Скачать 456.2 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ОРГАНИЗАЦИОННО-Методические УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Философские проблемы естествознания» Красноярск 2013 УДК О Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: СФУ, 2013 – 34 с. ISBN Организационно-методические указания по изучению дисциплины составлены для магистров третьего курса, обучающихся по направлению 020400.68 – «Биология», в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские проблемы естествознания»; содержат тематический план семинарских занятий, рекомендации по формам проведения занятий и график учебного процесса. В сборнике указаний даны пояснения по оценке показателей успеваемости студентов в кредитно-рейтинговой системе. Рецензенты: Печатается по решению редакционно-издательского совета Сибирского федерального университета М. М. Уткина ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 2013 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В организационно-методических указаниях изложена методика преподавания дисциплины «Философские проблемы естествознания», реализуемой в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО (М1.Ф1) для студентов-магистров, обучающихся по направлению 020400.68-«Биология». Организационно-методические указания содержат структуру и методику преподавания теоретической и практической части дисциплины, а также пояснения по оценке показателей успеваемости студентов в кредитно-рейтинговой системе. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ Состояние постмодерного общества характеризуется идеей тотального кризиса научной рациональности и критикой современной науки. В этих условиях естествознание вынуждено переопределять свое место и статус в системе человеческого мировоззрения, что абсолютно не возможно без особой философской рефлексии как в содержательном, так и методологическом ракурсах. Курс «Философские проблемы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий. Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования. Задачи изучения дисциплины Задачами изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания являются:
2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компетенции: ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению; ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения. 3. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Курс призван подготовить студентов к профессиональной деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых ФГОС ВПО к преподаванию в высших учебных заведениях. Курс «Философские проблемы естествознания» осуществляется в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО (М1.Ф1). Преподавание дисциплины основано на знаниях, полученных в рамках таких вузовских учебных курсов как «Философия», «История биологии» и «Методология научного творчества». Магистр, приступающий к изучению учебной дисциплины «Философские проблемы естествознания» должен иметь представление о логике становления философской мысли и уже свободно оперировать абстрактными категориями. Знания по истории биологии помогут в понимании общей логики становления научного познания. Знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, являются базовыми для будущей исследовательской деятельности. Углубленное изучение основ методологии научного знания осуществляется уже в рамках подготовки к кандидатскому экзамену. 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 з.е (72 часа), из которых 75 % согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу (табл. 1). Аудиторные занятия включают 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового зачета. Таблица 1
Таблица 2 Структура дисциплины
Содержательно дисциплина состоит из двух разделов (модулей). Первый раздел «Общие проблемы философии научного знания» посвящен общим философско-методологическим вопросам о специфике научного знания и логике научного исследования. Рассмотрение этих вопросов осуществляется с опорой на знания из области естествознания. Второй раздел «Естествознание: философско-методологический подход» нацелен на изучение собственно философских основ естествознания, например, на формирование представлений о характере связей объективной действительности (детерминация, эволюция, системность, самоорганизация, кооперация и т. д.), а также фокусирует внимание на этико-технологических возможностей естествознания сегодня. 5. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ семинарских занятий Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания. Семинар 1. Тема 1. Философия и наука: точки пересечения (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Тема 2. Познавательные установки ученого и философское знание (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Семинар 2 - 3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (4 часа).
а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня б) понятие, специфика и структура теоретического уровня в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход. Семинар 4. Тема 1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира (1 час). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
|