А. И. Осипенко введение в специальность





Скачать 332.77 Kb.
НазваниеА. И. Осипенко введение в специальность
страница1/3
Дата публикации07.01.2015
Размер332.77 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Спорт > Конспект
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

ЕНИСЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ в Красноярске
УДК 656,6; 627,3

О 74

А.И. Осипенко

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(для студентов заочной формы обучения специальностей «Судовые энергетические установки» и «Техническая эксплуатация судов и судового оборудования»

Конспект лекций

КРАСНОЯРСК - 2008
Осипенко А.И. Введение в специальность. Конспект лекций. Красноярск, Новосибирская государственная академия водного транспорта, Енисейский филиал, 2007, 31 с.

Конспект лекций подготовлен в соответствии с рабочей программой, составленной и утверждённой НГАВТ на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Приведены сведения о назначении и классификации речного флота и обслуживающих его береговых предприятий.

Дана информация об устройстве судна, конструкции его корпуса, состава и принципов действия судовых систем и вспомогательных механизмов.

Предложены рекомендации по работе с технической литературой при составлении реферата, включая его написание и оформление.

Конспект лекций предназначен для студентов специальностей: «Судовые энергетические установки», «Техническая эксплуатация судов и судового оборудования», а также может быть полезен студентам - первокурсникам других специальностей водного транспорта.

Рассмотрен и рекомендован к изданию Советом Енисейского филиала ФГОУ ВПО «НГАВТ» в г. Красноярске «13» ноября 2008 г.

Рецензенты: профессор НГАВТ, к.э.н. Поздняков А.И.,

доцент НГАВТ , к.э.н. Лукичев М.Ю.

© Осипенко А.И., 2008




Содержание




Предисловие…………………..………………………………………….4

1 Общие понятия о флоте………………………………………………..5

2 Основные сведения о водных путях………………………………….6

3 Прибрежные пункты…………………………………………………….7

4 Промышленные предприятия………………………………………….8

5 Диспетчерская связь и средства радионавигации……………………8

6 Классификация речных судов………………………………………….9

7 Общие требования к судам……………………………………………10

8 Устройство судна……………………………………………………….12

9 Корпус судна…………………………………………………………….12

10 Судовые энергетические установки………………………………….14

11 Судовые устройства и системы……………………………………...17

12 Техническая эксплуатация флота……………………………………..19

13 Самостоятельная работа студента……………….…………………....21

14 Работа в библиотеке……………………………………………………21

15 Написание реферата (обзора, курсовой работы)……………………..23

16 Оформление текстового документа…………………………………...25

Список литературы……………………………………………………..30

Приложение А……………………………………………………………31

Приложение Б……………………………………………………………32

Приложение В……………………………………………………………33


Предисловие
Общетехническая дисциплина «Введение в специальность» дает студенту первое знакомство с многообразными объектами водного транспорта на базе знаний, полученных студентом по физике, химии, географии, природоведению и истории общества в объеме среднеобразовательного учебного заведения.

После изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

- о назначении и классификации судов и промышленных предприятий речного флота;

- о принципах действия судовых механизмов;

- об истории развития судоходства и судовой энергетики, о вкладе отечественных ученых в развитие судостроения,

знать и уметь использовать:

- корабельную и флотскую терминологию;

- справочную литературу,

иметь навыки:

- пользования библиотеками;

- поиска специальной литературы;

- составления обзоров и рефератов.

В настоящем лекционном материале имеются краткие сведения по обозначенным выше вопросам. Эти сведения помогут студенту сориентироваться как в выбранной сфере своей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в отдельных моментах выполнения конкретных учебных заданий, связанных с написанием и оформлением текстовых документов.

  1. Общие понятия о флоте

Россия – великая морская и речная держава. Ее берега на протяжении более 30тыс.км омываются четырнадцатью морями трех океанов. В стране насчитывается свыше 100 тыс. рек общей протяженностью 3млн.км. и около 200 тыс. озер. Общая площадь водохранилищ составляет примерно 5 тыс. кв.километров, построены многие судоходные каналы, соединяющие реки, озера и водохранилища.

Морские и внутренние водные пути издавна имели и имеют в настоящее время огромное значение для осуществления различных жизненно важных задач для человечества.

Перемещение по водным маршрутам осуществляется на различных типах плавательных средств – от обыкновенного плота до современного корабля оборудованного с использованием новейших достижений современной техники, электроники и материалов.

Флотом называется совокупность всех плавающих средств, объединенных условиями плавания (морской или речной), назначением (транспортный, технический, вспомогательный) принадлежностью (например: флот Енисейского пароходства)

Материально – техническая база (МТБ) пароходства состоит из следующих основных элементов:

- флот (все типы судов).

- водные пути и путевое хозяйство(гидротехнические сооружения, судоходная обстановка).

- порты (причалы, склады, перегрузочные механизмы, пассажирские вокзалы).

- ремонтно – эксплуатационные базы (РЭБ) флота.

- связь

Судно представляет собой сооружение, способное плавать на воде и предназначенное для перевозок грузов, выполнения разнообразных технологических операций в том числе и обслуживание транспортных судов (вспомогательные функции).

Все суда делятся на военные и гражданские. Гражданские суда могут быть предназначены для плавания по морям или внутренним бассейнам, а так же и смешанного плавания типа «река – море».

По назначению, т.е. по характеру выполняемой работы, различают суда:

транспортные (пассажирские, грузо–пассажирские, грузовые сухогарузные и наливные, буксирные – тягачи и толкачи);

технические (дноуглубительные и дноочистительные снаряды, грунтоотвозные шаланды, суда обслуживающие обстановку пути);

вспомогательные (плавающие мастерские и доки, санитарные станции, пожарные суда, дебаркадеры, перегружатели, плавучие краны, топливозаправщики, ледоколы, разъездные суда);

промысловые (рыболовные и звероловные);

спортивные (моторные, парусные, гребные).
2 Основные сведения о водных путях

К внутренним водным путям относятся реки, озера, судоходные каналы, водохранилища и некоторые морские заливы.

Различают естественные и искусственные внутренние водные пути. К искусственным относятся судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища.

Внутренние водные пути разделяются так же на пути с судоходной обстановкой (освещаемой и неосвещаемой) и без нее, с гарантированными габаритами судовых ходов и не нормированные.

Даже крупные реки в естественном состоянии из-за мелей и подводных препятствий не могут быть использованы для судоходства без проведения на них комплекса путевых работ.

В первую очередь, на реке должна быть определена наиболее глубокая часть русла – судовой ход и обставлена специальными знаками, называемыми знаками судовой обстановки.

Судоходная обстановка предназначена для обеспечения на внутренних водных путях безопасного и беспрепятственного плавания судов, судовых и плотовых составов. Знаки судоходной обстановки бывают береговые и плавучие. Они указывают направление, границы акваторий портов, пристаней и рейдов, места свальных течений, начало и конец однопутных участков, судоходные пролеты мостов, места, где суда обязаны подавать сигнал.
3 Прибрежные пункты

Прием грузов, погрузка их на суда и посадка пассажиров для перевозки речным транспортом, а также выгрузка грузов из судов, выдача их получателям и высадка пассажиров производится в прибрежных пунктах. В зависимости от характера и рода деятельности а так же объема работ эти пункты подразделяются на порты, пристани и остановочные пункты.

Речным портом называется прибрежный пункт в установленных границах, связанный с транспортными магистралями (железнодорожными, автомобильными) и оборудованный причальными устройствами, береговыми сооружениями и техническими средствами, необходимыми для грузовых работ, хранения и перевалки грузов, комплексного обслуживания флота и обслуживание пассажиров.

Пристань – прибрежный пункт, принимающий и выдающий грузы, производящий посадку и высадку пассажиров. Пристань оборудуется необходимыми техническими средствам для выполнения своих функций. Пристань, как правило, связаны с примыканием автомагистрали.

Остановочный пункт производит посадку и высадку пассажиров и выдачу багажа. Он оборудуются простейшими средствами для выполнения этих работ.

4 Промышленные предприятия

Среди многих звеньев, занимающихся технической эксплуатацией речного флота, следует выделить три основных: экипаж судна, ремонтно-эксплуатационные базы флота (РЭБ) и судоремонтные заводы.

Каждый судоремонтный завод должен иметь в своем составе, помимо производственных цехов, складские и иные вспомогательные помещения, а так же акваторию, соответствующую масштабам предприятии, судоремонтные средства (слип или док) и причал, оборудованный кранами.

Акватории судоремонтных предприятий должны быть расположены так, чтобы обеспечивать безопасный отстой флота при всех состояниях реки или водохранилища, в частности, при паводках и ледоходах. Обычно ими служат защищенные от ветра и волн затоны, создаваемые в естественных старицах или искусственных ковшах. Акватории должны иметь подходы для судов определенных габаритов.
5 Диспетчерская связь и средства радионавигации

Диспетчерская связь речного транспорта – важнейший элемент осуществления транспортного процесса на внутренних водных путях.

Сокращение простоев флота, повышение его производительности и безопасности плавания обеспечивается активным использованием судовой электрорадионавигационной техники и штурманских приборов.

Основными средствами связи на речном транспорте являются:

магистральная (дальняя) связь по проводам и радио для диспетчерского руководства и организации связи между смежными бассейнами и управляющим ведомством;

внутрибассейновая связь (по проводам и радио) для оперативной связи между отдельными участками бассейна и диспетчерского руководства флотом, перевозками и путейскими работами внутри бассейна;

местная оперативно – технологическая связь (по проводам) для связи внутри управлений пароходств, портов, заводов, ремонтно–эксплуатационных баз и других подразделений речного флота, с городскими организациями и предприятиями других ведомств;

судовая радиосвязь для обеспечения безопасности плавания, которая состоит из следующих видов: дальняя связь судов с главной радиостанцией управления пароходства, связь по зонам, т.е. с ближайшей радиостанцией, подходная связь судна с берегом при подходе к порту, межсудовая связь при встрече и обгоне;

рейдовая радиосвязь для диспетчерского руководства работой рейдового флота в портах, на подходах к шлюзам и судоподъемникам;

внутриобъектная сигнализация (по проводам) в портах, РЭБ флота, шлюзах и др. объектах для быстрой передачи сигналов об аварийных ситуациях, прибытии судов, вызова работников и т.д.

Судовые электронавигационные и штурманские приборы предназначены для безопасного судовождения в любых условиях видимости, в т.ч. ночного или в тумане. Позволяют обнаруживать подводные и надводные препятствия, удерживать судно на курсе, определение места расположения судна и т.д.


  1. Классификация речных судов

Флот подразделяется по следующим признакам:

По назначению:

  • Транспортный.

В свою очередь бывает: грузовой, буксирный и пассажирский, который может быть: транспортный, туристический, экскурсионный;

  • Служебно-вспомогательный (обслуживающий или разъездной);

  • Технический;

  • Спортивный.

По характеру движения:

  • Самоходный;

  • Несамоходный;

  • Стоечный (дебаркадеры, доки).


По типу двигателя:

  • Пароходы;

  • Теплоходы;

  • Дизель-электроходы;

  • Атомоходы;

  • Турбоходы;

  • Ветроходы;

  • Мускульные.

По району плавания:

  • Малые реки и притоки;

  • Речные;

  • Озерные;

  • Морские;

  • Смешанного плавания «река – море»

По типу поддержания корпуса судна:

  • Водоизмещающие;

  • Суда на подводных крыльях;

  • Суда на воздушной подушке;

  • Глиссирующие;

  • Скегового типа (с жесткой юбкой);

  • Амфибийного типа;

  • Экранопланы.


7 Общие требования к судам

Для того, чтобы судно использовалось эффективно, оно должно обладать определенными качествами, отвечающими эксплуатационно-техническим требованиям – эксплуатационным и навигационным (или мореходным).
К эксплуатационным качествам относятся:

- грузоподъемность судна, различают полную (дейдвейт) и чистую (полезную) грузоподъемность;

- вместимость – объем помещений в м, которые могут быть использованы для размещения груза, пассажиров, экипажа и судовых запасов;

- грузовместимость это объем помещений предназначенных для груза;

- пассажировместимость – количество имеющихся на судне пассажирских мест;

- скорость хода – для речных судов км/ч, для морских в узлах (1 миля = 1,85 км ).Различают проектную, эксплуатационную и техническую скорости. Проектная (расчетная) скорость на тихой (стоячей) воде. Эксплуатационная скорость относительно воды, а техническая – относительно берега;

- автономность плавания – время, в течение которого судно может работать без пополнения запасов.

Навигационные (мореходные) качества включают:

- плавучесть, т.е. способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке;

- остойчивость – способность судна возвращаться в исходное положение после прекращения действия внешних сил, вызывающих его наклонение;

- непотопляемость – способность судна держаться на плаву, не опрокидываясь после заполнения водой одного или нескольких отсеков;

- ходкость – способность судна развивать скорость при минимальной затрате мощности силовой установки;

- устойчивость на курсе – способность судна сохранять прямолинейность движения

- поворотливость – способность судна изменять направление движения в кратчайшее время с использованием специальных (рулевых) устройств;

- прочность (крепкость) – способность противостоять действующим на судно силовым нагрузкам (собственный вес, вес груза, удары волн и т.д.);

- плавность качки – способность судна раскачиваться на волнах с возможно меньшими частотой и амплитудой.

К качествам судна относятся такие эксплуатационно-экономические требования как: долговечность и надежность, строительная стоимость, производительность, расход топлива и других материалов, затраты на ремонт и техобслуживание.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. И. Осипенко введение в специальность iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
А. И. Осипенко введение в специальность iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте...
А. И. Осипенко введение в специальность iconУчебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность
...
А. И. Осипенко введение в специальность iconРабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность
...
А. И. Осипенко введение в специальность iconПамятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы
А. И. Осипенко введение в специальность iconПрограмма факультативного курса для 8 класса. «Трудная задача. Начнем по порядку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села имени Полины Осипенко муниципального...
А. И. Осипенко введение в специальность iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...
А. И. Осипенко введение в специальность iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...
А. И. Осипенко введение в специальность iconУл. Будрина д. 6, тел. 21-5-42
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального...
А. И. Осипенко введение в специальность iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской...
А. И. Осипенко введение в специальность iconМетодические указания по педагогической практике «введение в специальность»...
«Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»...
А. И. Осипенко введение в специальность iconРефератов по дисциплине «введение в специальность»
Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов...
А. И. Осипенко введение в специальность iconРабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность»
«введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль...
А. И. Осипенко введение в специальность iconУчебная программа курса Введение в специальность: Налоги и налогообложение
Основной целью учебно-методического комплекса по курсу «Введение в специальность: Налоги и налогообложение» является создание целостного...
А. И. Осипенко введение в специальность iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История...
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
А. И. Осипенко введение в специальность iconСтатья написана на основе рефератов, представленных студентами первого...
Введение в специальность ' (группа 8650 приема 1985 года). Рефераты написаны почти 30 лет назад, но, на мой взгляд, представляют...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск