Скачать 75.46 Kb.
|
Конспект урока русского языка Тема: Неопределенная форма глагола. Класс: 4 «А» Учитель: Ащина Наталья Владимировна, I квалификационная категория Тип урока: изучение нового материала Вид урока: комбинированный Технология: на диалоговой основе с элементами ТРКМ Цель: способствовать ознакомлению с неопределенной формой глагола. Задачи:
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа с одаренными детьми. Виды работы: работа по карточкам, самостоятельная работа, тестирование, работа с текстом, игра Умения и навыки: определять падеж имен существительных, разбор слова по составу, работа с текстом, знание орфограмм, умение находить в тексте глаголы н.ф., ставить глаголы в н.ф. Оборудование: мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивный плакат, листы с заданиями для детей Ход урока:
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята. на "десятку" знали. На письме и в разговоре нас употребляли. - Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? - Какую часть речи продолжаем изучать? -Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?
III. Словарная работа: Приплыть на корабле (П.п) прове сти экскурсию (В.п.) ра ботать шофером (Т.п.) пройти около вагона (Р.п.) преодолеть расстояние (В.п.) - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально) IV. Вызов - Обратите внимание на глаголы в словарной работе. - Что можете сказать об этих глаголах? - Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? - Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? - Какова тема нашего урока? – Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия: Неопределённая форма глагола Начальная форма глагола Инфинитив - Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый". – Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы? – Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.) V. Осмысление: 1. Инсерт – Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями: «V» – знаю; «+» – для меня новое. «?» - не понял(а), есть вопросы – Что вы знали о глаголе неопределённой формы? – Что нового узнали? – Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы? - Попробуйте составить кластер по неопределенной форме глагола. – Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.) Физминутка – Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте. Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет. 2. Первичное закрепление Дети работают по вариантам: упр. 1 - сильные учащиеся, упр.2 - слабые Упражнение 1 Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму. Как поступить, если хочется драться, Плакать, кричать и щипать, и бодаться? Хочется очень толкать и брыкаться, Прыгать скакать и юлой извиваться… Упражнение 2 Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму. Ударил гром двенадцать раз И замер в стороне. Природа отдала приказ Салютовать весне. Приказ – черёмухе цвести, крапиве быть не злой, дождю дорожки подмести серебряной метлой. Чтоб каждый кустик был певуч, Всем птицам звонче петь, А солнцу выйти из-за туч, И веселее греть! - Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – ставит знак« +». Кто допустил ошибку – «^». У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–». (Двое учащихся работают за компьютерами и выполняют тестовое задание с последующей самопроверкой и самооценкой.) Упражнение 3 Выпишите глаголы и поставьте их в неопределенную форму. Снег теперь уже не тот – Потемнел2 он в поле. На озерах треснул2 лед, Будто раскололи. Облака бегут2 быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. С.Я. Маршак У доски проводим разбор 2 слов по составу. Сам- но разбираем глагол бежать 3. Рефлексия: Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности на уроке. Ответы на вопросы: 1) Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда? 2) Поднимите руки, кто не устал во время урока, а кто устал? 3) Кто доволен своей работой на уроке? 4) А кто недоволен? Чем именно? 5) У вас на парте есть анкеты. Оцените ваше впечатление от урока и отметьте выбранную клеточку: Анкета 1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).
3. Хотел(а) бы ты ещё раз побывать на таком уроке? Да. Нет. VI. Домашнее задание - Составить синквейн по теме «Неопределенная форма глагола» Сказка об Инфинитиве В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив. Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. – Часы! – услышала она голос. – Что? – Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем. Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. – Почему вы живёте здесь один? – Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные! – Расскажите, пожалуйста, это так интересно! – Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка: Начальной формой быть приятно, Начало лучше, чем конец – Инфинитив – звучит занятно, – Я вам назвался, наконец. Ко мне летят лишь два вопроса, В них смысл жизни для меня. А если про другое спросят, Молчу, – меня не обвинят. Вид у меня бывает разный… А про лицо я дам ответ: Его не видели ни разу, Его по-видимому нет. Всегда по горло делом занят. Нет времени – так где же взять? Тому, кто этого не знает, Инфинитива не понять… Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: – Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего? – И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид. – Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ? – Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило. |