МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал ГБОУ ВПО
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева» в г. Канске
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050502.65 – Технология и предпринимательство
Канск
2010
УМКД составлен преподавателем филиала, д.ф.н., профессором А.Л. Андреевым
Обсужден на заседании Совета филиала
«_03»_сентября_2010 г.
Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Отечественная история»
с другими дисциплинами
специальности 050502.65 технология и предпринимательство
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала
| Философия
Экономическая теория
Основы политологии
Основы социологических учений
Основы права
| -
| 01/10 от 03.09.2010
| лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
| 6
| 2. Рабочая программа дисциплины
|
| Выдержка из стандарта
| 8
| Введение
| 10
| Содержание теоретического курса учебной дисциплины
| 13
| Тематический план учебной дисциплины
| 42
| Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
| 45
| Карта литературного обеспечения
| 54
| Технологическая карта рейтинга
| 59
| Методические рекомендации для студентов
| 62
| Банк контрольных тестовых заданий
| 65
| Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
| 79
| Темы контрольных работ по учебной дисциплине
| 81
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Отечественная история».
Банка контрольных тестовых заданий по дисциплине, представленных итоговым тестом (4 варианта) для проверки уровня освоения студентами теоретического материала.
Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом содержания учебной дисциплины.
Тематики контрольных работ, которая отражает наиболее актуальные и значимые исторические события и проблемы и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Методических изданий, разработанных преподавателями филиала и изданных в виде брошюры: «Отечественная история» (глоссарий), «Отечественная история» (Рабочая тетрадь для самостоятельной работы).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство», утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 663пед/сп (новый). Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| ГСЭ. Ф. 03
| Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
|
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП
Учебная дисциплина «Отечественная история» является обязательной для изучения и относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП
Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Общая цель исторического образования, реализуемая в ходе преподавания дисциплины, состоит в формировании гражданского самосознания, приобщении студентов к национальным традициям и воспитании патриотизма.
Основные задачи преподавания учебной дисциплины заключаются в том, чтобы:
обобщить, систематизировать и углубить знания студентов, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем: становление и развитие российской государственности, социально-экономические, общественно-политические и этнонациональные процессы, духовная и культурная жизнь, внешняя политика; это позволяет вычленить и раскрыть основные содержательные линии исторического развития в разные эпохи и периоды;
помочь студентам понять сложность и многомерность многовекового пути, пройденного Россией в контексте всемирной истории, противоречивость, неоднолинейность исторического процесса; приобщить к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям россиян; осознать необходимость патриотического служения Отечеству;
удовлетворить запросы студентов, проявляющих повышенный интерес склонности к изучению истории, научному пониманию ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться в направленности своей будущей профессиональной деятельности; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.
В основу программы учебной дисциплины «Отечественная история» положены следующие методологические положения:
использование современных данных исторической науки в раскрытии и оценке фактов, событий, общественных процессов, отдельных исторических личностей в различные эпохи и периоды российской истории;
рассмотрение истории России с учетом философских категорий «общего» и «особенного», позволяющих изучать ее как составную и неотъемлемую часть всемирной истории и в го же время осознавать особенности ее пути развития как многонационального, многоконфессионального государства;
представление истории как совокупности деяний человека - носителя определенных идеалов и ценностей, потребностей, интересов, мотивов поведения, способов восприятия мира, выражения отношения к нему; многоуровневый подход к освещению прошлого людей и человечества в их естественном и социальном развитии;
теоретическое осмысление исторического материала на основе рассмотрения, сопоставления различных этапов истории России и зарубежного мира; это предполагает систематическое установление преемственных связей с курсом всеобщей истории, с другими учебными предметами (обществознанием, литературой, географией и др.), постоянную актуализацию знаний студентов;
включение в. содержание обучения широкого круга исторических источников, элементов знаний историографического и методологического характера, позволяющих знакомить студентов с позициями общественных и государственных деятелей, историков, философов по важнейшим проблемам отечественной истории, показывать историческую науку как сложный процесс постижения истины;
учет возросших познавательных возможностей, умственных способностей студентов, что позволяет вводить в курс обзорные панорамные характеристики, прослеживать место и роль России в мировом сообществе, знакомить студентов с разными трактовками одних и тех же событий, привлекать их к обсуждению спорных вопросов, применять деятельностный подход, нацеленный на активное взаимодействие, развитие творческой познавательной самостоятельности студентов.
Содержание курса дает возможность углубленно рассмотреть одни темы и разделы программы и обзорно представить другие, дополнить предлагаемые темы рефератов, докладов, документальные источники, список литературы, самостоятельно определять характер и объем привлекаемого краеведческого материала.
Содержание учебного материала ориентировано на раскрытие истории как совокупности деяний человека, его потребностей, ценностей, интересов, мотивов поведения, способов восприятия мира Значительное место отведено фактам, связанным с развитием российской государственности, со становлением социальных институтов, политических партий, общественных движений. Анализируются такие существенные факторы российской истории, как уникальность геополитической ситуации, специфический механизм функционирования социального строя, особая роль государства, реформы и контрреформы и т.д.
Изучение учебной дисциплины «Отечественная история» предполагает усвоение элементов знаний историографического характера. В программе упоминаются имена выдающихся историков России (Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский и др.), говорится о взглядах общественных деятелей, философов на исторический путь страны и перспективы ее развития. Программа нацеливает на широкое использование исторических источников, что позволяет показать действительность глазами современников свершившихся событий и взгляды современных авторов на давние события
Особое место уделено выявлению исторических связей, изучению источников, отражающих различные взгляды на одни и те же события, явления, показывающие возможные пути развития на переломных этапах истории.
Обучение по учебной дисциплине «Отечественная история» предполагает аудиторную (семинарские занятия) и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знака;
иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;
иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, основные тенденции становления и развития российской государственности;
владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценности отношения к историческому прошлому, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижении мировой цивилизации;
развивать способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей общей эрудиции на основе интереса к истории;
уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;
уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.
2.3.Содержание теоретического курса учебной дисциплины Базовый модуль № 1
Сущность, формы и функции исторического знания.
Методология и теория исторической науки
1.1.Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.
Сущность, формы и функции исторического знания. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Этапы развития исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Методы и источники изучения истории.
1.2.Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Понятие и классификация исторического источника. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).
1.3.Методология и теория исторической науки.
Теория и методология исторической науки. Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Специально-исторические методы исследования.
1.4.История России как неотъемлемая часть всемирной истории.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.
Базовый модуль № 2
Русь древняя и средневековая (с V века до рубежа XVI-XVII вв.)
|