Протоиерей Владислав Свешников Очерки христианской этикиОглавление
1. ВВЕДЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. 3
Поведение человека и его мотивы 4
Объективная содержательность нравственного мира. Всеобщность нравственной проблематики. 7
Благо как сущность нравственного бытия 10
Божественное откровение как источник нравственного знания 13
Ценностное отношение к Богу, к людям, к себе и к миру. 17
Переживание, мотивы и сущность ценностного выбора 21
Смысл и способы личностной жизни: этический аспект 30
Личность, общество и нравственная проблематика 33
Нравственный поиск правды и его отсутствие 36
Установки и практика нравственной жизни 39
Добро и нравственный закон 45
Благо и блажен ство 52
Достоинство лич-ности и созидание души 55
Свобода и самоопределение 58
Нравственный долг, правда и право 64
Критерии и ориентиры нравственной жизни 69
2. КАТАСТРОФА И КАТАСТРОФЫ. 73
До грехопадения (образ и подобие) 74
Грехопадение 78
Падшесть. Греховность 85
Грехи ума и сердца. 88
От помысла — к страсти 97
Гордость — фундаментальная страсть 105
Искушения и соблазны 111
Работа 115
Влияние мира 120
Влияние плоти 126
Грех душевности 130
Совместность усилий диавола,мира и плоти 133
Предательство Бога, ближних и себя 137
Приложение к главе 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И КОНЕЦ СВЕТА. 142
Деградация личности и общества 143
Искаженность установок на грех и добродетель 147
Непонимание очевидностей 151
Мир пристрастий 154
Нравственная сфера и душевные болезни 158
Психопатии и неврозы 164
Нравственные особенности человека «лютого» времени 173
Антихрист и «его» народ 180
Апостасия 184
3. НАЧАЛО ПУТИ. 188
Неизбежность и необходимость покаяния 189
Смысл и содержание покаяния 193
Полнота и этапы покаяния 197
Три «ипостаси» покаяния 204
Покаяние как нравственное возрождение 205
Покалние как жизнь 212
Покаяние и Царство Небесное 219
4.ФУНДАМЕНТ ЖИЗНИ. ИСКАНИЕ ПРАВЕДНОСТИ. 223
Духовная нищета, ее значение и подлинность 223
Смирение: мир с Богом, с миром и с собой. 230
Пути обретения духовной нищеты 235
Смиренномудрие и блаженный плач 239
Разные слезы 243
Кротость – выявление смирения 246
Спаситель и святые - образцы кротости 249
5. ЗАКОН БОЖИЙ 299
6. НРАВСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ВОЛЯ БОЖИЯ. 336
Воля Божия о человеке 337
Суд Божий и суд человеческий 340
Значение Промысла в жизни человека и его действия 343
Содержание нравственной жизни и Промысл 345
Промысел и благодать 349
Свобода человека и ее извращения 352
"Работа " Христа соработничество 355
Искание воли Божией 359
Различение духов 367
7. ИСТИННЫЙ ПОРЯДОК НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 376
Необходимость нравственных порядков 376
Заповеди как принципы устройства 380
Знание того, что важнее 386
Заключение. Обзор этических дорог. Смерть и жизнь. 1146
1. ВВЕДЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.
Два круга вопросов всегда были наиболее существенными в человеческом личностном и общественном самосознании.
Стремление к непротиворечивому и полному знанию о мире, его происхождении, о его сущности и закономерностях ; - и о человеке, - о его природе, смысле существования, внутреннем мире и его насыщенностях взаимоотношениями со всем, что входит в созерцание мира - составляло один круг вопросов.
Ответы на второй круг вопросов должны были дать человеку понимание того, как надо жить.
Но что значит сам вопрос - как надо жить? Кажущийся понятным беглому полу-интуитивному взгляду, этот вопрос при внимательном рассмотрении способен вызвать глубокое недоумение двоякого рода - в зависимости от личного душевного и умственного устройства.
Что значит - "как
надо?" спросят одни. Если я свободная личность, то всякие «надо» - и вообще и по конкретным ситуациям - определяются мною самим , определяются в меру моего ума и желаний, если только содержание этих определений не противоречит принятому уголовному закону.
Что значит -
"как надо?" - возразят другие. Религией, обществом, национальными традициями - вполне определены общие нормы поведения, представлены известные образцы. Следуй принятому и предостаточно.
И кажется, люди обычно и следуют какому-либо из этих двух этических методов в своей жизни; и далеко не всегда осознают совершающиеся нравственные ошибки, а даже когда и сознают - редко принимают их на счет недостаточности или даже ошибочности принятой ими моральной методологии. Да и, пожалуй, нет ни одного из человеков, кто всегда вполне последовательно устраивался в жизни только на основании какой-нибудь методики.
Само наличие двух подходов свидетельствует о том, что, по крайней мере, один из них не совсем, мягко говоря, соответствует правде. Кроме того, если б было все так просто, не занималось бы человечество, в лице наиболее небезразличных к правде и тонко чувствующих и остро думающих своих представителей (иные из них оказывались для какого-либо общества и времени -
совестью) этическими проблемами. Если бы и на самом деле все так и было, - не отстаивали бы - в кухонных спорах или ученых диспутах - люди свою правоту. Уже одно то, что по отношению к разным событиям и установкам разные люди применяют разные критерии оценок, и то, что сами оценки оказываются различными до противоположности, свидетельствует о том, по крайней мере, что совсем не решен для всех одинаково вопрос о "правильности" жизни. Большей частью именно разное понимание "правильности" и вызывают различные конфликты - и личные, и общественные; и это в свою очередь означает, что "неправильностей" всегда существует больше, чем "правильностей".
Но даже само ощущение «неправильности» означает, что все же существует и некая - вне человека и выше человека - правда, с которой и могут соотноситься и по которой могут оцениваться и все теоретические или иррациональные правила, и самая конкретность человеческой жизни, прежде всего в поступках ( поступки и видеть, и осознавать, и оценивать проще всего).