Скачать 369.84 Kb.
|
1.ПРЕДИСЛОВИЕКурс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам. Цель курса. Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Задачи курса. Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения. Освоение курса философии призвано вооружить специалистов знаниями философской теории и концепций, обращенных к анализу диалектики современного общественного развития; сформировать их мировоззренческую культуру; выработать адекватную современным требованиям методологическую культуру, которая позволяет специалисту применять разносторонние специально-научные, технические и гуманитарные знания как единый системный комплекс; дать глубокие и всесторонние историко-философские знания основных этапов развития философской мысли; сформировать навыки философского мышления, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; способствовать овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Требования к уровню освоения содержания курса. Дипломированный специалист в области философии должен:
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации. 2.ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия» Специальность 080102.65 Мировая экономика. срок обучения – 5 лет (очное)
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия» Специальность 080102.65 Мировая экономика. срок обучения – 6 лет (заочное)
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия» Специальность 080102.65 Мировая экономика. срок обучения – 6 лет (очно-заочное)
3.Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Философия» для всех специальностей Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 4.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАТема 1. Философия как система теоретического знания и тип мировоззренияПонятие мировоззрения и его структура. Характеристика основных компонентов мировоззрения: знаний, убеждений, идеалов, принципов. Эмоционально-чувст-венная, познавательно-интеллектуальная и ценностно-регулятивная подсистемы мировоззрения. Мироощущение, миропонимание и мироотношение. Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения: предельная степень абстракции и общения, рациональность, системность, интегрирующий характер и др. Общественно-исторический характер философии, ее социальные и гносеологические корни. Природа философских проблем и особенности философского знания. Изменение представлений о сущности философии. Место и роль философии в культуре. Философия и идеология, философия и политика, философия и мораль*. Предмет философии и ее основные задачи. Современные дискуссии о предмете философии. Проблема «мир - человек» как центральная проблема философии, особенности ее постановки и решения в различных философских системах. Характеристика основных направлений в философии: материализма, объективного и субъективного идеализма, дуализма. Философские подходы к проблеме познаваемости мира: гностицизм и агностицизм. Структура философского знания: онтология, гносеология, диалектическая логика, учение о развитии, социальная философия, философская антропология, история философии и др. Философия и философские науки*. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, эвристическая, творческая, интегрирующая и др. Философия и наука. Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософский и позитивистский подходы к решению проблемы взаимосвязи философии и науки. Роль философских знаний в деятельности специалиста. Язык философии и ее понятийный (категориальный) аппарат. Особенности и трудности овладения философским знанием. Специфика изучения курса философии. Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИТема 2. Философия Древнего мира Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение прафилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость*. Переход от прафилософии к философии. Недифференцированность философии на Востоке. Особенности мифологического и религиозного мировосприятия древних индусов и их влияние на становление индийской философии. Основные понятия и принципы индийской философии. Ведийская философия. Многообразие объяснений миропорядка: ортодоксальные (веданта, миманса, санкхья, вайшешика, ньяя, йога) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм, локаята) учения. Учение индуизма о главных добродетелях, судьбе и основах человеческой деятельности*. Буддийская картина бытия. Учение о спасении. Понятие «благородный восьмеричный путь». Нирвана как конечная цель существования. Специфика мировоззрения древних китайцев. Центральные понятия китайской философии: Ци, Инь, Ян, Великая Триада. Понятие Дао и его различные трактовки. Учение о первоэлементах мира. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, моизм, «школа законников» (легизм), «школа имен», конфуцианство и др. Борьба «ста школ» в древнекитайской философии. Учение Конфуция – своеобразный тип восточной мудрости. Антропоцентризм философии Конфуция, размышления о природе человека, его основных достоинствах и условиях его развития. Разработка принципов доброго правления. Тема 3. Античная философия Античная философия – интеллектуальная революция во взглядах древних на мироустройство. Особенности античной философии: космоцентризм, стихийная диалектика, выделение двух направлений – материализма и идеализма, опора на теоретические знания, постановка коренных проблем философии и др. Учение милетских философов о первоначалах мира. Основные положения философии Гераклита. Демокрит – основоположник научной традиции атомизма. Эпикур, его учение о счастье, оправдание идеала внутренней свободы. Жизнь и творчество Сократа. Учение о знании, метод Сократа. Искусство спора. Основы логики. Философия Платона – завершенная система объективного идеализма. Этика и политика Платона. Критика Аристотелем теории Платона, его учение о причинах и началах бытия. Гносеология Аристотеля. Социально-политические взгляды Аристотеля. Философские школы античности (пифагорейцы, софисты, стоики, киники)*. Тема 4. Средневековая философияОсобенности духовной жизни феодального общества*. Формирование средневековой философии как «служанки богословия». Этапы развития средневековой философии. Апологетика и патристика. Учение «отцов церкви» Татиана, Тертулиана, Августина. Платонизм и аристотелизм в философской христианской доктрине. Схоластика, логика ее развития. Ранняя схоластика (IX-XII вв.) Философия Иоанна Скота (Эриугены), Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра*. Поздняя схоластика (XIII-XV вв.). Религиозно-философские воззрения Фомы Аквинского. Проблема «универсалий» как центральная проблема средневековой философии. «Реализм» и «номинализм». Еретические движения и критика схоластики. Философские взгляды Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Дунса Скота*. Философская мысль Востока в эпоху средневековья. Философские идеи Аль-Фараби, Ибн Сины (Авиценны), Ибн-Рушда (Аверроэса), Омара Хайяма, их роль в развитии философии. Тема 5. Философия Возрождения и нового времениХарактерные черты философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, антисхоластический характер. Гилозоизм и пантеизм в философии Возрождения. Основные направления философии Возрождения и их характеристика: гуманистическое (Данте, Ф. Петрарка, М. Монтень), натурфилософское (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Б. Телезио), социально-уто-пическое (Т. Мор, Т. Кампанелла). Философские воззрения естествоиспытателей (Н. Коперник, Г. Галилей, Леонардо да Винчи и др.). Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н. Макиавелли). Реформация и ее деятели (М. Лютер, Ж. Кальвин и др.)*. Философия нового времени (ХVII-XVIII вв.) – философия эпохи первых буржуазных революций. Научная революция XVII в*. Формирование материалистически-механистической картины мира (И. Ньютон). Рост научных знаний и необходимость разработки методов научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индукция и дедукция как методы научного познания. Деизм и метафизичность (механицизм) философии нового времени. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Субъективный идеализм в философии ХVII- XVIII вв. (Д. Беркли, Д. Юм)*. Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии нового времени. Тема 6. Классический этап философии нового времениМаксима философского сознания XIX в. – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. И. Кант, его натурфилософия и учение о познании. Агностицизм философии И. Канта, противопоставление явления и сущности. Чувственность, рассудок и разум как уровни познания. Учение И. Канта об априорных формах чувственности, рассудка и разума (по работе «Критика чистого разума»). Учение И. Канта о морали, его «нравственный категорический императив». Г. Гегель, его философская концепция. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля. Логика, философия природы, философия духа (по «Науке логики» Гегеля). Разработка диалектики. Противоречие между системой и методом. Материализм и теория познания Л. Фейербаха. Антропологизм философии Фейербаха, его работа «Основы философии будущего». Отношение Фейербаха к религии (по работе «Сущность христианства») и диалектике. Учение Л. Фейербаха о морали. Философские воззрения И. Фихте и Ф. Шеллинга*. Тема 7. Основные течения западноевропейскойфилософии XIX-XX веков Характерные черты философской мысли XIX- XX вв. на Западе. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Отношение к разуму и науке в философии XX в*. Исторические условия возникновения и развития марксистской философии, ее основные особенности и этапы развития. Формирование основ материалистической социальной философии. Новая концепция общественного сознания и идеологии. Концепция социально-исторической практики. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Разработка концепции материалистической диалектики. Отношение к гегелевской диалектике. Учение об общественно-экономической формации. Философия марксизма и современность. Исторические судьбы марксизма. Иррационалистическая философия и ее школы. Философия жизни (А. Бергсон, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), персонализм (Н. Бердяев, Л. Шестов, Э. Муне), герменевтика (Ф. Шлейемахер, Х.-Г. Гадамер). Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.), ее социально-гносеологические основания, проблемы, категории. Экзистенциализм и гуманизм*. Философия позитивизма и ее исторические формы: классический позитивизм (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус)*, неопозитивизм и постпозитивизм. Основные школы неопозитивизма: логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, Б. Рассел), лингвистическая философия (Л. Витгенштейн) и др. Проблемы знания и языка, знака и значения, метода науки в школах постпозитивизма: критическом рационализме (К. Поппер), аналитической философии (И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд), структурализме (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Эволюция религиозной философии XX в. Принципы и современное состояние неотомизма. Социальные и гносеологические причины возрождения религиозных идей в философии XX в. Этика и учение о человеке, его свободе и истории в религиозно-философских концепциях. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Философско-религиозные дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Тема 8. Русская философия Зарождение теоретического мышления на Руси, его связь с языческой культурой, традициями античной и византийской философии*. Особенности русской философской мысли. Периодизация отечественной философии. Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIV вв. Онтологические, социально-политические и этические проблемы в работах русских мыслителей XI-XIV вв. Спор между нестяжателями (Н. Сорский) и иосифлянами (И. Волоцкий) и его религиозно-философ-ский характер. Философские идеи русских мыслителей XVI-XVII вв. Философия русского Просвещения конца XVII-XVIII вв. Философские воззрения М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Славянофильство и западничество в русской общественно-политической мысли первой половины XIX в. Ранние славянофилы. Философские и социологические взгляды К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова. Принцип соборности (общинность, православие, самодержавие) как центральный принцип славянофильства. Мессианские идеи в учении ранних славянофилов. Поздние славянофилы (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев). Идеи западничества в философии П. Я. Чаадаева. Философские воззрения русских революционных демократов (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев и др.) и буржуазных либералов (Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.). «Серебряный век» русской философии. Философия всеединства (В. С. Соловьев) как синтез различных способов познания сущего. Свободная теософия. Учение о богочеловечестве. Теократия. Этическое учение Соловьева, философия любви. Эстетика как философия творчества. Разработка персоналистического варианта религиозной философии (Н. А. Бердяев). Проблемы свободы, творчества, отчуждения и объективации человеческой индивидуальности. С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский – наиболее видные представители софиологического течения в религиозной философии*. Русский космизм как уникальный философский феномен (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова*. Русский марксизм: Г. В. Плеханов, В. И. Ленин. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Русская философия в контексте мировой философской мысли. Раздел II. ФИЛОСОФИЯ ВСЕОБЩЕГО Тема 9. Учение о бытии (онтология) Проблема бытия: история возникновения и развития, ее современное содержание. Монистические и плюралистические концепции бытия. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единое и общее, возможность и действительность. Самоорганизация бытия. Мир как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека в мире природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного и его формы. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия. Проблема субстанции. Дуализм и монизм, материалистический и идеалистический монизм*. Материя как объективная реальность. Формирование научно-философского понятия материи. Современные представления о материи как субстанции и ее атрибутах. Основные уровни организации неживой и живой природы*. Общество как высший уровень организации материи. Связь различных уровней организации материи, их качественная специфика. Единство и многообразие материального мира. Понятие движения. Основные формы движения, их особенности и взаимосвязь. Движение и развитие. Единство материи и движения. Пространство и время как философские категории. Эволюция представлений о пространстве и времени. Бесконечность временная и пространственная. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах. Тема 10. Философское учение о развитии Понятие развития. Движение и развитие. Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Самоорганизация*. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. Концепции развития – диалектика и метафизика. Догматизм и формализм, схоластика и эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики. Античная диалектика, гегелевская диалектика, материалистическая диалектика. Принципы диалектики – всеобщей связи и развития, их сущность и содержание. Понятие закона. Общие и специфические законы, их взаимоотношения. Динамические и статистические закономерности. Объективный характер законов. Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количества и качества, отрицания отрицания. Законы – основа научной методологии познания и практического действия*. Детерминизм и индетерминизм. Понятие категории. Соотношение категорий философии и понятий частных наук. Категории и законы, их взаимосвязь. «Парные» категории диалектики и их характеристика. Категории как опорные пункты познания*. Методологическая роль категорий. Значение категорий и законов диалектики для выработки научного мировоззрения специалиста. Тема 11. Сознание Проблема сознания в философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии*. Основные факторы становления и развития сознания. Сознание и бытие. Сознание как форма отражения действительности и способ регуляции человеческой деятельности. Понятия материального и идеального. Понятие психики. Мозг и психика. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики*. Сознание, подсознательное, бессознательное. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание, самосознание и личность. Сознание как совокупность знаний. Структура сознания. Сознание и язык. Эмоционально-психический мир сознания. Сознание и общение. Интуиция. Сознание и личность. Сознание и познание. Активная, творческая роль сознания. Сознание и информация. Моделирование мышления средствами современной науки. Философские проблемы «искусственного интеллекта», «диалога» человека с компьютерной системой*. Тема 12. Познание. Творчество. Практика Многообразие форм духовно-практического освоения мира: логика и язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Действительность, мышление. Специфика философского подхода к анализу процесса познания. Место теории познания (гносеологии) в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. Агностицизм и его формы. Объект и субъект познания. Вера и знание. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Роль интуиции в познании. Творчество в процессе познания. Понимание и объяснение. Проблема истины. Истина как гносеологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Истина, оценки, ценности*. Соотношение истины и заблуждения в познании. Ложь как антипод истины. Критерий истины. Практика как основа, цель познания и критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Виды практики. Проблема внепрактических критериев истины (рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», верификация, фальсификация, когеренция и др.). Роль философского учения об истине и практике в формировании стиля мышления специалиста*. Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности специалиста. Тема 13. Наука и научное познание Наука как социальное явление. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Социальные функции науки. Сциентизм и антисциентизм. Взаимосвязь философии и науки в процессе исторического развития*. Классификация наук. Закономерности развития науки. Структура научного познания, его методы и формы. Основания, идеалы и нормы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь. Основные формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, доказательство, теория и их характеристика. Соотношение теории и метода. Научное предвидение и его роль в познавательной деятельности специалиста. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания. Методы-подходы и методы-приемы. Методы эмпирического и теоретического этапов научного познания. Характеристика философского, общенаучных и специальных методов научного познания и их взаимосвязь. Метод, методика, методология*. Проблемы формирования методологической культуры специалиста. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Наука и техника. Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Тема 14. Общество как объект философского анализа Понятие «общество». Философские основания теоретической модели общества. Современные концепции объяснения общества: позитивизм, диалектико-материа-листическая концепция, феноменология, неотомизм. Возможности и границы концептуального дополнения теоретической модели общества. Общество и его структура. Деятельностный подход к познанию общества. Специфика социальной деятельности. Деятельность как процесс и ее результаты. Основные субъекты и объекты общественной деятельности. Виды деятельности. Деятельность и общественные отношения*. Общество как совокупность общественных отношений. Общество как саморазвивающаяся система. Целостность, структурность и функциональность общества. Концепции социальной структуры и стратификации в современной социальной философии. Устойчивое и изменчивое в жизни общества. Философское осмысление истории общества. Первичный и вторичный уровни жизни общества. Многообразие социального опыта и его закрепления в общественной организации*. Стимулы и потенциалы общественного развития. Космопланетарные факторы социального развития. Тема 15. Детерминизм в развитии обществаСпецифика социального развития. Взаимосвязь элементов общественной жизни: общая характеристика*. Детерминизм и индетерминизм как противоположные подходы к развитию общества. Основные разновидности детерминизма – естественный и духовный, их характеристика. Концепции естественного детерминизма (географический, демографический, экономический, технологический и др.), их сущность и содержание. Теория многофакторного подхода к историческому развитию. Источники развития общества. Классификация противоречий социального развития. Соотношение целей и средств в разрешении социальных противоречий. Пути и способы разрешения противоречий общественного развития. Движущие силы общественного развития. Действие объективных законов как поступательное движение общества. Потребности и интересы людей как движущая сила общественного развития. Классификация потребностей и интересов. Проблема согласования интересов личности и общества. Историческое развитие общества. Эволюция понимания исторического процесса. Социальное пространство и время*. Единство исторического процесса. Планетарное общество и его черты. Многообразие исторического процесса. Вариативность исторического развития как результат действия социальных субъектов. Социальный выбор в историческом процессе. История как деятельность преследующего свои цели человека. Насилие и ненасилие. Роль народных масс в истории. История как процесс творчества ее субъектов. Прогресс и регресс в историческом развитии. Циклическое социальное развитие*. Критерии общественного прогресса. Проблема единого ассоциированного общества. Тема 16. Сферы общественной жизни Сферы жизни общества как его подсистемы. Методология выделения основных сфер жизни общества. Типовая структура сфер жизни. Материально-производственная жизнь общества. Многокачественность и многоуровневость материально-производственной жизни. Роль способа производства материальных благ и экономических укладов в материально-производственной жизни общества. Научно-технический прогресс и материально-производственная жизнь общества. Материальные основы образа жизни субъектов общества*. Социальная сфера жизни общества: понятие и структура. Статус личности как основа и цель функционирования социальной сферы. Права, свободы, обязанности и ответственности как слагаемые социально-ролевой деятельности субъектов социальной жизни. Гуманизация и демократизация социальной жизни общества. Социальная справедливость и равенство в обществе. Социальные гарантии в обществе и возможности их обеспечения. Специфика институтов социальной сферы жизни общества. Социальная структура общества. Семья в социальной сфере жизни общества*. Личность и социальная жизнь общества. Проблема гражданского общества. Общество как самоуправляемая система. Политическая сфера жизни общества: сущность и структура. Политика как общественное явление, ее сущность и структура. Внутриполитическая и внешнеполитическая жизнь общества. Основные субъекты политической жизни. Политическая система и политическая организация общества. Государство как основной субъект политической жизни общества и управления им. Гражданское общество и государство. Политические партии в политико-управленческой сфере жизни общества. Политическое сознание, политические отношения и политическая деятельность. Человек и власть. Демократия, диктатура, тоталитаризм, охлократия как способы властных отношений. Духовная сфера жизни общества. Духовные потребности, их воспроизводство и удовлетворение. Структура духовной жизни общества. Соотношение духовной жизни общества, индивидуального и общественного сознания. Мораль, справедливость, право*. Идеологическая жизнь общества. Общественная психология и общественная идеология как сферы общественного сознания, основа, средство и цель идеологической жизни общества. Структура и функции общественной психологии, ее виды. Идеология, ее структура и функции. Многообразие идеологий и их роль в обществе. Соотношение индивидуального и общественного сознания, их взаимосвязь. Индивидуально-личностное и социально-общественное в сознании индивида. Общественное сознание как интеграция сторон сознания индивида и приобретение на этой основе нового качества. Формы общественного сознания и их роль в духовной жизни личности и общества. Ценности, их природа и принципы классификации. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Эволюция ценностей (философский аспект)*. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Тема 17. Проблема периодизациивсемирной истории Многообразие способов и форм развития общества. Сущность философско-исторического подхода к обществу. Критерии периодизации всемирной истории и ее основные концепции: «исторического круговорота» (Дж. Вико), «десяти исторических эпох» (Ж. Кондорсе), «трех миров» (Г. Гегель), «общественно-экономических формаций» (К. Маркс) и др. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация». Структура общественно-экономической формации. Взаимосвязь базиса и надстройки. Место науки в общественно-экономической формации. Семья и формационное развитие общества*. Естественноисторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Культурологическое развитие общества. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры*. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур. Цивилизованное развитие общества. Понятие цивилизации и его многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развития общества. Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство. Социальный опыт в историческом развитии, его позитивная направленность. Социальный опыт в основных сферах жизни*. Социальный опыт и исторические эпохи. Характеристика современной эпохи. Тема 18. Природа человека и смысл его существования Смысл человеческого бытия. Развитие взглядов на природу и сущность человека в истории философской мысли. Возникновение антропологии как самостоятельной области философии и ее основные задачи. Теоретические положения и ценностные установки антропологии. Научные представления о природе и сущности человека. Индивидуальное и историческое развитие человека как результат присвоения и воспроизводства социокультурного опыта человечества. Человек, общество, культура*. Человек и природа. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Альтернативные взгляды на происхождение и сущность человека. Противоречия между конкретно-научными и философско-антропо-логическими воззрениями на человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Несостоятельность социал-дарвинист-ских подходов к сущности человека. Односторонность социологизаторских концепций человека. Жизнь и смерть человека как философско-социо-логическая проблема. Религия и философия о смертности и бессмертии человека. Альтернативные представления о жизни и смерти человека в биологии и геронтологии. Жизнь и смерть человека как выражение непрерывности и прерывности общественного развития. Философское понимание бессмертия. Биологические и общественные основы жизни человека и организация условий для ее существования*. Человек и экология. Философский подход к осмыслению современной диалектики жизни и смерти человека. Тема 19. Личность и общество. Проблемасвободы и ответственности личности Понятия «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Личность как социальное измерение человека, как совокупность его социальных качеств. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность как продукт общественных отношений и деятельности. Характер и структура личности. Типизация личности. Роль личности в истории. Соотношение понятий «историческая личность» и «великая личность». Богатство личности. Условия, средства и способы формирования личности как яркой индивидуальности и пути ее позитивной самореализации. Социальная среда и личность. Личность и массы. Общение человека и его деятельность. Деятельностный подход к познанию человека. Деятельность и свобода личности. Специфика проявления свободы человека. Свобода и необходимость. Ответственность личности, ее права и обязанности. Особенности проявления ответственности в основных видах деятельности. Свобода и ответственность личности в ее социальном статусе и авторитете. Понятие смысла жизни, его основные элементы. Смысложизненные идеалы, интересы, ценностные ориентации, нормы и принципы, убеждения. Деятельностная сущность смысла жизни. Счастье в смысле жизни. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Тема 20. Будущее человечества Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы современности: понятие и содержание. Глобальные и общечеловеческие проблемы. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Идея выживания человечества. Типы глобальных проблем. Характеристика глобальных экологических проблем. Сохранение чистоты окружающей среды человека, гидросферы, атмосферы, биосферы и ближнего космоса как глобальная экологическая проблема. Рациональное использование и воспроизводство полезных ископаемых, природных и энергетических ресурсов. Пути решения экологических проблем. Экология природы, человека и общества. Социальные глобальные проблемы: борьба с болезнями и голодом, обеспечение людей безопасными продуктами питания и другими средствами жизни. Пути решения социальных глобальных проблем. Комплексные глобальные проблемы. Исключение войны из жизни общества, преодоление глобальной катастрофы через сохранение и упрочение мира. Демографические проблемы в современном мире. Взаимовлияние темпов воспроизводства населения и их обеспечения необходимыми ресурсами жизнедеятельности, эволюции возрастной структуры и миграции населения с общими процессами развития общества. Национальные аспекты демографии*. Взаимодействие естественных, гуманитарных и технических наук в решении глобальных проблем человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего*. 5.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
|
Предисловие Предисловие переводчика Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Темы для работы в группе ас выздоровление продолжается… Предисловие 2 | Практикум для гуманитарных специальностей. Оглавление. Предисловие. Часть 1 психология | ||
Крёстный тесть Предисловие или вот так это все начиналось | Предисловие издателя Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | ||
Методическое пособие Предисловие Соотносительный анализ календарно-тематического планирования на 1 полугодие с учебными предметными программами | Оглавление стр. Предисловие 2 Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | ||
Предисловие часть первая самопознание Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике | Предисловие Раздел I. Введение Заполнение заявки на подбор персонала осуществляется непосредственным руководителем подразделения, у которого открылась вакансия | ||
Нина Павловна «течёт река» Книга издана усилиями учеников: И. А. Шишковой, О. Г. Сидоровой, С. П. Толкачева, С. Н. Есина. Предисловие С. Н. Есин. 2005 | Александр Ивин Логика Предисловие Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – Журналистика (квалификация журналист) | ||
Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах Имя существительное: склонение, множественное число. Артикль. Соединительный союз. 13 | Мое видение президентства (предисловие Т. Н. Самсоновой) Размышления над книгой Дробот Г. А. Кавказский кризис 2008 г в контексте концепции “плюралистической однополярности” | ||
Предисловие 7 Условные обозначения места хранения издания: 8 У05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Аудит. Экономический анализ. Планирование. Прогнозирование 25 | M. Штайнер Предисловие к первому изданию (1927) Материалы по результатам диагностики, анкетирования, собеседования с классными руководителями, педагогами доп образования, педагогам-организаторам... |