Технологии формирования компетенций
| Результаты освоения дисциплины.
Обучающийся должен
| Лекции
| Практические
Занятия
| СРС
| Модуль 1 – 1 ЗЕТ.
| 1 Предмет и задачи философии (2 часа)
1. Природа и специфика философских проблем. Философия и мировоззрение.
2. Генезис философии: миф, религия, любовь к мудрости.
3. Наука и философия: общее и особенное.
4. Философия в системе культуры. Роль философии в жизни человека и общества.
Литература: [1-4, 9, 13]
2-3 Исторические типы философии (3 часа)
1. Античная философия:
- основные характеристики античной философии; космоцентризм;
- софисты и Сократ; учение об идеях (Платон);
- основные проблемы философии Аристотеля;
- этические учения Эпикура, стоиков.
2. Философия средневековья:
- основные темы и идеи; теоцентризм; учение о человеке;
- схоластика: номинализм и реализм как ведущие направления философии.
3. Философия Нового Времени:
- антропоцентризм философии Возрождения;
- рационализм и эмпиризм: Р. Декарт и Ф. Бэкон;
- учение о свободе воли Б. Спинозы;
- философские идеи немецкой классической философии: Кант и Гегель;
- философия К. Маркса;
- иррационализм в философии: С. Кьеркегор, Ф. Ницше.
4. Русская философия Х1Х-ХХ веков: основные темы и идеи.
5. Современная западная философия: проблемы и направления.
Литература: [1-4, 5, 9, 10, 11, 13]
| 1 Роль философии в жизни человека и общества (2 часа)
Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения: миф, религия, философия, искусство.
Философия и наука: сходства и различия.
Философия и жизнь.
Структура философского знания.
Литература: [1-4, 9, 13]
2-5 Исторические типы философии (8 часов)
1. Античная философия:
- натурфилософия. Софисты и Сократ. Платон;
- этические учения античности.
2. Средневековая философия:
- природа, история и человек в средневековой философии;
- христианская концепция человека.
3. Основные ориентиры философии и культуры Возрождения:
- антропоцентризм; гуманизм.
4. Рациональная философия Нового Времени:
- Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники философии Нового Времени. Проблема метода. Становление рационализма;
- философия Просвещения о «естественных правах» и «разумном эгоизме» человека. Идея общественного договора;
- диалектика Гегеля как вершина европейской философии;
- философская позиция К. Маркса;
- основные идеи и темы русской философии.
Литература: [1-4, 5, 9, 10, 11, 13]
| Подготовка к лекционным занятиям -1-3 – 6 часов,
литература: [1-4].
Подготовка к практическим занятиям по темам - 1-5 - 11 часов. Литература: [1-4]
1) изучить рекомендованную литературу;
2) ответить на вопросы к соответствующему практическому занятию;
3) сделать необходимые конспективные записи
Подготовка к контролю успеваемости –2 часа.
Литература: [1-4]
1) повторить содержание лекций по темам 1-3;
2) ответить на вопросы к практическим занятиям 1-5;
3) повторить содержание и проблематику изученных первоисточников
| Знать:
- основные этапы развития философской мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
- научные, философские и религиозные картин мироздания, их фундаментальные понятий и принципы;
Уметь:
- обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческих отношений, в педагогической деятельности.
- самостоятельно размышлять над социально мировоззренческими и теоретико-познавательными проблемами через приобщение к философской традиции размышлений о вечных вопросах бытия.
Владеть:
- навыками понимания специфики философской проблематики и ее органической связи с жизненными проблемами человека и социума;
- навыками понимать и анализировать различные мировоззренческие позиции, формирование способности продумывать, четко выражать и защищать свою позицию в условиях мировоззренческого и культурного плюрализма;
- навыками критического и рефлексивного мышления
| Модуль 2 – 1 ЗЕТ.
| 4 Проблема бытия и сознания в философии (2 часа)
1. Метафизика бытия: монистические и плюралистические концепции.
2. Движение, развитие, пространство, время. Материальное и идеальное. Бытие и небытие.
3. Самоорганизация бытия. Философское понимание природы и космоса.
4. Детерминизм и индетерминизм: динамические и статистические закономерности. Диалектика.
5. Проблема сознания в христианской философии.
6. Проблема сознания в Новое время.
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.
8. Проблема бессознательного. Психоаналитическая концепция сознания.
Литература: [1-4]
5 Человек как проблема философии. (2 часа)
1. Проблема человека в истории философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.
2. Личность. Философское осмысление свободы человека.
Литература: [1-4]
6 Основы социальной философии (2 часа)
1. Общество как предмет социально-философского анализа. Общество как целостность. Структура общества.
2. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Проблема направленности, прогресса и смысла истории.
3. Запад и Восток как различные типы цивилизации. Проблема цивилизационной идентичности и исторического выбора России.
Литература: [1-4]
| 6 Проблема бытия в философии (2 часа)
1. Бытие как философская проблема.
2. Движение, пространство, время. Виды бытия. Материальное и идеальное.
3. Диалектика и метафизика.
4. Детерминизм и индетерминизм.
Литература: [1-4]
7 Сознание как проблема философии (2 часа)
1. Метафора сознания в античной философии.
2. Открытие внутреннего мира человека в христианстве.
3. Проблема сознания в философии Нового Времени.
4. Сознательное и бессознательное: Маркс и Фрейд.
Литература: [1-4]
8-9 Человек как проблема философии. (4 часа)
1. Образы человека в истории философской мысли.
2. Биологическое и социальное в человеке.
3. Проблема свободы в философии. Свобода внутренняя и внешняя. Свобода и ответственность.
4. Проблема смысла жизни в философии.
5. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
Литература: [1-4]
10-11 Общество. Многообразие культур, цивилизаций. Запад, Восток, Россия в диалоге культур (4 часа)
1. Понятие общества. Структура общества.
2. Источники и движущие силы общественного развития.
3. Гражданское общество и правовое государство: экономические, социальные и культурно-духовные предпосылки. Человек в системе социальных связей.
4. Линейно-стадиальный и цивилизационный подходы к истории. Проблема общественного прогресса.
5. Единство и многообразие истории: формы проявления и перспективы.
Литература: [1-4]
| Подготовка к лекционным занятиям -4-6 – 6 часов,
литература: [1-4].
Подготовка к практическим занятиям по темам 6-11 - 11 часов
Литература: [1-4]
1) изучить рекомендованную литературу;
2) ответить на вопросы к соответствующему практическому занятию;
3) сделать необходимые конспективные записи
Подготовка к контролю успеваемости – 2 часа
Литература: [1-4]
1) повторить содержание лекций по темам 6-10;
2) ответить на вопросы к практическим занятиям 6-10;
3) повторить содержание и проблематику изученных первоисточников.
| Знать:
- философские и религиозно-этические концепции человека, его назначения и смысла жизни;
- взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- сущность сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- историчность человеческого бытия, многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса, аксиологическое измерения истории.
Уметь:
- обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческих отношений, в педагогической деятельности.
- самостоятельно размышлять над социально мировоззренческими и теоретико-познавательными проблемами через приобщение к философской традиции размышлений о вечных вопросах бытия;
Владеть:
- навыками понимания специфики философской проблематики и ее органической связи с жизненными проблемами человека и социума;
- навыками понимать и анализировать различные мировоззренческие позиции, формирование способности продумывать, четко выражать и защищать свою позицию в условиях мировоззренческого и культурного плюрализма;
- навыками критического и рефлексивного мышления
| Модуль 3 – 1 ЗЕТ.
| 7 Познание как проблема философии (2 часа)
1. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
2. Проблема истинности знания. Диалектика относительнойи абсолютной истины.
3. Вера и знание. Познание и практика.
4. Диалектика как метод познания.
5. Научное познание, его специфика и структура. Научные революции.
Литература: [1-4, 9, 13]
8 Человек в информационно-техническом мире (2 часа)
Понятие техники. Основные этапы ее развития.
Информационное общество: достижения и проблемы. Человек в «постчеловеческом» мире.
Литература: [1-4, 9, 13]
9 Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем (2 часа)
1. Современная цивилизация и глобализация истории.
2. Взаимодействие культур, возможные сценарии будущего, идея управляемости истории.
Литература: [1-4, 9, 13]
| 12-13 Проблема познания в философии (4 часа)
1. Познание как предмет философского анализа.
2. Познание и практика. Вера и знание.
3. Проблема истины. Абсолютное и относительное в познании.
4. Методы и формы научного знания.
5. Критерии научности знания.
Литература: [1-4, 9, 13]
14-15 Человек в информационно-техническом мире (4 часа)
1. Человек и мир техники.
2. Информационное общество: пути и перспективы.
Литература: [1-4, 9, 13]
16-17 Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем (4 часа)
1. Общая характеристика современной цивилизации: достижения и проблемы.
2. Глобализация истории и проблемы взаимодействия культур.
3. Возможные сценарии будущего.
Литература: [1-4, 9, 13]
| Подготовка к лекционным занятиям -7-9 – 5 часов,
литература: [1-4].
Подготовка к практическим занятиям 12-17 - 12 часов.
Литература: Литература: [1-4, 9, 13]
1) изучить рекомендованную литературу;
2) ответить на вопросы к соответствующему практическому занятию;
3) сделать необходимые конспективные записи.
Подготовка к контролю успеваемости – 2 часа.
Литература: [1-4]
1) повторить содержание лекций по темам;
2) ответить на вопросы к практическим занятиям 12-14
3) повторить содержание и проблематику изученных первоисточников.
| Знать:
- многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе;
- роль науки в развитии цивилизации, научной рациональности и её исторических типов, структуру и эволюцию форм и методов научного познания, соотношение науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем;
- роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах.
Уметь:
- обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческих отношений, в педагогической деятельности.
- самостоятельно размышлять над социально мировоззренческими и теоретико-познавательными проблемами через приобщение к философской традиции размышлений о вечных вопросах бытия.
Владеть:
- навыками понимания специфики философской проблематики и ее органической связи с жизненными проблемами человека и социума;
- навыками понимать и анализировать различные мировоззренческие позиции, формирование способности продумывать, четко выражать и защищать свою позицию в условиях мировоззренческого и культурного плюрализма;
- навыками критического и рефлексивного мышления
| Памятка
по изучению дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»
в 3-ем семестре
Дисциплина изучается в 3-м семестре и завершается экзаменом для студентов направления подготовки бакалавров 230700 "Прикладная информатика" по договору между АлтГТУ (РФ) и Университетом NEUSOFT (КНР).
. Зав.кафедрой: В.Ю. Инговатов
« ____» ___________ 20__ года
Цель изучения дисциплины «Философия» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми студент должен быть способен логически верно и аргументировано мыслить и правильно строить устную и письменную речь, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах социальной и профессиональной деятельности.
Для достижения данной цели студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Философия». Философия изучается один семестр. Курс состоит из трёх модулей.
Содержание дисциплины и компетенций направления подготовки
Код компетенции
| Формулировка компетенции
| 230700.62 «Прикладная информатика» - ОК – 1,2,5
| ОК-2: «способен логически верно, агументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики»
ОК-1: «способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества»
ОК–5: «способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию»
|
Литература и учебно-методические материалы
Основная литература
Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях : учебное пособие / О.С. Поршнева. – М. : Директ-Медия, 2013. – 161 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Философия: учебник / отв.ред. Лавриненко В.Н. – изд. Юнити-Дана, 2012. – 678 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Философия : учебное пособие / Я. С. Яскевич. - Минск : Вышэйная школа, 2012. – 476 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Дополнительная литература
Основы философских знаний : учеб. пособие / Н. А. Белоусов, В. Ю. Инговатов ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова, [Ин-т интенсив. образования]. - Барнаул : АлтГТУ, 2010. - 204 с. (16 экз.)
В мире философских знаний : хрестоматия / под ред. В. Ю. Инговатова и И. В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2012. – 294 с.
Античная философия : [учебник] / А. С. Богомолов. - Изд. 2-е. - М. : Высш. шк., 2006. - 389 с. – 1 экз.
Васильев С.Ф. Философия: поиск истины Часть 1. [Электронный ресурс]: Учебное пособие.— Барнаул: АлтГТУ, 2010.—(186 экз.) - Электрон. дан.–Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/eum/filos/Vasilievfil-1.pdf
Васильев С.Ф. Философия: поиск истины Часть 2. [Электронный ресурс]: Учебное пособие.— Барнаул: АлтГТУ, 2010- (186 экз.) Электрон. дан.–Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/eum/filos/Vasilievfil-2.pdf
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / [И. Т. Фролов и др.]. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Республика, 2004. - 622 с. – 1 экз.
Гуревич П.Е. Философия. Хрестоматия. М. : Директ-Медия, 2013. – 539 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Диалоги : [пер. с древнегреч.] / Платон ; [авт. вступ. ст. Р. Светлов]. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 445, - 3 экз.
История античной философии : научное издание / Г. Арним ; авториз. пер. с нем. и предисл. С. И. Поварнина. - Изд. 2-е. - М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. – 264. – 1 экз.
История философии [Электронный ресурс] : версия 2.0. - Электрон. дан. - М. : БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - (Электронная библиотека).
Онтология. Тексты философии. Учебное пособие для вузов / В.Ю. Кузнецов. - М. : Академический проект, 2012. – 352 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Практикум по философии : учеб.-метод. пособие / под. ред. Инговатовой А.Г. ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - .Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. - 63 с. (60 экз.)
Русская философия в текстах : хрестоматия-справочник. Учебное пособие / Л.И. Пахарь. - СПб : Алетейя, 2012. – 527 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Смирнов А.В. История арабо-мусульманской философии. Антология. М. : Академический проект. 2013. – 267 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
Философия философии. Тексты философии. Учебное пособие для вузов / В.Ю. Кузнецов. - М. : Академический проект, 2012. – 352 с. [ЭБС: Университетская библиотека ONLINE]
3. График контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Модуль
| Время проведения
| Вес в итоговом рейтинге
| Примечания
| 1
| 5 неделя
| 0,15
|
| 2
| 10 неделя
| 0,15
|
| 3
| 14 неделя
| 0,2
|
| Экзамен
| Сессия
| 0,5
|
|
Информация о тестировании (АСТ) по дисциплине «Философия»
АСТ-тестирование по дисциплине «Философия» длится 60 минут. В индивидуальном тесте студенту представлено 30 заданий различной степени сложности по пройденному курсу «Философии»:
Блок А: 10 заданий, коэффициент сложности – 1. За выполнение простейших заданий, содержащихся в блоке А, студент может набрать 17,2 балла максимум.
Блок В: 12 заданий, коэффициент сложности – 2. За выполнение мредней стпени сложности заданий блока В, студент может набрать 41,4 балла максимум.
Блок С: 8 заданий, коэффициент сложности – 3. За выполнение повышенной степени сложности заданий блока С, студент может набрать 41,4 балла максимум.
Итого – 100 баллов.
Примечания
1. Контрольное испытание, текущий рейтинг (аттестации) и итоговый рейтинг студента рассчитывается по 100-бальной шкале.
2. При нескольких попытках сдачи контрольных испытаний в зачёт студенту по каждому из них идёт среднеарифметическая от суммы баллов за каждую попытку.
3. Для успешного освоения дисциплины «Философия» студент обязан посещать и активно работать на каждом лекционном и практическом занятии.
4. Итоговый рейтинг с учётом посещаемости занятий рассчитывается по формуле: 100 баллов Х 0,9 + баллы за посещаемость (50%<П≤60% = 2 балла; 60%<П≤70% = балла; 70%<П≤80% = 6 баллов; 80%<П≤90% = 8 баллов; 90%<П = 10 баллов).
5. Студент имеет возможность поднять свой семестровый рейтинг по дисциплине. Студенты, стремящиеся глубже изучить философию, могут получить и выполнить в срок до 16 недели семестра дополнительные творческие задания:
1) написать и защитить реферат («отличный» реферат повышает семестровый рейтинг на 10 баллов, «хороший» - на 6 баллов, «удовлетворительный» - на 2 балла);
2) принять участие в студенческой олимпиаде по философии. |