Форма экзамена: тест Продолжительность





Скачать 123.27 Kb.
НазваниеФорма экзамена: тест Продолжительность
Дата публикации18.07.2013
Размер123.27 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ПРОГРАММА

аттестационных испытаний

для поступающих на 2-й, 3-й курсы

в ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» на 2013/2014 учебный год
Направление: 030300.62 Психология

Предмет: Введение в специальность

Форма экзамена: тест

Продолжительность: 2 часа (120 минут)

Система оценки: 100-балльная

Критерии оценивания:

менее 15 правильных ответов – неудовлетворительно;

16-20 правильных ответов – 50-70 баллов

21-27 правильных ответов – 71-90 баллов

28-30 правильных ответов – 91-100 балов
Наименование разделов и тем

  1. Психология как наука.

    1. Психология как наука.

    2. Предмет психологии.

    3. Методы психологии. Наблюдение, эксперимент.

    4. Метод тестов.

    5. Язык живописи.

  2. Психология личности.

    1. Человек – индивид – личность.

    2. Теории личности.

    3. Личность в концепции З. Фрейда.

    4. Концепция типов личности К.Г. Юнга.

    5. Психосинтез Р. Ассаджоли.

    6. Трансактный анализ Э.Бёрна.

    7. Обобщение «Глубинная психология»

    8. Биологический фундамент личности.

    9. Познавательные процессы.

    10. Опыт.

    11. Направленность личности.

    12. Потребности личности в концепции А. Маслоу.

    13. Эмоциональная жизнь личности.

    14. Фрустрация и фрустрационная толерантность.

  3. Личность во взаимодействии с обществом.

3.1.Концепция А. Адлера

3.2.Поведение.

3.3.Деструктивное поведение.

3.4.Общение.

  1. Психология группы.

    1. Сущность группового взаимодействия.

    2. Лидерство и групповые процессы.

    3. Манипулятивное общение.

    4. Межличностное общение и групповые нормы.

    5. Психологический климат в группе.

    6. Конфликт

  2. Общественное сознание.

    1. Феномен общественного сознания.

    2. Миф и реальность. Концепция иллюзионизма Р. Гарифуллина.

  3. Психология нации.

    1. Национальное самосознание, менталитет.

    2. Отражение менталитета нации в культурных знаках.


Тема 1. Введение в научную психологию.

Предмет, задачи и методы научной психологии.

Проблема профориентации

Определение психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психика и теория отражения, природа и характеристика психического как свойства нервной системы, мозга. Физиологические основы высшей нервной деятельности. Развитие рефлекторной теории. Понятие о I и II сигнальных системах и их взаимодействии.

Возникновение и развитие психики в биологической эволюции.

Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Физико-химическая школа в биологии. Дарвинизм. Мозг и психика. Учение о рефлексе. Психофизиология органов чувств и психофизика. История развития психологии. Основные психологические школы; гештальтпсихология, психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание. Общее состояние русской психологической науки в начале XX в. Решение методологических вопросов психологии в трудах советских психологов. Вклад Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в развитие психологической мысли. Советский фрейдизм. Советские психологические школы. Проблема "воспитание и природа" и дискуссия между советскими учеными. Роль психологов в разрешении данной проблемы.

Методы психологии: наблюдение, беседа, опросные листы, тесты, социометрия. Контент-анализ, эксперимент и его виды, графические методы. Методика психологического исследования. Роль и значение психодиагностики в современных условиях. Задачи психологии и основных ее отраслей для современной общественной практики.

Тема 2. Активность личности. Личность и деятельность

Активность личности. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. Естественные и культурные потребности.

Механизм формирования потребностей: влечение, желание, потребность. Понятие о доминирующей потребности в структуре актуальных потребностей. Социальные потребности. Потребность в труде, общении. Общественно-личный характер потребностей.

Мотивы как побуждение к деятельности. Мотивация деятельности и поведения. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Интересы. Психологическая установка, влечения и особенности их функционирования.

Общая характеристика деятельности. Личность как субъект деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Цель - peгулятор деятельности. Отличие активности животных от деятельности человека. Деятельность и развитие личности. Ведущая деятельность. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Структура деятельности. Освоение деятельности. Умение, навыки, привычки. Формирование умений и навыков. Взаимодействие навыков: перенос и интерференция. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд, общение. Современные критические подходы к ведущим видам деятельности.

Тема 3. Проблема личности в психологии и педагогике.

Индивидуально-психологические особенности личности

Человек, индивид, личность и индивидуальность. Личность и общество.

Биологическое и социальное в развитии личности. Развитие данной проблемы во взглядах выдающихся философов: Дж. Локка, Гельвеция, Ж.Ж. Руссо и т.д. Дискуссия по проблеме "природа-воспитание" в работах советских ученых. Решение проблемы "биологического и социального" в отечественной психологии и педагогике.

Социализация. Механизмы социализации личности: подражание, идентификация, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование установленным нормам. Источники социализации. Межличностная идентификация как социально-психический механизм социализации детей. Источники и механизмы полоролевой типизации. Положительное и отрицательное влияние конформизма на социализацию личности.

Теория развития личности в трудах выдающихся советских психологов С.Я. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева. Понятие "деятельность" и роль "ведущей деятельности" в развитии личности. Роль Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева в решении проблемных вопросов развития и профессионального становления личности.

Теории развития личности и ее динамическая структура по К.К. Платонову. Соотношение наследственности и среды в онтогенезе. Понятие генотипа и фенотипа. Онтогенез и филогенез. Биологически обусловленная подструктура.

Темперамент, характер, способности. Понятие о темпераменте. Устойчивость и постоянство темперамента в процессе развития личности. "Демаскировка" темперамента. Историческое содержание в учении о темпераментах: Гиппократ, И.П. Павлов, современные взгляды на типологию темперамента. Тип темперамента и тип высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Роль темперамента в трудовой и индивидуальной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль поведения в трудовой деятельности. Свойства темперамента и особенности воспитания подрастающего поколения.

Характер и индивидуальность человека. Структура характера. Черты характера. Акцентуация черт характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Патохарактерологические черты личности и характер. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера.

Способности и задатки. Характеристика способностей. Общие и специальные способности и их формирование. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Учет способностей в различных видах деятельности. Творческие способности. Учет способностей в профориентационной деятельности.

Тема 4. Особенности познавательных и эмоциональных процессов.

Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие. Физиологические основы ощущений и их рефлекторная природа. Рецепторы и анализаторы. Виды ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность. Взаимодействие ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Физиологические основы восприятия и его свойства: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Апперцепция. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие пространства и времени. Зрительные иллюзии.

Высшие познавательные процессы. Память и мышление. Память и ее физиологические механизмы. Виды памяти и их взаимосвязь. Характеристика мнемических процессов памяти - запоминания, сохранения, воспроизведения. Реминисценция. Забывание и его характеристика.

Мышление как высший познавательный процесс и его социальная природа. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индуктивное и дедуктивное мышление. Репродуктивное и продуктивное мышление. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение. Мотивация мышления. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Тема 5. Проблема общения в психологии.

Психология взаимоотношений и взаимопонимания в группе.

Закономерности общения и взаимодействия людей. Понятие об общении. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Единство общения и деятельности, его значение. Общение и менеджмент. Общение как обмен информацией. Общение и язык. Вербальная и невербальная коммуникация. Роль речи в формировании группы управляющего. Общение как межличностное взаимодействие. Такт и бестактность. Общение как понимание людьми друг друга. Стереотипизация и преодоление барьеров в общении. «Эффект ореола». Обратная связь в общении. Личностное общение. Экстравертированность и интравертирован-ность. Уровни общения и взаимопонимания.

Тема 6. Управление малыми социальными группами

Группы и их классификация. Виды групп: условные и реальные, официальные и неофициальные, референтные и нейтральные. Типология групп по уровню сформированности межличностных отношений в процессе деятельности; диффузные, просоциальные и асоциальные ассоциации, коллективы и корпорации. Характеристика межличностных отношений в группе. Формальная и неформальная структура групп и коллективов. Дж. Морено и социометрия. Лидер и стили руководства. Социально-психологический климат. Массовые социально-психологические явления: подражание, заражение, внушение, общественное мнение, коллективное переживание. Межличностные конфликты и способы их разрешения и предотвращения. Методы исследования малых групп и значение их результатов для практической деятельности. Конфликты и пути их разрешения. Структура и динамика конфликтов.

Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь. Развитие мышления в процессе обучения.

Воображение и его социальная природа. Виды воображения, его физиологические основы. Воображение и проблемная ситуация. Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в творчестве.

Внимание как особое свойство сосредоточенности сознания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания: устойчивость, объем, распределение, концентрация, переключение. Роль внимания в профессиональной деятельности. Зависимость травматизма от отрицательных свойств внимания.

Понятие о чувствах и эмоциях. Сигнальная и регуляторная функция чувств. Качества, содержание и динамика чувств. Классификация чувств. Физиологические основы эмоций. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты. Настроения. Стресс. Ганс Селье и его теория стресса. Эмоциональные черты личности. Высшие чувства как результат общественного развития личности. Роль воспитания в развитии чувств.

Понятие о воле и волевой деятельности. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевое усилие. Волевые качества личности и их формирование. Дисциплинированность как волевой навык. Свобода воли и личностная ответственность.
ОБРАЗЕЦ ТЕСТА
Обведите кружком номер правильного ответа:
1. Предметом психологии, по мнению представителей бихевиоризма, является

1. поведение 3. познавательные процессы

2. психика 4. сознание
2. К представителям гуманистического подхода относится

1. Ж. Пиаже 2. А.Н. Леонтьев 3. П. Жане 4. К. Роджерс
3. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется

1. контент-анализом; 2. анализом продуктов деятельности;

3. беседой; 4. экспериментом.
4. Психология как наука о поведении возникла

1. в XVII в. 2. в XVIII в. 3. в X в. 4. в XX в.
5. Психология – это наука о функциях сознания согласно

1. функционализм 3. бихевиоризму

2. структурализму 4. психоанализу
6. Автором культурно-исторической концепции является

1. Ж. Пиаже 2. А.Н. Леонтьев 3. П. Жане 4. Л.С. Выготский
7. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы

1. познавательные 3. эмоциональные

2. мотивационные 4. волевые
8. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений – это

1. апперцепция 2. иллюзия 3. наблюдательность 4. осязание
9. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется

1. реминисценцией 3. интериоризацией

2. интерференцией 4. экстериоризацией
10. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью

1. механической 2. логической 3. эмоциональной 4. аудиальной

11. Высшим видом памяти считается память

1. двигательная 2. образная 3. эмоциональная 4. вербальная
12. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает

1. ощущение 2. восприятие 3. внимание 4. память
13. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено

1. У. Найссером 3. А.А. Ухтомским

2. В.М. Бехтеревым 4. П.Я. Гальпериным
14. О возможностях субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как

1. концентрация 3. устойчивость

2. распределение 4. избирательность
15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как

1. объем 2.избирательность 3. устойчивость 4. распределение
16. Привлечению внимания способствует (ют)

1. только интенсивность раздражителей

2. только отношение раздражителей к потребностям, интересам

3. только контрастность раздражителей

4. отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей
17. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного или неприятного процессов и результатов практической деятельности, как

1. непосредственное 3. сознательное

2. опосредованное 4. рациональное


18. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и)

1. только приспособительную

2. только мобилизационную

3. только приспособительную и интегративную

4. приспособительную, мобилизационную и интегративную
19. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как

1. настроение 2. стресс 3. тревога 4. гнев
20. То, что в организме человека (как у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает

1. З. Фрейд 2. К. Лоренц 3. В. Мак-Дауголл 4. Дж. Доллард
21. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом

1. понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

2. понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

3. эти понятия – синонимы

4. понятие «мотив» является разновидностью понятия «мотивация»

22. Иерархическую пирамиду потребностей разработал

1. К. Роджерс 2. А. Маслоу 3. Г. Олпорт 4. В. Кёлер
23. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей – это

1. перцепция 3. каузальная атрибуция

2. аттракция 4. апперцепция
24. В исследованиях А.Н. Леонтьева доказано, что, если, выполняя мотивиро-ванное действие, субъект затем начинает выполнять действие ради него самого, то это свидетельствует о сдвиге

1. цели на условие 3. условия на цель

2. мотива на цель 4. цели на мотив
25. Показателем аффекта является

1. незначительное изменение сознания

2. нарушение контроля воли за своими действиями

3. сохранение самообладания

4. сохранение контроля воли за своими действиями
26. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это

1. горе 2. стыд 3. гнев 4. страх
27. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется

1. рефлексией 2. идентификацией 3. эмпатией 4. симпатией
28. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений меду предметами и явлениями, как

1. беспричинные

2. корреляционные

3. причинно-следственные

4. какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления
29. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление

1. наглядно-действенное 3. словесно-логическое

2. наглядно-образное 4. интуитивное
30. Мышление в контексте культурно-исторической теории рассматривал

1. Л.С. Выготский 2. Ж. Пиаже 3. Ж. Годфруа 4. П. Жане

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форма экзамена: тест Продолжительность iconФорма экзамена: тест Продолжительность
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconПравила проведения экзамена по системе open book Продолжительность экзамена 5 часов
На экзаменационной форме следует указать регистрационный номер кандидата, дату и место проведения экзамена, название экзаменационного...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconПисьменное задание (форма экзамена) Инструкция по выполнению
Уважаемые господа! Данная форма экзамена предлагается Вам по желанию и является льготной. Поэтому преподаватель считает вправе ставить...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconЭкзамен по русскому языку (письменный и устный) для абитуриентов-иностранцев...
Продолжительность устного ответа на экзамене – 15 минут (+ 15 минут на подготовку ответа)
Форма экзамена: тест Продолжительность iconКоличество заданий в тест-билете – 9 Количество вариантов тест-билетов...
На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconНедельная учебная нагрузка (по всем классам и параллелям, продолжительность...
Наличие динамической паузы, ее продолжительность: предусмотрена, продолжительность 40 минут
Форма экзамена: тест Продолжительность iconИнструкция для участника экзамена
Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconПрограмма вступительного экзамена по математике
Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconОсновное общее образование
Срок освоения образовательных программ основного общего образования в 5-9 классах составляет 5 лет. Продолжительность учебного года...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Ресурс включает методическую...
Форма экзамена: тест Продолжительность iconКласс: 8 Продолжительность
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращённая) на базе среднего профессионального образования
Форма экзамена: тест Продолжительность iconФорма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению...
Форма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 38. 06. 01 – Экономика
Форма экзамена: тест Продолжительность iconТест для спец экзамена по специальности "Лабораторная диагностика"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Форма экзамена: тест Продолжительность iconПо обществознанию (письменный тест)
Эти тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена егэ по истории в 2011 году
Форма экзамена: тест Продолжительность icon7 семестр Форма контроля — зачет
Наличие файла письменных работ (2 резюме, 1 эссе + тест ielts (чтение, аудирование, говорение)
Форма экзамена: тест Продолжительность iconФорма проведения вступительного экзамена в аспирантуру по направлению...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск