Скачать 44.09 Kb.
|
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме: «Роль деталей в описании предмета» Написание изложения. Цель: продолжить формирование у учащихся навыка писать изложение, составлять план, опираясь на текст; используя игровой момент и возможности изобразительного искусства, показать роль деталей в художественном описании предмета; повторить понятия темы и основной мысли текста; способствовать закреплению умения определять тему и основную мысль данного текста, воспитанию бережного отношения к хлебу. ХОД УРОКА. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с особенностями описания предмета, отметим роль деталей в описании. Проверка усвоения пройденного материала. Беседа по вопросам: - нужен ли план при написании изложения? - Как составить план? - Как составить цитатный план? Подготовка к изложению: 1) Работа с текстом Кусок хлеба. На обочине тротуара лежал кусок хлеба с аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи. Может, выронил его раскапризничавшийся карапуз? Кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком - бочком запрыгал к нему. Но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках. Чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди. Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно: удар что надо! Кусок хлеба попал как раз туда, куда он метил. Это увидел старик с дряхлым, морщинистым лицом, продубленным солнцем и годами. Он мелкими шажками засеменил на середину дороги, нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к газону. «Пусть лучше птички поклюют»,- сказал он. Наверно, при этом он вспомнил свое голодное детство. Можно не сомневаться, что этот человек видел хлеб не только на витрине магазина. И не копейкам, которые стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Поклонился труду человека, всегда нелегкому, святому, рукам его сильным и мозолистым, что кормят нас. 2) Анализ текста: - Какова основная мысль текста? - Почему автор текста выбрал такое название? - Разделите текст на части. - Как описан хлеб? * трогательное, трепетное отношение автора к хлебу противопоставлено бездушному отношению к нему людей. Автор не описывает их , а дает лишь деталь, по которой мы можем догадаться, о ком идет речь. - Кто обладатель огромных пыльных сапог? Что вы скажете об этом человеке? Как он реагирует на лежащий на дороге хлеб? - Кому принадлежат маленькие туфельки? Какова ее реакция на кусок хлеба? - Как и почему по отношению к хлебу ведет себя старушка? - Что можете сказать о хозяине ботинка? Как вы отнеслись к его поступку? - Расскажите о старике и прокомментируйте его поступок. - Какова роль деталей в тексте? 3) Составление плана. 1. Кусок хлеба лежал на обочине тротуара, 2. Шли и шли по тротуару люди: а) появились огромные сапоги, б) перешагнули туфельки, в) прошаркали чувяки, г) начищенный ботинок поддел кусок хлеба, д) старик поднял хлеб и задумался… 3. О чем задумался старик? * В план необходимо включить лично ваше мнение о проблеме. 4) Деловая игра: Сейчас вам предстоит разделиться на 2 команды, каждая из команд представит свой рисованный фильм «Кусок хлеба», состоящий из нескольких кадров. (Их количество определяет команда). Вам необходимо в группе суммировать все, о чем было сказано на уроке. Перед вами - специальные заготовленные листы, похожие на кадры фильма. Сцепив их, получите готовую ленту. Из состава команды вам надо выбрать капитана. Это будет режиссер, главный в процессе создания фильма, 2 человека - сценаристы, которые разрабатывают, что будет в кадре ( дерево, тротуар, часть автобусной остановки, автобус, трава и т.д.), 2 ученика - художники, 1 человек готовится озвучивать ваш фильм. ( время работы над созданием Хочу обратить ваше внимание на то, что вы сами вправе выбрать, например, будет кусок хлеба большой или маленький, в центре кадра или в уголке, в каком окружении он будет находиться, что еще будет в кадре. При всей легкости этого задания оно очень важно для нас сегодня. Мне бы обязательно хотелось сформировать у вас зрительный образ происходящего, акцентировать внимание на каждой детали. Проще всего это сделать именно на рисунке, поскольку словесное рисование - более сложный этап работы. Три человека из класса будут кинокритиками. Им предстоит стать членами жюри. Они будут оценивать весь фильм, но особенно текст, по критериям. Критерии оценки изложения: 1. раскрыта ли тема текста, 2. удалось ли доказать основную мысль, 3. соответствует ли изложение плану, 4. содержатся ли речевые ошибки в содержании текста. Критерии оценки фильма: 1. точность передачи информации, 2. убедительность образов, 3. логика построения кадра, 4. оригинальность подхода ( Написаны на доске) 6) Повторное чтение текста 7) Представление фильмов. Определение победителей. IV.Самостоятельная работа по написанию текста изложения. V. Задание на дом: Закончить письменное оформление изложения VI. Вывод формулируют учащиеся. Учитель русского языка и литературы Леонова Татьяна Владимировна (МБОУ Белоомутская СОШ № 1 Луховицкого района Московской области) |