Скачать 69.41 Kb.
|
Задачи урока:
Оборудование: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями, гербарии с различными типами корневых систем, таблица «строение стержневой и мочковатой систем». Ход урока. 1. Организация класса. Девиз урока: «Поменьше учителя – побольше ученика». Как вы понимаете эти слова? Постановка задач к уроку.
2.Изучение нового материала. Ученик читает стихотворение В. Жака. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок! Анализ стихотворения по вопросам: Какова главная мысль стихотворения? О каком органе цветкового растения идёт речь? Это вегетативный или генеративный орган? Как вы думаете: какие функции выполняет корень? Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается в запас питательные вещества. Для формирования вывода о функции корня, они знакомятся с разделом «Функции корня» параграфа 19 учебника. Учащиеся заполняют логико- смысловую модель (ось 1) (индивидуальная работа) Беседа с классом: о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях. Приводятся сведения о корнях ивы и ризофоры из книги А.В.Смирнова «Жизнь растений» стр. 178 и 283 (сообщения учащихся, подготовленные дома). Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово «корень»? Русский язык: корень – основная часть слова. Математика: корень уравнения. Биология: часть волоса, зуба, ногтя. Как вы понимаете выражение: «Пустить корни», «Смотреть в корень», «Покраснеть до корней волос», «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»? А что такое зачаточный корешок, грибокорень? Виды корней (работа по таблице и рисунку № 59 учебника, стр. 89) (парная работа). Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются. Для формирования знаний о видах корней, они знакомятся с разделом «Виды корней» параграфа 19 учебника (заполнение логико – смысловой модели,ось 2). Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева. Длина корней: ширина корней: Капуста – 1,5 м. 1,2 м. Пшеница – 2 м. 1,2 м. Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м. Осот – 6 м. 4 м. Люцерна – 12 м. 1,5 м. Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м. Кактус – до 15 м. Типы корневых систем (коллективная работа). Изучение начинается с того, что учащиеся читают записи наблюдений за прорастанием пшеницы и фасоли, рассматривают рисунки, сделанные во время наблюдений. Отвечают на вопросы: какой орган растения первым трогается в рост при прорастании семян? Как шло развитие корней у проростков фасоли и пшеницы? В чём различие в развитии и внешнем строении корней проростков пшеницы и фасоли? Лабораторная работа: «Стержневая и мочковатая корневая системы» (парная работа). Учащиеся выполняют лрактическую работу стр. 90 учебника. Заполняют таблицу в рабочей тетради, формируют выводы. Учащиеся составляют схему. Заполнение логико – смысловой модели (ось 3) Виды корней Главный Боковые Придаточные (из зародыша (от главного корня (от побегов) семени) и придаточных корней) 4. Закрепление: учитель (или можно дать заранее ученику) читает стихотворение, один ученик сопровождает чтение показом по таблице (коллективная работа). Для чего же служит корень? Корень нужен для того, Что бы удержать растения, В почве укреплять его. А ещё он как насос Надо нам решить вопрос: Как он воду доставляет, Как он соли добывает? Не добывает у растений Знаем, корня одного. Есть придаточный и главный Боковые сверх того. Называем мы системой Сумму всех корней растения. И система корневая Тоже разная бывает. Если в сумме всех корней Мы увидим главный корень, То его сравним со стержнем, Он как стержень, что тут спорить. Если главного мы корня среди прочих не найдём, То такую вот систему Мочковатой назовём. Стержневая та система Для двудольных характерна. Для гороха и моркови, Для бобов и для фасоли. У пшеницы, ржи и риса, У тюльпана и нарцисса Главный корень не найдёшь. К однодольным отнесёшь. А теперь скажи, дружок, Коль меня понять ты смог: Так какая же система Для пшеницы характерна? Почему нельзя бобы К однодольным отнести? Игра «Кто лишний» (индивидуальная работа).
Составьте синквейн с понятием «Корень» (индивидуальная работа). Собери таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).
5. Домашнее задание: параграф №19, вопросы к параграфу. Ниже приводиться логико – смысловая модель урока по темам: «Виды корней и типы корневых систем», «Клеточное строение корня», « Видоизменения корней». Составление «логико – смысловых моделей» (по В.Э. Штейнбкргу) позволили мне представлять знания в виде многомерной модели. Данная модель содержит смысловые элементы и порядок расположения смысловых элементов. Такие схемы, выстроенные детьми на уроке с моей помощью, способствуют формированию целостного восприятия любой информации. Схема составляется не на одном уроке, а на нескольких. В данной схеме отражён материал трёх уроков. Дети могут на схеме делать короткие записи, типа: примеры видоизменённых корней, расположение тканей на определённых зонах, делать рисунки. К схеме могут возвращаться в течение года, дополняя её. Данная схема своего рода - конспект урока. По нему дети легко запоминают ключевые моменты урока или нескольких уроков и легко воспроизводят изученный материал. |