1. предисловие





Скачать 369.84 Kb.
Название1. предисловие
страница1/2
Дата публикации09.03.2016
Размер369.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2







1.ПРЕДИСЛОВИЕ


Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Цель курса. Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачи курса. Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения.

Освоение курса философии призвано вооружить специалистов знаниями философской теории и концепций, обращенных к анализу диалектики современного общественного развития; сформировать их мировоззренческую культуру; выработать адекватную современным требованиям методологическую культуру, которая позволяет специалисту применять разносторонние специально-научные, технические и гуманитарные знания как единый системный комплекс; дать глубокие и всесторонние историко-философские знания основных этапов развития философской мысли; сформировать навыки философского мышления, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; способствовать овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Требования к уровню освоения содержания курса. Дипломированный специалист в области философии должен:

  • иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

  • знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль гуманности (ненасилия) в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и к самому себе;

  • иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

2.ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

Специальность 080102.65 Мировая экономика.

срок обучения – 5 лет (очное)


Наименование

курс

семестр

количество

часов

Общая нормативная и фактическая трудоемкость

1

1

106

Часов на самостоятельную работу студента

1

1

53

Лекции

1

1

40

Практические занятия

1

1

13

Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)

1

1

реферат


Форма аттестации

1

1

экзамен


ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

Специальность 080102.65 Мировая экономика.

срок обучения – 6 лет (заочное)


Наименование

курс

семестр

количество

часов

Общая нормативная и фактическая трудоемкость

1

1

106

Часов на самостоятельную работу студента

1

1

92

Лекции

1

1

10

Практические занятия

1

1

4

Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)

1

1

реферат

Форма аттестации

1

1

экзамен


ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

Специальность 080102.65 Мировая экономика.

срок обучения – 6 лет (очно-заочное)


Наименование

курс

семестр

количество

часов

Общая нормативная и фактическая трудоемкость

1

1

106

Часов на самостоятельную работу студента

1

1

74

Лекции

1

1

24

Практические занятия

1

1

8

Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)

1

1

реферат

Форма аттестации

1

1

экзамен


3.Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Философия» для всех специальностей

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

4.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения

Понятие мировоззрения и его структура. Характеристика основных компонентов мировоззрения: знаний, убеждений, идеалов, принципов. Эмоционально-чувст-венная, познавательно-интеллектуальная и ценностно-регулятивная подсистемы мировоззрения.

Мироощущение, миропонимание и мироотношение. Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения: предельная степень абстракции и общения, рациональность, системность, интегрирующий характер и др.

Общественно-исторический характер философии, ее социальные и гносеологические корни. Природа философских проблем и особенности философского знания. Изменение представлений о сущности философии. Место и роль философии в культуре. Философия и идеология, философия и политика, философия и мораль*.

Предмет философии и ее основные задачи. Современные дискуссии о предмете философии.

Проблема «мир - человек» как центральная проблема философии, особенности ее постановки и решения в различных философских системах. Характеристика основных направлений в философии: материализма, объективного и субъективного идеализма, дуализма. Философские подходы к проблеме познаваемости мира: гностицизм и агностицизм.

Структура философского знания: онтология, гносеология, диалектическая логика, учение о развитии, социальная философия, философская антропология, история философии и др. Философия и философские науки*.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, эвристическая, творческая, интегрирующая и др.

Философия и наука. Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософский и позитивистский подходы к решению проблемы взаимосвязи философии и науки. Роль философских знаний в деятельности специалиста.

Язык философии и ее понятийный (категориальный) аппарат. Особенности и трудности овладения философским знанием. Специфика изучения курса философии.

Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ



Тема 2. Философия Древнего мира

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение прафилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость*. Переход от прафилософии к философии. Недифференцированность философии на Востоке.

Особенности мифологического и религиозного мировосприятия древних индусов и их влияние на становление индийской философии. Основные понятия и принципы индийской философии.

Ведийская философия. Многообразие объяснений миропорядка: ортодоксальные (веданта, миманса, санкхья, вайшешика, ньяя, йога) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм, локаята) учения. Учение индуизма о главных добродетелях, судьбе и основах человеческой деятельности*.

Буддийская картина бытия. Учение о спасении. Понятие «благородный восьмеричный путь». Нирвана как конечная цель существования.

Специфика мировоззрения древних китайцев. Центральные понятия китайской философии: Ци, Инь, Ян, Великая Триада. Понятие Дао и его различные трактовки. Учение о первоэлементах мира. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, моизм, «школа законников» (легизм), «школа имен», конфуцианство и др. Борьба «ста школ» в древнекитайской философии.

Учение Конфуция – своеобразный тип восточной мудрости. Антропоцентризм философии Конфуция, размышления о природе человека, его основных достоинствах и условиях его развития. Разработка принципов доброго правления.

Тема 3. Античная философия

Античная философия – интеллектуальная революция во взглядах древних на мироустройство. Особенности античной философии: космоцентризм, стихийная диалектика, выделение двух направлений – материализма и идеализма, опора на теоретические знания, постановка коренных проблем философии и др.

Учение милетских философов о первоначалах мира. Основные положения философии Гераклита. Демокрит – основоположник научной традиции атомизма. Эпикур, его учение о счастье, оправдание идеала внутренней свободы. Жизнь и творчество Сократа. Учение о знании, метод Сократа. Искусство спора. Основы логики.

Философия Платона – завершенная система объективного идеализма. Этика и политика Платона.

Критика Аристотелем теории Платона, его учение о причинах и началах бытия. Гносеология Аристотеля. Социально-политические взгляды Аристотеля.

Философские школы античности (пифагорейцы, софисты, стоики, киники)*.

Тема 4. Средневековая философия


Особенности духовной жизни феодального общества*. Формирование средневековой философии как «служанки богословия». Этапы развития средневековой философии. Апологетика и патристика. Учение «отцов церкви» Татиана, Тертулиана, Августина. Платонизм и аристотелизм в философской христианской доктрине.

Схоластика, логика ее развития. Ранняя схоластика (IX-XII вв.)

Философия Иоанна Скота (Эриугены), Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра*. Поздняя схоластика (XIII-XV вв.). Религиозно-философские воззрения Фомы Аквинского.

Проблема «универсалий» как центральная проблема средневековой философии. «Реализм» и «номинализм».

Еретические движения и критика схоластики. Философские взгляды Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Дунса Скота*.

Философская мысль Востока в эпоху средневековья. Философские идеи Аль-Фараби, Ибн Сины (Авиценны), Ибн-Рушда (Аверроэса), Омара Хайяма, их роль в развитии философии.

Тема 5. Философия Возрождения и нового времени


Характерные черты философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, антисхоластический характер. Гилозоизм и пантеизм в философии Возрождения. Основные направления философии Возрождения и их характеристика: гуманистическое (Данте, Ф. Петрарка, М. Монтень), натурфилософское (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Б. Телезио), социально-уто-пическое (Т. Мор, Т. Кампанелла). Философские воззрения естествоиспытателей (Н. Коперник, Г. Галилей, Леонардо да Винчи и др.). Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н. Макиавелли). Реформация и ее деятели (М. Лютер, Ж. Кальвин и др.)*.

Философия нового времени (ХVII-XVIII вв.) – философия эпохи первых буржуазных революций. Научная революция XVII в*. Формирование материалистически-механистической картины мира (И. Ньютон). Рост научных знаний и необходимость разработки методов научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индукция и дедукция как методы научного познания. Деизм и метафизичность (механицизм) философии нового времени. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм.

Субъективный идеализм в философии ХVII- XVIII вв. (Д. Беркли, Д. Юм)*.

Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии нового времени.

Тема 6. Классический этап философии нового времени


Максима философского сознания XIX в. – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии.

И. Кант, его натурфилософия и учение о познании. Агностицизм философии И. Канта, противопоставление явления и сущности. Чувственность, рассудок и разум как уровни познания. Учение И. Канта об априорных формах чувственности, рассудка и разума (по работе «Критика чистого разума»). Учение И. Канта о морали, его «нравственный категорический императив».

Г. Гегель, его философская концепция. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля. Логика, философия природы, философия духа (по «Науке логики» Гегеля).

Разработка диалектики. Противоречие между системой и методом.

Материализм и теория познания Л. Фейербаха. Антропологизм философии Фейербаха, его работа «Основы философии будущего». Отношение Фейербаха к религии (по работе «Сущность христианства») и диалектике. Учение Л. Фейербаха о морали.

Философские воззрения И. Фихте и Ф. Шеллинга*.
Тема 7. Основные течения западноевропейской

философии XIX-XX веков

Характерные черты философской мысли XIX- XX вв. на Западе. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Отношение к разуму и науке в философии XX в*.

Исторические условия возникновения и развития марксистской философии, ее основные особенности и этапы развития. Формирование основ материалистической социальной философии. Новая концепция общественного сознания и идеологии. Концепция социально-исторической практики. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Разработка концепции материалистической диалектики. Отношение к гегелевской диалектике. Учение об общественно-экономической формации. Философия марксизма и современность. Исторические судьбы марксизма.

Иррационалистическая философия и ее школы. Философия жизни (А. Бергсон, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), персонализм (Н. Бердяев, Л. Шестов, Э. Муне), герменевтика (Ф. Шлейемахер, Х.-Г. Гадамер).

Философия экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.), ее социально-гносеологические основания, проблемы, категории. Экзистенциализм и гуманизм*.

Философия позитивизма и ее исторические формы: классический позитивизм (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус)*, неопозитивизм и постпозитивизм. Основные школы неопозитивизма: логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, Б. Рассел), лингвистическая философия (Л. Витгенштейн) и др. Проблемы знания и языка, знака и значения, метода науки в школах постпозитивизма: критическом рационализме (К. Поппер), аналитической философии (И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд), структурализме (К. Леви-Стросс, М. Фуко).

Эволюция религиозной философии XX в. Принципы и современное состояние неотомизма. Социальные и гносеологические причины возрождения религиозных идей в философии XX в. Этика и учение о человеке, его свободе и истории в религиозно-философских концепциях. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Философско-религиозные дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Тема 8. Русская философия

Зарождение теоретического мышления на Руси, его связь с языческой культурой, традициями античной и византийской философии*. Особенности русской философской мысли. Периодизация отечественной философии.

Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIV вв. Онтологические, социально-политические и этические проблемы в работах русских мыслителей XI-XIV вв. Спор между нестяжателями (Н. Сорский) и иосифлянами (И. Волоцкий) и его религиозно-философ-ский характер. Философские идеи русских мыслителей XVI-XVII вв.

Философия русского Просвещения конца XVII-XVIII вв. Философские воззрения М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.

Славянофильство и западничество в русской общественно-политической мысли первой половины XIX в.

Ранние славянофилы. Философские и социологические взгляды К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова. Принцип соборности (общинность, православие, самодержавие) как центральный принцип славянофильства. Мессианские идеи в учении ранних славянофилов. Поздние славянофилы (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев).

Идеи западничества в философии П. Я. Чаадаева. Философские воззрения русских революционных демократов (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев и др.) и буржуазных либералов (Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.).

«Серебряный век» русской философии. Философия всеединства (В. С. Соловьев) как синтез различных способов познания сущего.

Свободная теософия. Учение о богочеловечестве. Теократия. Этическое учение Соловьева, философия любви. Эстетика как философия творчества. Разработка персоналистического варианта религиозной философии (Н. А. Бердяев). Проблемы свободы, творчества, отчуждения и объективации человеческой индивидуальности.

С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский – наиболее видные представители софиологического течения в религиозной философии*.

Русский космизм как уникальный философский феномен (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).

Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова*.

Русский марксизм: Г. В. Плеханов, В. И. Ленин.

Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
Раздел II. ФИЛОСОФИЯ ВСЕОБЩЕГО
Тема 9. Учение о бытии (онтология)

Проблема бытия: история возникновения и развития, ее современное содержание. Монистические и плюралистические концепции бытия. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единое и общее, возможность и действительность. Самоорганизация бытия. Мир как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа.

Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека в мире природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного и его формы. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия.

Проблема субстанции. Дуализм и монизм, материалистический и идеалистический монизм*.

Материя как объективная реальность. Формирование научно-философского понятия материи. Современные представления о материи как субстанции и ее атрибутах. Основные уровни организации неживой и живой природы*. Общество как высший уровень организации материи. Связь различных уровней организации материи, их качественная специфика. Единство и многообразие материального мира.

Понятие движения. Основные формы движения, их особенности и взаимосвязь. Движение и развитие. Единство материи и движения.

Пространство и время как философские категории. Эволюция представлений о пространстве и времени. Бесконечность временная и пространственная. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах.

Тема 10. Философское учение о развитии

Понятие развития. Движение и развитие. Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Самоорганизация*. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Концепции развития – диалектика и метафизика. Догматизм и формализм, схоластика и эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики. Античная диалектика, гегелевская диалектика, материалистическая диалектика. Принципы диалектики – всеобщей связи и развития, их сущность и содержание.

Понятие закона. Общие и специфические законы, их взаимоотношения. Динамические и статистические закономерности. Объективный характер законов. Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количества и качества, отрицания отрицания. Законы – основа научной методологии познания и практического действия*. Детерминизм и индетерминизм.

Понятие категории. Соотношение категорий философии и понятий частных наук. Категории и законы, их взаимосвязь. «Парные» категории диалектики и их характеристика. Категории как опорные пункты познания*. Методологическая роль категорий. Значение категорий и законов диалектики для выработки научного мировоззрения специалиста.

Тема 11. Сознание

Проблема сознания в философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии*. Основные факторы становления и развития сознания. Сознание и бытие. Сознание как форма отражения действительности и способ регуляции человеческой деятельности. Понятия материального и идеального.

Понятие психики. Мозг и психика. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики*. Сознание, подсознательное, бессознательное.

Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание, самосознание и личность. Сознание как совокупность знаний. Структура сознания. Сознание и язык. Эмоционально-психический мир сознания. Сознание и общение. Интуиция. Сознание и личность. Сознание и познание. Активная, творческая роль сознания.

Сознание и информация. Моделирование мышления средствами современной науки. Философские проблемы «искусственного интеллекта», «диалога» человека с компьютерной системой*.

Тема 12. Познание. Творчество. Практика

Многообразие форм духовно-практического освоения мира: логика и язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Действительность, мышление.

Специфика философского подхода к анализу процесса познания. Место теории познания (гносеологии) в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. Агностицизм и его формы. Объект и субъект познания. Вера и знание.

Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Роль интуиции в познании. Творчество в процессе познания. Понимание и объяснение.

Проблема истины. Истина как гносеологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Истина, оценки, ценности*. Соотношение истины и заблуждения в познании. Ложь как антипод истины.

Критерий истины. Практика как основа, цель познания и критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Виды практики. Проблема внепрактических критериев истины (рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», верификация, фальсификация, когеренция и др.).

Роль философского учения об истине и практике в формировании стиля мышления специалиста*. Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности специалиста.

Тема 13. Наука и научное познание

Наука как социальное явление. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Социальные функции науки. Сциентизм и антисциентизм. Взаимосвязь философии и науки в процессе исторического развития*. Классификация наук. Закономерности развития науки.

Структура научного познания, его методы и формы. Основания, идеалы и нормы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь.

Основные формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, доказательство, теория и их характеристика. Соотношение теории и метода. Научное предвидение и его роль в познавательной деятельности специалиста.

Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания. Методы-подходы и методы-приемы. Методы эмпирического и теоретического этапов научного познания. Характеристика философского, общенаучных и специальных методов научного познания и их взаимосвязь. Метод, методика, методология*. Проблемы формирования методологической культуры специалиста.

Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Наука и техника.
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Тема 14. Общество как объект философского анализа

Понятие «общество». Философские основания теоретической модели общества. Современные концепции объяснения общества: позитивизм, диалектико-материа-листическая концепция, феноменология, неотомизм. Возможности и границы концептуального дополнения теоретической модели общества. Общество и его структура.

Деятельностный подход к познанию общества. Специфика социальной деятельности. Деятельность как процесс и ее результаты. Основные субъекты и объекты общественной деятельности. Виды деятельности. Деятельность и общественные отношения*. Общество как совокупность общественных отношений.

Общество как саморазвивающаяся система. Целостность, структурность и функциональность общества. Концепции социальной структуры и стратификации в современной социальной философии. Устойчивое и изменчивое в жизни общества. Философское осмысление истории общества. Первичный и вторичный уровни жизни общества. Многообразие социального опыта и его закрепления в общественной организации*. Стимулы и потенциалы общественного развития. Космопланетарные факторы социального развития.

Тема 15. Детерминизм в развитии общества


Специфика социального развития. Взаимосвязь элементов общественной жизни: общая характеристика*. Детерминизм и индетерминизм как противоположные подходы к развитию общества. Основные разновидности детерминизма – естественный и духовный, их характеристика. Концепции естественного детерминизма (географический, демографический, экономический, технологический и др.), их сущность и содержание. Теория многофакторного подхода к историческому развитию.

Источники развития общества. Классификация противоречий социального развития. Соотношение целей

и средств в разрешении социальных противоречий. Пути и способы разрешения противоречий общественного развития.

Движущие силы общественного развития. Действие объективных законов как поступательное движение общества. Потребности и интересы людей как движущая сила общественного развития. Классификация потребностей и интересов. Проблема согласования интересов личности и общества.

Историческое развитие общества. Эволюция понимания исторического процесса. Социальное пространство и время*.

Единство исторического процесса. Планетарное общество и его черты.

Многообразие исторического процесса. Вариативность исторического развития как результат действия социальных субъектов. Социальный выбор в историческом процессе.

История как деятельность преследующего свои цели человека. Насилие и ненасилие.

Роль народных масс в истории. История как процесс творчества ее субъектов. Прогресс и регресс в историческом развитии. Циклическое социальное развитие*.

Критерии общественного прогресса. Проблема единого ассоциированного общества.
Тема 16. Сферы общественной жизни

Сферы жизни общества как его подсистемы. Методология выделения основных сфер жизни общества. Типовая структура сфер жизни.

Материально-производственная жизнь общества. Многокачественность и многоуровневость материально-производственной жизни. Роль способа производства материальных благ и экономических укладов в материально-производственной жизни общества. Научно-технический прогресс и материально-производственная жизнь общества. Материальные основы образа жизни субъектов общества*.

Социальная сфера жизни общества: понятие и структура. Статус личности как основа и цель функционирования социальной сферы. Права, свободы, обязанности и ответственности как слагаемые социально-ролевой деятельности субъектов социальной жизни.

Гуманизация и демократизация социальной жизни общества. Социальная справедливость и равенство в обществе. Социальные гарантии в обществе и возможности их обеспечения. Специфика институтов социальной сферы жизни общества.

Социальная структура общества. Семья в социальной сфере жизни общества*. Личность и социальная жизнь общества. Проблема гражданского общества.

Общество как самоуправляемая система. Политическая сфера жизни общества: сущность и структура. Политика как общественное явление, ее сущность и структура. Внутриполитическая и внешнеполитическая жизнь общества. Основные субъекты политической жизни. Политическая система и политическая организация общества. Государство как основной субъект политической жизни общества и управления им. Гражданское общество и государство. Политические партии в политико-управленческой сфере жизни общества. Политическое сознание, политические отношения и политическая деятельность. Человек и власть. Демократия, диктатура, тоталитаризм, охлократия как способы властных отношений.

Духовная сфера жизни общества. Духовные потребности, их воспроизводство и удовлетворение. Структура духовной жизни общества. Соотношение духовной жизни общества, индивидуального и общественного сознания. Мораль, справедливость, право*.

Идеологическая жизнь общества. Общественная психология и общественная идеология как сферы общественного сознания, основа, средство и цель идеологической жизни общества. Структура и функции общественной психологии, ее виды. Идеология, ее структура и функции. Многообразие идеологий и их роль в обществе.

Соотношение индивидуального и общественного сознания, их взаимосвязь. Индивидуально-личностное и социально-общественное в сознании индивида. Общественное сознание как интеграция сторон сознания индивида и приобретение на этой основе нового качества.

Формы общественного сознания и их роль в духовной жизни личности и общества.

Ценности, их природа и принципы классификации. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Эволюция ценностей (философский аспект)*. Критерии оценки прошлого и будущего. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Тема 17. Проблема периодизации


всемирной истории

Многообразие способов и форм развития общества. Сущность философско-исторического подхода к обществу. Критерии периодизации всемирной истории и ее основные концепции: «исторического круговорота» (Дж. Вико), «десяти исторических эпох» (Ж. Кондорсе), «трех миров» (Г. Гегель), «общественно-экономических формаций» (К. Маркс) и др.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация». Структура общественно-экономической формации. Взаимосвязь базиса и надстройки. Место науки в общественно-экономической формации. Семья и формационное развитие общества*. Естественноисторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций.

Культурологическое развитие общества. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры*. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур.

Цивилизованное развитие общества. Понятие цивилизации и его многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развития общества.

Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.

Социальный опыт в историческом развитии, его позитивная направленность. Социальный опыт в основных сферах жизни*. Социальный опыт и исторические эпохи. Характеристика современной эпохи.

Тема 18. Природа человека и смысл его существования

Смысл человеческого бытия. Развитие взглядов на природу и сущность человека в истории философской мысли. Возникновение антропологии как самостоятельной области философии и ее основные задачи. Теоретические положения и ценностные установки антропологии.

Научные представления о природе и сущности человека. Индивидуальное и историческое развитие человека как результат присвоения и воспроизводства социокультурного опыта человечества. Человек, общество, культура*. Человек и природа. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Альтернативные взгляды на происхождение и сущность человека. Противоречия между конкретно-научными и философско-антропо-логическими воззрениями на человека.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Несостоятельность социал-дарвинист-ских подходов к сущности человека. Односторонность социологизаторских концепций человека.

Жизнь и смерть человека как философско-социо-логическая проблема. Религия и философия о смертности и бессмертии человека. Альтернативные представления о жизни и смерти человека в биологии и геронтологии. Жизнь и смерть человека как выражение непрерывности и прерывности общественного развития. Философское понимание бессмертия. Биологические и общественные основы жизни человека и организация условий для ее существования*. Человек и экология. Философский подход к осмыслению современной диалектики жизни и смерти человека.

Тема 19. Личность и общество. Проблема


свободы и ответственности личности

Понятия «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Личность как социальное измерение человека, как совокупность его социальных качеств. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс.

Личность как продукт общественных отношений и деятельности. Характер и структура личности. Типизация личности. Роль личности в истории. Соотношение понятий «историческая личность» и «великая личность». Богатство личности. Условия, средства и способы формирования личности как яркой индивидуальности и пути ее позитивной самореализации. Социальная среда и личность. Личность и массы.

Общение человека и его деятельность. Деятельностный подход к познанию человека. Деятельность и свобода личности. Специфика проявления свободы человека. Свобода и необходимость. Ответственность личности, ее права и обязанности. Особенности проявления ответственности в основных видах деятельности. Свобода и ответственность личности в ее социальном статусе и авторитете.

Понятие смысла жизни, его основные элементы. Смысложизненные идеалы, интересы, ценностные ориентации, нормы и принципы, убеждения. Деятельностная сущность смысла жизни. Счастье в смысле жизни.

Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Тема 20. Будущее человечества

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации.

Глобальные проблемы современности: понятие и содержание. Глобальные и общечеловеческие проблемы. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Идея выживания человечества. Типы глобальных проблем.

Характеристика глобальных экологических проблем. Сохранение чистоты окружающей среды человека, гидросферы, атмосферы, биосферы и ближнего космоса как глобальная экологическая проблема. Рациональное использование и воспроизводство полезных ископаемых, природных и энергетических ресурсов. Пути решения экологических проблем. Экология природы, человека и общества.

Социальные глобальные проблемы: борьба с болезнями и голодом, обеспечение людей безопасными продуктами питания и другими средствами жизни. Пути решения социальных глобальных проблем.

Комплексные глобальные проблемы. Исключение войны из жизни общества, преодоление глобальной катастрофы через сохранение и упрочение мира. Демографические проблемы в современном мире. Взаимовлияние темпов воспроизводства населения и их обеспечения необходимыми ресурсами жизнедеятельности, эволюции возрастной структуры и миграции населения с общими процессами развития общества. Национальные аспекты демографии*.

Взаимодействие естественных, гуманитарных и технических наук в решении глобальных проблем человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего*.

5.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:


  1. Кузнецов В.Г. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 519 с. ЭБС : http://znanium.com/

  2. Островский Э. В. Философия: Учебник / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013.- 313 с. ЭБС : http://znanium.com/

Дополнительная:

  1. Антология русской философии: В 3 т. – СПб., 2000.

  2. Асмус В. Ф. Античная философия. –М., 2001.

  3. Дибижев В. В., Каверин Б. И., Ищук М. Н. Философия: Учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2000.

  4. Зеньковский В. История русской философии. – М., 2001.

  5. Канке В. А. Философия. – М., 2002.

  6. Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западной философии. – М., 2002.

  7. Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арспанов В. Г. Философия XX века. – М., 2001.

  8. Рассел Б. История западной философии. – М., 2002.

  9. Раймон Арон. Избранное: введение в философию истории. – СПб., 2000.

  10. Руденко А.М. Философия: Учеб.пособие / А.М. Руденко, Е.Ю. Положенкова, С.И. Самыгин; Под ред. А.М. Руденко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с. - (Высшее образование: Бакалавриат)- ЭБС : http://znanium.com/

  11. Современная западная философия: Словарь. – М., 2001.

  12. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 570 с. - (Библиотека словарей "ИНФРА-М").- ЭБС : http://znanium.com/



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. предисловие iconПредисловие Предисловие переводчика
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
1. предисловие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. предисловие iconТемы для работы в группе ас выздоровление продолжается…
Предисловие 2
1. предисловие iconПрактикум для гуманитарных специальностей. Оглавление. Предисловие. Часть 1 психология

1. предисловие iconКрёстный тесть
Предисловие или вот так это все начиналось
1. предисловие iconПредисловие издателя
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
1. предисловие iconМетодическое пособие Предисловие
Соотносительный анализ календарно-тематического планирования на 1 полугодие с учебными предметными программами
1. предисловие iconОглавление стр. Предисловие 2
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
1. предисловие iconПредисловие часть первая самопознание
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
1. предисловие iconПредисловие Раздел I. Введение
Заполнение заявки на подбор персонала осуществляется непосредственным руководителем подразделения, у которого открылась вакансия
1. предисловие iconНина Павловна «течёт река»
Книга издана усилиями учеников: И. А. Шишковой, О. Г. Сидоровой, С. П. Толкачева, С. Н. Есина. Предисловие С. Н. Есин. 2005
1. предисловие iconАлександр Ивин Логика Предисловие
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – Журналистика (квалификация журналист)
1. предисловие iconСодержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах
Имя существительное: склонение, множественное число. Артикль. Соединительный союз. 13
1. предисловие iconМое видение президентства (предисловие Т. Н. Самсоновой) Размышления над книгой
Дробот Г. А. Кавказский кризис 2008 г в контексте концепции “плюралистической однополярности”
1. предисловие iconПредисловие 7 Условные обозначения места хранения издания: 8
У05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Аудит. Экономический анализ. Планирование. Прогнозирование 25
1. предисловие iconM. Штайнер Предисловие к первому изданию (1927)
Материалы по результатам диагностики, анкетирования, собеседования с классными руководителями, педагогами доп образования, педагогам-организаторам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск