Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/8
Дата публикации08.03.2016
Размер1.22 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф. История социологии

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
040201 «Социология»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ В.Н.Самородов


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Авторы (составители) программы: Федоров В.Е., Шачин С.В.
1.2. Рецензенты:

А.И.Виноградов, кандидат философских наук, доцент, (МГИ);

Р.К.Гайнутдинов, доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент, (МГПУ).

1.3. Пояснительная записка:
Целью данного курса является изучение и анализ основных концепций и школ как западной, так и русской социологической мысли; а также формирование представлений о предмете социологии, её основных понятиях и проблемах. Это даёт возможность лучшей ориентации студентов в теоретическом материале и позволит более чётко формулировать проблематику социологических исследований.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

- анализ идейно-теоретических и социально-культурных предпосылок возникновения социологии;

- обоснование и систематизация основных понятий и разделов учения того или иного социолога;

- сравнительный анализ методов изучения общества в различных школах;

- раскрытие теоретических подходов, тем и задач социологии её основателями и основными представителями;

- выделение и обоснование существующих в истории социологии базовых идей, понятий и проблем;

- рассмотрение ключевых факторов, определивших специфику социологической мысли в различных странах.
В результате изучения курса, студенты должны знать:

- этапы развития социологической мысли;

- ведущих представителей, основные школы и направления в социологии как на Западе, так и в России;

- основные разделы учения того или иного социолога;

- ключевые понятия социологии, категориальный аппарат, методы исследования.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

- анализировать теоретические, социально-культурные и исторические предпосылки становления социологии;

- сравнивать и анализировать методы исследования общества в различных школах;

- систематизировать основные понятия и части учения того или иного социолога, видеть их логику развития;

- обобщать существующие в истории социологии ключевые идеи, достижения и проблемы при чтении текстов первоисточников;

- ориентироваться в общей социологической проблематике. Из вышесказанного следует, что курс «История социологии» является базовым, от которого зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста.
При подготовке пособия использовались методические материалы сессии «Теоретическая социология» Федерального центра переподготовки преподавателей социологии (г.Москва, 2004г.), а также сборник примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения (Часть II, Москва, 2003 г.).

1.4. Извлечение из ГОС ВПО



ОПД.Ф.01

История социологии

Начальный этап развития социологии; О. Конт – основатель позитивизма; британская традиция (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер); Э. Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса; М. Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон); феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж. Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э. Гидденс, П.Бурдье, Н. Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н.И. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников); субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая); неокантианская школа (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевсий и др.). (350 часов)



1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы


№№ п/п

Шифр и наименование специальности

ККурс

ССеместр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)

ТТрудо-ёмкость

ВВсего аудит.

ЛЛК

ППР/СМ

ЛЛБ

ССам. работа

11.

020300 –

«Социология»

11,2

22-4

3350

1176

1100

776




1174

экзамен


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени






Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

СМ

СР

История социологии (часть I): Теоретическая социология XIX - начала XX вв.

102

30

18

54

1.

Введение. Предмет истории социологии. Проблемное поле. Развитие социально-философской мысли до начала XIX века.




4




2

2.

Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины.




2




2

3.

Социологическое учение О.Конта




4

2

6

4.

Эволюционистская социология: Дж.С.Милль и Г.Спенсер.




2

2

6

5.

Натуралистическая социология: школы «одного фактора».




2

2

4

6.

Психологическая социология Г.Тарда.




2

2

4

7.

Социологические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.




2

2

6

8.

Социологическая теория В.Парето.




2

2

6

9.

Формальная социология Ф.Тённиса и Г.Зиммеля.




2

2

6

10

Социология Э.Дюркгейма.




4

2

6

11

«Понимающая» социология М.Вебера.




4

2

6

Современная западная социология (часть II).

152

40

32

80

1.

Основные тенденции развития социологического знания на Западе в XX веке.




4

4




2.

Чикагская школа социологии.




2

2

4

3.

Интегралистская социология П.Сорокина.




4

2

6

4.

Структурно-функциональный анализ и теория социального действия Т.Парсонса.




4

2

6

5.

Структурно-функционалистская социология Р.Мертона.




4

2

6

6.

Теория социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау.




2

2

6

7.

Психоаналитическое направление в социологии.




2

2

4

8.

Символический интеракционизм.




2

2

6

9.

Феноменологическая социология.




4

2

6

10

Экзистенциализм в социологии.




2

2

6

11

Франкфуртская школа и её «критическая социлогия».




2

2

6

12

«Диалектическая» социология.




2

2

6

13

Генетический структурализм.




2

2

6

14

Социологический радикализм.




2

2

6

15

Марксистская мысль в социологии XX века. Неомарксизм.




2

2

6

Русская социология XIX и XX вв. Социология в СССР (часть III).

96

30

26

40

1.

Основные тенденции развития социологии в России с середины XIX до начала XX века.




4

2




2.

Субъективное направление: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.




2

2

4

3.

Зарождение марксистского направления: Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. «Легальный марксизм».




2

2

4

4.

Неокантианство в русской социологии.




2

2

6

5.

Социальные идеи в философии русского религиозного идеализма.




2

2

4

6.

Социологическая теория М.М.Ковалевского.




2

2

4

7.

Неопозитивизм в русской социологии.




2

4

4

8.

Социология П.Сорокина (Российский период).




4

2

6

9.

Социология в СССР. Идейные основы, условия и важнейшие этапы развития.




6

4

4

10

Современный этап развития социологии.




4

4

4







350

100

76

174


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Введение в историю социологии. Теоретическая социология XIX- начала XX вв. (от О.Конта до М.Вебера).
Раздел II. Современная западная социология. Основные тенденции развития социологического знания на Западе в XX веке. Американская социологическая мысль.
Раздел III. Русская социология XIX и XX вв. Социология в СССР. Современный этап развития социологии в России.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во

часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

История социологии: Часть I.

Теоретическая

социология XIX – начала XX веков

54

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий

Выполнение тестов;

проверка конспектов

2

История социологии: Часть 2

Современная западная социология

80

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий

Выполнение тестов;

проверка конспектов

3

История социологии: Часть 3

Русская социология XIX – начала XX веков. Социология в СССР

40

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий

Выполнение тестов;

проверка конспектов


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск