Скачать 0.74 Mb.
|
А.Ю. Москвитин ФИЛОСОФИЯ Программа курса, методические указания и рекомендации Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Филиал в г. Находке ФИЛОСОФИЯ Программа курса, методические указания и рекомендации Находка 2003 УДК 32 ББК 66.0 Москвитин А.Ю. Философия: Программа курса, методические указания и рекомендации. - Находка: Институт технологии и бизнеса, 2003. - 50 с. Рецензенты: В. К. Рахвалова, кандидат филос. наук, доцент кафедры философии ДВГУ К. П. Захаров, кандидат филос. наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала ДВЮИ МФД России © Москвитин А. Ю., 2003 © Институт технологии и бизнеса, 2003 Введение Цели курса — дать общее представление о философии как автономном способе самоопределения человека (общества) в действительности, актуализировать её содержательный и методологический потенциал применительно к личным, социальным и профессиональным квалификациям слушателей. Задачи курса:
В процессе изучения курса и приобретения основных знаний по философии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта студенты должны:
• понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию. ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КУРСА Курс философии состоит из трех частей. В вводной части характеризуются возможные способы понимания философии, дается ее понятие, формулируются отличительные особенности. Определяется содержательная структура философского знания, формы реализации и функции философии в культуре. Подчеркивается текстуальная и языковая специфика философии. Историко-философский раздел дает представление об исторических этапах и формах самоосуществления философии. Материал раздела организован в формационной перспективе, дополняемой в ряде случаев культурно-историческим (философия Древнего Востока, русская философия) и парадигмальным (современная западная философия) анализом. Содержание тем включает в себя общую характеристику философии того или иного периода, основные проблемы, направления и персоналии. Третья часть курса посвящена основным предметным разделам философии и ее теоретическим проблемам. Их рассмотрение включает в себя обзор основных взглядов и концепций и анализ категориальной структуры проблемы. Изучение тем дополняется релевантными материалами наук, сопровождается соответствующими выводами познавательного, методологического и ценностного характера. Организационные формы работы по курсу философии: аудиторные занятия (лекции, семинары), самостоятельная работа (изучение философских текстов, монографической и учебной литературы, устное и письменное реферирование), формы текущего контроля (консультации), итоговый контроль (зачет, экзамен, тест). Основными и обязательными формами являются лекции, семинары, самостоятельная работа и итоговый контроль, номенклатура других форм определяется конкретными обстоятельствами учебного плана и процесса. Лекционные и семинарские занятия в отношении своей темы взаимодополняют друг друга, но по содержанию и характеру не совпадают. Лекция носит академический характер, формулирует проблему (ы) в рамках той или иной темы, сообщает основные исторические, теоретические и методологические положения, называет дискуссионные вопросы. Семинар же имеет характер дискуссии, он закрепляет основной материал, но не простым повторением, а через его актуализацию, т.е. через выявление и обсуждение смысловых, личностно и социально значимых вопросов и аспектов изучаемой темы. Для историко-философской части курса таковыми являются философские тексты, взятые не только как теоретические исследования, но и как философское выражение духа эпохи и экзистенциальной позиции их авторов. Для теоретических тем в этом отношении будет необходимым выделение и анализ антропологических и гуманистических характеристик тех или иных проблем. При таком распределении лекций и семинаров очень важной является самостоятельная работа студентов. Именно индивидуальная внеаудиторная работа с текстами, монографиями, справочной и учебной литературой наполняет фактическим содержанием концептуальные схемы, излагаемые на лекциях, позволяет дополнять и расширять объем знаний и понятийный аппарат, вырабатывать личную и философски релевантную позицию по проблеме. В такой работе студента важна помощь преподавателя, поэтому существенную роль играют текущие консультации. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ Тема 1. Философия: понятие, предмет, структура, функции Проблема определения философии. Философия и: наука, религия, искусство, мировоззрение. Философия как автономный способ бытийного самоопределения человека (общества) в действительности. И. Кант об основных вопросах философии. Универсальный, рациональный, критический и мета-физический (рефлексивный) характер философии. Модальные и предметные аспекты отношения «человек – мир» и структура философии. Философия как теория (знание) и как метод (актуальная организованная мысль). Предметная и тематическая структура философского знания (онтология, антропология, социальная философия, философия истории, гносеология, аксиология, праксеология). Философия и философские науки. Методы философского размышления: диалектический, аналитический, критический (трансцендентальный), феноменологический, герменевтический. Философия как самосознание культуры. Философия как методология. Философия как гуманитарное мышление. Философия как «искусство жизни». Философские тексты как наличное бытие философии, их рациональный и экзистенциальный аспекты. Язык философии: понятия, категории, абстракции; метафоры, символы, философемы. Основные понятия темы: философия, наука, религия, искусство, мировоззрение, рациональность, рефлексия, знание, метод, онтология, антропология, социальная философия, гносеология, аксиология, праксеология, диалектический, аналитический, критический, феноменологический, герменевтический метод, текст, категория, абстракция, символ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия и история философии. «Реальная философия» и «философия учений и систем» (М. Мамардашвили). Европоцентризм классической истории философии. Типы и категории историко-философского анализа. Тема 2. Философия Древнего мира и Античности Социально-культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае. «Осевое время» (К. Ясперс). Восточное философствование как синтез мышления, духовно-религиозных, телесных и социальных практик. Экологическая и этическая направленность основных философских школ в Древней Индии. Ортодоксальные (ньяя, вайшешика, санхья, йога, миманса, веданта) и неортодоксальные (локаята, джайнизм, буддизм) даршаны. Особенности философии Древнего Китая: натурализм, ретроспективизм, социально-нравственный характер; ее основные школы (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм). Античность как тип культуры. «Греческое чудо» и возникновение европейской философии на фоне мифа. Космос, логос, фюсис. Ран-негреческие философы о первооснове мира (милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Сократ: этическое учение и диалектический метод (майевтика). Классическая древнегреческая философия. Учение Платона об идеях - синтез онтологической, гносеологической и социально-этической проблематики. Философская система Аристотеля - этика и политика на основе «первой философии» и логики. Метафизика как модель философии. Академия и Ликей как философские школы. Эллинистическо-римская философия (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм): физика, диалектика и этика. Космоцентризм и универсализм античной философии, ее значение для европейской философии и культуры. Основные понятия темы: миф, мифология, Атман и Брахман, дхарма и карма, нирвана, сансара, восьмеричный путь, Инь-Ян, Дао, дэ, жень, ли, благородный муж, логос, фюсис, субстанция, субстрат, диалектика, идея (эйдос), анамнесис, причины, сущность (усия), метафизика, космоцентризм. Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения Религиозные и философские истоки средневековой философии. Византийская и арабская философская мысль. Раннеевропейская христианская философия: апологетика, патристика. Историософия Августина. Средневековая схоластика: теологическая проблематика (бытие Бога, теодицея, соотношение веры и разума, спор об универсалиях) и логический инструментарий мышления. Феномен университета. Фома Аквинский - создатель католической доктрины и систематизатор схоластики. Теоцентризм - определяющий принцип философии Средних веков. Феномен Возрождения (Ренессанса) как рефлексии культурных оснований и секуляризации духовной жизни. Ренессансный гуманизм: проблема человеческой индивидуальности, свободы и творчества (Ф. Петрарка, Дж. Пико делла Мирандола, М. Монтень, Эразм Роттердамский). Природа, познание и метод в натурфилософии Возрождения (Николай Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно). Г. Галилей и формирование новоевропейского понятия науки. Социально политические концепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин). Антропоцентризм и пантеизм философской мысли Возрождения. Основные понятия темы: теология, теоцентризм, патристика, схоластика, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, секуляризация, антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, натурфилософия, утопия. Тема 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Новое время и национально-культурная дифференциация европейской философии. Научная революция XVII века и рационалистический проект философии как науки. Субъект-объектная парадигма. Гносео-методологические стратегии эмпиризма (Ф. Бэкон), рационализма (Р. Декарт), сенсуализма (Дж. Локк). Онтология: пантеистический монизм Б. Спинозы и плюралистическая монадология Г. Лейбница. Научная картина мира И. Ньютона. Идея общественного договора и гражданского общества у Т. Гоббса и Ж-Ж. Руссо. Феномен европейского Просвещения: понятие (И. Кант) и формы-свободомыслие (Ф. Вольтер), атеизм и материализм (энциклопедисты), универсализм И. Гете, историзм И. Гердера. Критика рационализма (Дж. Беркли, Д. Юм). Наукоцентризм - ведущий принцип философии XVII—XVIII вв. Основные понятия темы: научная революция, субъект и объект, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метод, индукция и дедукция, радикальное сомнение, cogito, монада, общественный договор, деизм, атеизм, скептицизм, агностицизм, наукоцентризм. |
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |