Понять идею Ю. П. Зломанов





Скачать 424.25 Kb.
НазваниеПонять идею Ю. П. Зломанов
Дата публикации27.06.2013
Размер424.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Понять идею

Ю.П. Зломанов
Ключевые слова. Философия, диалектика, мышление, противоре­чие, непротиворечивость формализации противоречия.

1

После ироничного утверждения Гегеля, - "Противоречие - вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить", в философии, теории познания окончательно утвердилось представление о противоречии в качестве источника самодвиже­ния материя, что присуще и всякому сознанию. Отсюда возникает интерес к природе этого perpetuum mobile (противоречия) с целью использования божественно даровой его энергии для нужд практики.

"Предметом" философии - «тяготение к непротиворечию» (перев. с греч. мой; Ю.З.) является формализация процесса интуитивного мы­шления, что возможно извлечь из истории практики. По свидетельству советского философа Э.В. Ильенкова, первым теоретиком по разработке этой проблемы является нидерландский философ Спиноза (ХVIIв.). Г.С. Альтшуллер исторически реализовал идеи Спинозы и Гегеля, по­строив необычное знание - ТРИЗ и АРИЗ-85В, в основе которых зало­жено понятие о "техническом противоречии". То, что прежде было "вещью в себе" - интуитивное таинство изобретательского творчест­ва, в посттризовское время стало "вещью для нас".

Сегодня ТРИЗ триумфально шествует по странам и континентам, но мировая практика использования ТРИЗ потребовала совершенство­вания её логического инструментария. То есть, если четверть века назад Автор ТРИЗ имел субъективное право требовать от адептов дальнейшего развития и усиления теории изобретательства, тогда как пользователей теория вполне устраивала в силу своей работоспособ­ности, то на сегодня уже объективность предъявила требования к необходимости совершенствования тризовского инструментария.

В 2007 году в Москве состоялся Саммит разработчиков ТРИЗ. Это было грустное зрелище и С.С. Литвин, докладывая Конференции об итогах "встречи в верхах", выразился в присущем ему стиле - начал с поучительной притчи, анекдота из серии о глуповатости блондинок, что однозначно характеризовало положение дел с развитием ТРИЗ.

"Блондинка спрашивает: "Что такое копчик?". Ей отвечают: "Это то, чем оканчивается позвоночник". "А у меня там голова", - удивленно возразила блондинка".

Для обыденного сознания анекдот, конечно, смешон, но в фило­софском смысле здесь логически неразрешимая задача, связанная с неформали­зуемостью феномена бесконечного. Именно в этой форме "нефилософ" С.С. Литвин "морализовал" текущее положение: мы (читай, разработчи­ки) не знаем где "начало" и "конец" в проблеме развития инстру­ментария ТРИЗ, не знаем, за что ухватиться для ее решения. Но мы будем искать выход из тупика.

2

В 1980 году на I Петрозаводском семинаре разработчиков и пре­подавателей ТРИЗ Г.С. Альтшуллер озадачил аудиторию проблемой: "В чем сущность ТРИЗ, почему теория появилась и что она может дать? ", с требованием понимать ТРИЗ как "одну из центральных наук" в сис­теме Познания. Но есть ли "наука ТРИЗ?".

Не мной сказано: "В любом знании столько науки, сколько в нем математики" (математика, греч. - наука, знание). Речь идет о необ­ходимом наличии некой формальной аксиомы, уравнения в предъявленной теории, которые оставались бы незыблемыми при наложении на них всякого материального содержания.

Всмотримся в духовную сущность ТРИЗ - "техническое про­тиворечие" (см. АРИЗ-85В). В категориальном, логическом смысле лег­ко видеть действие одного "инструмента" на два "изделия", что в чистом математическом выражении представляет собой отношение 1:2. Вся решательная часть АРИЗ-85В построена на форме суждения (мыш­ления) о взаимодействии трех элементов технической системы, подпадающими под аксиому - 1:2.

Именно это математическое выражение представляет собой "науч­ность ТРИЗ" как "формат Альтшуллера" и "генный эффект" всего тризовского мироздания, невзирая на то, осознает или не осознает "ма­тематику 1:2" обыденный решатель техноматериальной задачи. И оче­видно, в противном случае, без указанной математики, ТРИЗ свалива­ется в бездну Метода проб и ошибок, становится отталкивающим пус­тословием.

Говоря о "противоречии", естественно мыслятся два и только два конфликтующих элемента. Откуда взялось странное техническое противоречие с тремя элементами - "триречие", по В.В.Митрофанову.

Из тризовской истории известно, Г.С.Альтшуллар извлек его из эмпирики (исследование патентного фонда техники) и доказал экспе­риментально "на людях" (обучающие семинары, книги). Но возможно ли точное, логически непротиворечивое доказательство трехэлементности технического противоречия?

Со времен Аристотеля начало развиваться понятие о "логическом противоречии". Оно разрешается посредством введения оценочных ка­тегорий "истинно" и "ложно" с последующим отбрасыванием (отрица­нием) ложного суждения о неком едином объекте.

Оценочные категории в логической науке принято обозначать ма­тематическими символами "1" и "0" соответственно. На этом основа­нии логическое противоречие непротиворечиво выразить в форме отно­шения 1:0, что в строгом смысле следует понимать как "непротиворе­чивость логического противоречия", как его закон. Судите сами, ка­ким бы смысловым материальным содержанием не наполнялось логичес­кое противоречие, его указанная математическая форма остается неиз­менной, является константой.

В I веке н.э. в Римском праве обнаружилась еще одна, парадок­сальная, неожиданная форма противоречия, где противопоставлялись также два, но уже истинных суждения о едином объекте, что в выше­приведенном смысле подпадает под закон непротиворечивости в форме отношения 1:1. Такое противоречие не разрешается по принципу раз­решения логического противоречия (отсутствует ложное суждение) и получило в логической науке название "антиномии" (греч., противо­законность).

До сегодняшнего дня в логической науке не разработано методо­логических средств для преодоления антиномии, что является головной болью для развития фундаментальных наук, находящихся в застое с середины ХХ в.

Если с понятием о логическом противоречии все ясно, то в ка­честве примера антиномии смотри выше анекдот С.С.Литвина о лукавой блондинке: в заданных условиях противопоставлены два истинных суж­дения, но ответа об окончании позвоночника нет. Остается скорбно констатировать, по основанию "антиномия" ТРИЗ достигла высот науч­ного Олимпа и остановилась перед той же проблемой непреодолимости антиномии.

3

Но так ли уж "страшна антиномия, как ее малюют"?

Решаем задачу: исторически последовательно, а потому объек­тивно, заданы два типа противоречий - логическое и антиномия, что описывается рядом отношений - 1:0; 1:1. Требуется математически показать - доказать возможность существования последующей формы для преодоления антиномии, и вывести академическую науку из за­стоя, включая застойно-антиномическую характеристику С.С.Литвина в представлении о развитии ТРИЗ.

Хотя задача элементарна, - в течение минуты ее решают старшие школьники, домохозяйки, доктора наук - даже тризовцы, но чтобы ее "сочинить" мне потребовалось более 20 лет жесточайшего эксперимен­та над своим сознанием.

Ход решения: в ряду очевидна закономерность неизменности пер­вого члена отношений и увеличения второго члена на единицу. Далее по аналогии с натуральным рядом чисел (аксиома индукции), ответом на задачу о преодолении антиномии может быть только отношение 1:2, что дает понятие о неизбежности существования формы противоречия уже не из двух, но трех элементов.

Если обратиться к академическим справочникам по логике, то в них нет даже прогноза относительно возможности существования тако­го противоречия. А ведь решением этой задачи "теоретически доказы­вается!" неизбежность возникновения в сознании технического проти­воречия с отношением элементов 1:2 и ТРИЗ как таковой (см. выше), что на сегодня доказано лишь практикой.

Ортодокс от науки правильно укажет: с помощью математики мож­но доказать что угодно, потому как сама математика не имеет непро­тиворечивого обоснования. Так было "вчера". На сегодня в Общей те­ории точности "естественное обоснование математики" достигнуто, но это "высшая философия", а потому пока приходится уповать на интуицию читателя и натуральный ряд чисел, который еще никто не опроверг.

Из "встречи в верхах" в 2007 году окончательно стало ясно: "формат Альтшуллера" выработал свой эвристический ресурс, хотя ТРИЗ в целом нормально работает.

Необходимо нечто новое и такое, чтобы консолидировало тризовское сознание в понимании именно развития ТРИЗ и АРИЗа. Индикатор для определения "свой - чужой" уже работает - это понятие о диалек­тическом самодвижении форм противоречий, на основании чего будущее развитие тризовского инструментария самоочевидно.

Имеем ряд противоречий в форме отношений: 1:0; 1:1; 1:2, ку­да уже вписана ТРИЗ. Следующим шагом, непротиворечиво продолжающим ряд противоречий, неизбежно и необходимо будет отношение 1:3 - новое представление о противоречии, включающим в себя уже не три, но четыре элемента, что и требовалось доказать для развития ТРИЗ еще в середине 80-х годов. Такое доказательство мной было представле­но в 1989 году, но тризовское сознание владея лишь чувственным, техноматериальным мышлением еще не могло оперировать чуждым ему духом логико-математических абстракций.

Таким образом, указанный ряд отношений - 1:0; 1:1; 1:2; 1:3 - представляет собой эволюцию, мутацию понятий о непротиворечивости форм противоречия в сознании. И диалектика, - каждая последующая форма ряда содержит в себе предыдущую форму.

4

Вышеприведенная математика в понятии о формах противоречий еще неполна. "Арифметический дух" необходимо диалектически дополнить "материаль­ной геометрией". Понятие о последних впервые в истории Познания были представлены в ТРИЗ в форме технологических категорий "инстру­мент определяет изделие" (вектор) и "веполя". В первом случае это понятие о линейном мышлении, - во втором о плоскостном мышлении (включая графическое изображение технического противоречия).

В "изобретенном" нами (тризовцами) противоречии 1:3, уже четыре элемента. Плоскость уже "занята" ТРИЗ, отсюда четвертый элемент-точку остается идеаль­но разместить в пространстве, что дает представление о геометри­ческой форме противоречия в виде правильной треугольной пирамиды - тетраэдра. Если все же четыре точки-элемента расположить на плос­кости, то получается квадрат - также новое представление о форме противоречия.

В 1995 году на съезде Ассоциации ТРИЗ мной был представлен АРИЗ-95ТЭ [2], где на основании переосмысления закона о четырехэлементной полноте технических систем, появилось "квадратное про­тиворечие" (в строгом смысле квадрат является гранью куба). Каждый участник получил по два экземпляра... "и тишина".

В 1998 году был построен. АРИЗ-98/T-1 (первая часть), в основе которого оказался предсказанный тетраэдр [3]. Эта модель сняла все логические неувязки первой части АРИЗ-85В Г.С. Альтшуллера.

Введение новой геометрии неизбежно потребовало развития преж­них тризовских понятий, но отмахнуться от формы противоречия 1:3 тризовскому сознанию уже никак невозможно, если речь пошла о "новом поколении АРИЗа", продолжении "методических исследований в ТРИЗ".

Представленная идея достаточно ясна и что делать понятно. Требуется сравнить мои АРИЗы с АРИЗ-85В Г.С. Альтшуллера, увидеть прогрессивную новизну и приступить к внедрению, продолжению иссле­дований технических, нетехнических систем под флагом "Тетра-ТРИЗ".
P.S. Говоря о философии, мышлении с позиций нового знания, естест­венным образом вызывает интерес судьба материалистического решения Основного вопроса философии (ОВФ) - "бытие определяет сознание" (сравни с альтшуллеровской категорией "инструмент определяет изделие"). На рис.1, дана развертка новой интерпретации, развитое пред­ставление о непротиворечивом разрешении ОВФ в аспекте непротиворе­чивости системы 1:3.





Рисунок 1. Тетраэдрическая модель решения ОВФ по ОТТ
"В начале сотворил Бог небо и землю", - так гласит первый стих Библии. Сознание выделило из Бытия два истинных, но противоположных мира - духовный и материальный. Возникло неразрешимое антиномичес­кое противоречие о приоритетах духа или материи для развития позна­ния. В конечном счете сформировалось известное "линейное" материа­листическое решение ОВФ.

Окружность с центром О, - проекция идеальности абсолюта Бытия, интуитивно мыслимого в форме шара. Внутри окружности проекция тетра­эдра. Схема наполнена следующим содержанном.

Вектор АВ - подсистема первого уровня, материальный, физичес­кий мир. Вектор СД - подсистема первого уровня, духовный мир, по­рожденный сознанием, практическая деятельность вообще. Антиномия материи и духа находит свое разрешение и согласование разнесением в пространстве (СД - проекция невидимого ребра тетраэдра).

Остальные вектора рассматриваются уже как подсистемы второго уровня. Направленность этих векторов обозначена в форме диодного символа, чем подчеркивается запрет на противоположное направление.

Элементы А и В - переменные величины в смысле их еще неполно­го познания. Элемент О - "измерительный прибор", "критерий истины практической деятельности", согласуемый с законами физической при­роды (АВ). Из сказанного очевидно, всякое сознание мыслит"тетраэдрически", работает по принципу выпрямительного диодного моста, что указывает на самосогласование теории точности с электротехнической практикой.

Элементы А, В, С - условно статичны. Элемент Д - условно дина­мичен (постоянное направление в развитии технических систем). На этом основании получаем формулу 1:3.

Приведенной схемой описывается построение модели изобретатель­ской задачи из четырех элементов по АРИЗ-98/Т-1.
Несколько слов к вопросу "обоснования математики".

Окружность О - третий постулат Евклида. Прямая АВ - первый постулат Евклида. Построение прямой СД - четвертый постулат о равенстве прямых углов. Указанная последовательность геометричес­ких построений в ОТТ происходит "сама" - без вмешательства субъек­тивного сознания. Второй постулат Евклида не находит здесь реали­зации, так как он оказывается эквивалентен третьему постулату.

При геометрическом построении носящем абсолютный характер, за­даны только и лишь только четыре равноудаленных на окружности точ­ки. Отсюда очевидно, для прямой ДА параллельной будет прямая ВС, чем доказывается логическая сущность, природа пятого постула­та Евклида о параллельных.

Последнее происходит уже при вмешательстве сознания, что дает представление о динамической интерпретации пятого постулата. Таким образом, ранее известные пять постулатов Евклида подпадают под формулу 1:3, где в обосновании математики по ОТТ их остается только четыре.
Список литературы

1. Ю.П. Зломанов, "Краткая хроника посттризовской философии"; Труды международной конференции "Теория и практика решения изобретательских задач", г. Москва, 2007г.

2. Ю.П. Зломанов, "АРИЗ-95ТЭ с комментариями и приложением", г. Набережные Челны, 1995г. Машинописная рукопись, депонент, г. Челябинск, ЧОУНБ, фонд ТРИЗ.

3. Ю.П. Зломанов, "О формальной структуре эволюции техническо­го противоречия"; Труды международной конференции "Разви­тие ТРИЗ: достижения, проблемы, перспективы", г.Санкт-Пе­тербург, 2005г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понять идею Ю. П. Зломанов iconУрок разделен на 5 основных частей
В этом уроке мы будем рисовать стеклянный шар. Главная цель урока преподнести идею, как достичь нужного результата. Не обязательно...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconРабочая программа Предмет
Для достижения новых целей образования, достижения нового качества образования, школа выбрала стратегическую идею – идею реализации...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М мире, а вот идею, заложенную в формуле сложно понять, если не умеешь грамотно строить свою речь. Поэтому формируя правильное представление...
Понять идею Ю. П. Зломанов icon1. Краткая история создания музея боевой славы
В 1975 году администрация школы предложила идею создать школьный музей боевой славы, посвященный героическому подвигу героя Советского...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconПрограмма «непрерывное экологическое здоровьетворчество учащихся»
Поэтому нам иногда очень сложно понять их, а им понять нас – своих родителей, воспитателей, учителей. В таких условиях учащимся приходится...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приглашаем Вас на семинар вместе с коучем Cветланой Ланда сделать ревизию собственных целей и баланса сфер собственной жизни, понять,...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconМиссия школы
Ключевые ценности, задающие идею образования в школе в социокультурном сообществе
Понять идею Ю. П. Зломанов iconРабочая программа
Об этапах литературного развития и об особенных влияниях общественных явлений на идею и содержание литературных произведений
Понять идею Ю. П. Зломанов iconРеферат по истории России на тему: «Феномен женской поэзии серебряного...
Это такие замечательные русские поэты как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей...
Понять идею Ю. П. Зломанов icon«Образовательный комплекс имени Альфреда Нобеля» Руководитель команды разработчиков
Ключевые ценности, задающие идею образования в школе в социокультурном сообществе
Понять идею Ю. П. Зломанов iconУрок внеклассного чтения Тема: Красота вокруг нас
На основе анализа образов символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения
Понять идею Ю. П. Зломанов iconУрок Литературное чтение. "М. Пришвин "
М. М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconПроекта
Реализовавший проектную идею в виде проекта: Первушина Наталья Михайловна, учитель начальных классов моу каргапольская начальная...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconДжен Феннел Как понять собаку. Научись говорить на языке лучшего друга
«Феннел, Д. Как понять собаку. Научись говорить на языке лучшего друга»: рипол классик; Москва; 2009
Понять идею Ю. П. Зломанов iconРеферат. Живопись
Компания Henkel, выдвигая идею популяризации неоспоримого бренда надежности клея «Момент» в России, учреждает творческий конкурс...
Понять идею Ю. П. Зломанов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск