Скачать 135.37 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» Кольский филиал Утверждено Директор КФ Петр ГУ Проф. Путилов А.А. ______________________ «____»___________2011 г. Одобрена на заседании кафедры философии и социологии 23 сентября 2011 г. Зав. кафедрой философии и социологии Измоденова Н.Н.. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Апатиты 2011 Необходимые сведения о характере и требованиях к экзамену по философии при поступлении в аспирантуру Экзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии с акцентом на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с европейской философской классикой, представление об основных направлениях в философии XX века. Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию, а также индивидуальные предпочтения экзаменующегося. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления. Сдающие экзамен должны показать знание следующих разделов философии: I. Предмет и функции философии Философия как вид мировоззрения. Основные философские дисциплины. Философия и наука. Проблема происхождения философии. Философия и мифология. II. История философии Возникновение философии в Древнем Китае и Древней Индии. Основные философские школы и проблемы древней философии Востока (ведийская традиция, конфуцианство, философские проблемы буддизма). Философия древней Греции и древнего Рима. Эволюция от натурфилософии к философии человека. Сократ и сократические школы. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, проблема государства). Аристотель: физика и метафизика. Представления Аристотеля о «перводвигателе» и их воздействие на последующую христианскую философию. Онтология: учение о причинах бытия. Гносеология. Основы научного метода (органон). Учение о категориях. Этика. Социально-политические взгляды. Общая характеристика эллинистической философии. Основные школы и направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Причины распада античной философии. Христианство как основа средневековой философии. Становление христианской философии: апологетика, патристика, схоластика и их представители. Основные проблемы средневековой философии. Философия Возрождения. Мировоззренческий антропоцентризм. Гуманизм и его внутренние противоречия. Натурфилософия Ренессанса как возобновление античной традиции и как исток новой науки. Политические и этические учения. Основные проблемы философии Нового времени. Различные подходы к формированию науки и ее методам. Ф. Бэкон о целях и возможностях науки. Эмпиризм и рационализм. Р. Декарт и принципы рационалистической методологии. Рационализм как мировоззрение. Проблема свободы в философии Б. Спинозы. Проблема эмпирического обоснования знания. Структура опыта в философии Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Проблема причинности в философии Д. Юма. Социально-политические идеи европейских философов XVII-XVIII вв. Политическая философия Т. Гоббса. Основания теории гражданского общества в философии Дж. Локка. Теория общественного договора. Идеи французских и немецких философов XVIII в. об историческом прогрессе, о значении и функциях просвещения и науки, о рациональных основаниях культуры (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Лессинг). Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи «критической» философии И. Канта. Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой. Априоризм и обоснование научного знания. «Чистый» и «практический» разум. Антиномии «чистого разума». Этика долга: учение о «категорическом императиве». «Этикотеология» - выведение религии из нравственной сущности человека. «Абсолютный идеализм» Гегеля. Принципы идеалистической диалектики. Философия права. Тезис «все разумное - действительно, все действительное – разумно» и его интерпретации. Критика «абсолютного идеализма» в европейской философии XIX в. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха. Критика рационализма в философии А. Шопенгауэра. «Экзистенциальная» философия С. Кьеркегора. «Переоценка всех ценностей» Ф. Ницше. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепция отчуждения. Критика частной собственности. Сознание как отражение бытия. Практика и ее роль. Социально-политические аспекты марксизма: учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата. В. Дильтей о специфике исторического познания. А. Бергсон: жизнь как процесс свободной «творческой эволюции». Кризис идеи исторического прогресса. О. Шпенглер и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура и цивилизация. Позитивизм XIX-ХХ вв. Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания. Критика спекулятивной философии. Проблема границ «научной рациональности». Методологические идеи «логического позитивизма». Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности. Ч. Пирс о функциях и задачах мышления. Проблема значения и ее решение в рамках прагматизма. «Инструментализм» Д. Дьюи. Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг). Структура личности. Культура, религия, социальный процесс в свете психоанализа. Коллективное бессознательное, архетипы и факторы формирования личности. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма. Экзистенциализм Ж.- П. Сартра, К. Ясперса. Тема кризиса культуры в западноевропейской философии ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет). Феноменологический трансцендентализм Э. Гуссерля. Проект реставрации рационализма. «Поворот к языку»: язык как источник мировоззрения (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер). Структура связей между языком и опытом. Современные споры о роли науки в культуре (дилемма «сциентизм -антисциентизм»). Культура как многообразие «символических форм» (Э. Кассирер). Постмодернизм: человек на «игровом поле» культуры. Отказ от классических (универсалистских) типов мировоззрения. Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. Диалог «западников» и «славянофилов» в истории русской мысли. Философия всеединства В. С. Соловьева. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Русский анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Философия свободы Н. А. Бердяева. III. Онтология и гносеология Проблема бытия. Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире. Духовное бытие. Природа идеального как философская проблема. Научные картины мира – рациональные модели, конструируемые для объяснения явлений. Типы таких моделей (универсальные, частные, динамические, статистические, детерминистские). Проблема развития. Принципы развития сквозь призму философского мировоззрения. Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Принципы построения научных картин мира. Системный характер научной картины мира. Понятия организации и самоорганизации, их мировоззренческий смысл. Научные картины мира в контексте культуры. История науки как развитие и смена этих картин. Место человека в научной картине мира. Проблема истины. Зависимость ее решения от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как соответствие знания и реальности, истина как условие успешной деятельности, истина как характеристика логически последовательного рассуждения. Истина как регулятивный идеал познания. Познание, его возможности и границы. Знание и мнение. Сомнение, его функция в познании. Соотношение абсолютного и относительного в знании. Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность. Проблема оснований и предпосылок знания. Фундаментализм и антифундаментализм – различные подходы к проблеме обоснованности знания. Проблема критериев истинного знания. Виды и формы знаний. Научное знание, его генезис и основные характеристики. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного метода, историческая эволюция этого понятия. Структура и динамика научных теорий. Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности. Соотношение научного и технического знания. Культура информационной эпохи. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества. IV. Социальная философия. Философская антропология Проблема антропогенеза. Физический облик, труд, язык и миграция как факторы антропогенеза. Человек как социальное существо. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества. Типы и системы общественных устройств. Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная. Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения. Фактор сознания в общественной деятельности человека. Проблема “прав человека”. Общественное развитие как изменение степеней свободы человека. Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность. Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия. Культура и цивилизация. Компоненты культуры. Типы культур и цивилизаций. «Культурный кризис» и его причины. Человек в эпоху кризиса культуры. Возрождение культуры как результат трудовых, интеллектуальных и нравственных усилий людей. Взаимодействие различных культур и цивилизаций в современном мире. “Экология культуры” - условие выживания человечества. Понятие исторического времени. Закономерность и случайность в истории. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения. «Прогрессистские» и «циклические» концепции исторических изменений. Различие темпов исторических изменений в различных сферах общественной жизни: в производстве, искусстве, морали, науке. Противоречия и конфликты, вызываемые этим различием. Историческая память и историческое беспамятство. Вопросы к вступительному экзамену:
Г. Гегель)
Ф. Энгельса
Рекомендуемая литература Философия. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2003. Философия. Учебник. Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. М., 2004. Философия. Под ред. О. А. Митрошенкова. М., 2002. Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002. Б. Рассел. История Западной философии. Новосиб., 1999. История философии: ЗАПАД - ВОСТОК - РОССИЯ. Кн. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М., 1999. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 тт. , СПб., 1997. В. Виндельбанд. История философии. Киев, 1997. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М.: ТК-Велби, 2002. Введение в философию (Руководитель авторского коллектива И. Т. Фролов). – М.: Политиздат, 1989. Воронцов Б. Н. Философия, ее предмет, предназначение и смысл. – Рыбинск: РГАТА, 2000. Черников В. Г. Основы философии: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2003. Вундт В. Введение в философию. – М.: Добросвет, 1998. Губин В. Д. Основы философии. Учебное пособие. – М.: ТОН-Остожье, 1999. Ивин А. А. Введение в философию истории: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. История и философия науки / Под ред. Лебедева А. С. – М., 2004. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. – М.: Мысль, 1991. Канке В. А. Философия. Учебник. – М.: Логос, 2002. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. Курбатов В. И. История философии. Конспект. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. – М.: Контур, 1998. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. – М.: Политиздат, 1991. Сергейчик Е. М. Философия истории. – СПб: Лань, 2002. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. –М.: Гардарики, 1999. Философия. Учебник для вузов. / Под ред. В. П. Кохановского. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Интернет-ресурсы http://www.filosofium.ru/ http://www.psylib.ukrweb.net/books/kunts01/index.htmhttp://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/PHILOSOPHY_OF_SCIENCE http://www.philosophy.ru http://www.auditorium.ru http://www.elenakosilova.narod.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://nrc.edu.ru/ph/r1/index.html Учебник электр: Основные направления, течения и представители философии середины ХIХ-ХХ в.в. (кратко, но многое есть) http://society.polbu.ru/mironov_philosophy/ch56_all.html В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов. Теория "знания-власти" М. Фукоhttp://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko_arh/03.php- археология знания http://filosof.historic.ru/books/c0028_1.shtml -кн.по филос.ист. Степин В. С. Философия науки. М., 2004. Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006. Порус В. Н. Рациональность, наука, культура., М., 2002. (www.lib.ru) Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. (www.philosophy.ru) Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. (www.philosophy.ru) Гофф Ле Ж. Интеллектуалы в средние века (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff_Int/index.php) Сокулер 3. А. Знание и власть: Наука в обществе модерна. СПб., 2001 (http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/sokuler/wissenmacht.htm) Шичалин Ю.А. История античного платонизма (http://mgl.ru/ppr-5731) Ильин В. В. Философия науки: учебник / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учебное пособие / В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 448 с. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Купцов, С. В. Девятова, А. В. Кезин и [др.]. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с. |
Рабочая программа по «мхк» 8-9 класс Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | Календарно-тематическое планирование по истории 7 класс Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | ||
Пояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Информатика и икт» Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | Босва Л. Л. Бином, 2012г; Программно-методических материалов: Информатика... Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | ||
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии... Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | Рабочая программа по «Всеобщей истории. Истории Средних веков». 6... Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | ||
Рабочая программа по «Всеобщей истории. Истории Нового времени XIX... Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу | «Согласовано» «Утверждено» Директор моу дпо (ПК)С приказом начальника Информационно-методический Управления по образованию | ||
«утверждено» приказом от «10» января 2014 года №01 Директор Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования | «утверждено» приказом от «12» января 2015 года №01 Директор Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования | ||
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»... Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | Утверждено Директор Средней школы №9 Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней в течение 2012/2013 учебного года | ||
Рабочая программа учебного курса «Биология» Рассмотрено согласовано утверждено на кафедре учителей Зам директора по увр директор | Согласовано: утверждено: Руководитель мо директор моу сош №30 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Рабочая программа по «Технологии (Труд)» на 2013 2014 учебный год «Согласовано» «Утверждено» Руководитель шмо учителей предметников: Директор школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено Согласовано Утверждено Руководитель мо заместитель директора Директор |