Скачать 64.67 Kb.
|
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Тип урока: восприятие художественного текста. Виды деятельности учащихся: слушание, рассказывание и выразительное чтение эпизодов сказки, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями. Цели урока: проверить знание содержания прочитанной сказки; выявить и углубить понимание поднятой проблемы. Образовательные: -актуализировать знания по содержанию сказки; Развивающие: -развивать речевой контроль; -развивать внимание, логическое мышление, способность к анализирующему наблюдению; Практические: -научить работать с текстом; -определять лексическое значение слова; -развивать умение работать с толковым словарем; Методы обучения: -проблемно-поисковый метод обучения (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций); -наглядный метод (повышение эффективности восприятия учебного материала); Пути достижения методической цели учителя: -создать проблемную ситуацию; создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в работа класса; -полилог в классе, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей; -сотрудничество учителя и ученика; -стимулировать учащихся к высказываниям, использованию способов выполнения задания без боязни ошибиться; -использовать наглядный материал, который сформирует положительную мотивацию к учению у обучающихся; -создавать ситуацию успеха, поощрять стремление ученика выбирать и осваивать наиболее рациональные способы работы. Техническое обеспечение: проектор, компьютер. Ход урока. Учитывая дефицит учебного времени, то, что пятиклассникам эта сказка хорошо известна, учитель предлагает им познакомиться с ней дома самостоятельно, подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов и подумать над вопросами:
Эти вопросы сразу заостряют внимание детей на главных проблемах, заставляют перечитывать произведение под определенным углом зрения.
удовольствием пересказывают понравившиеся эпизоды, зачитывают отрывки, выделяя поиски королевичем Елисеем пропавшей невесты, пробуждение царевны и появление у терема богатырей черницы с отравленным яблоком. Они сочувствуют царевне и Елисею, жалеют преданного Соколко, возмущаются злобой мачехи. Их симпатию вызывают и богатыри, и царица-мать. Первые ответы убеждают в том, что учащиеся еще далеки от понимания глубины произведения, в их рассуждениях пока нет аналитического начала, им запомнился сюжет, понравились стихи, суть же воспринята только формально. Об этом говорит их ответ на вопрос домашнего задания: «Почему мачеха не смогла погубить царевну»? Они отвечают шаблонной фразой: «Потому что добро побеждает зло». Чувствуется, что они не вдумываются в детали и сложности этой «формулы» применительно к пушкинской сказке. По их мнению так должно быть.
Отвечая на этот вопрос, дети начинают задумываться над неоднозначностью этих понятий. Правдивое зеркальце направило гнев и зависть мачехи на ни в чем не повинную царевну, затем сообщило, что она живет в лесу, в тереме у семи богатырей -и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Чернавка, «в душу её любя», отпустила царевну, но затем призналась во всем царице и сама же принесла девушке отравленное яблоко. Богатыри приютили беглянку, полюбили её, но не уберегли от беды.
смерти царевны. Царица-мачеха красива, но душа её черна как сажа. Любовь - благо, она украшает и обогащает, если только это любовь к другим людям, а не к себе. Верность и преданность - тоже прекрасные качества добра. Но...
Чернавка при всех её добрых движениях души осталась верной царице и выполнила её жестокую волю, потому что испугалась наказания и смерти. Верность оказалась черной, как душу её хозяйки, и как её собственное имя: ведь оно образовано от прилагательного «черный» (тот, кто делает чёрную, грязную работу).
Пушкин называет её черницей (монахиней), сохраняя лексическое значение «чёрный», но усложняет его новым смысловым оттенком: черница не должна нести зло, ибо она связана с верой, верностью, но она не черница, а Чернавка, её внешний облик обманчив так же, как и облик красивой царицы, а именно ему доверилась простодушная царевна. Конечно, в сказке Пушкина этой черной верности противопоставлена верность настоящая, светлая.
На любви. А верность Чернавки основана на страхе. Оказывается, добро и зло не так просты, как кажется с первого взгляда, и даже у самого лучшего качества может быть своя темная сторона.
На экране иллюстрации по сказке. Рассмотрим иллюстрации к сказке, автороми которых являются художники-иллюстраторы: В.М.Конашевич, К.Бокарев и Г.Спирин. Внимательно рассмотрите иллюстрации, вспомните содержание сказки и постарайтесь ответить на вопрос:
Работа В.М.Конашевича нравится. Подробно развернут характер царицы-мачехи: великолепно передано её самодовольство, высокомерие, гордыня. Дополнительные смысловые нюансы вносят в рисунок служанки, заискивающие и подобострастно воздевающие руки перед хозяйкой, видимо превознося её красоту. Иллюстрация К.Бокарева вызывает восхищение учащихся своей декоративностью, орнаментальным украшением, русским нарядом героини и атмосферой таинственности, создаваемой чёрным фоном и синими сумерками за решётчатыми окнами. Г.Спирин изобразил сцену сватовства. Богатыри улыбчивы, открыты. Царевна здесь скромная и милая. Художник сумел передать и тонкую иронию поэта по отношению к «румяным усачам».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина - произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичные, но ёмкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета. На уроке вы вспомнили содержание сказки, выразительно читали эпизоды, пересказывали, сохраняя пушкинские строки, работали над проблемными ситуациями и вопросами, которые концентрируются вокруг главных проблем: борьбы добра и зла, их бесконечной многоликости. 5. Домашнее задание (по рядам). Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1 .Что вы знаете о родной матери царевны? Какой она предстает перед нами? Нарисуйте словами иллюстрацию «Царица ждет». 2.Что такое сочельник? Как вы думаете, случайно ли рождение дочери приходится на вечер накануне Рождества? 3.Почему в приданом царицы-мачехи было только «зеркальце одно»? Объясните, что значит «горда», «ломлива». |