Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 85.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер85.43 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект
ТЕМА: Дифференциация Ч-Т*

План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

(нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи)

Цели:

Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать фонематический слух, операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений; словообразовании; обогащать и активизировать словарь; уточнить представление об основных единицах языка - слоге, слове, словосочетании, предложении, тексте; закрепление орфографических правил.

Коррекционно - развивающие: развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого; аудиокассета “Звуки леса”; мяч, ряды слов (задание №6), отпечатанные по числу учащихся; изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, жучок, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр; задания на установление простых аналогий, отпечатанные по числу учащихся, конверты с набором слов для составления предложений.

Ход урока.

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).
2. Сообщение темы. Почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]?

На доске и в тетрадях записываем число и тему “Различай ч - т”. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда - вы сами догадаетесь, когда послушаете эти звуки (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 1-2 мин.).

Где мы оказались? (в лесу). Как вы догадались? Мы слушали звуки.

Это были речевые или неречевые звуки? Почему вы так думаете?
3. Уточнение артикуляции звуков. Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвиньте к себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Ребята, вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.

Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

4. Соотнесение звуков с буквами. Показать букву, соответствующую звукам в слогах: ча, тя, те, че, чу, чи, тю, ти, ать, ач, уть, уч.
5. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

У каждой птицы в лесу - своя песенка. Попробуем повторить за ними: те - те - че,

че - че - те, те - че - те, чи - ти - ти, чи - ти - чи и др.

6. Чтение рядов слов с заданием. Сейчас мы отправимся на лесную полянку, а пойдёем мы по тропинке, такой же длинной, как цепочка слов, которые будем читать. Читаем целыми словами и стараемся их запомнить:

ночь - ночи - чижи - жить - жечь - речь - речи - мячи - мять – мыть - рыть - чары - часть.

Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?

стихи - тихий - чихал - читал - учите - стучи - чисто - часто - части - вести - гости - горсть.

Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?
7. Обобщение по фонетическому и семантическому сходству.

Мы вышли на лесную полянку (изображение на доске). А вот и лесные жители. Угадайте, кто они:

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зелёная спинка.

б) Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

в) От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

г) Я коровка не простая, не даю я молока.

От цветка к цветку летаю, в точках спинка и бока.

К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки и жучка. Повторяем слова ещё раз. Что общего у них? (можно назвать одним словом, у всех слов есть звук [ч’]).
8. Словообразование. Соотнесение звука и буквы. Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принёс игру.

Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово (кузнечик). Правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры: “Не перепутай буквы!” Кузнечик просит назвать детенышей птиц и животных и записать эти слова. Но сначала покажем буквы (ч или т):

у зайца - (зайчата) у волка - (волчата)

у белки - (бельчата) у сороки - (сорочата)

у кошки - (котята) у утки - (утята)

Какую букву будем писать после ч? Почему? Какие птицы и животные (из тех, что назвали) не живут в лесу?
9. Простые аналогии. Соотнесение звука и буквы.

Следующая игра у насекомого, в названии которого звук [ч’] второй по счёту (пчела). Прочитать название с обратной стороны картинки: “Какое слово подойдёт?” Речевой материал отпечатан по числу учащихся

бабочка кузнечик

летать стрекотать, ловить, прыгать
чиж одуванчик

птица стебель, растение, земля

Прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово справа. Свяжите его по смыслу с одним из слов внизу как первое со вторым.

Записать в тетради эту пару слов:

кузнечик - прыгать, одуванчик - растение.
10. Физминутка.

На полянке, словно в сказке, дружно выросли ромашки

(медленно встаём из положения сидя).

Как подует ветерок - наклонится стебелёк

(наклоны в стороны, руки вверх).

Наклонится до земли, и не раз, а целых три (наклоны вниз).

По сторонам оглянется и к солнышку потянется (руки на пояс - повороты, руки вверх - потянуться).
11. Составление словосочетаний.

Третья игра у насекомого, в названии которого [ч’] третий по счету (жучок).

Читаем название: “Слово потерялось”. Угадайте его:

тёмная, грозовая, большая … что это? (туча) туча какая?

Назовите только одно слово со звуком [т’].

Записать “тёмная туча”. Мы получили словосочетание - два слова, связанные между собой. Найти главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.

Аналогично составляем словосочетания: чистая, глубокая, прозрачная ... что это? (речка) речка какая? Подобрать слово со звуком [ч‘].
12. Составление предложений. Работа с текстом.

Последняя игра у бабочки (“Собери предложение”).

Из чего можно “собрать” предложение? Что выражает предложение?

Как показать на письме его начало и конец? У каждого ученика

на столе конверт с набором слов для составления предложения

(ч, т пропущены).

Составьте предложение, выложив слова на парте,

вставьте в слова пропущенные буквы. После проверки

учителем предложения записываются в тетрадь.

Задание выполняется под музыкальное сопровождение.
чечевица

1) После но_и солне_ные лу_и согрели землю.

2) Лесные п_ицы на_али свою перекли_ку.

3) Вот засту_ал на берёзе _ёрный дя_ел.

4)Забавная песня _е_вицы похожа на дразнилку.

5) А какой мелоди_ный голосок у пено_ки!

6) П_ицы спешат накорми_ь голодных п_енцов. пеночка

7) До ве_ера будет зву_ать _удесный п_и_ий хор. Приготовьтесь читать свои предложения по порядку. На доску прикрепляем цифры. Учащиеся читают предложения, сверяя номер на доске с номером конверта.

Что у нас получилось? (текст).

Из чего состоит текст? (из предложений).

Связаны ли предложения в тексте по смыслу?

О чём говорится в этом тексте? (о птицах).

Тема текста - о птицах. Что говорится о птицах? (что они поют весь день).

Это главная мысль текста. Она должна быть в названии рассказа. Озаглавить текст. В случае затруднений найти заголовок в предложении №7.
13. Подведение итогов.

О каких звуках и буквах говорили на занятии? Теперь вы умеете различать их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Какие задания вам понравились больше других?

Дидактический материал к занятиям




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч –Т


1. Читай целыми словами:

а) пять - петь - печь - печи - лечи - лети - сети - дети - дачи - дать - дуть - чуть

б) ночь - ночи - чижи - жить - жечь - речь - речи - мячи - мять - мыть - рыть - чары

в) стихи - тихий - чихал - читал - учите - стучи - чисто - часто - части - вести - гости
2 Пара к паре. Прочитай первую пару слов. Как они связаны между собой? Прочитай слово справа над чертой. Свяжи его по смыслу с одним из слов внизу так, как слова первой пары.

а) бабочка кузнечик

летать стрекотать, ловить, прыгать


б) чиж одуванчик

птица стебель, растение, земля

в) вечер сентябрь

ночь осень, месяц, октябрь



г) забыть говорить

вспомнить болтать, молчать, петь

д) лечить учить

врач ученик, учитель, учебник

е) теленок утенок

мычать плавать, нырять, крякать

3. Прочитайте слова парами, вставляя буквы ч , т:
а) *ашка - *яжкий б) *ёрка - *ёрный в) ка*ить - то*ить

*айка - лен*яйка пя*ёрка - пе*ёнка но*ёвка - пу*ёвка

ов*ина - пау*ина вну*ата - у*ята по*ерял - по*есал

*улан - *юльпан ко*ёнок - зай*онок Пе*ька - пе*ка

*есный - *естный про*ёр - про*ёл *ижик - *ише

зай*ик - зон*ик ле*ил - ле*ел *ёрный - *ёмный

*еремок - *еренок *еснота - *ернота ка*ели - хо*ели


4. Спишите, добавляя слоги че или те :

а) __сто, __рвяк, __нёк, __пло, __репаха, __мно, __рпел, __рпал, __лефон,

б)__чёт, __ловек, у__бник, ме__ли, ве__рний, хо__ли, ко__льная, ка__ли, ле__ли, по__рнел, по__мнел, по__рял, вы__ркнул

5. Прочитайте слова, вставляя буквы ч, т. Спишите, распределяя их в два столбика.

п_ицы, зая_ий, о_ец, о_ередь, кус_ик, зон_ик, клю_ик, пе_енье, _итал, с_ихи,

_ишина, ум_ался, при_ина.
6. Прочитайте слова, вставляя ч или т.

п_и_ий, у_и_ель, _е_ерев, _ер_ил, мес_е_ко, ап_е_ка, _ис_юля, _яну_ка, _ер_ёж,

ме_та_ель, _е_ёт, отве_а_ь, мы_и_е, выклю_а_ель.
7. Прочитайте слова , добавляя ч или т. На какой вопрос они отвечают?

Что обозначают?

а) _ирикает, стреко_ет, сту_ит, мол_ит, жур_ит, шеп_ет, грохо_ет, шелес_ит.

б) рас_ёт, цве_ёт, те_ёт, пле_ёт, ка_ается, _янется, ле_ит, пря_ется, ска_ет.
8. Прочитайте словосочетания, вставляя ч или т:

а) _истая _етрадь , _ёплые лу_и, _ёрная ту_а, солне_ный зай_ик,

пле_ёт пау_ину,

б) выу_ил с_ихи, по_ерял у_ебник, реши_е зада_у, шелес_ит лис_ьями, ле_ят упус_ил добы_у, но_ная _ишина, ве_ерний _ай.
9. Прочийте текст, вставляя ч, т. Озаглавьте его. Определите границы предложений.

Ар_ём и Ви_я решили пой_и на ре_ку маль_ики нарыли _ервя_ков они взяли удо_ки и тронулись в пу_ь вот и ре_ка Ви_я закинул удо_ку клюёт маль_ик по_янул удо_ку из воды на крю_ке вер_елся карась.
10. Составьте рассказ по вопросам, используя слова в скобках.

Лучи.

1. Куда ушли лучи солнышка? (в дальний путь)

2. Что они понесли листьям, цветам и травам? (тепло и свет)

3. Где лопнули почки и бутоны? (на вишнях и черемухе)

5. Куда заглянул маленький лучик? (во двор)

6. Кто там гулял? (Петя и Тёма)

7. Что сделал лучик? (стал играть с детьми)
11. Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы:

1) У*енье - свет, а неу*енье - *ьма.

2) Повторенье - ма*ь у*енья.

3) По*итай у*ителя как роди*еля.

ПЕТЬ – ПЕЧЬ

МЯТЬ – МЯЧ

ВРАТЬ – ВРАЧ

ВЕТЕР – ВЕЧЕР

ПЕТЬКА – ПЕЧКА

ТЯВКАТЬ - ЧАВКАТЬ



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск