Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 40.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.11.2013
Размер40.19 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Философия > Памятка
Пути формирования у старшеклассников навыков самообразования

(из опыта обучения конспектированию и тезированию текста)
Выступление Густилиной И.Т., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Наша главная цель – научить учиться, свободно ориентироваться в потоке информации, которую получает современный ученик. Поток растёт в геометрической прогрессии, часы сокращаются, становится необходимым уплотнение информации. В связи с этим важным в педагогической деятельности учителя является формирование у старшеклассников умения перерабатывать текст, то есть сокращать его. Существует несколько видов переработки текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Подробнее остановимся на обучении старшеклассников составлению тезисов и конспектов. Большую роль при этом играют обучающие памятки, упражнения, направленные на формирование у старшеклассников умения сокращать текст, выделять главное. Важно, чтобы дети чётко представляли себе, какую задачу они выполняют.

Известно, что тезисы — это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Этому следует учить ещё при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, оза­главливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем от­личие конспекта от других видов сокращения текста? План — это самая короткая форма изложения текста, его ло­гическая схема в виде кратких формулировок; тезисы — основ­ные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сфор­мулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате си­стематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к пол­ному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план. Это дети должны чётко усвоить.

При обучении конспектированию использую памятки, которые имеет каждый учащийся.

Памятка при составлении конспекта по отдельному тексту

1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составь­те его подробный, развернутый план.

2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те час­ти, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.

3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объеди­ните.

4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второ­степенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (корот­кими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты — однород­ными членами.

Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, — тематический конспект.

Приступая к работе над тематическим конспектом, советую восполь­зоваться следующим планом:

  1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне.

  2. По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

  3. Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый ис­точник с указанием страниц. Если же в другом источнике матери­ал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

  4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы по­лучите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

  5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

  6. Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его и подумайте:

  • удовлетворяет ли вас его общий план (после того как он уже реализован);

  • хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания;

  • удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов;

  • верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в других случаях.

  1. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты.

Старшеклассникам бывает трудно добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями?

Для этого советую, в первую очередь, прочитать весь текст, оп­ределить его главную мысль, отобрать материал, который раз­вивает эту мысль в логической последовательности.

Текст поделить на части (абзацы), указать их границы. Осо­бое внимание обратить на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отно­шений.

Большое внимание уделяю формированию у старшеклассников умения составления конспекта речи, воспринимаемой на слух, — лекции, доклада, устного сообщения.

Памятка при конспектировании устного сообщения учителя

  1. Старайтесь уловить опорные, ключевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта;

  2. Используя эти слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые использованы в устном сообщении,

  3. Объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно,

  4. Второстепенные детали опускайте,

  5. Учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные буквенные обозначения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск