Скачать 0.68 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Костромы Статья на тему: «Из опыта работы по внеклассному чтению» Выполнила: Белянкина (Северьянова) Ирина Леонидовна учитель начальных классов МОУ Гимназия №1 г. Костромы 2009 год Из опыта работы по внеклассному чтению. Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом учебника. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, поддержать интерес к чтению, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой. На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. Читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:
Сейчас, в век техники, современные дети стали мало и с неохотой читать. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры-приставки. Родители жалуются, что ребенка трудно заставить читать. Для меня, как для учителя, очень важно воспитать интерес к чтению, привить любовь к книгам. Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть на должном уровне материалом по курсу «Окружающий мир». А подготовить реферат или сообщение по какой-либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов. Надо дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. Как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? В решении этой задачи мне помогают уроки внеклассного чтения, Я поделюсь своим опытом подготовки и проведения уроков внеклассного чтения, которые я стараюсь проводить интересно и увлекательно, в игровой форме КВНа. Вначале остановлюсь на списке литературы для внеклассного чтения. В данный список включаю:
Список книг по внеклассному чтению на следующий учебный год стараюсь выдать заранее, ещё в мае, на последнем классном часе или на последнем родительском собрании, чтобы у семей была возможность за лето приобрести в магазине (сделать копию на компьютере, отыскать у знакомых) нужные книги. Приведу в пример список литературы по внеклассному чтению для учащихся 1-4 классов. Внеклассное чтение 1 класс.
Внеклассное чтение 2 класс.
Внеклассное чтение 3 класс.
Внеклассное чтение 4 класс.
Книги по внеклассному чтению, которые будем изучать в течение учебного года, в летние каникулы читать не рекомендую. Когда книга известна, у детей пропадает интерес к её изучению. Кроме того, к середине учебного года дети забывают о том, что читали летом, стираются детали сюжета, имена героев, и ребята не всегда могут ответить на устные вопросы по книге, не всегда справляются с письменными работами. А на летний период я составляю отдельный список книг. Обязательно – небольшой, 3-4 книги. Обычно, рекомендую читать 1 книгу в месяц (за лето 3 книги). Причём, перечень книг не фиксированный, а такой, из которого можно выбрать книгу по своему выбору и желанию. Чаще всего, это другие книги любимых писателей, которых мы изучали в течение данного учебного года, но эти книги не вошли в учебник по литературному чтению. Приведу в пример список книг на летние каникулы для будущих третьеклассников. Список книг на летние каникулы для 3 класса.
А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, прилетает вновь», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, возвращается тайком»
- Н.Носов «Незнайка на Луне» - Туве Янссон – сказки о муми – троллях («Мемуары Муми- папы», «Волшебная зима», «В конце ноября», «»Дитя – невидимка», «Комета прилетает», «Опасное лето») - А.Волков – сказки про Элли и её друзей («Жёлтый туман», «7 подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Тайна заброшенного замка») В течение учебного года за 2-4 недели до предполагаемого урока записываем с ребятами в дневники название и автора книги, которую следует читать. Благодаря этой осведомлённости детей и родителей об уроках внеклассного чтения, учащиеся успевают вовремя найти и прочитать нужную книгу и в результате приходят на урок хорошо подготовленными, с хорошим настроением и большим желанием поделиться своими впечатлениями. Стоит отметить, что мы с моими учениками читаем «живые» книги и не используем хрестоматии по внеклассному чтению, так как они воспринимаются, как учебники, и не учат работать с реальными книгами. Уроки внеклассного чтения провожу с периодичностью 2-4 недели (в зависимости от объёма книги и от возраста детей). В итоге получается 2-3 урока в четверть. Уроки внеклассного чтения провожу после каждого раздела учебника, тематика книг соответствует теме раздела учебника по литературному чтению. Например,
Для того, чтобы урок внеклассного чтения был эффективным, полезным и интересным, считаю необходимым опираться в своей работе на следующие принципы:
Перечисленные принципы я раскрою позже, при описании подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. А пока остановлюсь на последнем принципе (учёт индивидуальных особенностей классов). Следует отметить, что я работаю в гимназии. У меня в классах учатся способные, творческие ребята, которые много читают и имеют высокую скорость чтения (уже к 3 классу 75-80% учащихся читают больше 80 слов в минуту, 45-50% учащихся - более 100 слов в минуту). Поэтому, я имею возможность изучать с ними большие по объёму книги и серьёзные произведения. Очень помогают в работе родители учеников. Они всегда помогут ребятам в поиске нужной книги и сами с удовольствием принимают участие в чтении. Далее поделюсь опытом построения и особенностями проведения самого урока внеклассного чтения. В начале урока проводится письменная анкета на 2 варианта, состоящая из 6-12 вопросов (в зависимости от возраста учащихся). Её результаты позволяют выяснить, насколько хорошо, вдумчиво и внимательно дети прочитали книгу, как глубоко поняли её содержание и главную мысль (принцип контроля и проверки прочитанных книг). На письменную анкету отводится 5-10 минут. Уже с 1 класса дети учатся точно, чётко и кратко отвечать на вопросы по прочитанной книге, учатся вычленять главные факты, события изучаемого произведения. В 3-4 классах кроме вопросов по содержанию ввожу вопросы на понимание прочитанного или вопросы личностного характера, где необходимо выразить собственное мнение: Чему учат рассказы М.Пришвина? За что люди в деревне полюбили дядю Фёдора? Чем я хочу быть похожим на главного героя книги Тимура? Из-за чего, по твоему мнению, вернулся в команду Севка Мымриков? Как изменился Витя, побывав в стране Невыученных уроков? Письменная анкета по внеклассному чтению А.Волков «Волшебник Изумрудного города» 1 вариант Фамилия, класс___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная анкета по внеклассному чтению А.Волков «Волшебник Изумрудного города» 2 вариант Фамилия, класс___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После того, как дежурные по классу собрали и сдали на проверку учителю письменные анкеты, педагог зачитывает правильные ответы, а дети отмечают, сколько правильных и ошибочных ответов допустили в работе. Затем, ученики рассаживаются по командам. У нас, обычно, 4 команды по 5 человек. Дети делятся друг с другом результатами проверки письменных анкет. И тот, кто из ребят ответил правильно на наибольшее количество вопросов, выбирается командиром своей группы на данную игру. Этот педагогический приём помогает избежать недовольства и обид со стороны ребят, которые любой ценой хотят стать лидерами (принцип смены командиров). Быть командиром – очень ответственно и престижно. Командир группы внимательно выслушивает ответы ребят во время обсуждения вопросов, назначает отвечающих от команды, выбирает эксперта команды(эксперт помогает учителю следить за ходом игры и ставить баллы в таблицу результатов), в конце урока подводит итоги работы в группе, играет большую роль при выставлении оценок за урок активным учащимся, участвует в конкурсе командиров. Кроме, письменных анкет, обязательно в ход урока включаю этап, посвящённый жизни и творчеству автора изучаемой книги. Иногда, он проходит до анкет, иногда, в конце урока, после КВНа. Стараюсь, чтобы знакомство с писателем не представляло собой обычный рассказ – лекцию учителя, а вызывало у ребят желание узнать что – то интересное об авторе книги (принцип поддержания интереса к чтению). Для этого использую такие формы работы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематическое планирование по литературному чтению и внеклассному чтению. 2 класс | Программа кружка по внеклассному чтению "Учимся любить книгу" Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.... | ||
Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц... ... | Программа по музыке. Статья: «Инновационные методы в преподавании музыки» «Из опыта работы музыкальной студии «Синкопа»» ( к 30-летию педагогической деятельности.) | ||
Литература Перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка «Вн чт.» Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписывают родители (законные представители)... | Конспект урока-игры по внеклассному чтению в коррекционном классе... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект занятия по внеклассному чтению Для учащихся коррекционной... Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом... А. Г. Кутузова. Москва, «Дрофа», 2010г. Использованы рекомендации (составитель Н. В. Егорова). Курс «Литература». Москва. «Дрофа».... | ||
Как ты думаешь, почему? Сразу начну с вопросов. Куда ты приходишь в поисках необходимой информации? Где можно выбрать книгу по интересу, написать реферат,... | Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор—учитель литературы. В пособии на основе опыта освещается актуальная проблема преподавания литературы в школе и раскрываются... | Работа учителя трудового обучения с детьми классов кро и зпр Но, к сожалению, позитивных сдвигов немного, проблема продолжает возобновляться с появлением каждого нового поколения. Еще одна статья,... | ||
Урок русского языка во 2 классе на тему «Имя прилагательное» Из опыта работы учительницы начальных классов сош №2 г. Неи Храмцовой Натальи Борисовны | Семантический блог Статья подготовлена на основании опыта информационной группы Областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского | ||
Закон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения... Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-проект по английскому языку на тему «Наши любимые домашние животные» Из опыта работы учителя английского языка |