Скачать 106.29 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра философии и гуманитарных дисциплин Утверждаю проректор по учебной работе, профессор А.Б. Ходжаян _____________ «______»________________2012 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Философские проблемы танатологии» Для специальностей 060101 - лечебное дело 060103 - педиатрия 060105 - стоматология Рабочая программа разработана на кафедре философии и гумани- тарных дисциплин к.ф.н., доц. А.Н. Есевым Всего часов – 8 часов В том числе: Лекций - 8 часов Семинары – 0 часов Самостоятельная работа – 0 часов Отчётность – зачёт Ставрополь - 2012 Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин «_____________» 2012 года. Протокол №_____ Зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин Сергеева Т.Б. Рабочая программа по философии утверждена Цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин. Председатель Цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин Н.К. Маяцкая. Согласовано: декан лечебного факультета профессор Щетинин Е.В. декан педиатрического факультета к.м.н., доц. Климов Л.Я. декан стоматологического факультета к.м.н., доц. Ивенский Н. И. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Рабочая учебная программа элективного курса «Философские проблемы танатологии» предназначена для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Основной формой организации учебного процесса являются лекции. Лекционные занятия проводятся с использованием мультимедийной аппаратуры и видеоматериалов. На лекционных занятиях студенты слушают и закрепляют учебный материал в форме дискуссий, обсуждения видеофильмов. Для углубления полученных знаний, студенты в рамках научного кружка «Социально – этические проблемы философии и медицины» проводят самостоятельно научные исследования, публикуют тезисы, выступают с докладом на конференции Швейцеровские чтения. Цель и задачи изучения элективного курса Цель: привлечь внимание студентов к философским проблемам современной танатологии, показать их актуальность, значение в формировании личности будущего врача и в решении конкретных медицинских проблем (определение критерия смерти, оказание медицинской помощи умирающим пациентам, объяснение психологических феноменов клинической смерти и т. п.). Задачи: 1. Определить предмет и структуру современной танатологии. Показать роль и место философии и других наук в изучении проблем смерти и умирания. 2. Сравнить представления о посмертном существовании человека в мифах, религии с околосмертными переживаниями пациентов в состоянии клинической смерти. Проанализировать существующие объяснения этих переживаний. 3. Обсудить содержание основных теорий старения и современных научных технологий продления человеческой жизни. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - Существующие подходы к определению критериев смерти, стадии умирания, закономерности изменения психики человека в процессе умирания, способы оказания психологической помощи умирающему. Значение основных понятий курса. - Мифологические, религиозные, философские и научные представления о возможности посмертного существования человека. - Основные теории старения и уровень развития современных научных технологий продления человеческой жизни. Уметь: - Самостоятельно работать с первоисточниками, учебной и справочной литературой по философским проблемам танатологии. - Анализировать различные подходы к пониманию философских проблем танатологии, предлагать собственное решение, обосновывать его в ходе занятий и публичных дискуссий. - Понять психологическое состояние умирающего пациента, помочь ему преодолеть страх перед смертью. Иметь представление: - О социокультурной обусловленности восприятия человеком смерти и посмертного существования. - О существующих способах решения морально – правовых проблем современной танатологии (эвтаназия, трансплантация трупных органов и тканей и т. д.). - О позиции Русской Православной церкви и других религиозных конфессий в решении актуальных проблем современной танатологии. Элективный курс опирается на знания, приобретённые в ходе обучения в школе по гуманитарным и естественным дисциплинам, а также на знания, полученные студентами в процессе изучения в вузе философии и других фундаментальных научных дисциплин. Знания элективного курса могут быть использованы студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических, и клинических дисциплин. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение. Порядок изучения дисциплины. Требования к уровню знаний. Организация научно-исследовательской работы. Основные учебники и учебные пособия.Тема 1. Смерть и умирание. Понятие танатологии. История развития танатологии. Проблемы и структура современной танатологии. Медицинская танатология. Понятие смерти. Социальная смерть. Критерии смерти: традиционный критерий, «смерть мозга», «кортикальная смерть». Стадии смерти. Смерть и летаргический сон. Магия Вуду и проблема определения критериев смерти. Ф. Арьес об особенностях восприятия смерти в истории западной культуры. Традиционная, современная и постсовременная модели восприятия смерти. Эвтаназия и её виды. Патернализм и антипатернализм. Хоспис и право человека на достойную смерть. Психологическая смерть. Э. Кюблер – Росс о стадиях изменения психики умирающих пациентов: отрицание и изоляция, возмущение, переговоры, депрессия, принятие смерти и смирение. Страх перед смертью и способы его преодоления. Танатотерапия. Тема 2. Проблема посмертного существования. Представления о посмертном существовании в античной мифологии. Египетская «Книга мёртвых» о загробном существовании человека и история её формирования (тексты пирамид, тексты саркофагов, папирусные свитки). Тибетская «Книга мёртвых» (Бардо Тёдол) – освобождение души умершего человека посредством слушания. Состояния души после смерти: Чикай Бардо; Хониид Бардо; Сидпа Бардо. Тибетская «Книга мёртвых» и современная медицина. Представления о посмертном существовании в христианстве и исламе. Спиритизм. Клиническая смерть. Р. Моуди о жизни после смерти. Психические переживания человека в клинической фазе умирания. Клиническая смерть и сверхспособности человека. Возможные объяснения околосмертных переживаний (религиозное, фармакологическое, физиологическое, неврологическое, психологическое). Тема 3. Старение человеческого организма и способы продления жизни. Старение как биологический процесс. Теории старения. Теория И. Мечникова: насыщенность жизнью и инстинкт смерти. Теории первой половины XX века: молекулярная, генетическая, теория аутоинтоксикации. Старение и теория стресса. Адаптационно - регуляторная теория старения. Влияние социальных факторов на процесс старения. Динамика продолжительности жизни в мире и России. Секреты долголетия. Научные технологии продления жизни. Клеточная терапия П. Ниханса. Переливание крови как способ омоложения организма (А. Богданов). Криобиология и проблема бессмертия. Энергетическое питание. Электронные протезы. Информационное бессмертие. Современные медицинские технологии продления человеческой жизни (клеточная, регенеративная, с использованием стволовых клеток и генной инженерии). Заключение. Краткий итог изучения дисциплины. Распределение часов по темам
Планы лекций
Информационное и материальное обеспечение ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Налчаджян А.А. Загадка смерти. – СПб., 2004. 2. Кюблер – Росс Э. О смерти и умирании. – К., 2001. 3. Моуди А. Рэймонд Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К., 1994. 4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992. Дополнительная: 1. Грибков О. Терапия от Танатоса // Знание – сила. 2005. №7. 2. Введение в биоэтику. Учебное пособие. – М., 1998. 3. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). – М., 1994. 4. Чегодаев М.А. Древнеегипетская «Книга мёртвых» // Вопросы истории. 1994. №8 – 9. 5. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов, и об аде. - К., 1993. 6. Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1993. 7. Хаббард Л. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. – М., 1993. 8. Тибетская «Книга мёртвых». Бардо Тхёдол. – М., 2009. 9. По Эдгар Аллан Преждевременные похороны // Собрание рассказов. – М., 1992. 10. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. 11. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жизнь до конца. – М., 1990. 12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 13. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989. 14. Уиклер Д., Брок Д., Каплан А., Деджордж Р., Герт Б., Вич Р. На грани жизни и смерти (краткий очерк современной биоэтики в США) // Знание. Этика. 1989. №12. 15. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. – М., 1987. 16. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича // Собр. соч.: В 12 т., Т. 10. – М., 1975. 17. Неговский В.А. От смерти к жизни. – М., 1975. 18. Древнеегипетская книга мёртвых. Слово устремлённое к Свету.- М., 2008. ВИДЕОФИЛЬМЫ: 1. Эликсир бессмертия. 2. Заново рождённые. 3. Жизнь после смерти. Исповедь покойника. 4. Путешествие на тот свет. 5. Вечная жизнь. 6. Стать бессмертным. 7. Эвтаназия. Право на смерть. 8. Трансплантация. 9. Спиритизм. 10. Летаргия. 11. Волчья стая. 12. Таблетка от старости. 13. Тибетская Книга Мертвых. Путь Жизни. Великое Освобождение. 1994, Режиссер: Хироки Мори, Юкари Хаяши 14. Тайны смерти. 2009, Режиссёр: А. Попова. Перечень материально-технического обеспечения 1. Методический кабинет и читальный зал кафедры философии. 2. Лекционных аудиторий-4 3. Компьютеры PIV-2.0 -3 шт. 4. Ноутбук ACER -1 5. Принтеры «Canon LBP – 810»; «Canon LBP – 1120» 6. Сканеры HP SJ 2400; HP – 3500 7. Проектор BenQ -1 шт. 8. Экран 198*264 Draper Luma 9. Ресивер PHILIPS FR 760/00 10. Моноблок SAMSUNG - видеодвойка 11. Телевизор SAMSUNG- + Видеомагнитофон TOCHIBA SD-26 VSR 13. DVD-плеер Vitek |
Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана... Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин | Среднего профессионального образования калининградской области Рассмотрен на заседании цикловой (предметной) методической комиссией специальных дисциплин | ||
Рабочая программа дисциплины иностранный язык (английский) Для специальности... Рабочая программа согласована с межкафедральной цикловой методической комиссией по гуманитарным | Программа дисциплины электромонтажная практика Одобрена предметной (цикловой) комиссией общих профессиональных дисциплин Протокол №1 от | ||
Рабочая программа по дисциплине Экономическая теория Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин, товароведения и туризма | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одобрена цикловой комиссией электротехнических дисциплин и вычислительной техники | ||
Программа самостоятельной работы студентов по дисциплине «иностранный язык (английский)» Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин | Название ресурса ... | ||
Сердечно-легочная реанимация (слр) Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № | Форма экзамена: тест Продолжительность ... | ||
Материалы для самообследования (тесты) ... | Как составляются и толкуются гороскопы ... | ||
Программа по обществознанию спо – 117 часов Содержание рабочей учебной программы Рассмотрено на заседании цикловой (предметной) методической комиссии специальных дисциплин | Урок из этой отставки может извлечь бизнесмен? Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № | ||
А. В. Федотов. О некоторых проблемах толкования и применения ст. 110 Ук РФ Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол № | Ответ: б Под амбивалентностью в психологии понимают ... |