Пути формирования у старшеклассников навыков самообразования
(из опыта обучения конспектированию и тезированию текста) Выступление Густилиной И.Т., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Наша главная цель – научить учиться, свободно ориентироваться в потоке информации, которую получает современный ученик. Поток растёт в геометрической прогрессии, часы сокращаются, становится необходимым уплотнение информации. В связи с этим важным в педагогической деятельности учителя является формирование у старшеклассников умения перерабатывать текст, то есть сокращать его. Существует несколько видов переработки текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Подробнее остановимся на обучении старшеклассников составлению тезисов и конспектов. Большую роль при этом играют обучающие памятки, упражнения, направленные на формирование у старшеклассников умения сокращать текст, выделять главное. Важно, чтобы дети чётко представляли себе, какую задачу они выполняют.
Известно, что тезисы — это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Этому следует учить ещё при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем отличие конспекта от других видов сокращения текста? План — это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок; тезисы — основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план. Это дети должны чётко усвоить.
При обучении конспектированию использую памятки, которые имеет каждый учащийся.
Памятка при составлении конспекта по отдельному тексту
1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план.
2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет.
3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.
4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).
5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты — однородными членами.
Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, — тематический конспект.
Приступая к работе над тематическим конспектом, советую воспользоваться следующим планом:
Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне.
По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.
Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.
Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.
Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.
Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его и подумайте:
удовлетворяет ли вас его общий план (после того как он уже реализован);
хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания;
удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов;
верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в других случаях.
Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты.
Старшеклассникам бывает трудно добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями?
Для этого советую, в первую очередь, прочитать весь текст, определить его главную мысль, отобрать материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.
Текст поделить на части (абзацы), указать их границы. Особое внимание обратить на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений.
Большое внимание уделяю формированию у старшеклассников умения составления конспекта речи, воспринимаемой на слух, — лекции, доклада, устного сообщения.
Памятка при конспектировании устного сообщения учителя
Старайтесь уловить опорные, ключевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта;
Используя эти слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые использованы в устном сообщении,
Объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно,
Второстепенные детали опускайте,
Учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные буквенные обозначения.
|