Скачать 350.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске Экология УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050502.65 – Технология и предпринимательство Канск 2012 УМКД составлен преподавателем филиала Т.А. Кривенко Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2012 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Экология» с другими дисциплинами специальности 050502.65 технология и предпринрмательство
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Экология» для студентов очной формы обучения по специальности 050502.65 «технология и предпринимательство» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Экология ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050502 – Технология и предпринимательство, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 663пед/сп (новый).
Введение Настоящая рабочая модульная программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050562.65 Технология и предпринимательство, по утверждению заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г. Номер государственной регистрации № 663 пед/СП (новый). Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей ведущих данную дисциплину и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплин. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения совета филиала – разработчика программы. Дисциплина «Экология» относится к циклу естественнонаучных дисциплин, изучение которых обязательно для каждого человека, независимо какую профессию он осваивает, т.к. имеет основополагающие знания в формировании экологической культуры этических норм и принципов отношения человека к окружающей среде. Учебная дисциплина «Экология» имеет большое мировоззренческое значение, устанавливает диалектическое единство природы и человека, обеспечивает формирование экологоприродоохранного мышления, экологически целесообразное поведение. Содержание дисциплины интегрировано в структуре дисциплины предметной подготовки. Изучение данной дисциплины базируется на биологоэкологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательных учреждениях (история, география, экономика, ботаника, зоология, анатомия человека), биология, физика, обществоведческих дисциплин. Является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин: ВАФ, БЖД, и Охраны труда. Материалы данной дисциплины непосредственно используются для изучения следующих дисциплин: ВАФ, Основы медицинских знаний, БЖД. Целью дисциплины является формирование глобально-ориентированного экологического мировоззрения, основанного на целостной научной картине мира, в его диалектическом, естественноисторическом и социальном развитии, развитие познавательной потребности у студентов. Задачи дисциплины:
Учебная дисциплина «Экология» изучается студентами заочного отделения и поэтому число аудиторных занятий – лекций и практических (семинарских) ограничено и основной материал изучается студентами самостоятельно. Изучение дисциплины рассчитано на один семестр. В течении семестра студент должен написать реферат по одной из выбранных тем, выполнить задания. рекомендованные для самостоятельного изучения , Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль1. Общая экология Предмет, методы и задачи экологии. Место экологии в системе естественных и гуманитарных наук. Понятие "экологическая система" как системообразующее понятие общей экологии. Структура экосистемы, ее основные элементы. Потоки энергии, круговороты вещества и информации. Разнообразие экосистем. Иерархия экосистем. Экосистема и биоценоз. Учение В. Н. Сукачева о биоценозе. Популяция и ее характеристики. "Популяция" как экологическое понятие. Статические и динамические характеристики популяции. Рост и регуляция численности популяций. Сообщество как экологическая единица. Характеристики сообщества. Популяции в сообществах. Поток энергии в сообществах и экосистеме. Круговороты воды и некоторых биогенных элементов. История биосферологии. Феномен В.И. Вернадского в мировой науке. Определение понятия "биосфера". Структура биосферы. Границы и объем биосферы. Живое косное, биокосное вещество. Основные типы биогеохимических циклов. Принципы устойчивости биосферы. Особенности взаимодействия биосферы, общества и человека на современном этапе. Понятие "ноосфера". Представления В.И.Вернадского о ноосфере. Научная мысль как новая геологическая сила. Биосферные функции человечества. Взаимоотношения между жизнью и физической средой. Понятие "экологический фактор". Основные абиотические факторы. Биотические факторы. Принципы действия экологических факторов. Основные среды жизни. Адаптации растений и животных к условиям среды обитания. Организм как открытая система. Виды адаптации. Модуль 2. Социальная и прикладная экология Экология - фундаментальная основа рационального природопользования. Экономические проблемы взаимодействия общества и природы. Содержание категорий "качество жизни", "стиль жизни", "экономические потребности", "экологические интересы". Ценности экологические и экономические. Экологические принципы рационального природопользования. Демографическая проблема. Возможные пути решения демографической проблемы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнения. Источники загрязнения. Загрязнение атмосферы и меры его предотвращения. Проблемы водопользования и загрязнение водоемов. Ресурсный кризис. Общие представление об управлении в природопользовании. Критерии стояния природной среды. Предельно допустимые концентрации. Уровни контроля качества среды. Государственная экспертиза. Воздействие человека на биологическое разнообразие. Биоразнообразие как фактор воздействия особо охраняемых и проекты в области окружающей среды. Базовые и моральные требования к охране природы. Тематический план изучения дисциплины «Экология» по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство»
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________экология ____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» (наименование, шифр) по заочной форме обучения
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы) «Химия» для студентов образовательной профессиональной программы специальности 050202 «Информатика» (наименование, шифр) по __заочной_ форме обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
* Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов по каждому дисциплинарному модулю) МетодическиЕ рекомендациИ для студентов Дисциплина «Экология» изучается в течение одного (второго) семестра. Основными видами учебной деятельности при изучении данной дисциплины являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студента. Таблица 1 дает представление о распределении общей трудоемкости дисциплины по видам учебной деятельности1. Таблица 1.
Лекции являются одним из основных видов учебной деятельности в вузе, на которых преподавателем излагается содержание теоретического курса дисциплины. Рекомендуется конспектировать материал лекций. Углубленному изучению материала способствуют семинарские занятия – коллективное обсуждение сообщений, докладов, заданий, выполненных самостоятельно. На этих занятиях происходит и защита рефератов с презентациями (по заочной форме обучения). Большую часть времени при изучении дисциплины занимает самостоятельная работа студента: самостоятельное изучение рекомендованной литературы, подготовка докладов, рефератов, выполнение заданий для самостоятельной работы. Формы и содержание самостоятельной работы, сроки выполнения, формы ее контроля приведены вУМКД. Список основной и дополнительной литературы, рекомендованной для самостоятельного изучения по дисциплине, приведен в Карте литературного обеспечения дисциплины. Темы теоретического курса, вынесенные для самостоятельного изучения, и которые могут использоваться для подготовки докладов, приведены в Перечне вопросов для самостоятельной работы по дисциплине Экология. Примерные темы для написания рефератов приведены в Тематике рефератов по дисциплине Экология. Образовательный процесс по дисциплине организован в соответствии с модульно-рейтинговой системой подготовки студентов, принятой в университете. Модульно-рейтинговая системой (МРС) – система организации процесса освоения дисциплин, основанная на модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом. Данная дисциплина состоит из двух дисциплинарных модулей: двух базовых и одного итогового. Базовый модуль – это часть учебной дисциплины, содержащая ряд основных тем или разделов дисциплины. Содержание данной дисциплины разбито на 2 базовых модуля: «Общая экология» и «Прикладная и социальная экология». С содержанием учебного материала, изучаемого в каждом базовом модуле, можно познакомиться в Рабочей модульной программе дисциплины. Итоговый модуль – это часть учебной дисциплины, отводимая на аттестацию в целом по дисциплине. Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Формы текущей работы и рейтинг-контроля в каждом дисциплинарном модуле, количество баллов как по дисциплине в целом, так и по отдельным формам работы и рейтинг-контроля указаны в Технологической карте рейтинга. В каждом модуле определено минимальное и максимальное количество баллов. Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100%-ному усвоению материала. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях, за исключением ситуации, когда минимальное количество баллов по модулю определено как нулевое. В этом случае модуль является необязательным для изучения и общее количество баллов может быть набрано за счет других модулей. Дисциплинарный модуль считается изученным, если студент набрал количество баллов в рамках установленного диапазона. Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов по каждому дисциплинарному модулю). У студентов обучающихся по заочной форме текущий, промежуточный и итоговый рейтинг-контроль проходит в течении сессии в форме защиты семинарских занятий по вопросам заранее предложенным студентам, отчета по программе выполнения самостоятельной работы, защиты реферата и его презентации и зачета в конце 1 семестра , 1 курса Рейтинг-контроль текущей работы выполняется в ходе аудиторных занятий по текущему базовому модулю в следующих формах: сдача задач для аудиторной и самостоятельной работы, лабораторных работ, рефератов, выступление с докладами по темам, изучаемым самостоятельно. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисципЛине «Экология» Экология как системная наука. Основные компоненты системы. 2. Логическая структура экологии. Задачи экологии. Законы экологии. 3. Спектр уровней биологической организации. 4. Организм как живая целостная система. 5. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Классификация экологических факторов. 6. Понятие и классификация биотических факторов среды. Адаптация живых организмов к действию биотических факторов. 7. Абиотические факторы Понятие адаптации живых организмов к абиотическим условиям среды. Основные среды жизни организмов. 8. Особенности наземно-воздушной среды жизни организмов. Основные направления адаптации организмов к наземно-воздушной среде. 9. Особенности водной среды обитания организмов. Основные направления адаптации организмов к водной среде. 10. Особенности почвы как среды обитания организмов. Основные направления адаптации организмов к жизни в почве. 11. Особенности живых организмов как среда обитания. Основные направления адаптации организмов к жизни в почве. 12. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Закон Вильямса. Закон Шелфорда. 13. Особо охраняемые природные территории. Закон РВ «Об особо охраняемых территориях». 14. Понятие популяции. Популяция как элементарная единица эволюционного процесса. Показатели популяции. 15. Понятие биосинтеза. Структура биоценоза. Экологическая ниша. 16. Понятие экосистемы. Классификация экосистем. 17. Экосистема. Гомеостаз экосистем. 18. Экосистема. Поток энергии и круговорот вещества в экосистеме. 19. Связи организмов в экосистемах. Трофические цепи и сети питания. 20. Понятие биосферы. Живое вещество, его средообразующие свойства и функции в биосфере. Основные свойства биосферы. 21. Загрязнение окружающей среды. Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного воздействия. Классификация и общая характеристика антропогенных факторов. 22. Проблема ядерной безопасности. (Источники радиоактивного загрязнения. Захоронение ядерных отходов. Международные конвенции по проблеме ядерной безопасности). 23. Проблема разрушения озонового слоя («озоновые дыры»). 24. Проблема глобального потепления климата («парниковый эффект»). 25. Проблема кислотный атмосферных осадков («кислотные дожди»). 26. Последствия локального загрязнения атмосферы («смог»). 27. Проблема воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды. 28. Загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. 29. Проблема использования пестицидов. 30. Загрязнение биосферы тяжелыми металлами. 31. Вырубка тропических лесов. 32. Проблема опустынивания. 33. Типы природных ресурсов. Основные экологические аспекты эксплуатации исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов. 34. Развитие альтернативных источников энергии как один из основных подходов разрешения энергетического кризиса. 35. Демографические проблемы современности. 36. Проблема роста городов (урбанизация). Экологические последствия роста городов. 38. Концепция устойчивого развития. 39. Международные организации по охране среды. Участие России в международном сотрудничестве |
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Компьютерная графика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения специальности 050502.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения по специальности: 050502.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 – Технология... | Учебно-методический комплекс дисциплины 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 – Технология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Иностранный язык» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 «Технология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502-65... Умкд составлен преподавателем филиала О. П. Курзаковой Обсужден на заседании Совета филиала | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Социология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Сайтостроение» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... |