Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 456.2 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации03.11.2013
Размер456.2 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

ОРГАНИЗАЦИОННО-Методические УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«Философские проблемы естествознания»

Красноярск 2013

УДК

О

Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: СФУ, 2013 – 34 с.
ISBN
Организационно-методические указания по изучению дисциплины составлены для магистров третьего курса, обучающихся по направлению 020400.68 – «Биология», в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские проблемы естествознания»; содержат тематический план семинарских занятий, рекомендации по формам проведения занятий и график учебного процесса. В сборнике указаний даны пояснения по оценке показателей успеваемости студентов в кредитно-рейтинговой системе.


Рецензенты:


Печатается по решению редакционно-издательского совета
Сибирского федерального университета


 М. М. Уткина

 ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный

университет», 2013
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В организационно-методических указаниях изложена методика преподавания дисциплины «Философские проблемы естествознания», реализуемой в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО (М1.Ф1) для студентов-магистров, обучающихся по направлению 020400.68-«Биология».

Организационно-методические указания содержат структуру и методику преподавания теоретической и практической части дисциплины, а также пояснения по оценке показателей успеваемости студентов в кредитно-рейтинговой системе.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Состояние постмодерного общества характеризуется идеей тотального кризиса научной рациональности и критикой современной науки. В этих условиях естествознание вынуждено переопределять свое место и статус в системе человеческого мировоззрения, что абсолютно не возможно без особой философской рефлексии как в содержательном, так и методологическом ракурсах. Курс «Философские проблемы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.

Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.
Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания являются:

  • сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;

  • изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;

  • определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

  • использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;

  • формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;

  • рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);

  • уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;

  • формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;

  • развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.


2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компетенции:
ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.
3. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Курс призван подготовить студентов к профессиональной деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых ФГОС ВПО к преподаванию в высших учебных заведениях. Курс «Философские проблемы естествознания» осуществляется в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО (М1.Ф1).

Преподавание дисциплины основано на знаниях, полученных в рамках таких вузовских учебных курсов как «Философия», «История биологии» и «Методология научного творчества». Магистр, приступающий к изучению учебной дисциплины «Философские проблемы естествознания» должен иметь представление о логике становления философской мысли и уже свободно оперировать абстрактными категориями. Знания по истории биологии помогут в понимании общей логики становления научного познания. Знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, являются базовыми для будущей исследовательской деятельности. Углубленное изучение основ методологии научного знания осуществляется уже в рамках подготовки к кандидатскому экзамену.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 з.е (72 часа), из которых 75 % согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу (табл. 1).

Аудиторные занятия включают 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового зачета.

Таблица 1


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,45 (16)

0,45 (16)

семинарские занятия (СЗ)

0,45 (16)

0,45 (16)

Самостоятельная работа:

1,55 (56)

1,55 (56)

изучение теоретического курса (ТО)

1,11 (40)

1,11 (40)

творческие задания

0,44 (16)

0,44 (16)

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет


Таблица 2

Структура дисциплины


№ п\п

Модули и разделы дисциплины

СЗ зачетных единиц (часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц (часов)

Реализуемые компетенции

1

Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания.

0,17 (6)

0,305 (11)


ОК-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

2

Тема 1.1. Философия и наука: точки пересечения.

0,03 (1)

0,056 (2)

3

Тема 1.2. Познавательные установки ученого и философское знание.

0,03 (1)

0,08 (3)

4

Тема 1.3. Специфика научного познания, его структуры и динамики.

0,11 (4)

0,17 (6)

5

Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход.

0,27 (10)

0,805 (29)

6

Тема 2.1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира.

0,056 (2)

0.17 (6)

7

Тема 2.2. Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов.

0,056 (2)

0,14 (5)

8

Тема 2.3. Специфика реализации принципов эволюции, системности и саморганизации в современном естествознании.

0,056 (2)

0,17 (6)

9

Тема 2.4. Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм. Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек».

0,056 (2)

0,11 (4)

10

Тема 2.5. Проблема истины и объективности в современном естествознании.

0,03 (1)

0,11 (4)

11

Тема 2.6. Этические проблемы современного естествознания.

0,03 (1)

0,11 (4)

12

Выполнение и защита творческого задания




0,44 (16)


Содержательно дисциплина состоит из двух разделов (модулей). Первый раздел «Общие проблемы философии научного знания» посвящен общим философско-методологическим вопросам о специфике научного знания и логике научного исследования. Рассмотрение этих вопросов осуществляется с опорой на знания из области естествознания.

Второй раздел «Естествознание: философско-методологический подход» нацелен на изучение собственно философских основ естествознания, например, на формирование представлений о характере связей объективной действительности (детерминация, эволюция, системность, самоорганизация, кооперация и т. д.), а также фокусирует внимание на этико-технологических возможностей естествознания сегодня.
5. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ семинарских занятий
Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания.
Семинар 1.

Тема 1. Философия и наука: точки пересечения (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Предмет и функции философского знания.

  2. Роль и место философии в научном познании.

  3. Исторические формы взаимодействия науки и философии.

  4. Пересечение философии и естествознания.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Эмпирична ли философия?

  2. Философия для гуманитария или естественника?


Тема 2. Познавательные установки ученого и философское знание (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Понятие познавательной стратегии научного исследования

  2. Детерминация выбора познавательной стратегии моделью исследуемого объекта

  3. Гносеология как категориальная схема, характеризующая познавательные процедуры и их результат.

  4. Проблема знания в философии. Соотношение знания и информации.

  5. Исторические типы научной рациональности.

  6. Теория истины. Эволюция концепций понимания истины и ее критериев.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Различие познавательных стратегий при выборе атомной и атомно-эфирной моделей объекта.

  2. Связь онтологии и гносеологии.

  3. Эволюция понимания знания.

  4. Кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности.

  5. Достоинства и недостатки классической концепции истины применительно к изучению естествознания.


Семинар 2 - 3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (4 часа).


  1. Представление научного знания как системы

  2. Структурные уровни научного знания:

а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня

б) понятие, специфика и структура теоретического уровня

в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня

г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней

  1. Процедуры обоснования и объяснения теоретических знаний, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений.

  2. Историческая изменчивость социально-культурных условий и внутринаучных механизмов порождения знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.

  2. Ученый: мудрец или всезнайка.

  3. Понятие социокультурной детерминации научного познания.

  4. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

  5. Генезис образцов решения задач (парадигмальный сдвиг).

  6. Динамика науки как творческий процесс научного поиска.


Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход.
Семинар 4.

Тема 1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира (1 час).
Вопросы для подготовки:


  1. Особенности научного знания и проблема возникновения естествознания.

  2. Понятие научной революции. Концепция Т. Куна

  3. Теория научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  4. Понятие и функции научной картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Античное естествознание: проблема существования.

  2. Содержание и эволюция механистической картины мира.

  3. Отличия квантово-реляционной и синергетической картин мира.

  4. Онтологическое и гносеологическое значение теории относительности А.Эйнштейна


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск