МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ФГБОУ ВПО
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева» в г. Канске
ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050502 Информатика
Канск
2011
УМКД составлен преподавателем филиала А.Л. Андреевым, к.ф.н., профессором
Обсужден на заседании Совета филиала
«_05»_сентября_2011 г.
Председатель Совета филиала А.Л. Андреев
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»
с другими дисциплинами
специальности 050202 ИНФОРМАТИКА
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала
| Отечественная история
Правоведение
Политология
Культурология
Социология
| -
| 01/11 от 05.09.2011
| лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
| 6
| 2. Рабочая программа дисциплины
|
| Выдержка из стандарта
| 8
| Введение
| 9
| Содержание теоретического курса учебной дисциплины
| 11
| Тематический план учебной дисциплины
| 18
| Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
| 20
| Карта литературного обеспечения
| 30
| Технологическая карта рейтинга
| 35
| 3. Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
| 39
| 4. Банк контрольных заданий и вопросов
| 42
| 5. Темы докладов и рефератов к образовательным модулям
| 46
| 6. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
| 52
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Философия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Философия.
Банка контрольных заданий (тестов) по дисциплине «Философия», для индивидуальной проверки знаний студентов.
Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом содержания данной учебной дисциплины.
Тематики докладов и рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы философии, историю развития философских знаний и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
2.1 ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 663 пед/сп (новый).
ДПП.Ф.05
| Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
|
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП
Учебная дисциплина «Философия» является обязательной для изучения и относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП
Философия - одна из древнейших сфер духовной жизни общества. Вся многогранная культура, обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний. Изучение является необходимым условием полноценного современного образования. Именно в философии отразился многовековой опыт размышлений над ценностями и смыслом человеческой жизни.
Долгое время философия не рассматривалась как обязательная дисциплина для изучения, лишь в последние годы мы открываем ее для себя без искусственной политизации, с позиций освящения и проблем философского идеализма, и религии, и сущности человека. Нередко философию считают абстрактным знанием, оторванным от реальной повседневной жизни. Но это не так. Все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их, чтобы помочь человеку совершенствоваться. Предлагаемый курс представляет собой систематическое изложение истории философии, общеполитической философии и социальной философии. Он рассчитан на студентов, которые знакомы с основными понятиями школьных программ по русской и зарубежной литературе, отечественной и всемирной истории.
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения. Философии принадлежит высокая миссия – научить мыслить, не воспринимать готовую мысль как информацию, как итог, а вместе с Аристотелем и Гегелем, В.С.Соловьевым и Н.Бердяевым и другими мыслителями пройти очень сложный путь размышлений. Программа дисциплины «Философия» способствует систематизации знаний, формированию целостного восприятия исторического и духовного развития, обогащает эрудицию и общую культуру студентов.
Освоение курса философии должно содействовать:
- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;
- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Обучение по учебной дисциплине «Философия» предполагает аудиторную (лекционные и семинарские занятия) и самостоятельную работу. Дисциплина рассчитана на изучение в четвертом учебном семестре (2 курс).
Студент, изучивший дисциплину, должен:
а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию. 2.3. Содержание теоретического курса дисциплины Содержание учебной дисциплины состоит из 5 учебных модулей. Базовый модуль № 1
Философия как наука. История становления
и развития философских знаний Тема 1.1. Предмет, функции и методы философии.
Философия в жизни человека и общества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории. Тема 1.2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Основные этапы развития мировой философской мысли. Знаменитые философские школы и учениях выдающихся философов, особенности наиболее известных философских школ прошлых эпох и современности. Тема 1.3. Философия античного мира
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап - философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).
Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества. Тема 1.4. Средневековая философия
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна,Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).
Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века. Тема 1.5.Философия эпохи Возрождения
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.
Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции “открытости” истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла). Тема 1.6. Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.)
Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.
Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия “гражданское общество”, развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.
|