Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся





Скачать 129.74 Kb.
НазваниеРазвитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся
Дата публикации07.04.2015
Размер129.74 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
Развитие смыслового чтения в начальной школе

как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся
Викулина. Т.А.,

учитель русского языка и литературы, зам.директора по УВР,

Свиридова учитель начальных классов

ОГОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 26 г. Рязани»
Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль и отношение к нему заметно изменяется. Так, согласно данным ВЦИОМа 34% взрослых россиян практически не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры практически во всех социальных группах детей и подростков.

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных ученых действий, которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.

Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

По результатам международных исследований (Programme for Internftional Student Assessment – PISA), российские подростки за последние 10 лет не поднимались выше 32-34 места по уровню понимания текстов, по способности понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое.

Педагоги нашей школы-интерната, работая над введением требований ФГОС в рамках деятельности инновационной научно-образовательной площадки МПГУ «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования» под руководством профессора Галеевой Н.Л., пришли к выводу о необходимости более детального и углубленного изучения приемов и методов развития мотивации учения и смыслового чтения. В рамках эксперимента были сделаны замеры уровня развития навыка смыслового чтения у учащихся 2-9 классов школы-интерната. Результаты оказались следующими: навык смыслового чтения сформирован у учащихся начальной школы только на 46% ,у учащихся среднего звена – на 35%.

Выявилась главная причина неуспешности учащихся, коррелирующая с отсутствием сформированного навыка смыслового чтения. Таким образом возникла необходимость в работе в данном направлении, т.к. без этого навыка говорить о выполнении стандартов не приходится.

В начале деятельности учителя освоили содержание самого понятия «смысловое чтение», для чего были организованы семинары с обсуждением положений, лежащих в основе этого понятия. Ниже кратко приведены результаты такого обсуждения, присвоенные всеми учителями.

В международных исследованиях PISA и PIRLS под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. При этом организаторы и разработчики диагностических материалов выделяют следующие уровни грамотности чтения:

  • поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

  • поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

  • поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

  • поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

  • понимание сложных текстов и их интерпретация:

  • формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.


Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД, состоящее из:

  • осмысления цели чтения (для чего?),

  • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),

  • умения определять основную и второстепенную информацию.

  • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,

  • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.


Выделяют несколько видов смыслового чтения . Основные из них: просмотровое и аналитическое.

Просмотровое чтение – важнейший навык в информационном обществе, в котором информация поступает лавинообразными потоками. Умение быстро принять решение о ценности и достоверности информации для дальнейшего применения позволяет быть успешным в учебе, работе, а также решать житейские задачи. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Просмотровое чтение, или сканирование, позволяет «пробегать» текст, получая общее представление о нем.

Основные совершаемые действия: знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста, выделение ключевых слов и понятий, смысловых опорных пунктов, оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев и основной, второстепенной информации. Это позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится необходимая информация. Этому виду знакомства с текстом отводится важнейшая роль. От качества работы на этом этапе зависит результат этапа аналитического чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать учебные ситуации, в которых будут применяться учебные действия просмотрового чтения. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида просмотрового чтения:

  • ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для читающего интерес или относящейся к определённой проблеме. Основная задача читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.

  • обзорное - для определения существа сообщаемого. Оно направлено на выделение главной мысли текста, причём задачи сводятся в основном к её обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли в данном случае практически невозможно. Интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки читаемому и определением соответствия текста интересам читающего.

  • конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку.

  • реферативное – для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.


Аналитическое (изучающее) чтение — это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:

  • отбор важных и второстепенных фактов;

  • ответы на вопросы и постановку вопросов;

  • все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем);

  • выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения;

  • рефлексию – оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).


Покажем, как происходит реализация разных видов смыслового чтения на примере подготовки доклада «История развития вычислительной техники». Вы находите в библиотеке энциклопедии последних лет издания, электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия на компактных дисках, несколько учебных и научно-познавательных книг, статьи из научно-популярных журналов за последние десять лет, с помощью Google находите необходимые материалы в Электронном компьютерном музее (www.computer-museum.ru). Затем приступаете к чтению.

Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете выбранные издания и файлы. Далее идёт работа с уже отобранными источниками – поиск конкретных фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения. Действуя таким образом, вы подготовили для более углублённой работы книгу, несколько статей, скопировали два файла об учёных-исследователях Конраде Цузе и Джоне Винсенте Атанасове. Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка использованной литературы; подбор цитат).

При аналитическом чтении необходим навык постановки вопросов по ходу чтения – вопросов, контролирующих выделение главного, ведущих к осознанию смысловой структуры текста. Задача состоит в том, чтобы научиться ставить такие вопросы самостоятельно, выработать умение «самопостановки вопросов» (Е. Доблаев). Это вопросы такого типа:

  • О чем это говорит?

  • Какие вопросы здесь возникают?

  • Как эта мысль раскрывается дальше?

  • Подтвердилась ли ваша догадка? и т.п.

В процессе работы над учебно-научными текстами можно отрабатывать это умение, начав с чтения параграфа учебника с карандашом в руках (это можно делать уже в начальной школе):

  • сформулировать тему параграфа в форме вопроса,

  • при чтении делить текст на смысловые фрагменты и на листе бумаги (параллельно, по ходу чтения) записывать вопросы к каждому фрагменту,

  • письменная переработка (составление плана, тезисов),

  • применять различные графические приемы визуализации.

Такое умение достаточно легко автоматизируется – и «самопостановка вопросов» начинает действовать на подсознательном уровне, проявляясь во внутренней речи читающего (и помогая ему!) только в тех случаях, когда понимание текста осложняется: нарушено предвосхищение, возможно неоднозначное толкование, словом, возникла какая-то коммуникативная помеха.

Крайне важно направлять действия учащихся (через различные задания, шаблоны) так, чтобы вопросы плана, формулировки тех или иных положений, название узлов графов давались «своими словами» – это важнейший показатель понимания текста.

Показателем сформированности умений аналитического чтения следует полагать уровень критического восприятия освоенной информации:

  • согласен я или не согласен с автором? Почему? Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется мне более убедительной?

  • составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации.

Учителю необходимо осознать, что у аналитического чтения может быть несколько целей:

  • академические (изучение основ научных знаний)

  • операциональные (способность действовать на основе полученной при чтении информации, связано в первую очередь с повседневной и трудовой деятельностью)

  • функциональные (чтение с целью получения и применения информации, в первую очередь для повседневной и трудовой деятельности).

Значение сформированности навыка смыслового чтения сложно переоценить. В матрице ИСУД навык смыслового чтения был определен автором технологии ИСУД профессором Галеевой Н.Л. как ведущий еще в середине 90-х годов. Практика показала, что с введением ФГОС последнего поколения технология ИСУД может быть эффективно использована в качестве ресурса реализации требований стандартов как к результатам, так и к условиям образовательного процесса. Учителя, освоившие и применяющие технологию ИСУД, достаточно легко, и – главное – результативно анализируют дидактический потенциал учебных заданий при проектировании учебного процесса.

Ниже представлены примеры заданий для формирования одного из видов смыслового чтения – просмотрового чтения на уроках в начальной школе, разработанных учителем нашей школы Свиридовой .

В своей работе Свиридова реализует системный подход, используя задания, требующие просмотрового чтения, для решения следующих задач:
1) формирование у учащихся УУД:

- познавательных (анализ текста, поиск необходимой информации, выделение существенных и несущественных фактов, установление логической последовательности, построение рассуждения, перевод печатной информации в знаковую и наоборот, оценивание текста с точки зрения дальнейшей перспективы использования);

- регулятивных (умение работать по плану, самоконтроль внимания, оценка выполнения задания);

- коммуникативных (умение вести диалог, формулируя вопросы).

2) развитие навыка осознанного чтения;

3) обеспечения качества дальнейшей работы по развитию аналитического чтения.


Ориентировочное просмотровое чтение.

1 класс. Математика. «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц».
Предтекстовый этап:

Объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа на несколько единиц»;

Подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме.
Текстовый этап:

Выберите задачу, соответствующую теме.

  1. У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у Олиной кошки?

  2. На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек посадили?

  3. На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько больше было мелких тарелок, чем глубоких?

  4. В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме.

Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор.
Послетекстовый этап:

Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем вы решите ее;

Если все понятно, запишите решение задачи.
Обзорное просмотровое чтение.

3 класс. Русский язык. «Повторение изученных орфограмм».
Предтекстовый этап:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, оставьте место для заголовка.

Иволга – ре…кая птица. Она пр…л…тает в наш… б…рёз…вые л…са поз…нее всех.

Св…и гнёзда в…ёт, спл…тая их, как гамач…ки, в развилках суч…ев, уже оп…рившихся зел…нью б…рё… .

Всё в б…рёз…вом л…су подчинено гол…су этой з…л…той с ч…рными подкрылками птиц… . Вся музыка леса пр…слуш…вается к её гол…су.

А как кр…сиво в п…лёт… з…л…тое веретено её стремител…ного тела, на фон… осл…пител…но светлой утренней сини.
Текстовый этап:

Выберите заголовок, подходящий к данному тексту; объясните свой выбор.

1) Редкая птица.

2) Иволга.

3) Необычная птица.
Как еще можно было бы озаглавить текст?

Какие вопросы рассматриваются в тексте?
Послетекстовый этап:

В списке слов выделите слова, которые отражают тему текста:
Зимующая птица, перелётная птица, осёдлая птица;

хвойные леса, лиственные леса, берёзовые леса;

гнездо-гамак, гнездо-шар, гнездо-чаша;

мелодичная песня, главная песня, радостная песня;

золотая, чёрная, золотая с чёрным.
С помощью выделенных слов расскажите, что узнали об иволге;

Где и как можно использовать сведения, полученные из текста?

Конспективное просмотровое чтение.

3 класс. Внеклассное занятие. Курс «Окружающий мир». Тема: «Птицы леса».
1) Просмотрите текст и определите его тему.

Иволга – редкая птица. Она прилетает в наши берёзовые леса позднее всех.

Свои гнёзда вьёт, сплетая их, как гамачки, в развилках сучьев, уже оперившихся зеленью берёз.

Всё в берёзовом лесу подчинено голосу этой золотой с чёрными подкрылками птицы. Вся музыка леса прислушивается к её голосу.

А как красиво в полёте золотое веретено её стремительного тела, на фоне ослепительно светлой утренней сини.
2) Прочитайте текст ещё раз, определяя главную мысль каждого абзаца и выделяя ключевые слова.
3) Заполните схему.

Условные обозначения: в прямоугольнике: абзац, главная мысль; в овалах - ключевые слова .
Иволга
4) По составленной схеме перескажите текст.
Реферативное просмотровое чтение.

3 класс. Русский язык (развитие речи). Тема: «План текста».
1) Прочитайте текст и определите его основную тему.

Кукушка.

Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.

Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка гнезда не вьёт.

Она и детей не выращивает. Найдёт кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо подложит она своё яйцо в гнездо.

А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает он других птенчиков из гнезда и останется один.
2) Разбейте текст на части и переставьте части так, чтобы он соответствовал плану:

1. Пора гнездования.

2. Плохая мать.

3. Прибавление в семействе.

4. Борьба за выживание.
3) Запишите ответы на вопросы, соблюдая смысловое расположение частей:

1. Что делают птицы с наступлением весны?

2. Почему кукушка – плохая мать?

3. Как она поступает со своим яйцом?

4. Что будет дальше с кукушкиным яйцом?

5. Кто и как позаботится о кукушонке?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconРазвитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
«Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению,...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках в основной и старшей школе»
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconПрограмма работы семинара (4 марта 2011 года) Тема: «Создание условий...
Тема: «Создание условий для повышения мотивации и развития интеллектуального потенциала обучающихся в начальной школе»
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconШелковникова Ольга Андреевна учитель информатики высшей категории,...
В начальной школе работаю с 2002 учебного года: в 1-4 классах информатика ведется в группе продленного дня (гпд) как дополнительный...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconПроблемы письма и чтения у школьников
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся icon«Внутренняя система оценки качества образования в начальной школе»
Еропова Марина Акимовна, учитель мбоу «сош №8 им. А. С. Пушкина», первая квалификационная категория руководитель временной творческой...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В начальной школе закончилась предметная неделя по математике. Цель её проведения: развитие личностных качеств обучающихся и активизация...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconПрограмма воспитательной работы в начальной школе/ Юсупова А. Х./ Мбоу «Школа №34»
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В мбоу парабельской гимназии обучается на 1 января 2013 учебного года 462 обучающихся. Из них 288 – в гимназических классах, 174...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconСценарий мероприятия по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы
Развитие памяти, мышления (во время игр и чтения стихов), воспитание коллективизма, умения сопереживать
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconСтатья на тему: «Из опыта работы по внеклассному чтению»
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению...
Развитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса для учебного успеха обучающихся iconМетод тестирования на уроках в начальной школе как один из видов...
Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск