Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 64.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер64.67 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект

Конспект

урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Тип урока: восприятие художественного текста.

Виды деятельности учащихся: слушание, рассказывание и выразительное чтение эпизодов сказки, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями.

Цели урока: проверить знание содержания прочитанной сказки; выявить и углубить понимание поднятой проблемы.

Образовательные:

-актуализировать знания по содержанию сказки;

Развивающие:

-развивать речевой контроль;

-развивать внимание, логическое мышление, способность к анализирующему наблюдению;

Практические:

-научить работать с текстом;

-определять лексическое значение слова;

-развивать умение работать с толковым словарем;

Методы обучения:

-проблемно-поисковый метод обучения (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций);

-наглядный метод (повышение эффективности восприятия учебного материала);

Пути достижения методической цели учителя:

-создать проблемную ситуацию;

создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в работа класса;

-полилог в классе, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей;

-сотрудничество учителя и ученика;

-стимулировать учащихся к высказываниям, использованию способов выполнения задания без боязни ошибиться;

-использовать наглядный материал, который сформирует положительную мотивацию к учению у обучающихся;

-создавать ситуацию успеха, поощрять стремление ученика выбирать и осваивать наиболее рациональные способы работы.

Техническое обеспечение: проектор, компьютер.
Ход урока.

Учитывая дефицит учебного времени, то, что пятиклассникам эта сказка хорошо известна, учитель предлагает им познакомиться с ней дома самостоятельно, подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов и подумать над вопросами:

  • Кто принес в жизнь царевны добро, а кто зло?

  • Почему мачеха не смогла погубить царевну?

Эти вопросы сразу заостряют внимание детей на главных проблемах, заставляют перечитывать произведение под определенным углом зрения.

  1. Проверка домашнего задания. Она сосредоточивается в основном на эмоциональном восприятии сказки и начальных попытках детей проанализировать собственные переживания.




  • Понравилась ли вам «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Почему.

  • Какие эпизоды сказки вам запомнились больше других?

  • Кому из героев вы сочувствовали, а кто вызывал ваше возмущение? Почему. Сказка детям очень нравится, а особенно тем, что она написана в стихах, они с

удовольствием пересказывают понравившиеся эпизоды, зачитывают отрывки, выделяя поиски королевичем Елисеем пропавшей невесты, пробуждение царевны и появление у терема богатырей черницы с отравленным яблоком. Они сочувствуют царевне и Елисею, жалеют преданного Соколко, возмущаются злобой мачехи. Их симпатию вызывают и богатыри, и царица-мать.

Первые ответы убеждают в том, что учащиеся еще далеки от понимания глубины произведения, в их рассуждениях пока нет аналитического начала, им запомнился сюжет, понравились стихи, суть же воспринята только формально. Об этом говорит их ответ на вопрос домашнего задания: «Почему мачеха не смогла погубить царевну»? Они отвечают шаблонной фразой: «Потому что добро побеждает зло». Чувствуется, что они не вдумываются в детали и сложности этой «формулы» применительно к пушкинской сказке. По их мнению так должно быть.

  1. Беседа по вопросам. Учитель направляет мысль учащихся в конкретное русло, которое приведет к пониманию сложности понятий добра и зла.

  • Добро или зло принесли царевне зеркальце, Чернавка, богатыри?

  • Всегда ли легко отличить добро от зла?

Отвечая на этот вопрос, дети начинают задумываться над неоднозначностью этих понятий. Правдивое зеркальце направило гнев и зависть мачехи на ни в чем не повинную царевну, затем сообщило, что она живет в лесу, в тереме у семи богатырей -и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Чернавка, «в душу её любя», отпустила царевну, но затем призналась во всем царице и сама же принесла девушке отравленное яблоко. Богатыри приютили беглянку, полюбили её, но не уберегли от беды.

  • Красота, правдивость, любовь, верность и преданность - это добро?

  • Посмотрим значение данных слов в Толковом словаре (группа консультантов зачитывает значение слов по словарю)

  • Безусловно. Однако...Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной

смерти царевны. Царица-мачеха красива, но душа её черна как сажа. Любовь - благо, она

украшает и обогащает, если только это любовь к другим людям, а не к себе. Верность и преданность - тоже прекрасные качества добра. Но...

  • Кому, по сути дела, оказалась верна Чернавка?

  • Чем продиктована её верность?

Чернавка при всех её добрых движениях души осталась верной царице и выполнила её жестокую волю, потому что испугалась наказания и смерти. Верность оказалась черной, как душу её хозяйки, и как её собственное имя: ведь оно образовано от прилагательного «черный» (тот, кто делает чёрную, грязную работу).

  • Вспомните, как называет Пушкин Чернавку, когда она приносит царевне ядовитое яблоко?

Пушкин называет её черницей (монахиней), сохраняя лексическое значение «чёрный», но усложняет его новым смысловым оттенком: черница не должна нести зло, ибо она связана с верой, верностью, но она не черница, а Чернавка, её внешний облик обманчив так же, как и облик красивой царицы, а именно ему доверилась простодушная царевна.

Конечно, в сказке Пушкина этой черной верности противопоставлена верность настоящая, светлая.

  • Кто из героев обладает таким замечательным качеством?

  • Царица-мать, царевна, Елисей, Соколка.

  • На чем основывается такая верность?

На любви. А верность Чернавки основана на страхе. Оказывается, добро и зло не так просты, как кажется с первого взгляда, и даже у самого лучшего качества может быть своя темная сторона.

  • Почему же царевну смог спасти только королевич Елисей?

  • Потому что королевич Елисей любил её.




  1. Работа с иллюстрациями.

На экране иллюстрации по сказке.

Рассмотрим иллюстрации к сказке, автороми которых являются художники-иллюстраторы: В.М.Конашевич, К.Бокарев и Г.Спирин.

Внимательно рассмотрите иллюстрации, вспомните содержание сказки и постарайтесь ответить на вопрос:

  • Соответствуют ли эти иллюстрации вашим представлениям?

Работа В.М.Конашевича нравится. Подробно развернут характер царицы-мачехи: великолепно передано её самодовольство, высокомерие, гордыня. Дополнительные смысловые нюансы вносят в рисунок служанки, заискивающие и подобострастно воздевающие руки перед хозяйкой, видимо превознося её красоту.

Иллюстрация К.Бокарева вызывает восхищение учащихся своей декоративностью, орнаментальным украшением, русским нарядом героини и атмосферой таинственности, создаваемой чёрным фоном и синими сумерками за решётчатыми окнами.

Г.Спирин изобразил сцену сватовства. Богатыри улыбчивы, открыты. Царевна здесь скромная и милая. Художник сумел передать и тонкую иронию поэта по отношению к «румяным усачам».

  1. Итог и выводы урока. Слово учителя.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина - произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичные, но ёмкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета.

На уроке вы вспомнили содержание сказки, выразительно читали эпизоды, пересказывали, сохраняя пушкинские строки, работали над проблемными ситуациями и вопросами, которые концентрируются вокруг главных проблем: борьбы добра и зла, их бесконечной многоликости.
5. Домашнее задание (по рядам). Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1 .Что вы знаете о родной матери царевны? Какой она предстает перед нами? Нарисуйте словами иллюстрацию «Царица ждет».

2.Что такое сочельник? Как вы думаете, случайно ли рождение дочери приходится на вечер накануне Рождества?

3.Почему в приданом царицы-мачехи было только «зеркальце одно»? Объясните, что значит «горда», «ломлива».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск