Скачать 0.62 Mb.
|
Министерство связи РФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА Кафедра философии ФИЛОСОФИЯ программа базового курса, библиография, методические рекомендации, тематика рефератов и контрольных работ Часть I САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1996 Философия (программа базового курса, библиография, методические рекомендации, тематика рефератов и контрольных работ) / С. А. Чернов, М. Р. Зобова; СПбГУТ. — СПб, 1996. План 1996 г., п. 3. Рекомендовано к изданию редакционно-издательской комиссией университета. Методические рекомендации разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия» для студентов всех форм обучения. Могут быть использованы аспирантами и соискателями для подготовки к экзамену кандидатского минимума по философии. Рецензент В. Е. Михайлов ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Действующее "Положение" о высшем образовательном учреждении предусматривает возможность свободного выбора как преподавателем, так и студентом способов изложения, изучения и контроля учебного материала. Границы этой свободы определяются государственным образовательным стандартом. Поэтому, начиная изучение курса философии, особенно важно прежде всего получить яcное представление о цели ее преподавания в техническом вузе, месте философии среди других учебных дисциплин, общих задачах курса, инвариантных относительно "авторской" свободы. Для этого необходимо уяснить чрезвычайно важное, хотя и не всеми сознаваемое различие между получением "высшего образования" и приобретением "специальности". Поскольку современное высшее образование берет свое начало от средневековых европейских университетов, постольку исторически первичное значение слова "образование", сама идея "образования" коренится в христианско-мистической традиции - это постепенное и трудное формирование в душе индивида образа Бога, возрастание в отдельной душе всеобщего, божественного духа. Современное светское, научное понимание образования, восходящее к XVIII в., видит в нем процесс "возрастания к гуманности". Дело в том, что человек не является от природы тем, чем он должен быть - поэтому он нуждается в "образовании", т.е. "культивировании", преобразовании и развитии природных задатков, способностей, в становлении собственно человеческого в человеке через приобщение к миру культуры. "Образование" - это подъем от природного бытия к духовному, от индивида - к личности, от единичного и случайного в человеке - ко всеобщему и общезначимому, приобщение субъективной душевной жизни - к жизни объективного, "мирового", "божественного" духа. Получение специальности - необходимый, но вместе с тем подчиненный момент образования, так как лишь достигая умелости и общественного признания в нужном для других деле, человек получает самоощущение и своей собственной человеческой ценности. Целью образования является сам человек, как высшая ценность, целью специализации - выполнение общественной функции для удовлетворения разнообразных потребностей. "Образованность" - это дистанция от непосредственных естественных влечений, личных потребностей и приватных интересов, это способность видеть самого себя объективно, с общих точек зрения, это свободная подвижность всеобщего духа в индивиде и индивида – - во всеобщем духе, т.е. выход из ограниченности, открытость всему «иному», преодоление «чуждости» иных зыков, иных времен, народов, культур, религий, традиции, ценностей, мировоззрений. Поэтому фундаментом и средоточием высшей образованности человека всегда и везде была и остается философия – «мировая мудрость», квинтэссенция общечеловеческой духовной культуры, познание Абсолютного, Единого, Все-общего. Философия - единственная в своем роде, уникальная научная и учебная дисциплина, так как лишь она способна как бы замкнуть весь круг наук и дисциплин, лишь благодаря ей все они, вся система образования и все "специальности" получают порядок и связь. Две главные духовные болезни есть в науке - узость горизонта и отсутствие достойной цели. Специалист может стать своего рода одноглазым чудовищем - "циклопом", - если у него отсутствует еще один - философский - глаз, для того, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения других людей. Это относятся не только к техническим, но и всем другим частным дисциплинам. Поэтому философия дает общетеоретический фундамент для всех общеобразовательных, естественных и общественных, общетехнических и специальных предметов, подчиняя их изучение основополагающим понятиям, принципам и ценностям мировой и отечественной духовной культуры. Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание предмета, структуры и фракций философии как высшей формы знания, ее места в истории культуры и в системе человеческой жизнедеятельности; знание основных этапов развития мировой философии, наиболее влиятельных учений, школ, направлений в философий от Древнего Востока до конца XX в.; понимание сущности главнейших философских проблем и возможных способов их решения; знакомство с несколькими (по выбору) классическими философскими текстами, относящимися к различным эпохам, культурам к традициям (индийской, античной, христианской, мусульманской, западно-европейской, русской, рационалистической, эмпиристической, мистической, иррационалисти-ческой, позитивистской и т.д.); представление об основных областях философского исследования и знания (метафизике, онтологии, богословии, логике, натурфилософии, теории познания, этике, эстетике, антропологии, психологии, философии науки, философии культуры, социальной философии и др.); знание различных типов мировоззрения, их фундамен-тальных понятий и принципов (бытие и ничто, единое и многое, абсолютное и относительное, временное и вечное, телесное и духовное и т.д.); знание ведущих философских и религиозно-этических концепций человека (его происхождения, смысле жизни, счастья и долга, добра и зла, высшего блага и конечной цели, свободы, смерти и бессмертия и др.); представление об историчности человеческого бытия, многообразии цивилизаций и культур, смысле и направлении всемирной истории, о роли науки и техники в истории цивилизации, о современных глобальных проблемах и перспективах человека. В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность ясно и грамотно формулировать и аргументировать свое мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; способность сознательно, критически относиться к мировоззренческим, религиозным, философским компонентам своих собственных и иных взглядов, теорий, идеологий; умение находить общий язык с людьми другого мировоззрения, преодолевая "чуждость" иного духовного мира; навыки чтения, анализа и реферирования философских текстов; способность адаптации к радикальным изменениям в науке, идеологии, социальной и профессиональной среде; умение видеть смысл, значение, место своей профессиональной деятельности в социуме, в жизни, в культуре, в истории; способность видеть единство и связь всех изучаемых дисциплин и поставить все специальные знания на службу высшим гуманистическим ценностей. Настоящая работа призвана помочь студенту в его самостоятельной работе над самой интересной и, несомненно, самой трудной для изучения дисциплиной. В ней перечислены основные темы курса, сжато раскрыто содержание каждой из них, указаны некоторые учебники и основные источники (классические философские сочинения). Обширная дополнительная литература приведена для тех, кто будет работать над докладом, рефератом или контрольной работой. Звездочками отмечены книги и журналы, которые имеются в библиотеке СПбГУТ. Тематика докладов и рефератов разделена на две части. Для написания контрольной работы №1 (заочникам) тему следует выбрать из первой чаете для работы №2 - из второй. Контрольная работа должна удовлетворять, тем же требованиям, которые предъявляются к студенческому реферату. В условиях переходного периода* авторы стремились написать универсальное методическое пособие, которое может быть полезным как студентам и преподавателям, работающим над различными вариантами "авторского" курса, так и аспирантам, а также всем, кто желает самостоятельно изучать философию. Тематический план курса 1. Предмет структура и функции философии. 2. Восточная философия. 3. Античная философия. 4. Христианская и мусульманская философия средневековья. 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения. 6. Классическая западно-европейская философия Нового времени. 7. Классическая немецкая философия. 8. Основные направления современной зарубежной философии. 9. Русская философия. ИСТОЧНИКИ, УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНИКИ КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА. Основные первоисточники. I. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, I991. * 2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - №,, 1975. T.I. 3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания// Соч. - М., 1978.
6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. - 1992. - № 7. 7. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. Т.2. 8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. - М., 1964. T.4/I. 9. Лейбниц Г. Монадология // Соч.: В 4 т. - М., 1982. T.I. 10. Локк Д. Опыт с человеческом разумении // Соч.: В 3 т. - М., 1985. T.I, T.2. II. Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Изд-во АН СССР, 1946. * 12. Платон. Государство // Соч.; В 3 т. - М., 1973. Т.З. 13. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. * 14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. - М., 1988. T.I. 15. Спиноза Б. Этика // Избр. произв.: В 2 т. - Д., 1957, T.I. 16. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? - Л.: Худож. лит., 1990. 17. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. 18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. - СПб., 1891 - 1901. 19. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т.- М., 1965. Т.2. 20. Юнг К. Архетип и символ. - М.: Прогресс, 1991. Сборники фрагментов первоисточников. * I. Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль, 1969 - 1972. * 2. Мир философии: Кн. для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров. - М.: Политиздат, 1991. * 3. Современная философия науки: Хрестоматия. - М: Наука, 1994. 4. Социальная философия: Хрестоматия. Часть I. - М.: Высш. шк., 1994. * 5. Философия истории: Антология. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994. Учебники. * I. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М.: Онега, 1994. 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. // Под общ. ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1989. 3. Виндельбанд В. Прелюдии. - СПб., I904. 4. Вундт В. Введение в философию. - СПб., I903. * 5. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. I - 3. - М.: Наука, 1994.
изложении. - СПб., 1909. * 7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Наука, 1994. 8. Кюлъпе 0. Введение в философию. - 2-е изд. - СПб., 1908. 9. Основы философских знаний: Учебное пособие // Общество "Знание" России. - М., 1994. 10. Паульсен Ф. Введение в философию. - М.. 1894. 11. Природа и дух. Мир философских проблем: Учебно-научное пособие: В 2 ч. // Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1995. 12. Радлов Э.Л. Введение в философию. - СПб.: Наука и школа 1919.
В. Дилътей, А. Риль, В. Бунда и др. - СПб., 1909. * 14. Философия и методология науки: В 2 ч. - М.: Аргус, I994.
Абрис-Книга, 1993.
пособие: В 2 кн. // Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1996. С п р а в о ч н и к и I. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука,1994 * 2. Философская энциклопедия: В 5 т. // Главн. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Сов. энциклопедия, I960 - 1970. * 3. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. Общие обзоры истории философииI. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. // Соч.: В 14 т. - М., Л., 1932 - 1935. Т.Т. 9 - II. * 2. История философии: В 6 т. // Под ред. М.А.Дынника и др. - М.: Изд-во АН СССР, 1957 – 1965. 3. Историк философии в кратком изложений // П. Вошагликова, В. Coyчек и др. - М.: Мысль, 1991. * 4. Краткий очерк истории философии // М.Т. Иовчук, В.Ф. Асмус и др. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1981. 5. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Kн. I - 3. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994. Основное содержание курсаТема I. Предмет, структура и функции философии. Понятие «мировоззрения». Структура и типы мировоззрений. Практическое, познавательное и целостное отношение человека к миру. Обыденное и теоретическое миропонимание. Основные формы духовной жизни общества и интеллектуальной деятельности личности. Особенности философского мировоззрения, знания и мышления. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия как высшая форма знания, средоточие духовной культуры. Основные темы философских размышлений: абсолютное и вечное, материя и дух, первоначала бытия и знания, мир, бог и человек, добро и зло, прекрасное и безобразное, высшее слово, конечная цель. Всемирная история и эволюция философии. Многообразие цивилизаций и культур, общее и частичное в характере и положении философии в различных обществах. Многообразие философских учений. Многообразие определений философии. Понятие о «школах» и «направлениях» в философии. Проблема классификации (типологизации) философских учений. Периодизации истории мировой философии. Структура философии, основные философские дисциплины. Предварительное понятие о метафизике, онтологии, теологии, натурфилософии, психологии, логике, теории познания, этике, эстетике, философской антропологии, философии науки, философии культуры, социальной философии. Функции философии в жизни общества и личности. Сущность образования. Понятие «естественного», «технического» и «гуманитарного». Философия как учебная дисциплина. Цель, задачи, структура, объем, порядок изучения курса. Основные источники, учебная, справочная и дополнительная литература. Дополнительная литература * I. Библер В.С. Чto есть философия? (очередное возвращение к исходному вопросу) // Вопросы философии. – 1995. - № I. * 2. Зотов А.Ф. Феномен философий: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12. 3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. * 4. Налимов В.З. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. – I993. - № 9. * 5. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. - М.: Мысль. 1982. * 6. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991. * 7. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994. - № 6. * 8. Стенин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. - 1994. - № 6. * 9. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. - 1993. - № 9. * 10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - № 9, Тема 2. Восточная философия. Сущность и становление "цивилизации". Основные особенности древневосточных цивилизаций. Проблема "первобытного мышления". Древнейшие формы религии: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, полидемонизм, супремотеизм. Понятие "мифа". Мифология, особенности мифологического сознания. Зачатки научного и философского мышления в первых памятниках письменности Древнего востока. Генезис философии. Древнеиндийская философия. "Веды", их место в истории индейской и мировой культуры. Шесть ортодоксальных школ. Понятие «йоги», современная веданта. Неортодоксальные школы. Место буддизма в истории мировой культуры. Основные проблемы и понятия древне-индийской философии: брахман и атман, майя, сансара, карла, дхарма, мокши, самадха и др.). Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм; основные представления - культ предков, понятие традиции, "небо", "пять первоэлементов", "инь" и "ян", "дао" и др. Единство и различие восточной и западной культуры, религии и философии. Особенности образа мира, образа жизни, образа мышления и образа человека в восточных культурах. Проблема "Восток-Запад-Россия". ИсточникиI. Древнеиндийская философия. Начальный период / Сост. и ред. В.В. Бродов. - Ла* ;Лысль, 1963. * 2. Древнекитайская философия: собрание текстов: В 2 т. / Хин-Щун. – М.: Мысль, 1972 - 1973. 3. Дхаммапада / Пер. с пали, введ, и коммент. В.И. Топорова. – М.: Изд. вост. лит., 1960. 4. Китайская философия: энциклопедический словарь / Под. ред. М.Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994. 5. Свами Вивекананда Философия йога. - Магнитогорск: Амрита, 1992. * 6. Философские тексты "Махабхараты" / Пер. с санскрита, предисл., и примеч. Б.Л.Смирнова. - Вып. I. Кн. I. Бхагавадгита. - Ашхабад: Ылым, 1978. Дополнительная литература1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М.: Наука, 1980. 3. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). - М.: Высш. шк., 1983. 4. Васильев Л.С. Культура, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970. 5. Ганди М.К. Моя вера и ненасилие // Вопросы философии. -1992. - № 3. 6. Гессе Г. Сиддхарта. - Л., 1990. 7. Дао и даосизм в Китае: сб. статей / Отв. ред. Л.С.Васильев Е.Б. Поршнева. - М.: Наука, 1982. 8. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. - М.: Наука, 1977. 9. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1988, * 10. История китайской философии. - М.: Прогресс, 1989. 11. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. - М.: Прогресс, 1983. 12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. - М.: Наука, 1972. 13. Конфуцианство в Китае. - М.: Наука, 1982. 14. Кочетов А.А. Буддизм. - М.: Мысль, 1983. 15. Крывелев И.А. История религий: В 2 ч. - М.: Мысль, 1988. 16. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. - М.: Мысль, 1983. 17. Костюченко B.C. Вивекананда. - М.: Мысль, 1977. 18. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. 19. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И-Цзик, Дао Дэ Цзин, Лунь Юй. - М.: Радикс, 1995. 20. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддстская философия: Уч. пос. для студентов вузов. - М.: Наука, 1994. 21. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван: Айастан, 1973. 22. Массон В.М. Первые цивилизации. - М.: Наука, 1999. 23. Мифы народов мира: В 2 т. - М.: Наука, 1980. 24. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. - М. 1905. 25. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, I980. 26. Петров А.А. Очерк философии Китая. – М., Л.: Изд. АН СССР, 1940. 27. Порнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974. 28. Проблема человека в градационных китайских учениях. - М.: 1983. 29. Тагор Рабиндранат. Творчество жизни. – М., 1917. 30. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2. т. – ТОО Стикс, 1995. 31. Розенберг О.О. Проблемы буддистской философии. – 1982. 32. Роллон Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканавды. – Л., 1991. 33. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М.: Наука, 1966. 34. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. – М.: Наука, 1985. 35. Стеванянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии, - 199I. -№3. 36. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Наука, 1990. 37. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Прогресс, 1989. 38. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. - М.: Прогресс, 1978. 39. Философия и религия на зарубежном Востоке XX века. - М.: Наука, 1985. 40. Фразер Дж. Золотая ветвь. - М.: Прогресс, 1983. 41. Человек как философская проблема: Восток - Запад. – М.: Изд. университета дружбы народов, 1991. 42. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальная и раннеклассический периоды. - М.: Восточная литература, 1994. 43. Щербатский Ф.И. Избранные труда по буддизму. - М., 1988. Тема 3. Античная философия. Древнегреческая цивилизация, ее отличия от древневосточных культур. Понятие "запада" в истории и культурологи. Всемирно-историческое значение греческой культуры. Греческая мифология и Тео-космогония (Гесиод, Гомер). Социокультурные предпосылки возникновения теоретического знания. Происхождение понятий "философ" и "философия". Особенности греческого понимания "философии". Основные этапы развития греческой и римской философии. Общие черты античной философии и науки (понятия "космоцентризм", "онтологизм", греческое-понимание "феории" и т.д.). Возникновение понятия "природа". Картина "космоса" в античности. Особенности греческой натурфилософии. Формирование идеи субстанциальности, понятие "архэ". Ранняя классика, милетская школа. Сущность "теоретического" мышления в естествознании. Натурфилософия и конкретные науки. Теоретическое и эмперическое. Теоретическое и практическое. "Огонь", "логос" и диалектика Гераклита. Пифагор и пифагореизм: возникновение теоретической математики, понятие "числа", число и гармония как "первоначала", математическое конструирование космоса. Достижения античной математики. Пифагореизм и числовая символика в истории культуры. Элейская школа: "путь мнения" и "путь истины", открытие спекулятивного (умозрительного) no-знания, апории Зенона и их значение для развития философии и науки. Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит): открытие понятий "элемента", "частицы", "атома". Всемирно-историческое значение атомистического принципа. Особенности античного материализма. Различие античного, классического и современного понятия "природа". Исторический характер "картины мира". Основополагающие категории и принципы научного мышления о мире. Инварианты научного естествознания. Средняя классика: поворот философии к человеку и обществу. Софисты, "софистика", "софизмы". Начало "гуманитарных" наук. Открытие принципа субъективности, субъективной диалектики, релятивизма и индивидуализма. Жизнь и учение Сократа: этический рационализм, "майевтика", "ирония", диалектика. Открытие этики: идея моральности и нравственной автономии. Сократические школы – кинию киренаики понятие "высшего блага". Два основных направления в мировой этике - этика долга и этика счастья. Антисфен и Диоган: идеал внутренней свободы, независимой просторы. Аристипп: принцип наслаждения (эвдемонизм). Высокая классика. Жизнь и учение Платона. Понятие "айдоса" всемирно-историческое значение понятия "идея" и принципов объективного идеализма. Особенности античного "идеализма". Учение Платона о душе, "эросе", красоте, "припоминании", видах знания и строении Космоса. Теория "идеального государства". Платонизм в истории мировой культуры. Зрелая классика. Энциклопедическая система Аристотеля как средоточке античной философии. Возникновение метафизики, онтологии и теологии ("первой философии") и идеи "науки". Отделение философии от частных наук. Всемирно-историческое значение метафизики Аристотеля и ее судьба. Критика теории "идей", понятие "сущего", учение о четырех видах причинности, "материи" и "форме", "перводвигателе" и "категориях". Физика и космология Аристотеля. Перипатетическая научная программа, ее отношение к атомистической, пифагорейско-платоновской и ньютоновской парадигмам. Значение физики Аристотеля в истории естествознания. Создание логики, психологии и теории научного познания. Понятие логики как науки, ее структура и законы. Отношение логики, грамматики, риторики и диалектики в античности. Философское учение о душе и научная психология. Учение Аристотеля о знании, его происхождении и видах, о формах и методах научного познания. Античный идеал "науки". Исторический характер понятия "научности". Этика Аристотеля, его учение о сущности и видах государства. Аристотелизм в истории мировой культуры. Эллинистически-римская философия. Идеал "мудреца". Основные этические школы поздней античности: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Понятия "добродетели", "атараксии", судьбы и свободы, долга и счастья. Скептицизм и догматизм. Скептические "тропы". Неоплатонизм, его основные категории - Единое, эманация, иерархия, Ум, Душа, Космос, эволюция, экстаз. Неоплатонизм и христианство. Античная философия и наука в истории мировой культуры. Источники * I. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1975 - 1982. 2. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты. - М., 1963. * 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - Я.: Мысль, 1986. 4. Дукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946. * 5. Платон. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1990 - 1994. 6. Платон. О бессмертии души // Вопросы философии. – 1994. - №3. 7. Прокл. Первоосновы теологии. - Тбилиси, 1972. 8. Римские стоики: Сенека, Эпитет, Марк Авралий. – М.: Республика, 1995. 9. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1976. * 10. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. О эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Отв. ред. И.Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989. Учебные пособия * I. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1976. * 2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: изд-во МГУ, 1985. * 3. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. I. Античность. - СПб.: Петрополис. 1994. * 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высш. шк., 1981. Дополнительная литература 1. Блонский П.П. Философия Плотина. - М., 1918. * 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Наука, 1972. 3. Веркан Ж. – П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988, 4. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука: В 2 т. - М.: Физматлит, 1959 - 1990. 5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. - М.: Наука, 1980. 6. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 1-2 // Соч.: В 14 т. – М., Л., 1932 - 1935. Т. 9-10. 7. Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. - СПб., 1911-1913. * 8. Жмудь Я.А. Пифагор и его школа. - Л.: Наука, 1990. 9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Мысль, 1972. 10. Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.: Наука, 1986. 11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима – М.: Высш. шк., I990. 12. Досев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - М.: Искусство, 1963 - 1992.
изложении - М.: Мысль, 1989.
гвардия, 1993. 17. Маковельский А.О. Древнегреческие атонисты. - Баку, I945. * 18. Нахов И.М. Философия киников. - М.: Наука, 1982. 19. Нейгебауэр 0. Точные науки в древности. - М.: Наука, 1968. 20. Соловьев B.C. Лекции по истории философии // Вопросы фило софии. - 1989. - № 6. 21. Степанова А.С. Философия древней Стои. - СПб.: KN, 1995. 22. Томсон Дж. Первые философы. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 23. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. - М., 1890.
1991.
* 26. Человек: Мыслители прошлого и настояшего о его жизни, смерти, бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. Тема: 4. Христианская и мусульманская философия средневековья. Общие черты и периодизация средневековой философии. Понятие «феодализма» и «средних веков». Особенности средневековой европейской культуы и ее «менталитета». Идейные источники средневековой философии. Понятие "монотеизма". Иудаизм. Возникновение и сущность кристианства. Библия. Особенности христианской мифологии, этики и тоологгии. Символ веры. «Патристика» и античная философия (Тертуллиан, Климент, Ориген). Христианское богословие и неоплатонизм. Учение Августича о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. "Ареопагитики": понятие катафатической и апофатической теологии. Креационизм и пантеизм, средневековая идея иерархии. Католицизм и православие. Арабо-мусульманская философия, ее источники и своеобразие. Возникновение и особенности ислама. Коран. Мусульманская ортодоксия (мутазиллиты и кутакаллимы). Шииты и сунниты, суфизм. Восточ-ый перипатетизм (Алъ-Фараби, Авиценна, Аверроэс). Роль арабской философии и науки в развитии европееской культуры. Формирование схоластики. Средневековое образование: "семь свободных искусств", школы и университета, отношение философиик реглигии и церкви. Основные проблемы схоластической философии – вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм. Рационалистические тенденции и мистицизм. Платонизм и аристотелизм в христианской философии. Онтологическое доказателсьво бытия Бога. Расцвет схоластики в XIII в., его причины. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского. Понятие «естественной теологии», пять доказательств бытия Бога. Схоластический метод. Борьба томизма и августинизма. Неотомизм. Начало кризиса схоластики. Ирационализм и эмпиризм в поздней схоластической философии. «Бритва О кама», теория «двух истин» и двух целей человеке - земной и небесной. Теоцентризм и антропоцентризм. Значение и итоги средневековой философии. Источники1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991. 2. Абеляр Петр. История моих бедствий. - М.: Мысль, 1959. 3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. 4. Давид Анахт. Определения филоспции // Соч. - М., 1975. * 5. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1980. 6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - Ростов-на-Дону, 1992. 7. Избранные произвеения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. – М.: Мысль, 1961. 8. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991. 9. Философия средневековья: Хрестоматия. Кн. I. Западно- европейская философия. - СПб.: Балтийск. гос. тахнич. университет, 1994. Учебные пособия* 1. Реале Джовани, Антисери Дарио. Западная философия от историков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. – Спб.: Петрополис, 1994. 2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. шк., 1979. * 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высш. шк., 1994. Дополнительная литература1. Аверинцез С.С. Христианство // Философская энциклопедия. Т. 5. - М., I970. 2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977. 3. Бессмертный Ю.Д. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991. * 4. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу // Вопросы философии. - 1993. - № 8. 5. Боргош Б. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1975. 6. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. - М.: Терра, 1991. 7. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М.: Соцэкгиз, 1961. * 8. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1994. - № I. 9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Наука, 1966. * 10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука, 1972. 11. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и мышления. - М.: Наука, 1990. 12. Жорис ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Прогресс, 1992. * 13. Ислам и общество / Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. - 1993. - и 12.
Мысль, 1982. * 15. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. * 16. Ницше Ф. Антиарист. Проклятие христианству // Соч.: В 2 т. – М., 1998. Т. 2
* 18. Рассел Б. Почему я на христианин. - М.: Политиздат, 1987.
Наука, 1988.
I902 (репринт - I991).
средиевековой философии. – М.: Наука, 1957. * 22. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965. 23. Флоренский П. Столп и утверждение Истины // Соч.: В 2 т. - М.: 1991. T.I. 24. Фон Грюнебаум. Классический ислам (632 - 1258 гг.). - М.: Прогресс, 1986. 25. Фролов Е.А.- Проблема веры и знания в арабской философии. - М.: Наука, 1983. 26. Хейзинга И. Осень средневековья. - М.: Прогресс, I988. * 27. Честертон Г.К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. - 1989. - № 1. 28. Штекль А. История средневековой философии. - М., 1912. 29. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания.
|
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |