Скачать 45.54 Kb.
|
Еремина Галина Васильевна, учитель физики МАОУ «СОШ № 116» г. Перми 1 квалификационная категория Взаимные преобразования текстовой и графической информации на уроках физики, как условие формирования грамотной предметной речи На первый взгляд, физика состоит из цифр и формул, которые используют и знают во всем мире, а вот идею, заложенную в формуле сложно понять, если не умеешь грамотно строить свою речь. Поэтому формируя правильное представление о физической картине мира, говоря о взаимосвязи основных научных понятий и законов физики, невозможно не обращать внимания на речевое оформление высказываний. Существует несколько способов оформления грамотной речи на уроках физики:
а) записываем условие задачи (дано); б) записываем, что нужно найти; в) чертим рисунок или схему; г) используем слова-связки, характерные для научного стиля речи: во-первых, во-вторых, следовательно, в результате, и так; д) словами и буквами выражаем формулу. Чтобы формулу выразить словесно, нужно действовать снова по алгоритму, показывающему зависимость физических величин друг от друга, например: I=U/R. (Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника). При работе с тестом большой объем материала нужно представлять в сжатой форме, а для этого учимся составлять высказывания по плану, а также составлять конспект. Например, при изучении различных физических приборов используют следующий план: а) что это? б) для чего служит? в) из чего состоит? г) принцип действия? д) где используется? А далее по этому плану учащиеся представляют данный прибор в форме развернутого устного высказывания. Физический закон изучают по другому плану: а) название закона; б) формулировка закона; в) математическое выражение закона с комментарием всех физических величин и их единиц измерения; г) границы применения закона. Например: а) второй закон Ньютона; б) сила, действующая на тело равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение; в) F=ma, где F – равнодействующая сила, действующая на тело (единица измерения Ньютон); m – масса тела (единица измерения – килограмм); а – ускорение, с которым движется тело (единица измерения – метр в секунду за секунду); г) границы применения закона: тело должно быть материальной точкой; д) система отсчета должна быть инерциальной; скорость тела должна быть много меньше скорости света.
Рис. 1 Последовательное соединение По рисунку учащиеся должны определить, какой вид соединения, как схематически нарисовать данную схему, записать основные формулы данного вида соединения. Рис. 2 Уравнение бегущей волны По данному рисунку учащиеся должны определить, как одна величина зависит от другой, определить основные характеристики волны и записать уравнение бегущей волны. Рис. 3 Эквивалентная схема По данному рисунку определить соединение проводников, начертить эквивалентную схему, определить нужные физические величины.
На открытом факультативном занятии в 8 «А» классе по расчету общего сопротивления проводников при смешанном соединении была организована работа с текстом задачи, схемами, формулами и оформлением решения задач. Все задачи условно были поделены на две группы: Первая группа задач задана текстом и схемой, а вторая представлена только схемой. В разрешении практических учебных ситуаций создались условия для самостоятельной речевой деятельности:
Все это позволило учащимся самостоятельно вывести алгоритм решения данного типа задач, озвучить монологическую речь в виде поэтапного объяснения. Такой алгоритм важен для решения метапредметных заданий. В дальнейшем при изучении физики учащиеся усовершенствуют навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, представленную на языке физики, как изучаемой науки, выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов, а также в наглядно-символической форме в виде графиков и схем, что и требуют стандарты второго поколения. Библиографический список: www.electricalschool.info www.class-fizika.narod.ru www.wikipedia.org/wiki/ www.fxyz.ru |