Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| К.и.н., доцент
| Ярыгин Д.В.
| Никифоров Ю.А.
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Рабочая программа по дисциплине
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» для направления подготовки 031300 Журналистика (квалификация (степень) «бакалавр») Кафедра: Истории, философии и культурологии Составители:
Флорова В.С., канд.филос.н., доцент Москва 2013 г.
Министерство
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Курс направлен на ознакомление студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «журналистика», с ведущими содержательными направлениями философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования теоретическими понятиями, владения предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут учащимся в их будущей профессиональной деятельности.
Фундамент курса составляет освоение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, которые относятся к таким фундаментальным разделам, как онтология, философская антропология, теория познания, социальная философия, личность и общество, современные концепции философии науки, философия и методология социальных и гуманитарных наук, философия техники. Обучающиеся должны понимать сущность и место философии в современном обществе, уметь отображать средствами философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о разделах философии, но и умение и распознавать важнейшие философские проблемы в окружающем мире, усматривать ведущие культурные смыслы, ценности, символы, уметь их использовать в собственной жизненной практике.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается авторами с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, а также с учетом образовательных стандартов и требований ФГОС.
Цель:формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления и формах философского познания.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
Раскрыть и освоить онтологическую проблематику философского анализа;
Рассмотреть философские направления анализа, связанные с пониманием антропологического подхода к человеку и социально-личностных аспектов его существования;
Изучить теорию познания, рассмотреть концепции философии науки, философскую проблематику методологии социальных и гуманитарных наук;
Раскрыть проблемы социальной философии, включая философию права, а также философии техники, философских проблем естествознания.
Объем в ЗЕ:4 кредита Время изучения:
очная форма обучения: курс 1,2 семестр 2,3
заочная форма обучения: курс 2 семестр 3,4 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:Логика с основами методологии мышления, История философии и этика. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности, История философии и науки. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);
- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);
- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);
- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10) Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у бакалавра способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции бакалавра. Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;
2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;
3 уровень сложности:эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
| Раздел 1. Онтология
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);
способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
| Раздел 2. Философская антропология
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4)
| Раздел 3. Теория познания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);
готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10)
| Раздел 4. Социальная философия. Личность и общество
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3)
| Раздел 5. Современные концепции философии науки. Философия и методология социальных и гуманитарных наук
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3)
| Раздел 6. Философия техники
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3)
понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5)
| Раздел 7. Философские проблемы естествознания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
|
|