Скачать 371.42 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Сибирская государственная геодезическая академия Методические указания по курсу “Философия” Новосибирск СГГА Методические указания, философский практикум, тематика контрольных работ адресованы студентам заочного отделения всех специальностей академии. Широкий диапазон основной, дополнительной и специальной литературы предоставляет студенту возможность мобильного и поливариантного выбора необходимых для написания контрольной работы источников. Вопросы, подготовленные для философского практикума, охватывают все темы курса и направлены на активизацию мышления студентов, способствуют формированию и развитию умения творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные философские задачи. По курсу “Философия” студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу и представляют ее до сессии в соответствии с графиком деканата. Контрольные работы защищаются в период экзаменационной сессии (заочная форма обучения) или до нее (дневная форма обучения). Если при написании работы возникнут какие-либо вопросы, следует обращаться к преподавателям кафедры за устными или письменными (для иногородних студентов) консультациями. К выполнению контрольной работы надо приступать после чтения учебников, философского энциклопедического словаря, соответствующих журнальных статей, монографий и произведений философов, т. е. использовать не только учебную, но и дополнительную литературу. Контрольная работа оценивается двумя способами – “к защите” и “не зачтено”. В тех случаях, когда работа не зачтена, студент пишет новую контрольную работу по той же теме. К новой работе необходимо приложить рецензию на не зачтенную работу, а так же саму эту работу. Оценка “к защите” означает, что в работе в основном, верно раскрываются все вопросы темы, соблюдены сроки представления контрольной работы и правила ее оформления. Защитить письменную работу - это значит раскрыть все представленные вопросы, а так же ответить на вопросы, задаваемые преподавателем или изложенные им в рецензии. Предлагается два вида контрольных работ (студент выполняет любой вид контрольной работы на выбор): 1) Философский практикум (решение задач и упражнений) – Раздел I 2) Анализ философских проблем (их изложение в реферативной форме) –аздел II. Раздел I. Философский практикум Методические указания Первый вид контрольных работ включает решение нескольких задач, упражнений, проблемных ситуаций, подобранных с учетом знания всего философского курса. Комплекс вопросов охватывает не один – два, а несколько разделов философского знания. В процессе решения задач студент приобретает необходимый практический опыт в оперировании философскими знаниями, вырабатывает умение самостоятельно анализировать проблемы. Задачи не повторяют учебник, а углубляют его. Формулировка задач и вопросов рассчитана не на поиск готового ответа в учебнике или справочно-энциклопедической литературе, а на понимание и творческое решение философской проблемы. При выполнении этого вида контрольной работы студент должен обозначить номер своего задания, номер вопроса и последовательно ответить на каждый вопрос. Перед выполнением контрольной работы нужно обязательно прочитать соответствующие разделы, главы учебника, философские произведения, выдержки из хрестоматии, дополнительную литературу и т.п., чтобы ответ был обстоятельным, полным, неодносложным. Список литературы, необходимой для написания работы, представлен во втором разделе методических указаний, содержащем широкий диапазон учебных и научных трудов по основным темам. Номер задания соответствует последней цифре шифра. Так, например, если Ваш шифр П-99234, то Ваше задание – 4. Если шифр П –99250, то Ваше задание –10. Правила оформления работы: Студент выписывает номер задания, полную формулировку вопросов и последовательно отвечает на каждый их них, например: Задание №13
1)Пространство и время – это формы бытия мирового разума. 2)Пространство и время – это объективные формы существования материи. 3)Пространство и время – это формы нашего восприятия. 4)Пространство и время – независимые от материи субстанции. Ответ: 1) Объективный идеализм. 2) Диалектический материализм. 3) Сенсуа- лизм (субъективный идеализм). 4) Метафизический материализм.
а Ф Р Р Р Р Ф Ф Ф ФР ) б) в) г) д) Ответ: Схема в). Философия и религия – это не сводимые друг к другу способы постижения реальности. Между ними существуют принципиальные различия. Так, они отличаются по формам отражения мира. Религия иррациональна и опирается на веру. Философия рациональна и апеллирует к разуму. Но у них есть общие мировоззренческие функции. Философия не ограничивается решением познавательных задач. Она, как и религия, направлена на духовную ориентацию человека в мире, обращаясь к проблемам человеческих ценностей. Их общее назначение – формирование мировоззренческих установок, включающих нормы, идеалы, тревоги, надежды, поиски смысла жизни и нравственные искания человека.
Ответ: Человеку, в отличие от животных, дана возможность познавать истину, поскольку он обладает способностью охватывать сознанием «всеединство». Человеческий ум – это не только «орган личной жизни», но и «вспоминания и гадания для всего человечества и даже для всей природы». Истина как знание о всеединстве изначально заложена в сознании человека и осуществляется в истории «с сознательною преемственностью». Человек выходит за пределы своей животной природы «в своих духовных порождениях – религии и науке, нравственности и художестве…». Способность «познавать и осуществлять истину» присуща каждой человеческой индивидуальности. Но одного теоретического сознания истины не достаточно, нужно «быть в истине». В эгоизме человек отделяет себя от всего – природы и общества. Это обособление подобно гибели животного как родового существа, не обладающего сознанием истины (связи с целым). Человека из ложного самоутверждения выводит любовь. «Любовь как действительное упразднение эгоизма есть действительное оправдание и спасение индивидуальности». В этом смысле у Соловьева любовь есть истина. (Использовалось издание: В.С.Соловьев. Смысл любви // В.С.Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 109-113). И так до конца работы. Задание №1
а Ф М М М М Ф Ф Ф ФМ ) б) в) г) д)
Согласны ли Вы с такой теоретико-познавательной концепцией? Обоснуйте ее правомерность или неправомерность.
Задание №2
а ФН Ф Н Ф Н Н Ф Н Ф ) б) в) г) д)
Задание №3
а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт). б) Предмет философии – это логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн). в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить (А. Камю).
а) Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор). б) Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс). в) Я – познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте). г) Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе… (Г. Гегель). Обоснуйте Ваш ответ.
Задание №4 1. Как соотносятся идеализм и религия?
а) Познание мира не может завершиться абсолютной истиной; б) “Вещи в себе” непознаваемы; в) Все научные теории – лишь гипотезы; г) Я знаю, что ничего не знаю;
а) “Человек” и “личность” – понятия тождественные; б) Личность – это культурно развитый человек; в) Личность – это человек, обладающий самосознанием, свободой воли и способностью к самоопределению. Почему, на Ваш взгляд, другие высказывания не отражают в полной мере соотношение этих понятий?
Задание №5
По какому критерию Вы отбирали правильные варианты ответов?
Задание №6
Что является критерием проблемности любого вопроса?
Задание №7
2. Можно ли определить философию как максимально рационализированное в данную эпоху мировоззрение? 3. Какие два понимания “материальной причины” были в Древней Греции? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I с. 271-280).
а) количественных изменений, б) качественных изменений, в) развития. Что такое прогресс и регресс? Является ли регресс развитием?
Задание №8 1. Прав ли Сократ, сказавший, что человек не сможет познать сущность мира, пока не познает себя? Почему?
а Мир Я Мир Я Мир Я Абсолютная идея ) б) в)
а) Бытие – это все свойства и проявления материального мира; б) Бытие – это все существующее; в) Бытие – это все, существующее объективно, независимо от сознания; г) Бытие – это весь мир. Почему Вы считаете Ваш выбор правильным? Обоснуйте.
Задание №9 1. Почему Н. Бердяев считает положение философа “поистине трагическим”? (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека // Там же. С. 111-116).
“На мир мы все по-своему глядим, И каждый прав с воззрением своим.”? (с. 12-13)
Задание №10
Архитектура. Наука. Театр. Язык. Нравственные нормы. Технология. Идеология. Машиностроение. Философия. Предрассудки. Этикет. Средства производства. Мода. Образование. Изобразительное искусство.
Раздел II. Анализ философских проблем Методические указания Второй вид контрольных работ – анализ философских проблем способствует приобретению навыков самостоятельной работы с философской литературой. От студента требуется умение самостоятельно подобрать литературу по теме, систематизировать найденный материал и изложить его в логической последовательности, выявить и рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам. Правила оформления работы:
Темы структурированы по основным проблемам, которые помогут студенту сориентироваться в составлении плана контрольной работы. Данная структура не является жесткой, поскольку во многом зависит от литературы, доступной студенту. Предлагается рассмотреть не менее трех аспектов (проблем) в рамках одной темы. Из всего списка представленной литературы выбирается несколько источников в зависимости от структуры контрольной работы и возможности иметь доступ к той или иной книге. Кроме источников, предлагаемых в настоящем методическом пособии, студент – заочник может самостоятельно подобрать необходимый материал по каталогам в библиотеках, в библиографических списках (прилагаемых, как правило, в любом учебнике по философии). Не рекомендуется использовать идеологизированные издания советского периода. Издания самых последних лет по составу материала более многоаспектны, содержательны, обновлены. Желательно обращаться к периодике гуманитарного профиля (журналы “Вопросы философии”, “Общественные науки и современность", "Философия и общество", "Социально-гуманитарное знание" и др.), где ежемесячно публикуются новые статьи по философским проблемам. Номер задания соответствует двум последним цифрам шифра. Если предпоследняя цифра нечетная, то Ваше задание – с 10 по 19, если предпоследняя цифра четная, то Ваше задание с 1 по 9 и 20. Например, Ваш шифрП-99257, значит задание – 17. Если шифр П-99248, то задание – 8. Если обе последние цифры шифра – 00, то Ваше задание – 20. Предлагается следующий список тем контрольных работ: |
Методические указания и задания по выполнению контрольной работы новосибирск 2003 Ветеринарная фармакология: Методические указания и задания по выполнению контрольных работ /Новосиб гос аграр ун-т; Сост.: Г. А.... | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Методические указания для выполнения реферата Новосибирск 2012 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности | Методические указания и задания по курсу Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит... | ||
Философия В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания... | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | ||
Методические указания и тематика контрольных работ для студентов... Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007.... | Методические указания к курсу «Современные проблемы филологии» Методические указания разработаны кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Ф. Г. Самигулиной | ||
Методические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки» Методические указания к выполнению реферативных работ аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» /Уфимск... | Философия Москвитин А. Ю. Философия: Программа курса, методические указания и рекомендации. Находка: Институт технологии и бизнеса, 2003. 50... | ||
Методические материалы по курсу Челябинск Издательский центр юурГУ Философия: Методические указания/ Составитель Д. В. Соломко. – Челябинск: Издательский центр юурГУ, 2011. – 26 с | Методические указания по курсу "история экономики" для студентов... Дисциплина преподается в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Методические указания составлены... | ||
Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | Конспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск... Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с | ||
Методические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена... Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... |