Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст





Скачать 70.27 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст
Дата публикации22.09.2013
Размер70.27 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Философия > План-конспект
План-конспект урока литературы в 6 классе.

В. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.

  • Развивающая: Прививать навыки ведения диспута.

  • Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.

Оборудование:

  1. Портрет писателя.

  2. Тексты, читательские дневники.

  3. Выставка иллюстраций детей к повести.

  4. Пряники в виде коня с глазурью, испеченные родителями и детьми.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, дома вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители?

Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.

2. Проверка домашнего задания.

Давайте обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.

Как воспитывали Витьку

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Учит зарабатывать своим трудом.

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Дисциплинирует внука.

“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.

Не жить одним днем, а думать о будущем.

“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Неравнодушие, желание помочь.

Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.

Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться.

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

Сочувствие, жалость к соседке.

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

Доверие к внуку.

“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

Самокритичен. Есть понятие о добре и зле.

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

Испытывает угрызения совести.

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

Проявляет здоровый альтруизм.

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

Скромность, трудолюбие, основательность.

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

Доброта.

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

Умение противостоять дурному влиянию.

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

Видит раскаянье внука.

“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки.

“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью.

Как воспитывали детей в семье Левонтия

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Норовят цапнуть побольше.

“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего.

“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил.

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ленивые, не любят работать, нет основательности.

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Неопрятность, неуважение к себе и окружающим.

Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.

Сочувствует, помнит “добро”.

“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы.

“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

Недовольство своей жизнью.

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо.

Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

Или все, или ничего… Так похожи на отца.

Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

Подбивают украсть у бабушки калач.

Искушают, сбивают с пути истинного.

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Нет гуманного отношения ко всему живому.

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.

Похоже, что делится своим жизненным опытом.

Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

Причиняет душевную боль другу.

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

Школа выживания.

3. Диспут.

В обсуждении вопросов принимают активное участие не только ученики, но и родители, пришедшие на собрание.

  • Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?

  • Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?

  • Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?

  • Обязательно ли наказывать провинившегося?

  • За что человека можно наказывать, а за что нельзя?

  • Иногда возникает конфликт между “хочу” и “надо”. Что помогает избежать этого конфликта?

  • Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?

  • Кого можно назвать надежным человеком?

  • Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?

  • Наказание и прощение — это две стороны одной медали или принципиально разные явления?

4. Выводы.

Главные открытия ребят.

Наказание — это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом человеке. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Наказание имеет тройное значение:

  1. Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением.

  2. Оно способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.

  3. Снятие вины. “Провинность” — отчуждение, преграда, неуверенность во взаимоотношениях. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Главные открытия родителей.

  1. Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.

  2. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

  3. Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение.

  4. Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.

5. Заключительная часть.

Родители угощают детей пряниками, испеченными своими руками. Рассматривают выставку детских работ. Обмениваются впечатлениями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой...
...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрок мудрости и доброты по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрока: Дидактические
Урок-исследование «Бабушкин пряник – светлая радость детства!» по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», проведенный 22...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconИсследование по литературе в 6-а классе. Учитель Лобанов Н. А. Тема:...
Оформление: Доска: Сюжет (фр предмет) – цепь взаимосвязанных событий. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией,...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»
Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная. Совершенствовать умение работать с текстом; продолжить работу над повышением техники чтения; формировать умение...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрок русского языка во 2 классе Перспективная начальная школа
Совершенствовать умение различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познавательные ууд: формирование умение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconКонспект урока математики во 2 классе по теме
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать умение анализировать текст Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» через включение учащихся в технологию ркмчп (учебная...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Показать учащимся, что язык универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрока Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Показать учащимся, что язык универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить...
Конспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст iconУрока литературы в 5 классе. Тема В. П. Астафьев. Диалог человека...
В. П. Астафьев. Диалог человека и природы в рассказе «Зачем я убил коростеля?» 1 урок


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск