Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект





НазваниеСтруктуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект
страница1/5
Дата публикации08.01.2015
Размер0.6 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

Чубаров Игорь Михайлович

структуры КОЛЛЕКТИВНОЙ ЧУВСТВЕННОСТИ В РУССКОМ ЛЕВОМ АВАНГАРДЕ: ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Специальность 09.00.11 – Социальная философия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора философских наук

Москва - 2014

Работа выполнена в Центре феноменологической философии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ).

Научный консультант: МОЛЧАНОВ ВИКТОР ИГОРЕВИЧ

доктор философских наук, профессор,

Российский государственный гуманитарный университет,

руководитель УНЦ феноменологической философии Официальные оппоненты: ДОБРОХОТОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ

доктор философских наук, профессор,

ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,

профессор Кафедры наук о культуре

ВАНЧУГОВ ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ

доктор философских наук, профессор,

Московский государственный университет им. М.В.

Ломоносова, профессор кафедры истории

русской философии Философского факультета

ФОКИН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ. 

доктор филологических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный экономический

университет, Гуманитарный факультет,

заведующий Кафедрой романских языков и перевода

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится ___________ 2014 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.198.05, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, _______



С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки РГГУ, по адресу: 125993, ГСП‐3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, корп. 6. и на сайте http://www.rsuh.ru/
Автореферат разослан ___________ 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета В.М. Карелин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена социально-философскому и антропологическому анализу теорий литературы и искусства русского левого авангарда в перспективе описания специфической структуры коллективной чувственности, имманентной символическому строю его произведений.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рассмотрением литературы и искусства русского левого авангарда в качестве специфического социального феномена, выражающего коллективный антропологический опыт производства образов, вещей и отношений, а не отражения наличного бытия, самовыражения личности, вида или жанра индивидуального художественного творчества, и т.д. Соответствующий подход, уже около 20 лет разрабатываемый нами в рамках деятельности московских школ феноменологической философии РГГУ (под рук. проф. Молчанова В.И.) и аналитической антропологии ИФ РАН (под руководством проф. Подороги В.А.), предопределил отношение к избранному предмету не как к объекту традиционного герменевтического и психолингвистического анализа художественных произведений, а как саморефлексивного культурно-исторического феномена, требующего междисциплинарного исследования с акцентом на проблематике социальной философии.

В этом плане мы исследовали русский левый авангард 1910-20-х гг. XX в. как уникальную социокультурную единичность или сущность, в которой пересеклись различные страты жизнедеятельности российского общества на переломном этапе его истории. Производственное искусство и литература факта, ставшие полноценным итогом развития русского авангарда, описываются нами как интегральный социокультурный феномен, отмеченный необычным режимом взаимодействия видимого и говоримого, экспериментальными способами репрезентации реального и символизации воображаемого, предполагающего открытие в основе соответствующих эстетических и художественных практик особой символической структуры, понимаемой нами как коллективная чувственность.

Речь идет об альтернативной традиционным символическим порядкам структуре субъективности, понимаемой не как внешняя социальная организация, коллективный субъект массовой и этнической психологии, или архетип коллективного бессознательного, но в качестве внутренней структуры художественных произведений, в которых авторы, рассматривали себя в качестве своеобразных персонажей - художников-пролетариев - пытаясь выйти к миметическим слоям языка, в которых мог бы выразиться ненасильственный коллективный опыт общежития. Цель исследовательских проектов и художественных экспериментов русского левого авангарда в этом плане состояла в разработке моделей неотчужденного социального бытия, способного преодолеть присущее обществу насилие как на уровне политических и экономических отношений, так и на уровне языка, организации знания и в широком смысле - средств художественного производства.

Социально-философский и антропологический анализ русского художественного авангарда предполагает в этой связи изучение тех социально-политических и антропологических моделей, с которыми вступило во взаимодействие российское искусство и более всего интересовавшая нас русская литература в предреволюционные годы, на начальном этапе революции 1917 г. и в 1920-е годы. Именно в этот период на культурно-историческую сцену вышли носители новой чувственности, практически не имевшие до этого возможности непосредственно выражать свой социальный и экзистенциальный опыт в языке вещей и образов.

Мы имели в виду такого проблемного исторического и культурного субъекта как «широкие трудящиеся массы»: рабочие, крестьяне, представители разночинных слоев российского общества. Всех их объединял отрицательный опыт труда и насилия, отсутствия элементарных гражданских прав и свобод, с одной стороны, а с другой - положительно осознанная (причем не только благодаря рецепции марксизма) перспектива освобождения от навязываемых капитализмом и нарождавшейся буржуазной культурой моделей существования.

Концепт «коллективной чувственности» не является подменой понятий «коллективный субъект», «массы», «толп» и т.д., анализу которых в свое время так много внимания уделяли специалисты по массовой и этнической психологии, социальной антропологии и психоанализу (В. Вундт, X. Штейнталь, М. Лазарус, Г. Лебон, З. Фрейд, К. Юнг, и др.) Напротив, мы проанализировали коллективные структуры чувственности там, где они единственно имеют место – в пространстве уникальности и единичности самих авангардных произведений искусства.

Экспликация этой идеи предполагала изучение избранных произведений русского левого авангарда в качестве продуктов особого творческого труда и своеобразных инструментов политической борьбы в широком социально-политическом контексте, связанном с процессами самосознания и самоосвобождения человечества в истории, от принуждения и эксплуатации одной его части другими. Таким образом, изучение идейного наследия левого литературного и художественного авангарда начала XX в. является бесперспективным без продумывания его сущностной связи с революционными освободительными процессами на уровне производимых в их контексте образов, вещей и отношений.

Изучение левого русского авангарда представляется на сегодня актуальным с точки зрения сразу нескольких дисциплин философского и гуманитарного знания – прежде всего социальной и политической философии, феноменологии и аналитической антропологии, философии искусства и культуры, каждая из которых способна расширить свои эвристические возможности в предлагаемом нами междисциплинарном методологическом режиме, обусловленном самим предметом исследования.

Степень научной разработанности темы на данный момент следует признать односторонней и недостаточной, хотя заявленная тема, разумеется, не нова и специально разработана рядом западных и российских ученых. Здесь можно упомянуть имена И. Смирнова, О. Хансен-Леве, Ф. Серса, Г. Гюнтера, И. Кондакова, И. Есаулова, Б. Хазанова, А. Аггева, С. Хан-Магомедова и.др. Однако большинству доступных нам на сегодняшний день исследований этого феномена мешает излишняя идеологичность авторов, лишающая их возможности беспристрастного анализа проблематики русского левого авангарда. Речь идет о своеобразной «партийности» исследовательских установок, которые внешне могут выглядеть как академически нейтральные и умеренно либеральные. При традиционном интересе к комфутуризму и русскому авангарду на Западе, его стараются представлять либо как модернистскую альтернативу «коммунистическо-сталинскому» культурному проекту (Ж. Коньои др.), либо как преамбулу к последующему уже в 1930-е гг. застыванию левого искусства в соцреалистическом каноне (Б. Гройс и др.). Особенно это характерно для исследований, выполненных в рамках западной славистики до начала 2000-х годов (Е. Добренко и др.).

Подобная позиция, на наш взгляд, так или иначе сближается с установками марксистско-ленинской философии, например, с попытками определить различные формы сознания материальным и общественным бытием, а также отнести искусство и литературу к так называемой надстройке, и видам идеологии. Большинство оценок левого литературного авангарда, кроме незначительного числа работ, являются своего рода дезинформацией, которая в свое время служила хотя бы понятным идеологическим целям, а сегодня выглядит как какой-то инертный анахронизм и провинциальный антисоветизм. Большинство перечисленных исследователей исходят из резкого противопоставления политического и поэтического, причем, пусть и негативно, в пользу политического. Если в советский период эта связь мыслилась редукционистски как содержательная обусловленность мировоззрения и творчества художников занимаемым ими положением в социальном бытии, то уже в постсоветской истории искусствоведческая мысль и литературоведение впали в другую крайность, пытаясь истолковывать ее как несущественную или даже отрицательную, относя политические манифестации и убеждения представителей авангарда к банальному социальному оптимизму, субъективным «левым» заблуждениям и т.д., якобы совершенно не связанным с образным строем их произведений, их поэтикой и эстетикой.

Лишены подобной пристрастности фундаментальные работы О.А. Хансена-Леве о русском формализме и символизме, благодаря которым возник наш интерес к теме художественных теорий 1920-х гг. До сих пор остается актуальной диссертация и монография А.И. Мазаева «Концепция «Производственного искусства» 20-х годов: Историко-критический очерк» (1975). Относительно недавно были опубликованы по-русски специально посвященные феномену производственного искусства и литературы факта книги итальянской исследовательницы М. Заламбани «Искусство в производстве. Авангард и революция в Советской России 20-х гг.» и «Литература факта. От авангарда к соцреализму».

Существует большое количество исследований по отдельным направлениям и представителям авангарда, к которым мы обращались в процессе написания диссертации. Прежде всего это исследования: А. Горных «Формализм: От структуры к тексту и за его пределы»; Т. Гланц «Ви́дение русских авангардов»; Е. Деготь «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936»; Е. Бобринская «Русский авангард: границы искусства» и др.

Среди философских исследований, ставящих задачу осмысления феномена авангарда в целом, на уровне его идеи и условий возможности, нужно назвать: Петер Бюргер «Theory of the Avant-Garde» (1974); Клемент Гринберг «Авангард и китч», Поль де Ман «The Theory-Death of the Avant-Garde», В. Турчин «По лабиринтам авангарда»; Вяч. Вс. Иванова «Практика авангарда и теоретическое знание XX века»; А. Крусанов «Русский авангард 1907-1932», Р. Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» и др.

Важнейшими для нас в рамках данного исследования стали тексты Вальтера Беньямина («Автор как производитель», «Московский дневник», «Происхождение немецкой барочной драмы» и др.) и Теодора В. Адорно («Эстетическая теория», «Диалектика просвещения» (в соавт. с М. Хоркхаймер) и др.). Исследование М. Лацаратто «Videophilosophie» привлекалось нами в связи с анализом понятия «коллективного восприятия» у В. Беньямина и творчества Д. Вертова.

Наконец В.А. Подорога является автором нескольких важных текстов на близкие нам темы, прежде всего в связи с проблематикой машины, вещи, понятия «останения» в авангарде: “Homo ex machina”; “Суть вещей. Вещь: явление и уход”. Особо следует выделить его текст о творчестве Андрея Платонова “Евнух души”, переросший в обширную главу фундаментального исследования “Мимесис” (2 т.), от которого мы отталкивались в анализе творчества этого пролетарского писателя.

Мы опирались также на немногочисленные исследования, выявляющие специфику производственного искусства и литературы факта в качестве итога развития русского авангарда: К. Кантор «Красота и польза: Социологические проблемы материально-художественной культуры»; Д. Робертс «Производственное искусство и его противоречия»; «Philosophizing the Everyday: Revolutionary Praxis and the Fate of Cultural Theory»; А. Фоменко «Монтаж, фактография, эпос»; Г. Руиниг «Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке»; Д. Фор «Советская фактография: производственное искусство в эпоху информации»; Б. Холмс «Угроза новых авангардов?», и др. Из последних диссертаций на близкие темы следует упомянуть кандидатскую диссертацию Н.М. Кириллова «Журналы "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ": становление языка ранней советской литературной и кино-критики».

Объектом диссертационного исследования выступает архив социально-философских идей левого русского авангарда, и прежде всего теории производственного искусства и литературы факта, которые рассматриваются нами в неразрывной связи с художественными достижениями соответствующих течений и объединений (Искусство коммуны, вхутемас, «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», ИНХУК и др.) и их наиболее зрелым итогом в творчестве Александра Родченко, Варвары Степановой, Дзиги Вертова, Андрея Платонова и др. левых (пролетарских) художников 20-х гг. XX в.

Предметом изучения в работе является специфические фигуры и приемы, в которых выразился идейный строй левого русского авангарда, позволяющий понимать его в качестве некоторой сингулярной сущности и уникального феномена. Основной такой фигурой с нашей точки зрения является понимание художественного артефакта как одновременно утилитарной (полезной) и эстетически привлекательной (прекрасной) вещи на примере конструктивистской мебели и архитектуры, производственной и спортивной одежды, кухонной посуды и других предметов быта, детской игрушки и т.д.; одновременно остраняющего социальный материал и агитирующего в коммунистическом духе литературного произведения. Таким образом, предметом изучения в левом авангарде для нас выступают не отдельные картины, литературные произведения и театральные постановки, а сами вещи и стоящие за ними общественные отношения, ориентированные на преодоление разделения труда, чувственности и сознания, отчуждения человека от продуктов своего труда и самоотчуждения.

Материалом диссертационного исследования явились опубликованные тексты, художественные произведения и архивные материалы русского левого авангарда 20-х гг. XX в., преимущественно связанные с деятельностью журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», его предшественниками и последователями среди художников и теоретиков 1910-30-х гг.; материалы архива ГАХН; теоретические работы и художественные тексты А. Платонова и ряда других теоретиков, художников и писателей русского авангарда (А. Родченко, Л. Поповой, В. Степановой, С. Третьякова, Н. Тарабукина, А. Гана, Б. Арватова и др.).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconСтруктуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconМетодические указания к проведению государственного экзамена по истории...
Актерское искусство в русском театре дорежиссерского периода. Российское режиссерское искусство
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconТемы рефератов по сравнительной типологии французского и русского языков
Особенности сложных предложений во французском и русском языках в аспекте их структуры и функционирования
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconУрока информатики в 7 классе Тема урока: Создание коллективного мультимедийного проекта
Образовательные: ознакомления учащихся с возможностями среды PowerPoint по созданию коллективной мультимедийной презентации; повторить...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconВоенонначальник Жуков
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социальный проект: «Газета микрорайона».(Беч Е. С., технология социального проектирования «Я гражданин»)
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconКраткое содержание проекта
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, рефераты, доклады) в...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconТемы Вашего учебного проекта
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconТемы Вашего учебного проекта
Организация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового продукта (презентации, статьи) в котором отражены...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconПомоги птицам зимой (социальный проект)
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект icon2 3077. Структура, свойства и физико-химические условия образования...
Проект направлен на изучение термодинамической стабильности, структуры и свойств минеральных фаз, содержащих радиоактивные и токсичные...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconСоциальный проект «Создание «Зелёного уголка» в помещении школы»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconПрограмма по русскому языку пояснительная записка
То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconПрограмма по русскому языку пояснительная записка
То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconМбоу «Черновская сош» Информационная справка Оснащение образовательного...
...
Структуры коллективной чувственности в русском левом авангарде: искусство и социальный проект iconМетодика реализации социального проекта «Умка» Автор: Карташёва Елена Владимировна
Социальный проект «Умка» результат совместной проектно-исследовательской и творческой деятельности старшеклассников (10-11 класс)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск