Философия





НазваниеФилософия
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Министерство связи РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА

Кафедра философии

ФИЛОСОФИЯ

программа базового курса,

библиография,

методические рекомендации,

тематика рефератов

и контрольных работ

Часть I

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1996

Философия (программа базового курса, библиография, методи­ческие рекомендации, тематика рефератов и контрольных работ) / С. А. Чернов, М. Р. Зобова; СПбГУТ. — СПб, 1996.
План 1996 г., п. 3.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательской комиссией университета.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с го­сударственным образовательным стандартом по дисциплине «Фи­лософия» для студентов всех форм обучения. Могут быть исполь­зованы аспирантами и соискателями для подготовки к экзамену кандидатского минимума по философии.
Рецензент В. Е. Михайлов

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Действующее "Положение" о высшем образовательном учреждении предусматривает возможность свободного выбора как преподавателем, так и студентом способов изложения, изучения и контроля учебного материала. Границы этой свободы определяются государственным образовательным стандартом. Поэтому, начиная изучение курса философии, особенно важно прежде всего получить яcное представление о цели ее преподавания в техническом вузе, месте философии среди других учебных дисциплин, общих задачах курса, инвариантных относительно "авторской" свободы.

Для этого необходимо уяснить чрезвычайно важное, хотя и не всеми сознаваемое различие между получением "высшего образования" и приобретением "специальности". Поскольку современное высшее образование берет свое начало от средневековых европейских универси­тетов, постольку исторически первичное значение слова "образова­ние", сама идея "образования" коренится в христианско-мистической традиции - это постепенное и трудное формирование в душе индивида образа Бога, возрастание в отдельной душе всеобщего, бо­жественного духа. Современное светское, научное понимание образо­вания, восходящее к XVIII в., видит в нем процесс "возрастания к гуманности". Дело в том, что человек не является от природы тем, чем он должен быть - поэтому он нуждается в "образовании", т.е. "культивировании", преобразовании и развитии природных задатков, способностей, в становлении собственно человеческого в человеке через приобщение к миру культуры. "Образование" - это подъем от природного бытия к духовному, от индивида - к личности, от единичного и случайного в человеке - ко всеобщему и общезначимому, приобщение субъективной душевной жизни - к жизни объективного, "миро­вого", "божественного" духа. Получение специальности - необходимый, но вместе с тем подчиненный момент образования, так как лишь дос­тигая умелости и общественного признания в нужном для других деле, человек получает самоощущение и своей собственной человеческой ценности. Целью образования является сам человек, как высшая ценность, целью специализации - выполнение общественной функции для удовлетворения разнообразных потребностей.

"Образованность" - это дистанция от непосредственных естественных влечений, личных потребностей и приватных интересов, это способность видеть самого себя объективно, с общих точек зрения, это свободная подвижность всеобщего духа в индивиде и индивида –
- во всеобщем духе, т.е. выход из ограниченности, открытость всему «иному», преодоление «чуждости» иных зыков, иных времен, народов, культур, религий, традиции, ценностей, мировоззрений. Поэтому фун­даментом и средоточием высшей образованности человека всегда и везде была и остается философия – «мировая мудрость», квинтэссенция общечеловеческой духовной культуры, познание Абсолютного, Единого, Все-общего. Философия - единственная в своем роде, уникальная науч­ная и учебная дисциплина, так как лишь она способна как бы замкнуть весь круг наук и дисциплин, лишь благодаря ей все они, вся система образования и все "специальности" получают порядок и связь. Две главные духовные болезни есть в науке - узость горизонта и отсут­ствие достойной цели. Специалист может стать своего рода одноглазым чудовищем - "циклопом", - если у него отсутствует еще один - философский - глаз, для того, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения дру­гих людей. Это относятся не только к техническим, но и всем другим частным дисциплинам. Поэтому философия дает общетеоретический фундамент для всех общеобразовательных, естественных и общественных, общетехнических и специальных предметов, подчиняя их изучение основополагающим понятиям, принципам и ценностям мировой и отечественной духовной культуры.

Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание предмета, структуры и фракций философии как высшей формы знания, ее места в истории культуры и в системе человеческой жизнедеятельности; знание основных этапов развития мировой философии, наиболее влиятельных учений, школ, направлений в философий от Древнего Востока до конца XX в.; понимание сущности главнейших фи­лософских проблем и возможных способов их решения; знакомство с несколькими (по выбору) классическими философскими текстами, относящимися к различным эпохам, культурам к традициям (индийской, античной, христианской, мусульманской, западно-европейской, русской, рационалистической, эмпиристической, мистической, иррационалисти-ческой, позитивистской и т.д.); представление об основных областях философского исследования и знания (метафизике, онтологии, богосло­вии, логике, натурфилософии, теории познания, этике, эстетике, ант­ропологии, психологии, философии науки, философии культуры, соци­альной философии и др.); знание различных типов мировоззрения, их фундамен-тальных понятий и принципов (бытие и ничто, единое и мно­гое, абсолютное и относительное, временное и вечное, телесное и духовное и т.д.); знание ведущих философских и религиозно-этических концепций человека (его происхождения, смысле жизни, счастья и

долга, добра и зла, высшего блага и конечной цели, свободы, смерти и бессмертия и др.); представление об историчности человеческого бытия, многообразии цивилизаций и культур, смысле и направлении всемирной истории, о роли науки и техники в истории цивилизации, о современных глобальных проблемах и перспективах человека.

В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность ясно и грамотно форму­лировать и аргументировать свое мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; способность сознательно, критически относиться к мировоззренческим, религиозным, философским компонентам своих собственных и иных взглядов, теорий, идеологий; умение находить общий язык с людьми другого мировоззрения, преодолевая "чуждость" иного духовного мира; навыки чтения, анализа и реферирования фило­софских текстов; способность адаптации к радикальным изменениям в науке, идеологии, социальной и профессиональной среде; умение ви­деть смысл, значение, место своей профессиональной деятельности в социуме, в жизни, в культуре, в истории; способность видеть единст­во и связь всех изучаемых дисциплин и поставить все специальные знания на службу высшим гуманистическим ценностей.

Настоящая работа призвана помочь студенту в его самостоятель­ной работе над самой интересной и, несомненно, самой трудной для изучения дисциплиной. В ней перечислены основные темы курса, сжато раскрыто содержание каждой из них, указаны некоторые учебники и ос­новные источники (классические философские сочинения). Обширная дополнительная литература приведена для тех, кто будет работать над докладом, рефератом или контрольной работой. Звездочками отме­чены книги и журналы, которые имеются в библиотеке СПбГУТ. Тематика докладов и рефератов разделена на две части. Для написания конт­рольной работы №1 (заочникам) тему следует выбрать из первой чаете для работы №2 - из второй. Контрольная работа должна удовлетворять, тем же требованиям, которые предъявляются к студенческому реферату.

В условиях переходного периода* авторы стремились написать универсальное методическое пособие, которое может быть полезным как студентам и преподавателям, работающим над различными вариантами "авторского" курса, так и аспирантам, а также всем, кто желает са­мостоятельно изучать философию.


Тематический план курса
1. Предмет структура и функции философии.

2. Восточная философия.

3. Античная философия.

4. Христианская и мусульманская философия средневековья.

5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения.

6. Классическая западно-европейская философия Нового времени.

7. Классическая немецкая философия.

8. Основные направления современной зарубежной философии.

9. Русская философия.
ИСТОЧНИКИ, УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНИКИ КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА.
Основные первоисточники.
I. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, I991.

* 2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - №,, 1975. T.I.

3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания//

Соч. - М., 1978.

  1. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук : В 3 т. - М.: Мысль, 1974 - 1977.

 6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

феноменология. Введение в феноменологическую

философию // Вопросы философии. - 1992. - № 7.

 7. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. -

М., 1994. Т.2.

8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике,

могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. - М., 1964. T.4/I.

 9. Лейбниц Г. Монадология // Соч.: В 4 т. - М., 1982. T.I.

 10. Локк Д. Опыт с человеческом разумении // Соч.: В 3 т. - М.,

1985. T.I, T.2.

II. Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Изд-во АН СССР, 1946.

* 12. Платон. Государство // Соч.; В 3 т. - М., 1973. Т.З.

13. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

* 14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия //

Соч.: В 2 т. - М., 1988. T.I.
15. Спиноза Б. Этика // Избр. произв.: В 2 т. - Д., 1957, T.I.

16. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? - Л.: Худож. лит.,

1990.

17. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. - СПб.,

1891 - 1901.

19. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т.-

М., 1965. Т.2.

20. Юнг К. Архетип и символ. - М.: Прогресс, 1991.
Сборники фрагментов первоисточников.
* I. Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль,

1969 - 1972.

* 2. Мир философии: Кн. для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров.

- М.: Политиздат, 1991.

* 3. Современная философия науки: Хрестоматия. - М: Наука, 1994.

 4. Социальная философия: Хрестоматия. Часть I. - М.: Высш. шк.,

1994.

* 5. Философия истории: Антология. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994.
Учебники.
* I. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М.:

Онега, 1994.

 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. // Под общ. ред.

И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

3. Виндельбанд В. Прелюдии. - СПб., I904.

4. Вундт В. Введение в философию. - СПб., I903.

* 5. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. I - 3. - М.: Наука,

1994.

  1. Дильтей В. Сущность философии. Философия в систематическом

изложении. - СПб., 1909.

* 7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Наука,

1994.

8. Кюлъпе 0. Введение в философию. - 2-е изд. - СПб., 1908.

9. Основы философских знаний: Учебное пособие // Общество

"Знание" России. - М., 1994.

10. Паульсен Ф. Введение в философию. - М.. 1894.

11. Природа и дух. Мир философских проблем: Учебно-научное

пособие: В 2 ч. // Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1995.

12. Радлов Э.Л. Введение в философию. - СПб.: Наука и школа 1919.

  1. Философия в систематическом изложении // Пер. с нем.;

В. Дилътей, А. Риль, В. Бунда и др. - СПб., 1909.

* 14. Философия и методология науки: В 2 ч. - М.: Аргус, I994.

  1. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб.;

Абрис-Книга, 1993.

  1. Что такое человек? Основы человековедения: Учебно-научное

пособие: В 2 кн. // Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1996.
С п р а в о ч н и к и
 I. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука,1994

* 2. Философская энциклопедия: В 5 т. // Главн. ред. Ф.В. Константинов. -

М.: Сов. энциклопедия, I960 - 1970.

* 3. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фро­лова. -

М.: Сов. энциклопедия, 1981.

Общие обзоры истории философии



I. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. // Соч.: В 14 т. - М.,

Л., 1932 - 1935. Т.Т. 9 - II.

* 2. История философии: В 6 т. // Под ред. М.А.Дынника и др. -

М.: Изд-во АН СССР, 1957 – 1965.

 3. Историк философии в кратком изложений // П. Вошагликова,

В. Coyчек и др. - М.: Мысль, 1991.

* 4. Краткий очерк истории философии // М.Т. Иовчук, В.Ф. Асмус и др. -

4-е изд. - М.: Мысль, 1981.

5. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и

социальными условиями от античности до наших дней. Kн. I - 3. –

Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

Основное содержание курса



Тема I. Предмет, структура и функции философии.
Понятие «мировоззрения». Структура и типы мировоззрений. Практическое, познавательное и целостное отношение человека к миру. Обыденное и теоретическое миропонимание. Основные формы духовной жизни общества и интеллектуальной деятельности личности. Особенности философского мировоззрения, знания и мышления. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия как высшая форма знания, средоточие духовной культуры. Основные темы философских размышлений: абсолютное и вечное, материя и дух, первоначала бытия и знания, мир, бог и человек, добро и зло, прекрасное и безобразное, высшее слово, конечная цель.

Всемирная история и эволюция философии. Многообразие цивилизаций и культур, общее и частичное в характере и положении философии в различных обществах. Многообразие философских учений. Многообразие определений философии. Понятие о «школах» и «направлениях» в философии. Проблема классификации (типологизации) философских учений. Периодизации истории мировой философии.

Структура философии, основные философские дисциплины. Предварительное понятие о метафизике, онтологии, теологии, натурфилософии, психологии, логике, теории познания, этике, эстетике, философской антропологии, философии науки, философии культуры, социальной философии. Функции философии в жизни общества и личности. Сущность образования. Понятие «естественного», «технического» и «гуманитарного». Философия как учебная дисциплина. Цель, задачи, структура, объем, порядок изучения курса. Основные источники, учебная, справочная и дополнительная литература.
Дополнительная литература
* I. Библер В.С. Чto есть философия? (очередное возвращение к

исходному вопросу) // Вопросы философии. – 1995. - № I.

* 2. Зотов А.Ф. Феномен философий: о чем говорит плюрализм

философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс,

1990.

* 4. Налимов В.З. Размышления о путях развития философии //

Вопросы философии. – I993. - № 9.

* 5. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. -

М.: Мысль. 1982.

* 6. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.

* 7. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994.

- № 6.

* 8. Стенин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии.

- 1994. - № 6.

* 9. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии.

- 1993. - № 9.

* 10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы фило­софии.

- 1989. - 9,
Тема 2. Восточная философия.
Сущность и становление "цивилизации". Основные особенности древневосточных цивилизаций. Проблема "первобытного мышления". Древнейшие формы религии: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, полидемонизм, супремотеизм. Понятие "мифа". Мифология, особенности мифологического сознания. Зачатки научного и философского мышления в первых памятниках письменности Древнего востока. Генезис философии.

Древнеиндийская философия. "Веды", их место в истории индейской и мировой культуры. Шесть ортодоксальных школ. Понятие «йоги», современная веданта. Неортодоксальные школы. Место буддизма в истории мировой культуры. Основные проблемы и понятия древне-индийской философии: брахман и атман, майя, сансара, карла, дхар­ма, мокши, самадха и др.). Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм; основные представления - культ предков, понятие традиции, "небо", "пять первоэлементов", "инь" и "ян", "дао" и др. Единство и различие восточной и западной культуры, религии и философии. Особенности образа мира, образа жизни, образа мышления и образа человека в восточных культурах. Проблема "Восток-Запад-Россия".

Источники



I. Древнеиндийская философия. Начальный период / Сост. и ред.

В.В. Бродов. - Ла* ;Лысль, 1963.

* 2. Древнекитайская философия: собрание текстов: В 2 т. / Хин-Щун. –

М.: Мысль, 1972 - 1973.

3. Дхаммапада / Пер. с пали, введ, и коммент. В.И. Топорова. – М.: Изд.

вост. лит., 1960.

4. Китайская философия: энциклопедический словарь / Под. ред. М.Л.

Титаренко. – М.: Мысль, 1994.


5. Свами Вивекананда Философия йога. - Магнитогорск: Амрита, 1992.

* 6. Философские тексты "Махабхараты" / Пер. с санскрита, предисл.,

и примеч. Б.Л.Смирнова. - Вып. I. Кн. I. Бхагавадгита. - Ашхабад:

Ылым, 1978.

Дополнительная литература



1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия,

наука, религия. - М.: Наука, 1980.

3. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культур­ные

традиции и общество). - М.: Высш. шк., 1983.

4. Васильев Л.С. Культура, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970.

5. Ганди М.К. Моя вера и ненасилие // Вопросы философии. -1992. - № 3.

6. Гессе Г. Сиддхарта. - Л., 1990.

7. Дао и даосизм в Китае: сб. статей / Отв. ред. Л.С.Васильев

Е.Б. Поршнева. - М.: Наука, 1982.

8. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире.

- М.: Наука, 1977.

9. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. - 2-е изд.

- М.: Высш. шк., 1988,

* 10. История китайской философии. - М.: Прогресс, 1989.

11. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого

интеллекта. - М.: Прогресс, 1983.

12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. - М.: Наука, 1972.

13. Конфуцианство в Китае. - М.: Наука, 1982.

14. Кочетов А.А. Буддизм. - М.: Мысль, 1983.

15. Крывелев И.А. История религий: В 2 ч. - М.: Мысль, 1988.

16. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. - М.: Мысль,

1983.

17. Костюченко B.C. Вивекананда. - М.: Мысль, 1977.

18. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.

- М.: Педагогика-Пресс, 1994.

19. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И-Цзик, Дао Дэ

Цзин, Лунь Юй. - М.: Радикс, 1995.

20. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддстская

философия: Уч. пос. для студентов вузов. - М.: Наука, 1994.


21. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и

культуры. - Ереван: Айастан, 1973.

22. Массон В.М. Первые цивилизации. - М.: Наука, 1999.

23. Мифы народов мира: В 2 т. - М.: Наука, 1980.

24. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. - М. 1905.

25. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, I980.

26. Петров А.А. Очерк философии Китая. – М., Л.: Изд. АН СССР,

1940.

27. Порнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.

28. Проблема человека в градационных китайских учениях. - М.:

1983.

29. Тагор Рабиндранат. Творчество жизни. – М., 1917.

30. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2. т. – ТОО Стикс,

1995.

31. Розенберг О.О. Проблемы буддистской философии. – 1982.

32. Роллон Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканавды. – Л., 1991.

33. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М.: Наука, 1966.

34. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной

критике. – М.: Наука, 1985.

35. Стеванянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт

компаративистского подхода) // Вопросы философии, - 199I. -№3.

36. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Наука, 1990.

37. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Прогресс, 1989.

38. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. - М.: Прогресс, 1978.

39. Философия и религия на зарубежном Востоке XX века.

- М.: Наука, 1985.

 40. Фразер Дж. Золотая ветвь. - М.: Прогресс, 1983.

41. Человек как философская проблема: Восток - Запад.

– М.: Изд. университета дружбы народов, 1991.

42. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальная и

раннеклассический периоды. - М.: Восточная литература, 1994.

43. Щербатский Ф.И. Избранные труда по буддизму. - М., 1988.


Тема 3. Античная философия.
Древнегреческая цивилизация, ее отличия от древневосточных культур. Понятие "запада" в истории и культурологи. Всемирно-исто­рическое значение греческой культуры. Греческая мифология и Тео-космогония (Гесиод, Гомер). Социокультурные предпосылки возникно­вения теоретического знания. Происхождение понятий "философ" и "философия". Особенности греческого понимания "философии". Основ­ные этапы развития греческой и римской философии. Общие черты ан­тичной философии и науки (понятия "космоцентризм", "онтологизм", греческое-понимание "феории" и т.д.).

Возникновение понятия "природа". Картина "космоса" в антично­сти. Особенности греческой натурфилософии. Формирование идеи суб­станциальности, понятие "архэ". Ранняя классика, милетская школа. Сущность "теоретического" мышления в естествознании. Натурфилосо­фия и конкретные науки. Теоретическое и эмперическое. Теоретичес­кое и практическое. "Огонь", "логос" и диалектика Гераклита. Пифа­гор и пифагореизм: возникновение теоретической математики, понятие "числа", число и гармония как "первоначала", математическое конст­руирование космоса. Достижения античной математики. Пифагореизм и числовая символика в истории культуры. Элейская школа: "путь мне­ния" и "путь истины", открытие спекулятивного (умозрительного) no-знания, апории Зенона и их значение для развития философии и науки. Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит): открытие понятий "элемента", "частицы", "атома". Всемирно-историческое зна­чение атомистического принципа. Особенности античного материализма. Различие античного, классического и современного понятия "природа". Исторический характер "картины мира". Основополагающие категории и принципы научного мышления о мире. Инварианты научного естествозна­ния.

Средняя классика: поворот философии к человеку и обществу. Со­фисты, "софистика", "софизмы". Начало "гуманитарных" наук. Открытие принципа субъективности, субъективной диалектики, релятивизма и ин­дивидуализма. Жизнь и учение Сократа: этический рационализм, "майевтика", "ирония", диалектика. Открытие этики: идея моральности и нравственной автономии. Сократические школы – кинию киренаики понятие "высшего блага". Два основных направления в мировой этике - этика долга и этика счастья. Антисфен и Диоган: идеал внутренней свободы, независимой просторы. Аристипп: принцип наслаждения (эвде­монизм).
Высокая классика. Жизнь и учение Платона. Понятие "айдоса" всемирно-историческое значение понятия "идея" и принципов объективного идеализма. Особенности античного "идеализма". Учение Платона о душе, "эросе", красоте, "припоминании", видах знания и строении Космоса. Теория "идеального государства". Платонизм в истории миро­вой культуры.

Зрелая классика. Энциклопедическая система Аристотеля как средоточке античной философии. Возникновение метафизики, онтологии и теологии ("первой философии") и идеи "науки". Отделение философии от частных наук. Всемирно-историческое значение метафизики Аристо­теля и ее судьба. Критика теории "идей", понятие "сущего", учение о четырех видах причинности, "материи" и "форме", "перводвигателе" и "категориях". Физика и космология Аристотеля. Перипатетическая научная программа, ее отношение к атомистической, пифагорейско-платоновской и ньютоновской парадигмам. Значение физики Аристотеля в истории естествознания. Создание логики, психологии и теории на­учного познания. Понятие логики как науки, ее структура и законы. Отношение логики, грамматики, риторики и диалектики в античности. Философское учение о душе и научная психология. Учение Аристотеля о знании, его происхождении и видах, о формах и методах научного познания. Античный идеал "науки". Исторический характер понятия "научности". Этика Аристотеля, его учение о сущности и видах госу­дарства. Аристотелизм в истории мировой культуры.

Эллинистически-римская философия. Идеал "мудреца". Основные этические школы поздней античности: стоицизм, эпикуреизм, скепти­цизм. Понятия "добродетели", "атараксии", судьбы и свободы, долга и счастья. Скептицизм и догматизм. Скептические "тропы". Неоплато­низм, его основные категории - Единое, эманация, иерархия, Ум, Ду­ша, Космос, эволюция, экстаз. Неоплатонизм и христианство. Античная философия и наука в истории мировой культуры.
Источники
* I. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1975 - 1982.

2. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты. - М., 1963.

* 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знамени­тых

философов. - Я.: Мысль, 1986.

4. Дукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.

* 5. Платон. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1990 - 1994.

6. Платон. О бессмертии души // Вопросы философии. – 1994. - №3.

7. Прокл. Первоосновы теологии. - Тбилиси, 1972.

8. Римские стоики: Сенека, Эпитет, Марк Авралий.

– М.: Республика, 1995.

9. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1976.

* 10. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. О эпи­ческих

теокосмогоний до возникновения атомистики /

Отв. ред. И.Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989.
Учебные пособия
* I. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1976.

* 2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: изд-во МГУ, 1985.

* 3. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков

до наших дней. Кн. I. Античность. - СПб.: Петрополис. 1994.

* 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высш.

шк., 1981.
Дополнительная литература
1. Блонский П.П. Философия Плотина. - М., 1918.

* 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Наука, 1972.

3. Веркан Ж. – П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.:

Прогресс, 1988,

4. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука: В 2 т. - М.:

Физматлит, 1959 - 1990.

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и разви­тие

первых научных программ. - М.: Наука, 1980.

6. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 1-2 //

Соч.: В 14 т. – М., Л., 1932 - 1935. Т. 9-10.

7. Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. - СПб., 1911-1913.

* 8. Жмудь Я.А. Пифагор и его школа. - Л.: Наука, 1990.

9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Мысль, 1972.

10. Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.: Наука, 1986.

11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима –

М.: Высш. шк., I990.

12. Досев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - М.: Искусство,

1963 - 1992.

  1. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.



  1. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном

изложении - М.: Мысль, 1989.

  1. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. - 1988. - № 12.

  2. Лосев А.Ф., Тахо-Года А.А. Платон. Аристотель. - М.: Моло­дая

гвардия, 1993.

17. Маковельский А.О. Древнегреческие атонисты. - Баку, I945.

* 18. Нахов И.М. Философия киников. - М.: Наука, 1982.

19. Нейгебауэр 0. Точные науки в древности. - М.: Наука, 1968.

20. Соловьев B.C. Лекции по истории философии // Вопросы фило­

софии. - 1989. - № 6.

21. Степанова А.С. Философия древней Стои. - СПб.: KN, 1995.

22. Томсон Дж. Первые философы. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

23. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. - М., 1890.

  1. Хейдеггар М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Прогресс

1991.

  1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М., 1913.

* 26. Человек: Мыслители прошлого и настояшего о его жизни,

смерти, бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.:

Политиздат, 1991.
Тема: 4. Христианская и мусульманская философия средневековья.
Общие черты и периодизация средневековой философии. Понятие «феодализма» и «средних веков». Особенности средневековой европейской культуы и ее «менталитета». Идейные источники средневековой философии. Понятие "монотеизма". Иудаизм. Возникновение и сущность кристианства. Библия. Особенности христианской мифологии, этики и тоологгии. Символ веры. «Патристика» и античная философия (Тертуллиан, Климент, Ориген). Христианское богословие и неоплатонизм. Учение Августича о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. "Ареопагитики": понятие катафатической и апофатической теологии. Креационизм и пантеизм, средневековая идея иерархии. Католицизм и православие.

Арабо-мусульманская философия, ее источники и своеобразие. Возникновение и особенности ислама. Коран. Мусульманская ортодок­сия (мутазиллиты и кутакаллимы). Шииты и сунниты, суфизм. Восточ-ый перипатетизм (Алъ-Фараби, Авиценна, Аверроэс). Роль арабской философии и науки в развитии европееской культуры.

Формирование схоластики. Средневековое образование: "семь свободных искусств", школы и университета, отношение философиик реглигии и церкви. Основные проблемы схоластической философии – вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реа­лизм. Рационалистические тенденции и мистицизм. Платонизм и аристотелизм в христианской философии. Онтологическое доказателсьво бытия Бога. Расцвет схоластики в XIII в., его причины. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского. Понятие «естественной теологии», пять доказательств бытия Бога. Схоластический метод. Борьба томизма и августинизма. Неотомизм. Начало кризиса схоластики. Ирационализм и эмпиризм в поздней схоластической философии. «Бритва О кама», теория «двух истин» и двух целей человеке - земной и небесной. Теоцентризм и антропоцентризм. Значение и итоги средневековой философии.

Источники



1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

2. Абеляр Петр. История моих бедствий. - М.: Мысль, 1959.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

4. Давид Анахт. Определения филоспции // Соч. - М., 1975.

* 5. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. -

М.: Наука, 1980.

6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. -

Ростов-на-Дону, 1992.

7. Избранные произвеения мыслителей стран Ближнего и Среднего

Востока. – М.: Мысль, 1961.

8. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

9. Философия средневековья: Хрестоматия. Кн. I. Западно-

европейская философия. - СПб.: Балтийск. гос. тахнич.

университет, 1994.

Учебные пособия



* 1. Реале Джовани, Антисери Дарио. Западная философия от историков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. – Спб.: Петрополис, 1994.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. шк., 1979.

* 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой

философии. – М.: Высш. шк., 1994.

Дополнительная литература



1. Аверинцез С.С. Христианство // Философская энциклопедия. Т. 5. -

М., I970.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.:

Наука, 1977.

3. Бессмертный Ю.Д. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991.

* 4. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии. Путеводитель

души к Богу // Вопросы философии. - 1993. - № 8.

5. Боргош Б. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1975.

6. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -

М.: Терра, 1991.

7. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М.: Соцэкгиз, 1961.

* 8. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //

Вопросы философии. - 1994. - № I.

9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

Среднего Востока. - М.: Наука, 1966.

* 10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,

1972.

11. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и мышления. - М.: Наука, 1990.

12. Жорис ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. – М.:

Прогресс, 1992.

* 13. Ислам и общество / Материалы "круглого стола" // Вопросы

философии. - 1993. - и 12.

  1. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.:

Мысль, 1982.

* 15. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.:

Мысль, 1979.

* 16. Ницше Ф. Антиарист. Проклятие христианству // Соч.: В 2 т. – М.,

1998. Т. 2

  1. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991.

* 18. Рассел Б. Почему я на христианин. - М.: Политиздат, 1987.

  1. Свенцицкая И.С. Раннее хтастианство: страницы истории. - М.:

Наука, 1988.

  1. Соловьев B.C. Маромет, его жизнь и религиозное учениа. - СПб.,

I902 (репринт - I991).

  1. Тахтенберг О. В. Очерки по истории западно-европейской

средиевековой философии. – М.: Наука, 1957.

* 22. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965.

23. Флоренский П. Столп и утверждение Истины // Соч.: В 2 т. - М.:

1991. T.I.

24. Фон Грюнебаум. Классический ислам (632 - 1258 гг.). - М.:

Прогресс, 1986.

25. Фролов Е.А.- Проблема веры и знания в арабской философии. - М.:

Наука, 1983.

26. Хейзинга И. Осень средневековья. - М.: Прогресс, I988.

* 27. Честертон Г.К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. -

1989. - № 1.

28. Штекль А. История средневековой философии. - М., 1912.

29. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания.

  • СПб., 1907.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Философия iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Философия iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск