы формирование основ нравственного самосознания личности....
Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconПрограмма общеобразовательного учреждения «Средняя Общеобразовательная школа с п. Кишпек»
Изменения в обществе — экономические, идеологические, политические повлекли за собой коренную ломку прежних социальных отношений...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconРабочая учебная программа «мхк»
Важность культурологического воспитания вытекает из самой сущности культуры и необходимости «присвоения» ее ценностей и норм представителями...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconРабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconРабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconПрограмма развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда,...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconМежгенерационные отношения в современном российском обществе: динамика...
Диссертационная работа выполнена в гоу впо «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. – 1991.№2
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconИркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы
Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи,...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconАрабский язык как отражение сознания, культуры и духовной жизни его...
И. Канта, И. В. Гете, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Шиллера и др. В русской философской и лингвистической школах воззрения В. Гумбольдта получили...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социально-экономические преобразования в России оказали влияние на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер трудовой...
Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социально-экономические преобразования в России оказали влияние на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер трудовой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск