Скачать 203.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Направление - 030100.68, философия Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук ДВФУ Кафедра философии курс _1_ семестр _1,2_ лекции _0__ (час.) практические занятия_74_(час.) лабораторные работы_0_(час.) всего часов аудиторной нагрузки_74_ (час.) самостоятельная работа _142_ (час.) зачет __ семестр экзамен_1,2_семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии « 26 » сентября 2012 г. Заведующий кафедрой: С.Е. Ячин Составители: С.Е. Ячин Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Курс «Современные проблемы философии» предназначен для магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 030100.68 «Философия». Цель курса – дать характеристику современной философской ситуации, опираясь из анализа основного предмета спора между различными философскими направлениями и школами, тем самым дать целостное освещение состояния знания и проблематики в современной философии. Задачи:
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Современные проблемы философии» входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла. Дисциплина «Современные проблемы философии» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Новейшие тенденции и направления зарубежной философии», «Современная восточная философия», «Современные методы исследования в социогуманитарных науках». Концепция курса основана на понимании философской ситуации (философской эпохи) как определённой специфичным для данного времени предметом спора различных философских течений и школ (феноменологии, герменевтики, постмодернизма, аналитической философии, неомарксизма, неокантианства, неогегельянства и др.). Соответственно, современная философская ситуация определяется спором различных философских течений и школ о характере и внесубъектных детерминантах человеческой активности (деятельности). Курс вводит в область современного состояния философских проблем и дискуссий. Преимущественно рассматривается период, начиная во второй четверти ХХ века. Проблемы освещаются в соответствии с традиционными академическими рубриками философского знания: природа философии, онтология, теория познания, философская антропология и социальная философия. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения курса магистрант должен знать и иметь навыки: Знать:
Уметь (иметь навыки):
В результате освоения дисциплины у магистрантов формируется следующий ряд компетенций:
Образовательные технологии Для интенсификации образовательного процесса используются интерактивные технологии обучения. Образовательный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Лекции не предусмотрены учебным планом.
Занятие 1. Трансформации философии на путеводной нити языка: некоторые итоги (9 ч.) 1. Лингвистический поворот в философии ХХ века. 2. Связь философского внимания к языку с кризисом идеи субъекта в классической философии. 3. Проблематика теории речевого действия. 4. Сущность языка. 5. Различные трактовки языка в философских школах и течениях. 6. Спор о языке в контексте теории врожденных идей. 7. Философия языка и современная лингвистика. 8. Язык, мышление, культура. 9. Спор о теории лингвистической относительности (2). Занятие 2. Социальная философия в поиске перспектив развития человечества (9 ч.) 1. Спор о глобализме: действительно ли глобальные проблемы являются чем-то новым. 2. Мировая социальная система. 3. Сетевое общество. 4. Изменение социальных институтов и структур. В каком направлении идут эти изменения? 5. Разработка сценариев будущего: роль центров стратегических разработок. На что мы можем надеяться и что мы должны делать?. 6. Кризис либерализма, демократизма и новые модели социальных укладов. 7. Политические и экономические трансформации. 8. Модерн как несостоявшийся проект. Занятие 3. Современное состояние проблемы самообоснования философии (8 ч.) 1. Вопрос о природе философии и философского знания как основной для самой философии. Современное понимание проблемы. 2. Значимые позиции и работы в этой области философов современности (20 век): Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Мерло-Понти, Делез и Гваттари и др. 3. Обсуждение проблемы конца или трансформации философии в профессиональном сообществе. Занятие 4. Историко-философские концепции: к логике развития философской мысли (8 ч.) 1. Имеет ли философия собственную логику развития или она подчиняется внешним детерминантам? 2. Роль гегелевской истории философии в последующих попытках реконструкции этой истории. 3. История философии как история идей. 4. Философия как жанр литературы. 5. Основания типологии истории философии. 6. Связь истории философии и истории науки. 7. Опыт как основание типологии. Занятие 5. Философская онтология и современная научная картина мира (8 ч.) 1. Обзор онтологических теорий в основных направлениях западной философии и общее введение в онтологию в современной аналитической философии. 2. Возникновение современной научной картины мира, история её формирования, её отличие от предшествующих форм понимания действительности, философские и религиозные основания современной научной картины мира, её связь с современным мировоззренческим кризисом. 3. Попытка обоснования современного естествознания и соответствующей ему онтологии через их редукцию к эволюционно-биологическим категориям и аналитическая онтология, ориентированная на современное естествознание. 4. Теоретико-познавательные и общемировоззренческие проблемы, связанные со сциентистскими онтологиями, и попытки решения этих проблем, отчасти через актуализацию античной и христианской философии. Занятие 6. Философская антропология: проблема преодоления кризиса идеи субъекта классической философии (6 ч.) 1. Значение категории субъекта (и субъект-объектной парадигмы) в классической (новоевропейской) философии и причины ее кризиса. 2. Обсуждение возможности новой этики. 3. Кризис европейского гуманизма и вариации на тему перспектив постгуманизма. 4. Понятие самости. 5. О деэссенциализации и десубстанциализации субъекта. 6. Перспективы персонализма. Занятие 7. Тема: Эпистемология: становление новых типов мышления, исследовательских программ и парадигм (6 ч.) 1. Новая эпистемологическая ситуация: от науки фактов к науке эффектов. 2. Знание в состоянии постмодерна. 3. Знание как форма власти. 4. Связь научной и культурно-исторической парадигм. 5. Неклассические концепции истины. 6. Роль рефлексивной методологии. 7. Контуры культурно-исторической эпистемологии. 8. Методология конструктивизма . Занятие 8. «Кризис европейских наук» и современная философия: к проблеме обоснования науки (6 ч.) 1. Актуальность «Кризиса европейских наук» Гуссерля сегодня. Повернулась ли наука сегодня лицом к человеку и его проблемам? 2. Новые типы научной рациональности. 3. Изменение интегративной, методологической, эвристической роли философии в связи с новыми задачами научного познания. 4. Статус междисциплинарных проблем в современной науке. 5. Познание, проектирование и сценирование. 6. Проблема обоснования научного знания. Дискуссия антиреализма и реализма в современной эпистемологии. Занятие 9. Тема: Философия культуры в рамках коммуникативной парадигмы (6 ч.) 1. Понимание культуры в рамках коммуникативной парадигмы. 2. Концептуальные проблемы осмысления коммуникации. 3. Коммуникация и общение: безличное и личное. 4. Экзистенциалы и универсалии культуры как основания их взаимопонимания. 5. Принципы респонзитивной феноменологии. Свой и чужой. 6. Культура как эстафета опыта. 7. Дар как принцип взаимодействия культур и личностей. 8. Понятие опыта в современной философии. Проблема деструкции опыта. Занятие 10. Тема: Метакультурный подход в сравнительном изучении культур (8 ч.) 1. Проблема источника развития культур: возвращение к спору диффузионизма и эволюционизма. 2. Роль Иного в развитии культур. 3. Межтекстовый обмен между культурами. 4. Тематизация личностного начала культуры как основание метакультурного подхода. 5. Рефлексивный опыт культуры как основание межкультурного диалога. 6. Философская компаративистика и ее основные проблемы. 7. Метакультурная компаративистика. 8. Опыт метакультурной компаративистики. 9. Смысл как основная категория метакультурной компаративистики.
Вопросы для подготовки к экзамену 1. Вопрос о природе философии и философского знания как основной для самой философии. Современное понимание проблемы. 2. Значимые позиции и работы в области природы философии и философского знания философов современности (20 век): Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Мерло-Понти, Делез и Гваттари и др. 3. Проблема конца или трансформации философии в профессиональном сообществе. 4. Имеет ли философия собственную логику развития или она подчиняется внешним детерминантам? 5. Роль гегелевской истории философии в последующих попытках реконструкции истории. 6. История философии как история идей. 7. Философия как жанр литературы. 8. Основания типологии истории философии. 9. Связь истории философии и истории науки. 10. Опыт как основание типологии. 11. Обзор онтологических теорий в основных направлениях западной философии и общее введение в онтологию в современной аналитической философии. 12. Возникновение современной научной картины мира, история её формирования, её отличие от предшествующих форм понимания действительности, философские и религиозные основания современной научной картины мира, её связь с современным мировоззренческим кризисом. 13. Попытка обоснования современного естествознания и соответствующей ему онтологии через их редукцию к эволюционно-биологическим категориям и аналитическая онтология, ориентированная на современное естествознание. 14. Теоретико-познавательные и общемировоззренческие проблемы, связанные со сциентистскими онтологиями, и попытки решения этих проблем, отчасти через актуализацию античной и христианской философии. 15. Значение категории субъекта (и субъект-объектной парадигмы) в классической (новоевропейской) философии и причины ее кризиса. 16. Возможности новой этики. 17. Кризис европейского гуманизма и вариации на тему перспектив постгуманизма. 18. Понятие самости. 19. О деэссенциализации и десубстанциализации субъекта. Перспективы персонализма. 20. Новая эпистемологическая ситуация: от науки фактов к науке эффектов. 21. Знание в состоянии постмодерна. 22. Знание как форма власти. 23. Связь научной и культурно-исторической парадигм. 24. Неклассические концепции истины. Роль рефлексивной методологии 25. Контуры культурно-исторической эпистемологии. 26. Методология конструктивизма. 27. Актуальность «Кризиса европейских наук» Гуссерля сегодня. 28. Повернулась ли наука сегодня лицом к человеку и его проблемам? 29. Новые типы научной рациональности. 30. Изменение интегративной, методологической, эвристической роли философии в связи с новыми задачами научного познания. 31. Статус междисциплинарных проблем в современной науке. 32. Познание, проектирование и сценирование. 33. Проблема обоснования научного знания.
Тематика рефератов
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы 1. Корытин, П.В. Проблема природы ценностей в современной западной философии, 2010, № 6. (электронный источник). Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15564545 2. Орлов, В.В. Проблема сложности в современной зарубежной философии, 2010, № 1. (электронный источник). Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14308409 3. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. - СПб: Изд-во "Петрополис", 1999. - 240 с. - http://window.edu.ru/resource/425/66425 |
Рабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1 | Рабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № … | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в аспирантуру разработана профессорско-преподавательским составом... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Высшего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол №3 от 15 марта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1 | Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «История» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1 | Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,... | Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии... ... | ||
Рабочая программа по философии утверждена Цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № | Название ресурса ... | ||
Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана... ... | Сердечно-легочная реанимация (слр) Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № |