План-конспект урока литературы в 6 классе.
В. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
Развивающая: Прививать навыки ведения диспута.
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
Оборудование:
Портрет писателя.
Тексты, читательские дневники.
Выставка иллюстраций детей к повести.
Пряники в виде коня с глазурью, испеченные родителями и детьми.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, дома вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители?
Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.
2. Проверка домашнего задания.
Давайте обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
Как воспитывали Витьку
Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.
| Учит зарабатывать своим трудом.
| “Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.
| Дисциплинирует внука.
| “Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.
| Не жить одним днем, а думать о будущем.
| “Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.
| Неравнодушие, желание помочь.
| Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.
| Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться.
| “Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.
| Сочувствие, жалость к соседке.
| Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.
| Доверие к внуку.
| “Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.
| Самокритичен. Есть понятие о добре и зле.
| “Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.
| Испытывает угрызения совести.
| Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.
| Проявляет здоровый альтруизм.
| “Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.
| Скромность, трудолюбие, основательность.
| “Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”
| Доброта.
| На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”
| Умение противостоять дурному влиянию.
| “Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.
| Видит раскаянье внука.
| “Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.
| Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки.
| “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”
| Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью.
| Как воспитывали детей в семье Левонтия
“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.
| Норовят цапнуть побольше.
| “Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.
| Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего.
| “Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.
| Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил.
| “Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.
| Ленивые, не любят работать, нет основательности.
| “Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.
| Неопрятность, неуважение к себе и окружающим.
| Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.
| Сочувствует, помнит “добро”.
| “Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.
| Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы.
| “Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.
| Недовольство своей жизнью.
| “По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.
“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.
| Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо.
| Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.
| Или все, или ничего… Так похожи на отца.
| Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”
Подбивают украсть у бабушки калач.
| Искушают, сбивают с пути истинного.
| Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.
| Нет гуманного отношения ко всему живому.
| Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.
| Похоже, что делится своим жизненным опытом.
| Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”
| Причиняет душевную боль другу.
| “Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.
| Школа выживания.
| 3. Диспут.
В обсуждении вопросов принимают активное участие не только ученики, но и родители, пришедшие на собрание.
Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?
Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?
Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?
Обязательно ли наказывать провинившегося?
За что человека можно наказывать, а за что нельзя?
Иногда возникает конфликт между “хочу” и “надо”. Что помогает избежать этого конфликта?
Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?
Кого можно назвать надежным человеком?
Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?
Наказание и прощение — это две стороны одной медали или принципиально разные явления?
4. Выводы.
Главные открытия ребят.
Наказание — это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом человеке. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Наказание имеет тройное значение:
Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением.
Оно способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
Снятие вины. “Провинность” — отчуждение, преграда, неуверенность во взаимоотношениях. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Главные открытия родителей.
Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение.
Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.
5. Заключительная часть.
Родители угощают детей пряниками, испеченными своими руками. Рассматривают выставку детских работ. Обмениваются впечатлениями. |