Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск
страница1/9
Дата публикации09.10.2014
Размер1.23 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050502.65 – Технология и предпринимательство

Канск

2010

УМКД составлен преподавателем филиала, д.ф.н., профессором А.Л. Андреевым

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2010 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Отечественная история»

с другими дисциплинами

специальности 050502.65 технология и предпринимательство


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Философия

Экономическая теория

Основы политологии

Основы социологических учений

Основы права

-

01/10 от 03.09.2010

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2. Рабочая программа дисциплины




    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

10

    1. Содержание теоретического курса учебной дисциплины

13

    1. Тематический план учебной дисциплины

42

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

45

    1. Карта литературного обеспечения

54

    1. Технологическая карта рейтинга

59

  1. Методические рекомендации для студентов

62

  1. Банк контрольных тестовых заданий

65

  1. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине

79

  1. Темы контрольных работ по учебной дисциплине

81

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Отечественная история».

  3. Банка контрольных тестовых заданий по дисциплине, представленных итоговым тестом (4 варианта) для проверки уровня освоения студентами теоретического материала.

  4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом содержания учебной дисциплины.

  5. Тематики контрольных работ, которая отражает наиболее актуальные и значимые исторические события и проблемы и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  6. Методических изданий, разработанных преподавателями филиала и изданных в виде брошюры: «Отечественная история» (глоссарий), «Отечественная история» (Рабочая тетрадь для самостоятельной работы).


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство», утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 663пед/сп (новый).

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ. Ф. 03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.






Введение
Место дисциплины в реализации основных задач ОПП

Учебная дисциплина «Отечественная история» является обязательной для изучения и относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП

Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Общая цель исторического образования, реализуемая в ходе преподавания дисциплины, состоит в формировании гражданского самосоз­нания, приобщении студентов к национальным традициям и воспитании патриотизма.

Основные задачи преподавания учебной дисциплины заключаются в том, чтобы:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания студентов, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем: становление и развитие российской государственности, социально-экономические, общественно-политические и этнонациональные процессы, духовная и культурная жизнь, внешняя политика; это позволяет вычленить и раскрыть основные содержательные линии исторического развития в разные эпохи и периоды;

  • помочь студентам понять сложность и многомерность многовекового пути, пройденного Россией в контексте всемирной истории, противоречивость, неоднолинейность исторического процесса; приобщить к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям россиян; осознать необходимость патриотического служения Отечеству;

  • удовлетворить запросы студентов, проявляющих повышенный интерес склонности к изучению истории, научному пониманию ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться в направленности своей будущей профессиональной деятельности; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.

В основу программы учебной дисциплины «Отечественная история» положены следующие методологические положения:

  • использование современных данных исторической науки в раскрытии и оценке фактов, событий, общественных процессов, отдельных исторических личностей в различные эпохи и периоды российской истории;

  • рассмотрение истории России с учетом философских категорий «общего» и «особенного», позволяющих изучать ее как составную и неотъемлемую часть всемирной истории и в го же время осознавать особенности ее пути развития как многонационального, многоконфессионального государства;

  • представление истории как совокупности деяний человека - носителя определенных идеалов и ценностей, потребностей, интересов, мотивов поведения, способов восприятия мира, выражения отношения к нему; многоуровневый подход к освещению прошлого людей и че­ловечества в их естественном и социальном развитии;

  • теоретическое осмысление исторического материала на основе рассмотрения, сопоставления различных этапов истории России и зарубежного мира; это предполагает систематиче­ское установление преемственных связей с курсом всеобщей истории, с другими учебными предметами (обществознанием, литературой, географией и др.), постоянную актуализацию знаний студентов;

  • включение в. содержание обучения широкого круга исторических источников, элементов знаний историографического и методологического характера, позволяющих знакомить студентов с позициями общественных и государственных деятелей, историков, философов по важнейшим проблемам отечественной истории, показывать историческую науку как слож­ный процесс постижения истины;

  • учет возросших познавательных возможностей, умственных способностей студентов, что позволяет вводить в курс обзорные панорамные характеристики, прослеживать место и роль России в мировом сообществе, знакомить студентов с разными трактовками одних и тех же событий, привлекать их к обсуждению спорных вопросов, применять деятельностный подход, нацеленный на активное взаимодействие, развитие творческой познавательной само­стоятельности студентов.

Содержание курса дает возможность углубленно рассмотреть одни темы и разделы про­граммы и обзорно представить другие, дополнить предлагаемые темы рефератов, докладов, документальные источники, список литературы, самостоятельно определять характер и объем привлекаемого краеведческого материала.

Содержание учебного материала ориентировано на раскрытие истории как совокупно­сти деяний человека, его потребностей, ценностей, интересов, мотивов поведения, способов восприятия мира Значительное место отведено фактам, связанным с развитием российской государственности, со становлением социальных институтов, политических партий, общественных движений. Анализируются такие существенные факторы российской истории, как уни­кальность геополитической ситуации, специфический механизм функционирования социального строя, особая роль государства, реформы и контрреформы и т.д.

Изучение учебной дисциплины «Отечественная история» предполагает усвоение элементов знаний историографического характера. В программе упоминаются имена выдающихся историков России (Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский и др.), говорится о взглядах общественных деятелей, философов на исторический путь страны и перспективы ее развития. Программа на­целивает на широкое использование исторических источников, что позволяет показать дейст­вительность глазами современников свершившихся событий и взгляды современных авторов на давние события

Особое место уделено выявлению исторических связей, изучению источников, отражающих различные взгляды на одни и те же события, явления, показывающие возможные пути развития на переломных этапах исто­рии.

Обучение по учебной дисциплине «Отечественная история» предполагает аудиторную (семинарские занятия) и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знака;

  • иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

  • иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, основные тенденции становления и развития российской государственности;

  • владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою пози­цию по вопросам, касающимся ценности отношения к историческому прошлому, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижении мировой цивилиза­ции;

  • развивать способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей общей эрудиции на основе интереса к истории;

  • уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;

  • уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.


2.3.Содержание теоретического курса учебной дисциплины
Базовый модуль № 1

Сущность, формы и функции исторического знания.

Методология и теория исторической науки

1.1.Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.

Сущность, формы и функции исторического знания. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Этапы развития исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Методы и источники изучения истории.

1.2.Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Понятие и классификация исторического источника. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

1.3.Методология и теория исторической науки.

Теория и методология исторической науки. Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Специально-исторические методы исследования.

1.4.История России как неотъемлемая часть всемирной истории.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Базовый модуль № 2

Русь древняя и средневековая (с V века до рубежа XVI-XVII вв.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Компьютерная графика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения по специальности: 050502....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 – Технология...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Экология» для студентов очной формы обучения по специальности 050502. 65 «технология...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 – Технология...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Иностранный язык» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 «Технология...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502-65...
Умкд составлен преподавателем филиала О. П. Курзаковой Обсужден на заседании Совета филиала
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Социология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Сайтостроение» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск