1. Цели и задачи освоения дисциплины «Философия»
Цель – формирование у будущего социального работника
- теоретических знаний о предмете философии, об основных философских проблемах, идеях и концепциях в их взаимосвязи и развитии;
- представлений о роли философии в осмыслении исторических типов рациональности, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления;
- представлений о неразрывной связи философско-методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем с содержательным развитием науки, биологии и медицины, о смысле медицины как феномена культуры.
Задачи дисциплины:
- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
- формирование у студентов философского мировоззрения и мироощущения; умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- ознакомление студентов с основными сведениями о специфике дофилософских и философского мировоззрений, с особенностями философского знания, его структуры, функций, основных проблем, с основными взаимосвязями философии с частными науками;
- ознакомление студентов с основным содержанием и принципами современных философских школ и направлений, в их понимании природы мира и человека, структуры человеческой психики и сознания, роли науки и общества в бытии современного человека, становлении его личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;
- формирование у студентов своей собственной философской позиции по важнейшим проблемам современной медицины, а также умения самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни, использовать приемы ведения дискуссии, полемики, диалога.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста
2.1 Дисциплина «Философия» относится к базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (Б.1.Б3) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается в 1 семестре 1 курса.
2.2 Для изучения данной дисциплины, необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами,
- в процессе общего среднего образования по обществознанию, всеобщей и Отечественной истории, географии, иностранным языкам, биологии;
- в рамках вузовского образования – истории медицины, латинского и иностранных языков.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: современная научная картина мира, биоэтика, культурология, социальная антропология и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
| ОК-17
| Владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического
| ОК-18
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- структуру философского знания и специфику его основных разделов: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, социальной философии, философии истории;
- методы и приемы философского анализа проблем;
- формы и методы научного познания, их эволюцию;
- основные этапы развития мировой философской мысли, важнейшие школы и учения выдающихся философов;
- научные, философские и религиозные картины мира, их фундаментальные понятия и принципы;
- философские и религиозные концепции человека;
- о многообразии форм человеческого познания, истине и заблуждении;
-о роли культуры и науки в развитии цивилизации;
-философские основания и проблемы медицины;
Уметь:
- мыслить в соответствии с требованиями, правилами и законами формальной логики;
- ориентироваться в панораме мировой философской мысли;
- аргументировано отстаивать свою мировоззренческую позицию;
- аргументировано отстаивать свою научную позицию; вести конструктивный диалог, осуществляемый в стиле доказательств и опровержений;
- применять методы и приемы философского анализа проблем в своей профессиональной деятельности.
Владеть:
- принципами современного философского и научного стилей мышления;
- основными моделями развития современного научного знания;
- навыками философской интерпретации научных проблем;
- навыками работы с текстами по важнейшим философским проблемам;
- навыками рациональной коммуникации.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| объем в зачет-ных едини-цах (ЗЕ)
| объем в академических часах (АЧ)
| Аудиторная работа,
в том числе
|
| 36
| Лекции (Л)
| 18
| Семинарские занятия (СЗ)
| 18 (из них интерактивных – 12)
| Самостоятельная работа студента (СРС)
| 81
| Промежуточная аттестация
| Экзамен
| ИТОГО:
| 4
| 117+27 (экзамен) =
144
| 5. Разделы дисциплины:
№ п/п
| номер компе-тенции
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1
| ОК- 17, 18
| Философия в единстве ее проблем, теорий и понятий
| Предмет философии: природа, генезис, структура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии. Философские вопросы в жизни современного человека. Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Круг метафизических разделов знания и мыслительных проблем. О соотношении философии и отдельных наук. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования, их критерии. Типы философской предметности. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Основные разделы философии. Основные тенденции и исторические типы развития философской рациональности. Незавершенность, открытость философских истин как выражение «внутренней» конституции человека, неисчерпаемости мира. Плюрализм философских систем и школ. Философское исследование Вселенной, общества, человека. Значение философии для медицины, науки и культуры. Философия как духовная квинтэссенция своего времени. Философия как синтетическое знание.
| 2
| ОК- 17, 18
| Философия в ее историческом развитии
| Философия Древнего Востока. Древний Восток (Индия, Китай) - колыбель философской мысли. Истоки предфилософского мировоззрения в Древней Индии. Основные школы индийской философии. Индуизм. Буддизм. Йога как философия и медицина. Специфика китайской философии. Даосизм и конфуцианство. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях. «Средний путь» человека в китайской философии. Китайская медицина. Типы осмысления бога, мира, времени и пространства в Индии и Китае. Принципы традиционной восточной медицины. Особенности подхода древних врачевателей к человеку и лечению его организма.
Античная философия. Самодостаточный космос как культурный архетип античной философии, ее созерцательный характер. Первые греческие мыслители. Идея архэ и ее образы в античной философии. Милетская школа. Гераклит. Элеаты. Пифагорейцы. Плюралисты. Софисты и софистика. Сократ и сократические школы. Философия Платона и Аристотеля. Эллинистическо-римская философская мысль: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Философские идеи в античном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Эмпедокл. Гиппократ и его школа. Гуморальная теория. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия и научное мышление. Философия Средних веков. Арабо-мусульманская философия. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Креационизм. Философия средневековья – размышления в вере. Вера как разум сердца. Превращение философии в богословие. Философия отцов церкви. Патристика и Блаженный Августин. Схоластическая философия: от Эриугены до Абеляра. Этапы в развитии схоластики. Фома Аквинский – вершина схоластики. Фома о вере и разуме. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Специфика схоластического рационального мышления. Доказательства бытия Бога. У. Оккам.
Особенности арабской философии средневековья. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). Первые естественнонаучные исследования эпохи средневековья. Проблема человека в схоластической философии. Схоластическая медицина и практика врачевания. Монастырская и университетская медицина. Философия Возрождения. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи Возрождения. Гуманизм и реформация. Пантеизм. Зарождение философского сомнения. Новое естествознание – натурфилософия эпохи Возрождения. Н. Кузанский. Д. Бруно. Н. Коперник и парадигма гелиоцентризма. Новая мировоззренческая проблематика в философии. Начало эпохи рассудочного мышления. Рационализм и социальный прогресс. Учение Н. Макиавелли. Социалистические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.
Философия Нового времени. Английский эмпиризм. Философия Французского Просвещения. Исторические условия зарождения эпохи разума и просвещения. Рационализм эпохи научной революции. Формирование нового типа знания – научно-технического. Соединение математики с естествознанием и медициной. Мировоззренческие аспекты новой науки. Учение о субстанции. Философия и метод познания. Ф. Бэкон и философия науки. Разработка индуктивного метода. Р. Декарт. Философское обоснование рационализма и дедуктивного метода. Субъективно-объективная парадигма Декарта. «Я мыслю, следовательно, я существую». Рационализм Б. Спинозы и Г. Лейбница. Создание критического эмпиризма Т. Гоббсом и Д. Локком. Теория общественного договора. Философское обоснование единства природы и человека, тела и души, индивида и общества. Динамика развития концепции «человек – общество» в истории философии. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Особенности английского, французского, немецкого и российского просвещения. Идеология Просвещения XVIII столетия и прогресс человечества, философское обоснование просветителями «естественных прав» человека. Вольтер. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Философия западного Просвещения - поворотный пункт в духовном развитии народов. Просветительский материализм XVIII века. Д. Дидро. Этические и социально-философские учения. Ж.-Ж. Руссо. Немецкая классическая философия. И. Кант и критический поворот западной мысли. Понятие трансцендентального субъекта. Активность мышления и конструирование предмета опыта как способ обоснования всеобщего характера научного знания. «Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта. Априорный синтез. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Паралогизм, антиномии и идеалы чистого разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Эстетическая и телеологическая способность суждения. Казуальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Культура как последняя цель природы. Философия истории Канта. Диалектика Канта. Диалектическая философия И.Г.Фихте. Трансцендентальная философия Ф. Шеллинга о диалектике природы. Абсолютная диалектика Г.Ф.В. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии. Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции и субъекте. Феноменология духа. Новая концепция логики. Учение о бытии, сущности, понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Гегелевское понимание истины. Философия природы и духа. Философия права, истории, религии. История общества как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Абсолютный дух и его ступени движения. Антропология Гегеля и ее значение для медицины и педагогики. Эволюция гегелевской школы и антропологический материализм Фейербаха. Сведение теологии к антропологии. Человек - единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический принцип философии Фейербаха. Критика религии как отчуждения родовой сущности человека. Религия любви. Философия и медицина, распространение диалектических идей в естественнонаучном познании XIX века. Марксистская философия. Идейные и теоретические истоки марксистской философии. Основные особенности марксистской философии. Марксизм о диалектике материального мира и диалектике его познания. Философский детерминизм и научное познание. Обоснование единства материализма и диалектики. Философское осмысление проблемы единства мира. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, человека. Гуманистические тенденции в марксистской философии. Материалистический взгляд на историю человечества. Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации как ступени исторического развития человечества. Марксистская философия и теория личности, факторы отчуждения. Человек как субъект и объект исторического развития. Трансформации диалектического метода в работах Г.В.Плеханова и В.И.Ленина. Диалектический материализм и советская медицина. Философия западного антисциентизма XIX в. Смысл и проблемы антисциентизма. Отход от классической философии как системно-теоретического учения о всеобщем. Неклассическая философия XIX в. как протест против всеобщей рационализации бытия в машинно-бюрократической цивилизации. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Пессимизм. Медико-деонтологическое значение идей Шопенгауэра о смерти, ничтожестве и горестях жизни. Философия жизни – альтернатива философии разума. В. Дильтей: обоснование наук о духе. Витализм и психологизм В. Дильтея. А. Бергсон и творческая эволюция. Жизненный порыв. Инстинкт, разум и интуиция. Спиритуализм и интуитивизм Бергсона. Философия Ф. Ницше и ее основной принцип. Переоценка ценностей. Имморализм. Идеал «сверхчеловека» и «воля к власти». Апполонийское и дионисийское начала. Нигилизм, вечное возвращение. Мифология культуры и основные идеи философии истории О. Шпенглера. Цивилизации как организмы. Философские направления XX - XXI веков. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Появление нового философского языка. Основные направления неклассической философии. Феноменология Э. Гуссерля и ее влияние на развитие современной гносеологии. Философия Э. Гуссерля и «феноменологическая медицина». Неопозитивизм как возрождение идей классического позитивизма в новой логической форме. Неопозитивистский критерий демаркации науки и ценностей, рациональности и идеологии. Понимание философии как логики науки. Кризис неопозитивистской мысли и рождение постпозитивизма. Влияние неопозитивизма на западную медицину. Философское открытие бессознательного. Бессознательное и сознательное в человеке. Концепции 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Культура как механизм цензуры бессознательного. Социально-исторические и духовные основы экзистенциализма. Бытие человека в мире как философская проблема. Экзистенция и свобода; свобода и отчуждение; экзистенция на грани жизни и смерти; философема пограничной ситуации. Понимающая психология К. Ясперса. Аналитическая философия. Интегральный подход К.Уилбера. Философия телесности и психосоматическая медицина. Философия русской духовности. Русская философия всеединства. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России. Философские идеи в культуре Древней Руси. Илларион. Органическая взаимосвязь русской философской мысли с наукой, моралью, искусством, религией. М.В. Ломоносов и русское Возрождение. А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев - оригинальные русские мыслители. Славянофилы и западники. Идея русской соборности. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Проблема человека в русской философии XVIII века. Гуманистическая и революционно-демократическая мысль в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.). Русская философия всеединства (В. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев и др.). Идея богочеловечества. Критика отвлеченных начал. Приведение начал во всеединство. Антиномия теодицеи. Витализм и диалектика в русской философии всеединства. Эмпирическое и идеальное всеединство, факторы теофании. Философско-мировоззренческие взгляды передовых русских естествоиспытателей и врачей. И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, М.Я. Мудров, И.П. Павлов, И.В. Давыдовский и др. Русские писатели как оригинальные мыслители (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, Э.К. Циолков-ский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.).
| 3
| ОК- 17, 18
| Философия бытия
| Бытие и его атрибуты. Развитие и эволюция. Проблема возникновения и бытия человека, соотношение дочеловеческих и человеческих форм жизни. Категория бытия. Проблема бытия в истории философии. Бытие как высшее начало. Содержание категории бытия. Основные формы бытия: бытие вещей и процессов, бытие человека, бытие духовного (идеального) и материального, бытие социального. Гармония и трагизм бытия. ХХ век: судьбы проблемы бытия. Понятие субстанции. Субстанция как предельное основание. Уровни организации бытия. Современная наука о строении и свойствах материи. Атрибуты бытия: а) внутреннее и внешнее бытие, б) пространство и время, в) движение, его типы, основные формы. Развитие и эволюция. Специфика пространственно-временных отношений в биологических процессах. Социальное пространство и время. Проблема единства мира. Проблема бытия как обобщенной инвариантности (симметрии). Понятия здоровья и болезни как разные меры адаптивности организма. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Диалектика как метод. Субъективная и объективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания. Основные принципы диалектики. Диалектическая и формальная логика. Основные законы диалектики: взаимного перехода количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания. Их проявление в биологии и медицине. Категории диалектики: единичное, особенное, всеобщее, содержание и форма, структура и функция, сущность и явление, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность. Методологическое значение категорий диалектики для медицины и формирования клинического мышления врача.
| 4
| ОК- 17, 18
| Философия познания
| Основы гносеологии. Научное познание. Основы философии и методологии науки. Философская логика. Познание как предмет философского анализа. Социокультурные основания познания. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Понятие «знания». Преднаучные, научные и вненаучные формы знания. Народная медицина. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Познавательные способности человека. Сенсуализм и рационализм. Познание и отражение. Познание как конструирование действительности. Художественное познание и его формы. Эйдетическое познание. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое соотношение. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Понятие гносеологического образа. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Понимание и объяснение как формы познания. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Критика и момент оправданности скептицизма и агностицизма. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика и теория как критерии истины. Истина и ценность. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Изменения в социальном положении науки и техники в XX веке. Новые формы организации науки и постнеклассическая фаза развития научного знания. Смена ценностных ориентации и проблема гуманизации науки и техники. Гуманистические проблемы медицины, их модификации в связи с развитием новых медицинских технологий. Основы аксиологии. Аксиология – теория ценностей. Философский смысл понятия «ценность». Укорененность ценностей в феномене жизни и сознания. Природа ценностей, их иерархия, роль в духовно-практической деятельности. Ценность как мотив человеческих поступков и критерий выбора. Ценности материальные и духовные. Проблема вечных ценностей. Разработка теории ценностей в истории философии. Ценности медицинской профессии. Понятие свободы. Свобода как социальный идеал и личная ценность. Грани свободы. Необходимость и свобода. Свобода и справедливость – основные социальные детерминанты. Цена свободы. Свобода как самоценность. Проблема выбора и ответственности личности. Ее специфика в деятельности социального работника.
| 5
| ОК- 17, 18
| Человек, общество, культура. Философия здоровья.
| Общество и производство. Структура общества. Общество и природа. Общество как целое. Элементы социальной системы. Социальные отношения и их разновидности. Социальная дифференциация и интеграция. Целостность и системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию. Виды социальных целых (экстенсивные и интенсивные). Примеры социальных эмерджентностей (совместная деятельность, язык и т.д.). Гражданское общество. Социальные общности и объединения, социальные институты. Личность, общество, государство. Роль личности и государства в развитии общества. Идеи и их реализация. Процесс производства. Место техники в духовной культуре. Этика и техника. Этические проблемы использования техники в медицине. Структура общества. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Этнические общности. Народность и нация. Общество и природа. Взаимодействие природы и общества. Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы. Идеи историзма и неоэволюционизма. Философия истории. Необратимость социального времени. Теории мерности социального времени, понимания его направленности. Функционирование и развитие общества. История как пространственно-временная действительность общественной жизни. Понятие общественно-экономической формации и способа производства (К.Маркс). Формационный подход как исторический монизм. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Цивилизационный подход как исторический плюрализм. Концепции многообразия цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев). Исторический прогресс. Проблема смысла и «конца истории». Различные критерии прогресса и их оценка. Иерархия критериев прогресса. Многоуровневая модель истории как основа конвергенции формационного и цивилизационного подхода в философии истории. Роль медицины в развитии цивилизации. Медицина и общественный строй. Возможности альтернативного общественного развития. О роли народных масс и личности в истории.
| 6
| ОК- 17, 18
| Философия биологии и медицины. Феноменология живого и проблемы ее выражения в современном биомедицинском знании.
| Философия как мировоззренческая основа медицины. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний. Общая родословная мудрости медицины и философии. Теория причинности как основа общественно-логических воззрений в истории медицины. Детерминизм и причинность. Принцип саморазвития, самодвижения и саморегуляции в патогенезе. Научное понимание сущности болезни и принцип целостности. Экологическая, генетическая, онтогенетическая модели развития болезней человека. Социальная обусловленность образа жизни, здоровья и болезней человека. Конструирование здоровья людей – комплексная задача медицины и гуманитарных наук. Медицина в культуре и системе научного знания. Социально-биологическая проблема в современной философии и медицине. Эксперимент и границы его применения в медицине. Здоровье как интегративное начало жизнедеятельности человека. Валеология – наука о здоровье. Философско-методологические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Холизм и редукционизм в биомедицинском знании. Виды холизма и редукционизма. Тенденция конвергенции холизма и редукционизма Современные представления о видах диагноза, их эмпирическая оправданность и мера истинности. Медицина и философия как лидеры в создании целостной науки о человеке. Феноменология живого и ее соотношение с теоретическим знанием о живом. Феноменология живого как «биологическое бессознательное» - стихийные представления о живом, складывающиеся у каждого человека в опыте его повседневной жизни. Центральная роль концепта внутреннего мира в феноменологии живого. Феномен редукции внутренних измерений бытия в современном биомедицинском знании. Проблема определения феномена жизни. Современные теории живого.
Примеры необходимых и достаточных признаков живого.
|
|