Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 470.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации01.04.2014
Размер470.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4

Утверждено.

Приказом директора

от 15.03.2013г. № 73

Принято.

Педагогическим советом

Протокол от 13.03.2013г.

№ 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парабельская гимназия

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ УРОКА

2012 – 2016

«Реализация технологии системно-деятельностного подхода 
    как эффективное условие повышения качества образования»

 

 

 

 

 

 

 
Информационная справка.

Гимназия является инновационным образовательным учреждением, которое обеспечивает усвоение  учащимися гимназического содержания образования,  ведет поиск новых форм обучения, использует в образовательном процессе новые педагогические и информационные технологии, реализует идеи гуманизации образования.

В МБОУ Парабельской гимназии обучается на 1 января 2013 учебного года 462 обучающихся. Из них 288 – в гимназических классах, 174 – в общеобразовательных классах. В начальной школе обучается 202 человека, в основной школе – 213, в средней – 47. Средняя наполняемость классов – 22 человека.

В первую смену обучается 81% обучающихся.

Материально-технические ресурсы гимназии:

Число зданий и сооружений (ед) – 3;

Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) (ед) – 24;

Количество мастерских (ед) – 1 (мест – 14);

Спортивный зал;

Актовый зал

Кабинет информатики: 10 ученических мест и одно рабочее место учителя;

В гимназии имеются 4 интерактивные доски (кабинет биологии, кабинет русского языка и литературы, кабинет географии, кабинет начальных классов);

Столовая на 40 посадочных мест.

Информационные ресурсы гимназии:

количество книг в библиотеке –…тыс.ед., в том числе учебников – … тыс.ед.;

количество компьютеров - 41;

количество учащихся на один компьютер – 11;

количество персональных компьютеров, соединённых в локальную сеть – 26;

используют ИКТ в образовательном процессе – 30 педагогов (81%).

Кадровые ресурсы:

Осуществляют педагогическую деятельность, ведут часы по предметам (без совместителей) – 37.

Учителей - 28.

Из них имеют

высшую квалификационную категорию – 11 человек – 30%;

8– первую – 22%;

3– вторую – 8%;

не имеют квалификационной категории – 15 человек, из них молодых специалистов – 2.

Количество учителей, имеющих нагрузку более 25 часов – 14 человек – 38%.

Прошли курсовую подготовку по ФГОС 100% педагогов начальной школы, 9 (24%) педагогов основной школы (Степанова О.В., учитель биологии, Моор А.В., учитель английского языка, Медведева М.Н., учитель английского языка, Дилян В.И., учитель русского языка, Михайличенко М.С., учитель русского языка, Козлова С.В., учитель истории, Ратушняков В.В., учитель биологии, Пожидаева С.С., учитель географии, Губина С.В., учитель истории).

Приведённые выше статистические данные показывают, что в гимназии есть условия для повышения качества обучения школьников и эффективной работы педагогов. Но в свете требований ФГОС меняется качественный результат подготовки обучающихся. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».


I. Концептуальные основы программы модернизации урока

1.1. Качество образования – это уровень успешности, социализации гражданина, а также условий освоения им образовательной программы образовательного учреждения. Результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, - это академические знания, базовые компетентности, социальный опыт, приобретенный в ходе освоения образовательной программы школы.

Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, педагогических работников), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся.

В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование педагогов и совершенствование образовательного процесса. Только компетентностный педагог может воспитать компетентностного ученика.

Родители хотят видеть своего ребенка успешным, состоявшимся специалистом, уровень образования которого позволит делать эффективный жизненный выбор.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него пишутся учебники, проводятся уроки, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса.

В период реформирования образования выделяют несколько образовательных парадигм:

- когнитивно-информационной (в привычном восприятии более известной, как знаниевая)

- личностной

- культурологической

- компетентностной

Евгений Александрович Ямбург, доктор педагогических наук, стоит на позиции гармонизации педагогических парадигм, как средства и одновременно непреложного условия, обеспечивающего необходимую гибкость и целостность учебно-воспитательного процесса, чтобы избежать опасности перекосов в развитии личности.

Сочетание педагогических парадигм в основной школе выглядит следующим образом.

Культурологическая парадигма доминирует, определяя цели, смыслы и ценности образования, расставляя приоритеты в отборе его содержания.

Когнитивно-информационная, ведомая культурологической, обеспечивает конкретное наполнение этого содержания, придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

Личностная - отвечает за горизонтальную дифференциацию, приводя содержание образования, методы и формы работы с обучающимися в соответствие с их реальными учебными возможностями, способностями и наклонностями.

Компетентностная - обеспечивает инструментальную поддержку всех трех выше названных парадигм.

Важной тенденцией развития современной образовательной системы стала, выдвинутая Г.Соломоном, так называемая экологическая парадигма. Экологическая парадигма выдвигает требование тесной связи получаемых в школе знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами обучающегося. В экологической парадигме базовым принципом психологии образования становится принцип контекcтуальности, предполагающий единство и целостность знаний и навыков и их применения в реальном контексте с учетом его социальных, межличностных и предметных особенностей. Для реализации экологической парадигмы необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями. Урок в данной парадигме – это метапредметный урок.

Основные принципы и положения данных педагогических парадигм нашли отражение в новых стандартах образования.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж.Пиаже, А.Перре-Клермон) в вопросе о роли самого обучающегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим обучающимся в процессе познавательной исследовательской деятельности. В реальной образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Сегодня в педагогике, психологии и образовательной практике все большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения.

Со времен Л.С.Выготского, сформулировавшего и обосновавшего положение о том, что «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение. Цель развивающего обучения в различных теоретических подходах понималась по-разному - целостность и максимальная эффективность обучения (Л.В.Занков), развитие теоретического мышления (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), формирование субъекта учебной деятельности, направленного на самоизменение и самосовершенствование (В.В.Репкин), формирование интеллектуальной активности личности (М.И.Махмутов), развитие творческого потенциала личности (Е.Л.Яковлева).

Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях ЗУНовского, компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Сформированность основных компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, заключающаяся в постепенном переходе от совместной к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) к самостоятельной деятельности с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте). Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, возможность дифференцировать обучения без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Универсальные учебные действия формируются в результате деятельностного подхода в обучении.

Как сформировать УУД и новые результаты качества образования?

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В 1985г. понятие системно-деятельностного подхода было введено как особого рода понятие. Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.

Системно-деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он стал основой для разработки новых стандартов.

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

■     придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

■     более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

■     возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

■     существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

■     обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - приобретают актуальность. В связи с этим широкое распространение получают личностно ориентированные педагогические технологии. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять (в соответствии с новыми ФГОС):

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.


Учитель и ученик взаимодействуют на уроке. Таким образом, чтобы обучающийся получил качественное образование, учитель должен провести качественный урок.

Под термином «качественный урок» следует понимать урок, соответствующий современным требованиям.

1.Качественный урок должен предусматривать не только изложение содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике, в том числе в измененной, по сравнению с изученной, ситуацией.

2. Целеполагание - обязательный элемент урока.

3.Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного учебной деятельности путём решения проблемных и поисковых задач.

4.Изложение материала на уроке может и должно быть вариативным по своей структуре. Различные формы изложения материала и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.

5. Качественный урок предполагает активизацию интереса и мотивацию обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика, рефлексию и перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

6. Наличие деятельностных единиц содержания урока (метапредметных понятий), например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д., способствует организации мыследеятельности обучающихся, развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий.

7. На современном уроке используются образовательные технологии: технология совместного обучения; технология исследовательской деятельности; проектная деятельность; проблемно-диалогическая технология; игровая технология, РКМЧП, кейс-стади и др..

8. Обучение предполагает не только усвоение уже добытых человеком знаний, но и ознакомление обучающихся с основными, наиболее актуальными проблемами, стоящими перед обществом, перед каждой отраслью науки, ознакомление с практическими задачами преобразования жизни. Поэтому при подготовке каждой темы можно определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными данной темой, целесообразно ознакомить обучающихся.

9. Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения - достижениям педагогики. Нарушение одного из аспектов научности неизбежно лишает урок, как всё обучение, их эффективности. Непременным условием научности содержания урока является так же ознакомление с доступными обучающимся методами науки, важными для углубления понимания данной области знаний, для формирования научного мышления.

10. Эффективный урок основан на дифференцированном подходе к обучению. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого обучающегося в доступном ему темпе, для поощрения перехода от одного уровня к другому, для стимулирования способностей одним и создания перспективы другим.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск