Скачать 220.12 Kb.
|
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Курс «философия» для нефилософских специальностей ВВЕДЕНИЕ Программа курса предусматривает изучение основных областей философского знания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться с основными направлениями философского знания, овладеть навыками ведения дискуссий по философской проблематике, научиться работать с философскими текстами. Что дает изучение философии, почему ее изучение является необходимым элементом университетского образования? Философия существует уже две с половиной тысячи лет, и с самого своего возникновения она искала ответы на наиболее общие вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. К их числу, например, относятся такие вопросы: "Что лежит в основе всего существующего в мире?", "Какова природа человеческого сознания?", "Как отличить истинное знание от случайного мнения?", "Что такое благо и справедливость?», «Может ли люди создать совершенное общество?». Разумеется, на подобные вопросы вряд ли можно получить окончательные и доказательные для всех людей ответы. На самом деле, в профессиональном мире философии, как и в целом в культуре, не умолкают споры практически по всем основным философским проблемам. Однако этот спор не бесплоден. Включаясь в научную полемику, ее участники получают возможность достичь более основательного понимание фундаментальных мировоззренческих проблем. Большинство людей в своей жизни и профессиональной деятельности так или иначе сталкиваются с философскими проблемами. Поэтому включение в практики философствования дает прекрасную возможность существенно расширить границы социального гуманитарного знания - экономики и социологии, социальной антропологии, психологии, лингвистики, политологии и др. Все названные предметные области никогда не переставали тесно взаимодействовать с философией. Нет ничего удивительного в том, что философию нередко рассматривают как средоточие ("квинтэссенцию") человеческой культуры. В ходе обучения студент должен усвоить специфику философского знания и мышления. Своей устремленностью к фундаментальным предельным вопросам человеческого бытия, загадкам сознания и души человека философия сближается с религией и искусством. Но в отличие от религии в ней нет догматов, она не призывает к вере в те или иные принципы, но пытается обосновать или оспорить их посредством рациональных аргументов. Как и искусство, она использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий. Тематика курса составлена так, что изучаются прежде всего области философии, которые непосредственно связаны с социальными и гуманитарными науками. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекциям, практическим занятиям, организации самостоятельной работы. Проверка знаний по курсу проводится с помощью контрольных заданий. В целях успешного изучения курса и развития навыков самостоятельной работы студентам предлагается тематика контрольных заданий, рефератов, список основной и дополнительной литературы к курсу. Для успешного усвоения курса необходимо: 1. Изучить основную литературу. 2. Знать основные проблемы каждой темы. 3. Выполнить предлагаемые контрольные задания. 4. Активно участвовать в обсуждении тем курса на семинарах. 5. Выступить с докладом по одной из предложенных тем. 6. Поощряется написание студентами эссе и рефератов с использованием оригинальных (авторских) философских текстов (См. темы рефератов и список рекомендованной литературы). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛЕКЦИИ
Всего лекций: 24 часа КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Понятие философии. Многообразие понимания философии, ее предмета и роли в культуре. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. История философии - история развития человеческого мышления и мировоззрения. 2. Исторические типы философии и жанры философствования Краткая характеристика основных эпох (исторических периодов) развития философии. Основные вопросы, проблемы и идеи философии в различных исторических эпохах. Что значит «философствовать»? Исторические формы подачи и изложения философского знания. 3. Онтология Место и роль онтологии в системе философского знания. Онтология как метафизика бытия. Бытие и сущее. Понимание бытия у Парменида. Бог и бытие в средневековой философии. Связь идеального и реального бытия. Бытие и человеческое существование. Бытие как экзистенция человека. Язык как дом бытия. 4. Философская антропология Предмет философской антропологии. Почему человек становится проблемой? Философская антропология и конкретные науки о человеке. Человек как личность. Проблема телесности в философской антропологии. Критика "массового" человека. Структура личности по З.Фрейду. Проблема человека в экзистенциальной философии. Н.А.Бердяев о природе человека. Свобода, творчество, любовь, счастье, смерть, поиски смысла жизни - категории человеческого существования. 5. Эпистемология (Теория познания) Предмет и место теории познания в философии, ее основные вопросы. Что такое знание? Проблема познаваемости мира и поиска оснований знания. Рационализм и эмпиризм как типы теорий познания Нового времени. Специфика научного знания. Проблема истины в теории познания и ее основные решения. 6. Философия науки и техники Философия науки и этапы ее развития. Позитивистская картина науки. Эмпирические и теоретические уровни научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания. Философия науки К.Поппера и его школы. Парадигмы и научные революции в философии науки Т.Куна. Философия техники как область философии ХХ в. Традиционные и техногенные цивилизации. Технократические социальные учения. Гуманистическая критика технократизма. Прогнозы Римского клуба. Индустриальное, информационное и постиндустриальное общество. Новые образы техники и отношений "человек-техника". 7. Социальная философия Совместная жизнь людей как социально-историческое бытие. Представление о сети социальных связей и отношений. Понятие общественного производства. Государство и общество. Человек в традиционном обществе. Традиция как ведущая форма воспроизводства общества. Личная связь и личная зависимость. Человек в обществе индустриальной современности. Проблемы модернизации общества. Человек в пост-современном обществе. Человек в искусственной информационной среде: плюрализм форм жизни, традиций, культур, идеологий. 8. Философия культуры Многообразие пониманий категории культуры, культура и природа. Культура и природа человека. Науки о природе и науки о культуре. Культура и цивилизация. Теории культурно-исторических типов. О.Шпенглер о замкнутости культур. Проблема единства и многообразия культуры. Культура и модернизация.
История и философия истории. Циклизм в понимании истории в античности. Христианская философия истории Августина, сакральный смысл в событиях человеческой истории. Десакрализация истории и идея прогресса в философии истории Нового времени. История как развитие человеческого разума и свободы. Критическая философия истории как методология исторической науки. Философия истории ХХ в. (К.Ясперс, А.Тойнби). 10. Политическая философия Политическая философия и конкретная политология. Государство и власть как основные проблемы политической философии. Легитимность власти и ее основания. Природа и роль идеологии. Основные понятия политической философии. Либерализм, консерватизм, тоталитаризм как вектора политической философии и практики. Философия экономики (для факультета экономики) Формы хозяйства и типы экономического знания. Античная "экономия" как домоуправление. Политическая экономия - экономия труда и производства. Современная экономика - анализ выборов хозяйствующего субъекта. Эволюция представлений о труде. Этико-религиозные основания капиталистического хозяйства: М.Вебер. Свобода и экономика. Свобода индивида и экономическая свобода. Дискуссии "план-рынок". Богатство и бедность в перспективе рыночной модернизации. 11. Философия права Предмет и проблемы философии права. Гражданское общество и правовое государство. Эволюция представлений о праве в философии и политической мысли. Мораль и право. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ 1. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. 2. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005. 3. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. Ин-т философии. - М.: Культурная революция, 2009. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993 (Часть 1). Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1989. Beбер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Губин В. Д. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. Патнем Х. Разум, истина и история. М.: Праксис, 2002. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.,1992. Степин В.С. Теоретическое познание. М., 2000. Степин В.С., Торохов В.Г., Розов М.А. Философия науки техники. М., 1996. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1996. гл.1. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. Фуко М. Слова и веши. Археология гуманитарных наук. М.,1994. Хайдеггер М.. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. Шютщ А. Формирование понятия и теории в общественных науках// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. Ясперс К. Философская вера// Смысл и назначение истории. М., 1991. СЕМИНАРЫ (4-ре семинара по 2 академических часа, всего – 8 а.ч.) Преподаватели (проф. Плиев А.Г., ассист. Бушнев В.В., ассист. Шаповалова О.В.) предлагают студентам следующие планы по своим семинарским занятиям. 1) Семинар проф. Плиева Алана Григорьевича Тема I Предмет и задачи курса философии. Исторические формы развития философского знания.
Рекомендуемая литература: Учебники Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. М.: Гардарики. 2001. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005. Гл. I. Бердяев Н. Самопознание. М.: Прогресс. 1990. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь//Вопросы философии. 1991. № 10-12. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1992. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Гл. I//Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика. 1993. Франк С.Л. Русское мировоззрение//Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992. Тема II Современные проблемы онтологии и гносеологии в философии
Рекомендуемая литература Учебник Губин В.Д. Философия: элементарный курс: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2001. Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения//Мир философии. М.: 1991. С. 97-111. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси. 1984. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм.//Сумерки богов. М.: 1990. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. Тема III Проблема человека в системе социальных отношений
Рекомендуемая литература Учебники Губин В.Д. Философия: элементарный курс: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2001. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: 1999. Геллнер Э. Мифы нации и класса//Путь. 1992. № 1. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь. 1993. № 3. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: 1992. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. Юнг К.Г. О современных мифах. М.: 1994. Тема IV Этическое и эстетическое измерения социальности
Рекомендуемая литература Учебники Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005. Гл. II, IV, VII. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник для ВУЗов. М.: 1996. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики. 2002. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: 2001. Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: 2004. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: 1998. Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М.: 1999. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: 1993. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: 2004. Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: 1996. Хайдеггер М. Исток художественного творения//Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: 1993. 2) Семинар ассист. Бушнева Василия Владимировича Тема 1. Проблематизация философии Двойственность философского дискурса: Философия как особая практика мышления и как университетская дисциплина. Античное понимание философии как способа конструирования субъектом самого себя vs функционирование философии как университетской дисциплины. Определение философии у Мамардашвили. Отличие философии от мифа и религии по Мамардашвили. Понятие сборки субъекта. Философия как социальный институт. Между демократизмом и элитарностью: философия как способ мышления, доступный каждому и как истина, доступная только философам. Изменение роли философа в рамках моделей античного понимания философии и философии как университетской дисциплины. Невозможность окончательного определения философии. Понимание философии как способа эмансипирующего мышления. Литература к семинару:
Тема 2. Индивид и общество как категории социально-философского осмысления социальной реальности Интуитивная понятность категорий индивида и общества и источники его происхождения. Роль философии в конституировании понятия индивида (Мосс). Индивид и общество как два крайних полюса, вокруг которых определяется социально-философская и социологическая аналитика. Проблематизация категорий индивида и общества в рамках современной социально-философской аналитики на примере Э. Лаклау и Н. Элиаса: 1) индивид и общество как объекты символического конструирования у Лаклау; 2) историчность границы между индивидуальной и общественной сферой у Н. Элиаса. Снятие оппозиции между индивидом и обществом. Индивид как продукт социальных отношений. Литература к семинару:
Тема 3. Критика эстетического субъекта (на примере работ французских мыслителей М. Фуко и Р. Барта) Критика субъекта в современной философской аналитике (структурализм и постструктурализм). Критика понятия автора как пример критики субъекта. Проблематизация взаимоотношений между автором и текстом у Р. Барта. Автор vs скриптор / книга vs письмо. Автор как социальный институт у М. Фуко: исторический генезис конституирования отношений между автором и текстом. Функции автора как социальной конструкции, определяющей взаимоотношения между субъектом и текстом. Литература к семинару:
Тема 4. Постпозитивистские концепции философии науки и социология знания как стратегии критики позитивистской модели функционирования научного знания Возникновение постпозитивизма как реакция на исчерпание познавательного и проблемного потенциала позитивизма. Пересмотр постпозитивистами философских и методологических оснований философии науки. Критика позитивистских идей как исходный пункт формирования постпозитивистской традиции мышления. Критика индуктивизма и теория фальсифицируемости К. Поппера. Понятие парадигмы и научного сообщества в концепции развития науки Т. Куна. «Нормальная наука» и научные революции. Модель исследовательской программы и рациональная реконструкция истории науки И. Лакатоса. Критика «нормальной науки» и методологический анархизм П. Фейерабендта. Вклад социологии знания в решение проблем философии науки («сильная программа» Д. Блура и анализ науки П. Бурдье). Литература к семинару:
Семинар ассист. Шаповаловой Ольги Викторовны Тема 1. Предмет и специфика философского знания. Место философии в культуре и в обществе.
Рекомендуемая литература: Учебники:
Дополнительная литература:
Тема 2. Предмет, задачи и современные проблемы онтологии и философской антропологии.
Рекомендуемая литература: Учебники:
Дополнительная литература:
Тема 3. Современные проблемы эпистемологии и философии науки.
Рекомендуемая литература: Учебники:
Дополнительная литература:
Тема 4. Социальное бытие как предмет философского анализа.
Рекомендуемая литература: Учебники :
Дополнительная литература:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ* Онтология и эпистемология
Социальная философия
Философская антропология
Философия науки
*Темы докладов и рефератов могут быть предложены студентами или изменены по согласованию с преподавателем. |
Методические указания по выполнению самостоятельной работы 41 Проектное... Модуль 3 Логико-методологический анализ учебного курса «Философия» для нефилософских специальностей 26 | Программа дисциплины философия Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных... | ||
Программа дисциплины философия Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных... | Программа дисциплины философия Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных... | ||
Программа курса по социальной философии для студентов нефилософских... Цель изучения дисциплины: представить философское осмысление общества в качестве органической составляющей общей картины мира | Содержание Введение Закономерности и особенности развития отечественного... История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,... | ||
Примерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется... О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение... | Программа курса введение в философию для студентов Курс читается для специальностей механико-математического (ММ) и физического (ФФ) факультетов в рамках раздела (гсэ. Ф. 04) государственного... | ||
Учебно-тематические планы лекционных занятий по дисциплине «Математика»... Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под... | Российской Федерации Министерство образования и науки Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных... | ||
Философия Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,... | Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | ||
Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических... История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,... | Примерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется... Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Программа курса «Введение в философию» Курс реализуется в рамках специальностей механико-математического факультета (ммф) и относится к разделу стандарта общего гуманитарного... | А. И. Осипенко введение в специальность Конспект лекций предназначен для студентов специальностей: «Судовые энергетические установки», «Техническая эксплуатация судов и... |