Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 49.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.10.2013
Размер49.12 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Философия > Тезисы

Как работать с книгой


Лариса Полякова

Учиться — означает овладевать знаниями, а источником знаний всегда была книга. Поэтому школьнику, абитуриенту очень важно научиться работать с книгой, овладеть определенными практическими навыками работы с ней. Необходимо научиться делать выводы из прочитанного, точно цитировать, находить в книге определения для подтверждения или опровержения выдвинутого теоретического положения и т.д. Отсутствие таких навыков приводит к тому, что учащиеся чувствуют беспомощность и растерянность при необходимости самостоятельно подготовить реферат, сделать обзор литературы по определённой теме, выступить с докладом и т.д.

Очень важно четко представлять, как построена книга, уметь отобрать самое главное, основное. Целесообразным является ведение записей. Их составление и оформление зависит от особенностей мышления, запоминания и осмысливания. Обычно это такие формы записи прочитанного материала, как план, тезисы, выписки, конспект. Поговорим о них подробнее.

ПЛАН — это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу могут быть взяты различные факты: определенные исторические события, хронологические промежутки в развитии событий, изменения в психологии действующих лиц (если речь идет о составлении плана к художественному произведению) и др. Процесс составления плана включает в себя следующие моменты: чтение книги (статьи), деление прочитанного на части, краткое наименование каждой части. Различают простой и сложный план. Простой план — это выделение и наименование главных, основных частей статьи (раздела книги). В сложном плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. При записи сложного плана целесообразно пользоваться определенной схемой. Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана поможет вам выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

ТЕЗИСЫ существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.

Различают два способа написания тезисов: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. В первом случае нужно найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли. Во втором случае в тексте находят основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала — например, для доказательства выдвинутого положения.

Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.

ВЫПИСКИ представляют собой особую форму записи. При чтении книг, статей часто приходится выписывать отдельные факты, цифры, таблицы, зарисовывать схемы. В одних случаях этот материал требуется для дальнейшего анализа, изучения, в других он используется сразу же — при подготовке сообщения, доклада. Наиболее важные места изучаемого произведения можно выписывать дословно; если точная ссылка на статью, брошюру не нужна, они могут быть записаны и своими словами. В отличие от плана и тезисов, выписки можно делать в процессе чтения произведения.

ЦИТАТОЙ называется дословная выдержка из какого-либо текста. Цитаты часто используются в докладах, сочинениях — они придают им документальную точность и особую выразительность. Используя цитату, нужно помнить, что она должна максимально точно подтверждать вашу мысль. Важно и другое: чужие слова должны приводиться с абсолютной точностью, в полном соответствии с текстом, из которого они взяты. Советуем при чтении какого-либо произведения выписывать на карточки понравившиеся мысли, удачные сравнения, факты.

Цитата, приводимая в заголовке произведения или перед отдельными главами, называется эпиграфом. В нем обычно выражается основная мысль автора или его отношение к описываемым событиям. Эпиграфы широко используются и в письменных работах учащихся.

КОНСПЕКТ является наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой. В конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении. В качестве обязательного элемента конспект содержит план произведения. Можно сказать, что конспект — это тезисы, дополненные конкретным материалом, фактами, взятыми из произведений. В конспект включаются также цитаты и выписки (цифры, таблицы, схемы). Конспект можно постоянно дополнять новыми записями, фактами и обобщениями.

Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания и название издательства. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале она была напечатана. Затем статья (или раздел книги) разделяется на несколько частей, в каждой части выделяется самое существенное и записывается в тетрадь.

Помимо конспектирования отдельных произведений иногда возникает необходимость законспектировать несколько тематически близких произведений. Такой конспект, соответственно, называется тематическим. Цель тематического конспекта — как можно глубже, всесторонне изучить определенную проблему, подготовить материал для доклада, лекции. Составлению тематического конспекта предшествует подбор и тщательное изучение необходимой литературы. На этой основе составляется план конспекта, а затем и сам тематический конспект. Во многих отношениях он приближается к реферату, к докладу на определенную тему.

Работа с книгой потребует от вас, дорогие читатели, не только умения разобраться в содержании, отобрать существенное, главное в идейно-тематическом богатстве произведения, но и умения дать ему определенную оценку, сделать из прочитанного необходимые выводы. На протяжении всего периода учебы вам, будущие студенты, нужно будет проверять достоверность фактического материала, высказывать к нему свое отношение, увязывать прочитанное с вопросами современной ему общественной жизни.
Источник: http://www.edunews.ru/

Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск