Скачать 54.58 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. УМК «Школа России» МБОУ «СОШ №117» г. Снежинска Челябинской области Учитель: Волошина Татьяна Николаевна Тема: Д.Н.Мамин - Сибиряк « Серая Шейка» Тип урока: урок получения новых знаний Цели: *Познакомить детей с авторской сказкой. Обучать анализу текста сказки, используя различные виды работы над текстом: отвечать на вопросы; уметь формулировать вопросы к тексту; кратко пересказывать текст; читать по ролям; составлять план пересказа; выделять компоненты; давать рецензию на ответ или чтение; использовать опорные таблицы-алгоритмы; работать в группах. *Развивать речь; навык правильного, плавного, выразительного чтения; умение выражать при чтении свои чувства и отношение к читаемому. * Воспитывать любовь и чувство жалости к животным; эмоциональную отзывчивость и рефлексию при восприятии художественного произведения. Планируемые результаты: Развитие этических чувств, эмоциоально- нравственной отзывчивости, сопереживания, любви к природе, животным. Овладение навыками смыслового чтения текста, анализа текста, оценки характеров и поступков героев произведения. Готовность слушать собеседника, излагать свою точку зрения и анализировать работу одноклассников на уроке. Средства обучения. Портрет писателя, картинка с изображением уточки, ободок «Уточка», серия сюжетных картинок к данному произведению, игровой материал, логопедическая таблица, опорные таблицы с алгоритмами, учебники, книга «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка. Ход урока
- Для этого необходимо подготовить речевой аппарат. 1) Сначала проведём дыхательную гимнастику: - вдохните и на выдохе считайте от 1 до 5; - спокойно подышите; - вдохните и на выдохе посчитайте т 1 до 10; - спокойно подышите; - вдохните и на выдохе посчитайте т 1 до 15; - спокойно подышите. 2) Теперь пробежимся по звуковым дорожкам: - прочитайте буквосочетания со стечением согласных, чётко произнося каждый звук. ( Логопедическая таблица) 3) А сейчас вспомним скороговорку про уточку. ( Дети проговаривают скороговорку). Улитка просит уточку. Закинь-ка в речку удочку. Уточка закинула – Уклейку-рыбку вынула.
- Сегодня мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» - К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка) - По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность). - Эта сказка авторская или она относится к устному народному творчеству? ( Авторская). - Что вы знаете об авторе сказки? ( Рассказывает ученик).
- Мне хочется проверить, как вы справились с этой работой? - Кто является главным героем сказки? (Уточка). (На доске картинка с изображением уточки). - Каких ещё героев сказки вы запомнили? - Кого из них можно назвать положительным героем и почему? (Уточку, зайца, старую утку, охотника). - А кого из них отнесём к отрицательным героям и почему? (Лису). - Распределите этих персонажей на 2 группы: Положительные герои Отрицательные герои Серая Шейка Лиса Заяц Старая утка Старик Акинтич 2. Игра «Найди ответ» - А вот теперь мы с вами поиграем в игру «Найди ответ» и выясним, как вы поняли смысл прочитанного. Я вызываю к доске 5 человек, каждый из которых на обороте таблички с названием персонажа сказки найдёт вопрос, на который должен будет дать ответ. Все остальные дети внимательно слушают ответы и оценивают их. (Выходят 5 детей по выбору учителя и отвечают на вопросы). - Кто правильнее и полнее ответил на свой вопрос? Оцените ответы. (Дети по желанию дают короткие рецензии, используя опорную таблицу-алгоритм). 3. Проверка плана - А сейчас я хочу проверить, как вы поработали над планом? Кстати, для чего вы составляли план? ( Чтобы последовательно пересказать содержание сказки). - К доске приглашаются по 1 человеку от каждого ряда по желанию. Каждому из них я выдам серию сюжетных картинок для того, чтобы они, последовательно расположив картинки, составили картинный план, который мы соотнесём с текстовым планом, составленным вами дома. ( Три человека выходят к доске с сюжетными картинками, один ученик с места читает составленный дома текстовый план, а трое вывешивают на доску сюжетные картинки). Желающие анализируют выполнение детьми этого задания. Физминутка. Подвижная игра « Уточка». ( Дети идут по кругу, в центре его водящая - «Уточка», которая показывает им различные физические упражнения, которые дети, глядя на неё выполняют ). Дети: Уточка луговая, Серая, полевая. Где ты ночку ночевала? Уточка: Под кустиком, под берёзкой. Сама , утя, хожу, Детей своих вожу. Сама, утя, поплыву, Детей своих поведу.
- Ну, вот, поплавали, а теперь поработаем над содержанием сказки. Откройте учебник на стр. 142. Найдите в 1 части текста ответы на мои вопросы и зачитайте их. 1) Почему Серая Шейка не могла лететь в тёплые края? 2) Как птицы готовились к отлёту? - Как вы понимаете выражение « Вода для неё составляла всё» ? - Найдите 2 часть текста. - О чём в ней говорится? (Как утка встретилась с зайцем) - Найдите отрывок, который начинается словами «Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и до конца части читаем по ролям. - Замените выражение « Душа в пятки ушла» подходящими по смыслу словами. - Дайте рецензию на чтение детей по ролям. - 3 часть , а точнее, отрывок из нее читаем способом «жужжащее чтение»и думаем, какие вопросы можно поставить к этой части. (Что произошло с рекой, когда наступили морозы? С кем встретилась Серая Шейка?) - 4 часть. Чтение «цепочкой» в группе отрывка, начинающегося словами « И Серая Шейка тоже начала бояться…» и заканчивающегося словами « и ей некуда будет деться». - Найдите сравнения, которые употребил автор? - Для чего он это сделал? 6. Итог - Чем закончилась сказка? - Каким вы представляете себе охотника Акинтича? Нарисуйте словесную картинку. - О чём эта сказка?( О доброте) - Чему она нас учит? (Любить природу, животных, беречь их) - В каком предложении выражается главная мысль сказки? Прочитайте и объясните, почему так считаете? ( Ничего, старуха и без шубы на печке не замёрзнет!) 7. Оценивание деятельности учащихся на уроке. 8. Д/з Дома вы перечитаете те места в сказке, которые вам больше всего понравились или взволновали вас. |