Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна)





Скачать 399.37 Kb.
НазваниеИдея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна)
страница1/3
Дата публикации20.12.2014
Размер399.37 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



Носкова Людмила Вениаминовна
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре

(по работам С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна)

09.00.13– Философская антропология, философия культуры



Автореферат на соискание ученой степени


кандидата философских наук
Научный руководитель-

доктор философских наук,

профессор Е.Ю. Положенкова

Ростов-на-Дону 2011



Работа выполнена на кафедре «Философия и история» Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор

Положенкова Елена Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ерыгин Александр Николаевич
кандидат философских наук, доцент

Рожковский Виталий Борисович


Ведущая организация – Кубанский государственный университет

Защита диссертации состоится « 28 » сентября 2011 г. В 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д212.208.13. по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «15 » августа 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования связана с двумя причинами: внешней – это проблема взаимоотношения культур России и Запада; внутренней – это поиск пути дальнейшего развития отечественной культуры в современных условиях модернизации. Сегодня российская культура, как и в середине XIX века, пребывает в ситуации выбора пути дальнейшего развития, остро нуждается в осознанном цивилизационном самоопределении. Идея Логоса является важной составляющей исследования диалога культур России и Запада, а ее рассмотрение в соотношении с проблемой рациональности позволяет выявить некоторые новые решения в области философии культуры.

Современное общество вследствие рационализации всей жизни постепенно утрачивает свои духовные истоки, что вызывает беспокойство за судьбу нашей цивилизации. По этой причине все чаще высказываются идеи о необходимости изучения отечественной философии и культурологии, так как в них рельефно представлен многообразный духовный опыт человечества – религиозный, нравственный, эстетический. Творческий интерес к проблеме соотносимости Логоса и ratio обусловлен возросшим вниманием к феномену русской религиозной философии и его влиянию на развитие отечественной философии культуры.

В этом контексте имеет значение и целый ряд историко-философских, гносеологических, социально-философских, богословских, этнографических, филологических, искусствоведческих исследований и разработок в области теории знания, веры, ценностей, символизма, имеющих своим предметом тему Логоса в качестве отдельной сферы русской философии культуры. Актуальной темой современной философии культуры является проблема «Россия – Запад» с позиции сравнительного анализа европейского и русского типов сознания и мышления, которые в некоторых аспектах могут быть представлены как различные типы рациональности. Востребованость таких исследований выявилась еще в середине XIX века, и до сих пор не уменьшается. Геополитическая амбивалентность России, ее открытость обоюдному влиянию культур Востока и Запада оказывает непосредственное влияние на становление собственной культуры. В условиях влияния и приобщения к ценностям рациональной, индустриальной культуры Запада, меняется и традиционное российское сознание. Таким образом, идеи отечественных культурологов о Логосе и ratio как национальных стилях мышления актуальны, имеют теоретическое и практическое значение.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Предметом изучения данного диссертационного исследования является экспликация идеи Логоса как проблемы культуры в русской религиозно-философской мысли, ее роль в исследовании типологии, тенденциях динамики культур, а так же в теоретических моделях культуры христианства.

Современное состояние соотношения культур России и Запада представляет собой огромное поле для исследования. Социокультурная реальность российской цивилизации, сложившаяся исторически, находится в определенного рода рамках, обусловленных двойственным геополитическим положением России. Такое положение России нашло отражение в трудах отечественных религиозных философов середины XIX – начала XX вв.

Исследование проблемы Логоса в отечественной философии культуры осуществляется в контексте соотношения русского и европейского сознания, ментальности, а так же типов западноевропейской рациональности и «логосности» культуры России. Производный термин «логосность» сейчас употребляется в философском (осмысленность), религиозном (способность к трансценденции), культурологическом (основание когнитивных и ценностных установок русской ментальности) и филологическом (направленность литературного стиля) значении. В данном исследовании мы обращаемся к культур-философской экспликации категории «Логос» и ее производных.

Разработке проблемы Логоса в контексте соотношения русской и западной культур предшествовала глубокая теоретическая рефлексия данной темы в трудах русских религиозных философов, а так же близких проблем с позиции философской метафизики. Также исследовались представления в области теории познания, истории философии, а так же социальной философии.

Проблематика Россия – Запад становится предметом отечественной культур-философской рефлексии в трудах П.Я. Чаадаева, продолжается в трудах И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, А.И. Герцена, Б.Н. Чичерина, В.О. Ключевского, Н.Я Данилевского, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина1.

Проблема типологизации культур рассмотрена в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, М. Вебера, Р.Генона, Х. Уайта.2 Заслуживают внимания отечественные культурологические разработки последней трети XX века – это работы Л.С. Васильева, Л.А. Седова, М.К. Петрова, А.С. Ахиезера3.

Среди работ современных ученых, посвященных проблематике Россия – Запад, необходимо отметить работы А.Н. Ерыгина, И.К. Пантина, В.К. Кантора, Г.Д Гачева, В.П. Макаренко, Е.П. Челышева, Э.Я. Баталова4.

Проблематика соотношения культур России и Запада в контексте специфики типов мышления связана с необходимостью использования таких категорий как «Логос», «ratio», «ментальность», «сознание» и «тип рациональности». Отношение Логоса и ratio как типов рациональности и типов мышления двух культур является основным аспектом данного исследования. Логос, в данном случае, понимается нами как целостное мышление и сознание, так как данный стиль мышления учитывает способность разума к познанию трансцендентного. Понятие «ratio» характеризует западноевропейский тип мышления, или тип рациональности, сложившийся в философии Нового времени, который характеризуется следующими чертами: во-первых, ratio идентифицирует себя с автономной индивидуальной человеческой способностью, не признает никаких высших авторитетов кроме себя самого; во-вторых, это мышление, отделенное от всех других психологических способностей человека – воли, чувств, интуиции, а рассудок при этом осознает себя высшим авторитетом по отношению к ним; в-третьих, рациональное мышление превращается в деятельность, сводящуюся исключительно к логическим процедурам, к усредненной схематичной деятельности, тщательно избегающей каких-либо индивидуальных отклонений5.

В последние годы общефилософской проблеме рациональности уделяется большое внимание в трудах многих отечественных философов. Можно отметить ряд работ М.К. Мамардашвили, П.П. Гайденко, В.С. Степина, В.С. Швырева, К.В. Рутманиса, Н.С. Мудрагей, Н.С. Автономовой, В.Н.. Поруса и ряда других6.

Соотношению религиозного и рационального аспектов в философии посвящены работы Т.П. Матяш, И.И. Евлампиева, А.Н. Замалеева, А.М. Маслина, С.А. Нижникова, Е.Ю. Положенковой, И.В. Евланниковой, В.Б. Рожковского.7 Место и роль рациональности в религии и культуре глубоко освещается в диссертационном исследовании К.В. Воденко (на примере религиозно-философской концепции П.А.Флоренского). Соотношению веры и знания в русской религиозной философии посвящена диссертация И.А Черносвитовой8.

Своеобразный опыт переосмысления рациональности в контексте культурологического знания, дает русская религиозная философия. Углубленное изучение отечественной религиозной философии требует выявления парадигмальных концептов (идеальных конструкций, описывающих основные идеи философских систем), без исследования которых невозможно понять её специфику, и обозначить ее место в мировой культуре и философской рефлексии. Важнейшим среди них является «верующее мышление» и «цельность духа» (И.В. Киреевский), «живознание» (А.С. Хомяков), «цельное знание» (В.С. Соловьев), «Логос» (С.Н. Трубецкой), «логизм» (В.Ф. Эрн). В них просматриваются предпосылки и побудительные мотивы, которые выполняют мировоззренческую функцию, играя важную роль в духовно-практической жизни русского человека.

Один из аспектов становления русской культуры в качестве культуры Логоса – Слова, а именно исторические предпосылки и философские основания развития отечественной культуры, а так же влияние христианско-православной традиции на ее характер в определенной степени затрагивается в трудах классиков отечественной философии и культурологии – Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского, А. Ф. Лосева, Г. Флоровского, И.А. Ильина и других9.

Историческая дистанция позволяет сейчас осуществить конструктивно-критический анализ мыслительных поисков Серебряного века. Все отечественные мыслители ХIХ – начала ХХ веков были прекрасными знатоками западной философии, но, как правило, создавали собственную философскую концепцию, а не занимались популяризацией известных западных авторов. Стремление С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна представить целостную мировоззренческую концепцию без оглядок на авторитеты отличает в целом их философские построения. Именно это, на наш взгляд, накладывает особый отпечаток на понимание их творчества.

Обращение к творчеству В.Ф. Эрна присутствует в произведениях известных мыслителей России начала XX века – С.Н. Булгакова, В. Розанова, Г. Флоровского, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского и других10.

Среди современных исследователей творчества В.Ф. Эрна можно выделить работы Ю. Шеррер, Е. Вьюнник, М.А. Маслина, В.Б. Макарова, Б.В. Емельянова, Л.Г. Королевой, З.А. Субботиной, О.В. Марченко, В.С. Сизова11 и ряд других. Среди диссертационных исследований можно отметить работы И.Б. Андриановой, К.И. Горбач, О.В. Марченко12. В данных работах освящаются в основном историко-философские взгляды В.Ф. Эрна.

Значительный вклад в исследование творчества С.Н. Трубецкого внесли классики русской философии – Л.М. Лопатин, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, Е.Н. Трубецкой. Позднее эти исследования были продолжены в трудах Б.В. Яковенко, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, М.А. Маслина13. При этом основное внимание исследователей уделялось либо философскому мировоззрению С.Н. Трубецкого, либо его историко-философским трудам.

Среди современных исследователей творчества С.Н. Трубецкого необходимо выделить ряд диссертационных работ: это диссертации Е.В. Мочалова, Ю.С. Калабушкиной14. Также нужно отметить диссертационное исследование Л.А. Поповой, посвященное исследованию историко-философского аспекта проблемы Логоса в творчестве С.Н. Трубецкого15.

Однако в данных работах не рассмотрено творчество русских мыслителей с позиции философии культуры, а именно не рассматривается культур-философское содержание идей Логоса и ratio и их влияние на развитие русской культуры. Также отсутствуют исследования по методологии творчества С.Н. Трубецкого и его последователя В.Ф. Эрна, оставлены без внимания предпосылки новых оснований идеализма, не выявлена связь понятий «Логос» и «цельный опыт», не исследован взгляд русских философов на природу мысли и природу человеческого сознания (в контексте соборности). Данные обстоятельства обусловили выбор темы диссертации и позволяют рассматривать ее как новационную.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что в трудах русских религиозных философов критерием, который ясно выражает особенности соотношения и взаимоотношения культур России и Запада, является специфика типов мышления (Логос и ratio). В тексте диссертации данная гипотеза получает конкретное подтверждение в ходе реконструкции культур-философского творчества С.Н. Трубецкого и В.Ф.Эрна.

Объект исследования – русская религиозная философия культуры и ее отношение к культуре Запада.

Предмет исследования – идея Логоса как феномен культуры и как понятие философии культуры.

Цель работы: исследовать идею Логоса как феномена культуры и как понятие философии культуры в контексте парадигмы «Россия – Запад» на материале творческого наследия С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • изучить становление проблематики Россия – Запад в отечественной философии культуры;

  • прояснить смысл концептов «Логос» и «ratio», а также выявить их роль в формировании «культурных» логик или типов мышления.

  • выявить культурно-исторические истоки и философские основания культурфилософских идей С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна;

  • определить смысл идеи Логоса в учении С.Н. Трубецкого и влияние творчества этого философа на проблематику отечественной философии культуры;

  • отобразить специфику русской философии культуры рубежа XIX – XX веков в произведениях В.Ф. Эрна;

  • проанализировать аспекты классической и современной рефлексии идей Логоса и ratio и определить перспективы развития этой проблематики.



Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили труды, прежде всего С.Н. Трубецкого, В.Ф. Эрна, а также В.С. Соловьева и И.В. Киреевского. Базовым методом исследования является метод философской реконструкции, как наиболее соответствующий раскрытию поставленных цели и задач. Для того, чтобы в многослойной структуре текста выявить скрытый смысл, были использованы такие методологические инструменты, как процедуры понимания и интерпретации. Реконструкция используется для выявления идеи Логоса в культуре, а так же в анализе критической рефлексии западноевропейского рационализма в произведениях русских философов С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна.

Также использован метод сравнительного анализа, необходимый, в частности, для сравнения философских воззрения И.В. Киреевского и В.С. Соловьева как двух путей реформирования рациональности (философии всеединства и соборности). Кроме того, в диссертации используются диалектические принципы исследования: принцип историзма, принцип конкретности рассмотрения, а также метод анализа, синтеза, обобщения, моделирования наряду с другими классическими методологическими процедурами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  • рассмотрена проблема взаимоотношения культур России и Запада выявлено антиномичное соотношение категорий Логоса и ratio в русской философии культуры середины XIX – начала XX веков;

  • определен смысл концептов Логоса и ratio, а так же исследована связь понятий «рациональность», «ментальность» и «логосность» в культурологическом аспекте;

  • исследованы культурно-исторические истоки и философские основания идей С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна, в качестве которых выступают две концепции – «цельного духа» (И.В. Киреевский) и «цельного знания» (В.С. Соловьев);

  • проведена культур-философская реконструкция творчества С.Н. Трубецкого и эксплицирована идея русского мыслителя об «укорененности» разума в Логосе;

  • выявлены особенности взаимоотношения Логоса и ratio в гносеологическом плане в произведениях В.Ф. Эрна;

  • проведен сравнительный анализ классической и современной рефлексии идеи Логоса как современной культур-философской проблематики;

Положения, выносимые на защиту.

1) Исходя из принятых на философско-культурологическом уровне представлений о различии восточно-христианской и европейской западно-христианской традиций, и формирующихся на основе этих традиций типов культур России и Запада, мы можем говорить об эпохе XIX – начала XX века как о времени, когда достигают пика особые, специфические тенденции (противопоставление Логоса и ratio) в культуре обеих цивилизаций. Рефлексия содержания Логоса и ratio показала, что данные понятия неразрывно связаны, и, развиваясь в течение длительного времени, не противопоставлялись в культуре и философии вплоть до возникновения рационалистической новоевропейской философии. Однако окончательно сформировавшаяся антитеза понятий стала культурологически очевидной только в русской философии второй половины XIX – начала XX вв., что представляется естественным для русской духовной мысли, изначально воспринявшей рационалистическую и религиозно-онтологическую традиции.

2) Культур-философская рефлексия понятия «Логос» включает его различные смысловые интерпретации: как трансцендентальной категории, логической категории, как символа, онтологического феномена, как христианского воплощенного Слова и греческой меры разумности. При этом вся выше представленная терминология имеет обобщающий смысл – это цельность, осмысленность, способность к трансцендентному познанию. Экспликация содержания «ratio» и «рациональности» показывает, что семантическое содержание данных понятий близко к Логосу, но имеет существенное отличие, проявляющееся в направленности на дискретное мышление (в отличие от цельности Логоса). На основе изучения Логоса и ratio как культурологических категорий допустимо выделение особых «культурных» логик, или типов мышления. В связи с этим понятие «логосное мышление» применяется для характеристики специфики ментальности русского народа (по сложившейся традиции употребления данной терминологии), а так же выражает своеобразие гносеологии в русской религиозно-философской мысли конца XIX – начала XX веков.

3) Наиболее глубоко представленной культурной тенденцией (на философско-культурологическом уровне XIX века), отражающей специфику отечественного стиля мышления (логосности), является идея «цельного духа» (И.В. Киреевский), позволяющая представить культуру в ее целостности, связанности, а так же философия «всеединства» (В.С. Соловьев), которая также имеет смысл целостного знания. Базируясь на этих предпосылках (двух образах цельности) в русской религиозной философии обосновывается (в аспекте гносеологии) необходимость рассмотрения разума «онтологически» – в его сущностной полноте, иными словами – в совокупности всех его способностей, аспектов и потенций. Идеи «цельного духа» и «всеединства» получили свое продолжение в концепции обновленного идеализма С.Н. Трубецкого (конкретное определение сущего), и завершились в философии «логизма» В.Ф. Эрна (Логос – как основа восточно-христианского умозрения).

4) Русская философская традиция, основанная на такой универсалии как идея Логоса, во второй половине XIX века столкнулась с противостоянием другой, в узком смысле рационалистической традицией, в свою очередь оказавшей определенное влияние на формирование национальной ментальности, национального сознания. Учение С.Н. Трубецкого отображает новый взгляд философии на природу мысли и природу человеческого сознания. Способность отдельного человека представлять общество и управлять им, по мнению философа, объясняется именно первоначальным родовым единством и органической коллективностью общественного сознания (соборностью). Таким образом, выявляется смысл понятия «объективный Логос», которым обосновывается необходимость существования логического принципа нашего знания (или является доказательством существования всеобщего разума – Логоса как реального условия логики). Идея субъективного Логоса – человеческого разума, укорененного в объективном Логосе, отличает концепцию С.Н. Трубецкого от предшествующих ему субъективно-идеалистических концепций немецкой философии.

5) Сформулированная философия «логизма» (В.Ф. Эрн) позволяет наиболее адекватно отобразить роль русской философской мысли в создании религиозно-христианской концепции культуры на рубеже XIX – XX веков. В связи с проявившейся тенденцией разрушения социокультурных ценностей в России начала XX века, возникла необходимость философского осмысления данной ситуации. Предложенная христианская концепция культуры основывается не на рационалистических построениях и статически взятой совокупности культурных ценностей, а на идее «живого Логоса, воплощенного Слова» (В.Ф. Эрн). Сравнение Логоса и ratio как двух познавательных начал позволило выявить моменты, связывающие кризис рационализма и позитивизма с общим кризисом западной цивилизации – рационалистическая направленность духовной жизни приводит к овеществлению и деградации самой культуры.

6) Философско-культурологическая концепция, разработанная русскими религиозными мыслителями конца Х1Х – начала ХХ в., проясняет принципиальную специфику культурного мира России в сопоставлении с западноевропейской цивилизационно-исторической традицией. Эта концепция, противопоставляющая разум в его живой связи с действительностью и рассудок, оторвавшийся от жизни – в русском религиозном сознании (православном), а с середины XIX века и в русской религиозно-философской культуре, восстанавливает первоначальную логосную традицию. Причем, с вычленением особенной проблематики Логоса в России оказывается представленным обновленный, самобытный, русский тип философствования, отличный от современного ему западноевропейского, чисто «рационалистического» типа. В итоге феномен Логоса в культуре России позволяет восстановить онтологизм и цельность мысли.

7) Идея Логоса выступает как сфера, обрисовывающая мир особой логосной европейской культурно-философской традиции, рождающейся в виде античной классической философии, подымающейся на вершины святоотеческой религиозно-философской мысли, вытесняемой схоластикой и преданной забвению в эпоху новоевропейской рационалистической философии, но вновь выходящей на сцену культуры в русской православной традиции – благодаря усилиям русских религиозных философов второй половины Х1Х – начала ХХ вв.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут способствовать реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1244-р), а так же в различных смежных философии религии отраслях духовной культуры, в частности для дальнейшей разработки проблемы рациональности в современной философии, при чтении курсов по философии, культурологии, истории религии, религиоведению и истории философии.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования были использованы при участии в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы: «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Философские науки, социологические науки и культурология» в рамках мероприятия 1.3.2 Программы «Проведение научных исследований целевыми аспирантами»», тема исследования «Философская рефлексия феномена русской православной культуры», раздел «Основные понятия концепции православной культуры в трудах русских религиозных философов», Госконтракт № П671.

Основные положения данного диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях: Первая межвузовская научная конференция «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития», (Шахты, 2007г.), Международная научно-практическая конференция «Современное общество: проблемы и направления развития». (Ростов-на-Дону, 2007г.), IV Всероссийская научно-практическая конференция «Нравственность и религия» (Пенза, 2007г.), Всероссийская научная конференция «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (Шахты, 2009г.)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 162 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется уровень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, методологические принципы диссертационной работы, научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования, его апробация. Все эти пункты в развернутом виде изложены в первой части автореферата.

В I главе «Логос и ratio в культуре: предпосылки исследования» – выявлены философско-методологические предпосылки проблемы соотношения русской и западноевропейской культур, данная проблема рассмотрена с позиции сравнительного анализа европейского и русского типов мышления, а так же выявлены культурно-исторические истоки и философские основания творчества С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconМежду православием и пантеизмом
В статье рассматривается коллизия русской словесности XIX века, оказавшейся в своих ценностных основаниях под влиянием Православия...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconРеферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»
Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) icon«Памятника» Горация в западноевропейской поэзии эпохи Возрождения,...
Анализ древнегреческого мифа (с точки зрения отражения действительности, философии и психологии его создателей)
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconТема проекта группы
Организация проектной деятельности учащихся с целью повышения познавательного интереса к русскому языку, русской литературе, русской...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconРеферат по дисциплине: «Иностранный язык» на тему: «Сходства и отличия...
Приметы и суеверия, полностью совпадающие по причине и следствию, в британской и русской культуре
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconТребования к научно-исследовательским работам учащихся
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века: Учеб для ун-тов. – М.: Высш шк., 1991. – 320 с
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconВырщикова анатолия николаевича
Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и достоинстве личности
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconПо произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconПрограмма (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка»
Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений,...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconКурсовая работа «Русская идея»
«Национальная идея»: смысловое наполнение понятия, её составляющие
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconТворчества как особого рода деятельности и концепция поэта как особой...
Проблема «предромантизма» в литературоведении. Предромантизм как феномен культуры второй половины XVIII века. Полемика с позитивистскими...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconИдея о всемирном тяготении это великая идея. За триста лет она очень...
Вот почему эта идея обладает мощным механизмом самосохранения, который обеспечивает иммунитет даже против вопиющих фактов, которые...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) icon«русская идея»: мечты и реальность
Поэтому анализ «русской идеи», рассмотрение ее различных версий и их влияния на массовое сознание российского общества представляется...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сть к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconПояснительная записка Предлагаемая программа направлена на достижение...
Сть к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание...
Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна) iconА что это такое?
В чем же дело? Аргументы жюри – работа не соответствует требованиям, которые предъявляются к исследовательским работам. Какие требования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск