Курс «философия» для нефилософских специальностей введение





Скачать 220.12 Kb.
НазваниеКурс «философия» для нефилософских специальностей введение
Дата публикации02.01.2015
Размер220.12 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Философия > Программа курса
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Курс «философия» для нефилософских специальностей

ВВЕДЕНИЕ
Программа курса предусматривает изучение основных областей философского знания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться с основными направлениями философского знания, овладеть навыками ведения дискуссий по философской проблематике, научиться работать с философскими текстами.

Что дает изучение философии, почему ее изучение является необходимым элементом университетского образования?

Философия существует уже две с половиной тысячи лет, и с самого своего возникновения она искала ответы на наиболее общие вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. К их числу, например, относятся такие вопросы: "Что лежит в основе всего существующего в мире?", "Какова природа человеческого сознания?", "Как отличить истинное знание от случайного мнения?", "Что такое благо и справедливость?», «Может ли люди создать совершенное общество?». Разумеется, на подобные вопросы вряд ли можно получить окончательные и доказательные для всех людей ответы. На самом деле, в профессиональном мире философии, как и в целом в культуре, не умолкают споры практически по всем основным философским проблемам. Однако этот спор не бесплоден. Включаясь в научную полемику, ее участники получают возможность достичь более основательного понимание фундаментальных мировоззренческих проблем.

Большинство людей в своей жизни и профессиональной деятельности так или иначе сталкиваются с философскими проблемами. Поэтому включение в практики философствования дает прекрасную возможность существенно расширить границы социального гуманитарного знания - экономики и социологии, социальной антропологии, психологии, лингвистики, политологии и др. Все названные предметные области никогда не переставали тесно взаимодействовать с философией. Нет ничего удивительного в том, что философию нередко рассматривают как средоточие ("квинтэссенцию") человеческой культуры.

В ходе обучения студент должен усвоить специфику философского знания и мышления. Своей устремленностью к фундаментальным предельным вопросам человеческого бытия, загадкам сознания и души человека философия сближается с религией и искусством. Но в отличие от религии в ней нет догматов, она не призывает к вере в те или иные принципы, но пытается обосновать или оспорить их посредством рациональных аргументов. Как и искусство, она использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий.

Тематика курса составлена так, что изучаются прежде всего области философии, которые непосредственно связаны с социальными и гуманитарными науками.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекциям, практическим занятиям, организации самостоятельной работы. Проверка знаний по курсу проводится с помощью контрольных заданий. В целях успешного изучения курса и развития навыков самостоятельной работы студентам предлагается тематика контрольных заданий, рефератов, список основной и дополнительной литературы к курсу.
Для успешного усвоения курса необходимо:
1. Изучить основную литературу.

2. Знать основные проблемы каждой темы.

3. Выполнить предлагаемые контрольные задания.

4. Активно участвовать в обсуждении тем курса на семинарах.

5. Выступить с докладом по одной из предложенных тем.

6. Поощряется написание студентами эссе и рефератов с использованием оригинальных (авторских) философских текстов (См. темы рефератов и список рекомендованной литературы).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ЛЕКЦИИ

  1. Что такое философия – 2 ч.

  2. Исторические типы философии и жанры философствования – 2 ч.

  3. Онтология – 2 ч.

  4. Философская антропология – 2 ч.

  5. Эпистемология (теория познания) – 2 ч.

  6. Философия науки и техники – 4 ч.

  7. Социальная философия - 2 ч.

  8. Философия культуры – 2 ч.

  9. Философия истории – 2 ч.

  10. Политическая философия (философия экономики – для ФЭ) – 2 ч.

  11. Философия права – 2 ч.

Всего лекций: 24 часа

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА


  1. Что такое философия

Понятие философии. Многообразие понимания философии, ее предмета и роли в культуре. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. История философии - история развития человеческого мышления и мировоззрения.
2. Исторические типы философии и жанры философствования

Краткая характеристика основных эпох (исторических периодов) развития философии. Основные вопросы, проблемы и идеи философии в различных исторических эпохах. Что значит «философствовать»? Исторические формы подачи и изложения философского знания.
3. Онтология

Место и роль онтологии в системе философского знания. Онтология как метафизика бытия. Бытие и сущее. Понимание бытия у Парменида. Бог и бытие в средневековой философии. Связь идеального и реального бытия. Бытие и человеческое существование. Бытие как экзистенция человека. Язык как дом бытия.
4. Философская антропология

Предмет философской антропологии. Почему человек становится проблемой? Философская антропология и конкретные науки о человеке. Человек как личность.

Проблема телесности в философской антропологии. Критика "массового" человека. Структура личности по З.Фрейду. Проблема человека в экзистенциальной философии. Н.А.Бердяев о природе человека. Свобода, творчество, любовь, счастье, смерть, поиски смысла жизни - категории человеческого существования.
5. Эпистемология (Теория познания)

Предмет и место теории познания в философии, ее основные вопросы. Что такое знание? Проблема познаваемости мира и поиска оснований знания. Рационализм и эмпиризм как типы теорий познания Нового времени. Специфика научного знания. Проблема истины в теории познания и ее основные решения.
6. Философия науки и техники

Философия науки и этапы ее развития. Позитивистская картина науки. Эмпирические и теоретические уровни научного знания. Проблема демаркации науки и не-научного знания. Философия науки К.Поппера и его школы. Парадигмы и научные революции в философии науки Т.Куна.

Философия техники как область философии ХХ в. Традиционные и техногенные цивилизации. Технократические социальные учения. Гуманистическая критика технократизма. Прогнозы Римского клуба. Индустриальное, информационное и постиндустриальное общество. Новые образы техники и отношений "человек-техника".
7. Социальная философия

Совместная жизнь людей как социально-историческое бытие. Представление о сети социальных связей и отношений. Понятие общественного производства. Государство и общество. Человек в традиционном обществе. Традиция как ведущая форма воспроизводства общества. Личная связь и личная зависимость. Человек в обществе индустриальной современности. Проблемы модернизации общества. Человек в пост-современном обществе. Человек в искусственной информационной среде: плюрализм форм жизни, традиций, культур, идеологий.
8. Философия культуры

Многообразие пониманий категории культуры, культура и природа. Культура и природа человека. Науки о природе и науки о культуре. Культура и цивилизация. Теории культурно-исторических типов. О.Шпенглер о замкнутости культур. Проблема единства и многообразия культуры. Культура и модернизация.


  1. Философия истории

История и философия истории. Циклизм в понимании истории в античности. Христианская философия истории Августина, сакральный смысл в событиях человеческой истории. Десакрализация истории и идея прогресса в философии истории Нового времени. История как развитие человеческого разума и свободы. Критическая философия истории как методология исторической науки. Философия истории ХХ в. (К.Ясперс, А.Тойнби).
10. Политическая философия

Политическая философия и конкретная политология. Государство и власть как основные проблемы политической философии. Легитимность власти и ее основания. Природа и роль идеологии. Основные понятия политической философии. Либерализм, консерватизм, тоталитаризм как вектора политической философии и практики.
Философия экономики (для факультета экономики)

Формы хозяйства и типы экономического знания. Античная "экономия" как домоуправление. Политическая экономия - экономия труда и производства. Современная экономика - анализ выборов хозяйствующего субъекта. Эволюция представлений о труде. Этико-религиозные основания капиталистического хозяйства: М.Вебер. Свобода и экономика. Свобода индивида и экономическая свобода. Дискуссии "план-рынок". Богатство и бедность в перспективе рыночной модернизации.

11. Философия права

Предмет и проблемы философии права. Гражданское общество и правовое государство. Эволюция представлений о праве в философии и политической мысли. Мораль и право.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ
1. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001.

2. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005.

3. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. Ин-т философии. - М.: Культурная революция, 2009.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993 (Часть 1).

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1989.

Beбер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Губин В. Д. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.

Патнем Х. Разум, истина и история. М.: Праксис, 2002.

Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

Степин В.С. Теоретическое познание. М., 2000.

Степин В.С., Торохов В.Г., Розов М.А. Философия науки техники. М., 1996.

Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1996. гл.1.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

Фуко М. Слова и веши. Археология гуманитарных наук. М.,1994.

Хайдеггер М.. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

Шютщ А. Формирование понятия и теории в общественных науках// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

Ясперс К. Философская вера// Смысл и назначение истории. М., 1991.

СЕМИНАРЫ

(4-ре семинара по 2 академических часа, всего – 8 а.ч.)

Преподаватели (проф. Плиев А.Г., ассист. Бушнев В.В., ассист. Шаповалова О.В.) предлагают студентам следующие планы по своим семинарским занятиям.
1) Семинар проф. Плиева Алана Григорьевича

Тема I Предмет и задачи курса философии. Исторические формы развития философского знания.


  1. Предмет и структура философии.

  2. Философия: теория и метод. Исторические формы философствования.

  3. Основные философские ориентации и оппозиции.

  4. Место философии в системе культуры и в обществе.


Рекомендуемая литература:

Учебники

Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005. Гл. I.
Бердяев Н. Самопознание. М.: Прогресс. 1990.

Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь//Вопросы философии. 1991. № 10-12.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1992.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Гл. I//Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика. 1993.

Франк С.Л. Русское мировоззрение//Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992.
Тема II Современные проблемы онтологии и гносеологии в философии


  1. Проблемы бытия в истории философии. Бытие и сущее.

  2. Реальность объективная и субъективная. Объективность реального. Материя как объективная реальность.

  3. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание и психика. Структура сознания.

  4. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности.

  5. Истина как цель познания. Проблема истины в современном философском знании. Истина и ценность.


Рекомендуемая литература

Учебник

Губин В.Д. Философия: элементарный курс: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.
Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения//Мир философии. М.: 1991. С. 97-111.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси. 1984.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм.//Сумерки богов. М.: 1990.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
Тема III Проблема человека в системе социальных отношений


  1. Социальная онтология. Общественно-экономическая формация и цивилизация.

  2. Происхождение человека как современная проблема науки.

  3. Человек, субъект, личность и индивид в системе социальных связей.

  4. Социальная структура общества: общности, страты, классы, нации. Теория элит.

  5. Социальная эволюция и социальная революция и проблема человека.



Рекомендуемая литература

Учебники

Губин В.Д. Философия: элементарный курс: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: 1999.
Геллнер Э. Мифы нации и класса//Путь. 1992. № 1.

Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь. 1993. № 3.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: 1992.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Юнг К.Г. О современных мифах. М.: 1994.

Тема IV Этическое и эстетическое измерения социальности


  1. Многоликость этики. Этика философская, научная и религиозная. Типы этических систем.

  2. Философия и проблема свободы человека. Аксиологические основания деятельности. Этика ответственности.

  3. Этические проблемы современного мира.

  4. Эстетическое отношение «как превращенная форма» освоения действительности.

  5. Искусство как отношения целостного человека к действительности, как средство формирования творческой, гармонически развитой личности.



Рекомендуемая литература

Учебники

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005. Гл. II, IV, VII.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник для ВУЗов. М.: 1996.

Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики. 2002.

Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: 2001.

Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: 2004.

Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: 1998.

Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М.: 1999.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: 1993.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: 2004.

Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: 1996.

Хайдеггер М. Исток художественного творения//Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: 1993.
2) Семинар ассист. Бушнева Василия Владимировича

Тема 1. Проблематизация философии

Двойственность философского дискурса: Философия как особая практика мышления и как университетская дисциплина. Античное понимание философии как способа конструирования субъектом самого себя vs функционирование философии как университетской дисциплины. Определение философии у Мамардашвили. Отличие философии от мифа и религии по Мамардашвили. Понятие сборки субъекта. Философия как социальный институт. Между демократизмом и элитарностью: философия как способ мышления, доступный каждому и как истина, доступная только философам. Изменение роли философа в рамках моделей античного понимания философии и философии как университетской дисциплины. Невозможность окончательного определения философии. Понимание философии как способа эмансипирующего мышления.

Литература к семинару:

  1. М. Мамардашвили Введение в философию // М. Мамардашвили Философские чтения. СПб.: Азбука-классика. 2002г.

  2. П. Адо Духовные упражнения и античная философия М.: СПб. Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005.

  3. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003

Тема 2. Индивид и общество как категории социально-философского осмысления социальной реальности

Интуитивная понятность категорий индивида и общества и источники его происхождения. Роль философии в конституировании понятия индивида (Мосс). Индивид и общество как два крайних полюса, вокруг которых определяется социально-философская и социологическая аналитика. Проблематизация категорий индивида и общества в рамках современной социально-философской аналитики на примере Э. Лаклау и Н. Элиаса: 1) индивид и общество как объекты символического конструирования у Лаклау; 2) историчность границы между индивидуальной и общественной сферой у Н. Элиаса. Снятие оппозиции между индивидом и обществом. Индивид как продукт социальных отношений.

Литература к семинару:

  1. М. Мосс Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я» // М. Мосс Общества, обмен, личность М.: издат. Фирма «Восточная литература» РАН, 1996

  2. Н. Элиас Общество индивидов// Н. Элиас Общество индивидов М.: Праксис, 2001

  3. Э. Лаклау Невозможность общества // Логос № 4-5 (39), 2003

Тема 3. Критика эстетического субъекта (на примере работ французских мыслителей М. Фуко и Р. Барта)

Критика субъекта в современной философской аналитике (структурализм и постструктурализм). Критика понятия автора как пример критики субъекта. Проблематизация взаимоотношений между автором и текстом у Р. Барта. Автор vs скриптор / книга vs письмо. Автор как социальный институт у М. Фуко: исторический генезис конституирования отношений между автором и текстом. Функции автора как социальной конструкции, определяющей взаимоотношения между субъектом и текстом.

Литература к семинару:

  1. Р. Барт Смерть автора // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издат. Группа «Прогресс», «Универс», 1994

  2. М. Фуко Что такое автор? // М. Фуко Воля к истине М.: Магистериум-Касталь, 1996.

Тема 4. Постпозитивистские концепции философии науки и социология знания как стратегии критики позитивистской модели функционирования научного знания

Возникновение постпозитивизма как реакция на исчерпание познавательного и проблемного потенциала позитивизма. Пересмотр постпозитивистами философских и методологических оснований философии науки. Критика позитивистских идей как исходный пункт формирования постпозитивистской традиции мышления. Критика индуктивизма и теория фальсифицируемости К. Поппера. Понятие парадигмы и научного сообщества в концепции развития науки Т. Куна. «Нормальная наука» и научные революции. Модель исследовательской программы и рациональная реконструкция истории науки И. Лакатоса. Критика «нормальной науки» и методологический анархизм П. Фейерабендта. Вклад социологии знания в решение проблем философии науки («сильная программа» Д. Блура и анализ науки П. Бурдье).

Литература к семинару:

  1. К.Р. Поппер Логика и рост научного знания. М «Прогресс», 1983.

  2. Т. Кун Структура научных революций. М «Прогресс», 1975.

  3. И. Лакатос Фальсификация и методология научных исследовательских программ М. 1995.

  4. П. Фейерабендт Избранные труды по методологии науки М.1986.


Семинар ассист. Шаповаловой Ольги Викторовны

Тема 1. Предмет и специфика философского знания. Место философии в культуре и в обществе.

  1. Особенности дофилософских форм мировоззрения. Философия и миф, философия и религия.

  2. Предмет и структура философии. Специфика философского знания. Соотношение между философией и наукой, философией и искусством.

  3. Основные исторические периоды развития философии.


Рекомендуемая литература:
Учебники:

  1. Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.

  2. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005. Гл. I.


Дополнительная литература:

  1. Гадамер Х.-Г. // Мир философии: В 2 т. – М., 1990. – Т. 1. – С. 126-129.

  2. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А. Ф. Дерзание духа. – М., 1989. – С. 153-170.

  3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Из ранних произведений. М.,1990. С.397-401, 407-409, 415-416, 457-483, 567-578.

  4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1992.

  5. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991. – С. 51-191.

  6. Рассел Б. История западной философии. – М., 1994.

  7. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Гл. I//Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика. 1993.


Тема 2. Предмет, задачи и современные проблемы онтологии и философской антропологии.


  1. Место и роль онтологии в системе философского знания. Понятия «бытие» и «сущее».

  2. Онтологические представления в разные исторические эпохи (античность, средние века, современность).

  3. Предмет и задачи философской антропологии. Человек как проблема для философии.

  4. Представления о человеке и его душе в современной философии (психоанализ, экзистенциализм и т. д.).


Рекомендуемая литература:
Учебники:

  1. Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.

  2. Губин В. Д. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: 1998.

  3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: 2000.

  4. Проблема человека в западной философии. Сборник статей. М.: 1988.

  5. Проблема человека в истории философии и науке. М.: 1990.

  6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: 1991.

Дополнительная литература:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека.  М.1993.  С.  210-212, 305-311.

  2. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. – М.: 1990. – С. 23-92.

  3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. 2, 3.

  4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм.//Сумерки богов. М.: 1990.

  5. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М.: 1996. гл.1.

  6. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: 1989.

  7. Фромм Э. Душа человека. М.: 1993. С.308-314, 375-414.

  8. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М.: 1994.

  9. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: 1991. – С. 205-222.


Тема 3. Современные проблемы эпистемологии и философии науки.


  1. Предмет и основные вопросы эпистемологии.

  2. Эпистемология Нового времени: рационализм и эмпиризм как типы теорий познания Нового времени.

  3. Классические и современные представления об истине. Корреспондентная и когерентная концепции истинности.

  4. Наука как специализированная форма познания. Особенности научного познания и его роль в современном мире.

  5. Возникновение философии науки как направления современной философии.

  6. Современные течения в философии науки: К. Поппер, Т. Кун.


Рекомендуемая литература:
Учебники:

  1. Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.

  2. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005.

  3. Степин В.С., Торохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

  4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. Пособие. – М., 2005. – С. 10 – 164.

  5. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство Приор, 2001.


Дополнительная литература:

  1. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978. - С.7-214.

  2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. — М., 1988.

  3. Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения: В 2 т. – Т.1. – М.: 1989. С.250-296.

  4. Кун Т. Структура научных революций. М.: 1977.

  5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: 2000.

  6. Патнем Х. Разум, истина и история. М.: Праксис, 2002.

  7. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М.: 1983.

  8. Рассел Б. Воздействие науки на общество М.: Изд-во иностранной литературы, 1952.

  9. Степин В.С. Теоретическое познание. М.: 2000.

  10. Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики. Часть I (Изложение). // Философия и логика в львовско-варшавской школе. М.: 1999.


Тема 4. Социальное бытие как предмет философского анализа.


  1. Понятие о социальной жизни людей. Социальность как сеть коммуникаций, ее свойства. Государство как важнейший социальный институт.

  2. Многообразие типов периодизации социально-исторического процесса. Современные концепции периодизации исторического процесса (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество).

  3. Характеристика традиционного общества. Место человека в традиционном обществе.

  4. Характеристика индустриального общества.

  5. Характеристика постиндустриального общества и нового типа социальных связей.


Рекомендуемая литература:
Учебники :

  1. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. М.: Омега-Л. 2005.

  2. Губин В.Д. Философия: элементарный курс: учебное пособие. М.: Гардарики. 2001.

  3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М: Академический Проект, 2001.

  4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. Волгоград: Комитет по печати, 1996.


Дополнительная литература:

  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: 1988.

  2. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990.

  3. Гидденс Э. Устроение общества. М.: 2003.

  4. Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии.// Вестник МГУ. Серия Философия. 1995, №1.

  5. Давыдов А. А. К вопросу об определении понятия общества // Социс, 2004, № 2.

  6. Ле Гофф Ж. Цивилизации Средневекового Запада. М.: 1992.

  7. Новая технократическая волна на Западе. М.: 1986 (Статьи Л. Мэмфорда, А. Турэна, Т. Стоунера, Д. Белла, Ф.Сколимовски, О. Тоффлера.)

  8. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М.: 1995.



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ*

Онтология и эпистемология


    1. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.

    2. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.

    3. Природа философских категорий. Категории как ступени познания.

    4. Философская проблема единства мира.

    5. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность.

    6. Пространство и время. Эволюция представлений.

    7. Направление времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное.

    8. Диалектика форм движения материи.

    9. Понятие движения и покоя, прогресса и регресса.

    10. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и следствия.

    11. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной.

    12. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

    13. Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенеза.

    14. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

    15. Сознание как высшая форма отражения действительности.

    16. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания.

    17. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного.

    18. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания.

    19. Чувственное и рациональное в познании. Познание как "отражение" и познание как "конструирование" действительности.

    20. Истина как цель познания. Проблема истины в современном философском знании.


Социальная философия


  1. Предмет социальной философии в системе современного философского знания.

  2. Социальная философия и теоретическая социология.

  3. Понятие о больших системах применительно к обществу.

  4. Понятие общества.

  5. Индивид, личность, индивидуальность.

  6. Свобода и ответственность личности в обществе.

  7. Общественные отношения.

  8. Эволюция средств коммуникации. Коммуникация устная, письменная, печатная и машинно-компьютерная.

  9. Средства массовой коммуникации в современном обществе.

  10. Понятие ноосферы.

  11. Представление об "осевом времени" (К. Ясперс).

  12. Понятие социальной общности.

  13. Социальный институт, его структура и функции.

  14. Возрастные общности в социуме. Проблема "отцов и детей".

  15. Социальный институт семьи. Семья и брак.

  16. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества.

  17. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе.

  18. Этнос и окружающая среда.

  19. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины.

  20. Понятия общественно-экономической формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.

  21. Социальное понимание и социальное объяснение.

  22. Метод структурно-функционального анализа в познании общества.

  23. Понятие историзма как метода социального познания, его основные черты.

  24. История как действительность общественной жизни.

  25. Историософия XX века. Основные подходы.

  26. Понятие антропосоциогенеза и его факторы.

  27. Понятие цивилизации и процесс ее становления.

  28. Основные черты новоевропейской цивилизации.

  29. Индустриальное и постиндустриальное общество.

  30. Человечество перед лицом глобальных проблем современности.

  31. Экологическая проблема, экологический кризис и угроза глобальной экологической катастрофы.

  32. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

  33. Проблема "конца истории" применительно к новоевропейской цивилизации (Ф. Фукуяма).


Философская антропология


  1. Проблема человека в современной философии.

  2. Основные понятия философской антропологии.

  3. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ.

  4. Человек как творец и творение культуры.

  5. Проблема происхождения сознания.

  6. Экзистенциальное измерение человеческой жизни.

  7. История антропологических учений.

  8. Проблема человека в современной культуре.


Философия науки


  1. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

  2. Характерные черты и многообразие научного знания.

  3. Средства и методы эмпирического познания.

  4. Средства и методы теоретического познания.

  5. Формы организации науки.

  6. Наука в системе культуры.

  7. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

  8. Неопозитивистская модель развития науки.

  9. Концепция развития научного знания К. Поппера.

  10. Концепция смены научных парадигм Т. Куна.

  11. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  12. Анархизм науки П. Фейерабенда.

  13. Эволюционистская модель развития науки.

  14. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

  15. Взаимосвязь научных и технических революций.

  16. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.

  17. Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.

  18. Проблема классификации современного научного знания.

  19. Гипотеза, данные опыта и теория. Структура теории. Типология теорий.

  20. Язык науки. Понятия и виды описания. Принцип дополнительности описаний.

  21. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.

  22. Предсказание (ретросказание) и прогнозирование. Особенности прогнозирования социальных явлений.

  23. Проблема математизации науки.

  24. Единство знания и проблема критериев выбора теорий.

  25. Проблема редукционизма.

  26. Проблема причинности. Многообразие причинно-следственных связей.

  27. Эволюционизм в современной науке.

  28. Ценностные ориентации современной науки.

  29. Сциентизм и антисциентизм.

  30. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.


*Темы докладов и рефератов могут быть предложены студентами или изменены по согласованию с преподавателем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы 41 Проектное...
Модуль 3 Логико-методологический анализ учебного курса «Философия» для нефилософских специальностей 26
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма дисциплины философия
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма дисциплины философия
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма дисциплины философия
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма курса по социальной философии для студентов нефилософских...
Цель изучения дисциплины: представить философское осмысление общества в качестве органической составляющей общей картины мира
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconСодержание Введение Закономерности и особенности развития отечественного...
История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПримерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется...
О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма курса введение в философию для студентов
Курс читается для специальностей механико-математического (ММ) и физического (ФФ) факультетов в рамках раздела (гсэ. Ф. 04) государственного...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconУчебно-тематические планы лекционных занятий по дисциплине «Математика»...
Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Программа предназначена для студентов гуманитарных (нефилософских) специальностей и соответствует требованиям государственных образовательных...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconФилософия
Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических...
История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно,...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПримерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется...
Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconПрограмма курса «Введение в философию»
Курс реализуется в рамках специальностей механико-математического факультета (ммф) и относится к разделу стандарта общего гуманитарного...
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение iconА. И. Осипенко введение в специальность
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей: «Судовые энергетические установки», «Техническая эксплуатация судов и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск